ZunderCom - Черноморское побережье Краснодарского края


Черноморское побережье Краснодарского края

16.08.2010 – 28.08.2010

Текст: Вадим Тарелкин
фото: Вадим Тарелкин, Анастасия Баданова

Из жары в тёплые края
Лето 2010 года запомнится жителям Европейской части России как самое жаркое и невыносимо душное за последние несколько десятилетий. И, как следствие, сильной засухой, погубившей урожаи и вызвавшей жуткие торфяные и лесные пожары почти во всех центральных областях. Едкий дым от них в считанные дни и на долгие недели повис над Столицей и областью, прихватив соседние Рязанскую, Владимирскую, Нижегородскую... От него не спасали ни закрытые окна, ни мокрые тряпки на форточках. Города стали похожими на большую печь, в которой нас медленно коптили. Единственным желанием в мыслях миллионов было поскорей куда-нибудь уехать: подальше, туда, где свежий воздух, и нет этой всепроникающей и изматывающей жары и вонючего смога. Ожидание отпуска никогда ещё не было таким мучительным, а сам отпуск столь желанным!
Вопреки сложившейся у нас в команде традиции, все мы, понемногу вливающиеся в семейную жизнь, этим летом проводили свои каникулы порознь и в совершенно разных местах. Другие о своём отдыхе расскажут сами, а наш с Настей выбор пал на юг Краснодарского края – Черноморское побережье, ежегодно привлекающее к себе в гости огромные толпы любителей пассивного матрасничества и курортного отдыха. А почему бы и нет?! Ни разу там не были – нужно посетить! Я не ставлю цели в этом рассказе описать все достоинства или недостатки пляжного отдыха. Об этом все и так прекрасно знают. Расскажу о наших впечатлениях от посещения прибрежных курортных городков и тех мест, куда мы успели заглянуть.
Но почему же Юг, спросите вы, если жара и без того достала? Так вот, когда поездка планировалась, жары ещё не было, а потом просто не хотелось всё отменять. Позже, как бы парадоксально это ни звучало, мы понадеялись, что на юге будет прохладнее! Ведь рядом с водой жара всё равно переносится легче, нежели в душном мегаполисе. И надежды эти полностью оправдались. Даже в самые жаркие дни было намного легче, чем в задыхающейся собственными выбросами Столице. А временами и дождик с грозой случался, принося с зелёных гор приятную прохладу и свежесть.
Прошло 6 лет с того момента, когда я в последний раз видел Чёрное море, во время весеннего выезда в Крым на тренировки по альпинизму. Но то был «чужой» берег, украинский, хоть и принадлежавший России в недавнем прошлом. Теперь предстояло увидеть наш родной кусочек Черноморского побережья, с каждым годом становящийся всё более популярным благодаря будущим Зимним Олимпийским играм 2014 года.
В ночь с 15 на 16 августа дополнительный ночной поезд Москва–Адлер повёз нас в непривычном для меня направлении. Несмотря на это, некоторые места по пути его следования оказались очень и очень знакомыми. Во-первых, это Рязань и Рязанская область с областными центрами Кораблино и Ряжск – родными мне хотя бы потому, что всё летнее детство я провёл в маленьком деревянном домике на берегу речки Рановы в Кораблинском районе. Даже тем ранним утром я не смог спать и пристально, с теплотой в сердце всматривался в дорогие сердцу и знакомые пейзажи, посёлки и даже дороги.
Кстати, отдельную благодарность хочу выразить сайту Московского Железнодорожного Агентства, предоставляющего наиболее полную справочную информацию о поездах дальнего следования, благодаря которому мы смогли выбрать вагон с кондиционером и не мучаться от жары на всём пути следования!
После полудня был ещё один знакомый городок – Лиски. Знаменит он расположенным рядом Дивногорьем. Вспоминая зимнюю поездку на Байкал, не составило труда заметить, сколь мало нами обследовано южное направление по сравнению с восточным! Зацепив безостановочно территорию Украины, мы ждали встречи с Кубанью и Кавказскими горами. Последняя остановка на равнине перед въездом в горы – станция Горячий Ключ и одноимённый город, тем прохладным утром угостивший нас разнообразной выпечкой и добываемой здесь минеральной водой, промочившей горло и смывшей с него остатки пепла и копоти.
И начались горы. Пока маленькие, совсем не такие, каким обычно представляется Кавказ, но ничуть не менее красивые! Мне они показались сильно похожими на южно-уральские, которые я видел в Башкирии. Похожие на пирамиды, с пологими склонами, покрытыми смешанным лесом, под которыми оголили свои узорчатые каменные русла давно не видевшие дождя быстрые речки. Маленькие деревушки, вытянувшиеся вдоль этих речушек. Луга с пасущимися на них коровами, овцами и лошадьми.
Под одну из гор поезд нырнул в тоннель, словно в пещеру, а когда вынырнул, будто оказался совершенно в другом месте – с неба сыпался сильный дождь, и откуда только он взялся?.. Это горы – вот ответ!
Побережье
Мы подъехали к Туапсе – первому прибрежному городу на этой железной дороге и станции нашей высадки. Там, куда нам вначале предстоит ехать, железной дороги нет, и далее требовалось добираться автобусом. Первым местом отдыха был выбран посёлок Лермонтово, находящийся примерно в 35 км от Туапсе. Критерии выбора самые обыкновенные – минимальная цена проживания при максимальном удобстве, а также чистота. Хотя, как вскоре выяснилось, с чистотой и непопулярностью мы сильно ошиблись.
Пока добирались от железнодорожного до автобусного вокзала успели немного познакомиться с городом. Улочки очень узкие, с неярким южным оттенком, заполненные всякого рода киосками с сувенирами и быстрым питанием. Вспоминая свои прогулки по городкам Крыма, в Туапсе я почти не почувствовал настоящую южную ауру, которой наполнен Крым даже ранней весной. Разве что растительность немного отличается от городов средней полосы – туи, кипарисы...
Зато таксистов у обоих вокзалов – хоть пруд пруди! Готовы везти в любую точку побережья, только денежки готовь. Цену бомбилы просили примерно в 3 раза большую, чем стоит билет на автобус, что, в принципе, ещё терпимо.
Дорога в сторону Лермонтово, выйдя на окраину города, змейкой серпантина взбирается на гору, открывая внизу эффектные панорамы города и частички побережья, и уходит за перевал к посёлку Агой. Городские власти явно пытаются сделать, чтобы жители любили и гордились Туапсе – на дороге установлены целых три стелы с названием города, а на большинстве автобусов красуются патриотические слоганы: «Я – туапсинец!» А ещё на всём протяжении шоссе часто попадаются агитационные плакаты по борьбе с детской беспризорностью. Видимо, это действительно стало большой проблемой на Кубани.
Многие пассажиры автобуса вышли в Небуге. Там большой аквапарк, и те, кому наскучило море и пляж, видимо, ищут себе новые развлечения. Вообще, все селения, которые мы проезжали, были пересыщены отдыхающими. Да и знаменитое название «Орлёнок», который теперь не пионерлагерь, а Всероссийский Детский центр, уже говорит о безумной популярности этих мест. Народ отдыхает как в пансионатах, так и просто дикарями, заняв палатками всё свободное пространство вдоль побережья.
Между посёлками Ольгинка и Новомихайловский автодорога вновь уходит в сторону от моря и поднимается на перевал. На поворотах в крутых склонах гор видна красивая складчатость и слоистость пород, их слагающих. Невольно задумываешься о тех временах, когда Кавказские горы только образовывались, вырастая из равнины под действием неимоверной силы, сминающей каменные пласты.
И вдруг, начав уже спускаться, мы неожиданно встали в грандиозную пробку! Никогда бы не подумал, что в горах такое может случиться! Навстречу пронёсся целый караван машин ДПС с мигалками и сиренами. «Неужели, и тут кого-то пропускаем?!» – подумалось мне... Но через 5 минут уже в обратном направлении проследовали несколько карет скорой помощи в сопровождении всё тех же гаишников. Да... Что-то случилось... Таким образом, путь в 35 км у нас занял 2,5 часа! А причин пробки мы так и не увидели – она как-то сама собой рассосалась!
Посёлок имени Михаила Юрьевича
Посёлок назван именем русского поэта потому, что Михаил Юрьевич Лермонтов был поручиком Тенгинского пехотного полка, который дислоцировался как раз на территории Тенгинской бухты, где сейчас стоит Лермонтово.
Выбрав Лермонтово первым местом своего отдыха и посчитав, что будет там мало народу, мы ошиблись. Все улицы оказались до предела заполнены отдыхающими. А раз есть спрос – было и предложение в виде бескрайних торговых рядов: от сувениров и тряпок до шашлыка и хачапури.
Немного развеял разочарование гостевой дом «Демерчи», в котором мы поселились. Внешне ухоженный и вполне приятный. В целом, неплохое сочетание цены и качества обслуживания, к тому же, с двухразовым питанием, входящим в стоимость проживания. Но видно, что постояльцев бывает очень много, а поддерживать номера в идеальном состоянии не хватает времени: мебель сильно потрёпана, ручки в дверях изношены. И таких мелких недочётов набирается много. Но плюсов всё равно больше. Поэтому смело ставим ему твёрдую четвёрку.
Сам посёлок небольшой, в нём много гостиниц, а также жилья в частном секторе, которое предлагают на каждом шагу. На калитках даже прибиты стандартные таблички с описанием предлагаемых услуг: номера, автостоянка, душ и прочее. Всё организовано и распределено. А по-другому и не может быть – ведь в прибрежных курортных посёлках у местных жителей все источники дохода связаны с приезжими. Каждый занял свою нишу и не упускает ни малейшей возможности подзаработать: жильё, питание, сувениры, прочая торговля, экскурсии, развлечения на пляже. Иногда даже кажется, что вот-вот понесут воздух или воду продавать! Причём, цены на питание, выпечку и фрукты близки к московским, а иногда и выше. Хотя, казалось бы, всё это отсюда родом и должно стоить копейки. Но понять этих людей тоже можно – заработок сезонный, и всё остальное время года придётся жить на вырученные средства, а отдыхающий народ готов платить любые деньги.
Почти в каждом ларьке или магазинчике и обязательно на пляже вам предложат попробовать и приобрести домашнее вино. И вот тут надо быть очень внимательным! Казалось бы, чего тут особенного, виноград у всех растёт почти как сорняк. Но, как нам позже пояснила администратор пансионата Вея, куда мы направились после Лермонтово, зачастую предлагается вино с совершенно экзотическими вкусами типа «персик с гранатом», на деле оказывающееся ни чем иным, как разбавленным спиртом с добавкой ароматизаторов и красителей. Так что, без обмана тоже не обходится, как и в любой торговле!
Отдельный способ заработка именуется модным словом «джиппинг», также повсеместно охвативший курортные посёлки. Это полуэкстремальные экскурсии на УАЗиках со снятым тентом к различным природным объектам: пещерам, водопадам, дольменам, скалам. Пожалуй, УАЗ-козлик – самый популярный внедорожник в этих краях. Призывы на экскурсии звучат со всех сторон, но в большинстве своём все они однотипны. Возят даже в Сочи, а ближайшие к Лермонтово – Кузнецовский и Тенгинские водопады. Только зачастую, помимо осмотра достопримечательностей, такие туры включают в себя шоу-программу, которая, к примеру, нам совершенно была не нужна.
Водопады
Вот и решили мы добраться туда самостоятельно. От Лермонтово до села Тенгинка всего 4 км, а оттуда до водопадов ещё около 2,5 км. Благо, в Тенгинку ходит маршрутка, и мучительного шагания в жару вдоль шоссе удалось избежать. Выйдя у магазина вместе с местным дядькой, показавшим нам дорогу, мы вскоре свернули вправо по указателю «водопады» и направились в сторону дышащих свежестью и чистым воздухом гор. Асфальт закончился, и дорога продолжилась грунтовкой по берегу полностью пересохшей речушки... Появились сомнения, что мы вообще сможем увидеть водопады – вдруг и там всё пересохло?.. Обогнув гору, мы вышли на открытую площадку с кафешкой, рядом с которой стояло множество УАЗиков и даже гусеничный тягач. Это что-то вроде кордона, только не заповедной, а арендованной территории. Вход платный. И тут же хозяин предлагает комплексную экскурсию на своём «танке» к вершине Орлиной горы (Пляхо).
Для простого посещения водопадов нужно заплатить по 70 рублей и пройти около 800 метров по широкой горной тропке. Подходя, сначала слышишь лёгкое журчание где-то внизу, а затем выходишь к раздвоению тропы, откуда во всей своей красе показывается первый водопад высотой 13 метров, тонкими светлыми струйками спадающий в маленькое озерцо у его подножия с покрытой мхом скалы. Вода чистая и освежающая – приятно постоять под природным душем после проделанного по жаре пути.
Слева от водопада в красивых складках скал есть небольшой гротик, мимо которого, проявив немного альпинистской сноровки, можно попасть ко второму водопаду чуть меньшей высоты. Но есть и более безопасный способ – вело-кантная переправа, по которой вас перевезут за отдельную плату.
На обратном пути к кордону можно заглянуть на купальню – небольшой пруд, сооружённый на этом ручье, с прогретой солнцем водой цвета морской волны. Можно и понырять – глубина позволяет. А после всех водных процедур не грех заглянуть в кафе, в меню которого, кроме известного во всём мире шашлыка, можно найти и многие
другие блюда национальной кухни. Хашломá – суп из говядины с овощами, ачмá – многослойная лепёшка с сыром, ёкá – лаваш, обжаренный с сыром, а также настоящий домашний тан – армянский кефир, совсем не такой, что продаётся в магазинах.
По дороге в Тенгинку мы ещё успели заглянуть к пасечнику, где попробовали горный мёд различных сортов: из акации, чёрного клёна и других цветущих растений, растущих в окрестностях. И себе немножко к чаю прикупили, а также были угощены вкусными яблоками.
В результате, за меньшие деньги, чем берут за экскурсию, мы смогли ещё и поесть, и с мёдом уйти, да и впечатлений получили не меньше, избежав назойливой шоу-программы.
Переезд
После 5 дней, проведённых в Лермонтово, пора было возвращаться в Туапсе, чтобы оттуда на электричке доехать до посёлка Якорная Щель, расположенного в 35 км от центра Сочи. Как мы пробивались в автобус, битком набитый единоличными наглыми харями, лучше вообще не рассказывать. Спасибо понимающему водителю! Таксисты же, пользуясь безвыходностью положения желающих уехать, заламывали такие бешеные цены, что мысленно начинаешь ощущать себя на одном из вокзалов Москвы.
С горем пополам добравшись до Туапсе, в ожидании вечерней электрички мы отправились гулять. Ну, не цепляет ничем этот городок! Есть, конечно, примечательные места и улочки, но в целом, чего-то ему не хватает. Зато есть огромная нефтебаза, растянувшаяся на полгорода и начинающаяся рядом с пляжем. Дальше – морской вокзал и порт.
Но наибольшее впечатление, и притом отрицательное, произвели несколько враждебно настроенных по отношению к окружающим людей, виденных по отдельности. Сложилось ощущение, что это не город-курорт, а какой-то быдлятник! Дождавшись своей электрички, мы, наконец, уехали оттуда, надеясь, что в Якорной Щели всё-таки будет чище и лучше.
От Туапсе и до самого Адлера железная дорога идёт вдоль побережья, давая возможность по одну сторону насладиться видами Чёрного моря, по другую – красивыми скальными откосами и посёлками, расположившимися между гор в долинах речек. Самый крупный посёлок и районный центр – Лазаревское. Здесь останавливаются все пассажирские поезда, поэтому, и вокзал вполне приличный, да и народу отдыхает много.
У старого якоря
А вот Якорная Щель – посёлок совсем маленький и пока не очень популярный, станция расположена в километре от центра и затерялась среди кипарисов и зарослей винограда. Название своё получил от старинного якоря, найденного водолазами и поднятого на берег. Шоссе на Сочи проходит параллельно железной дороге, но, в отличие от Лермонтово, машин на нём почему-то очень мало. Следы подготовки к международному событию – Зимней Олимпиаде 2014 года – заметны даже в самых мелочах: дорога выглядит свежей, недавно отремонтированной, указатели названий и даже таблички на некоторых домах написаны на двух языках.
В середине посёлка от шоссе в сторону гор отходит Череповецкая улица, пока ещё почти не занятая постройками, лишь дальше понемногу ведётся строительство коттеджей. Говорят, здесь всё скупили москвичи. А цены на недвижимость даже выше, чем в самом городе Сочи. За мостиком через небольшой ручей Хаджиек располагается ещё один жилой район, застроенный пятиэтажками. А за ними, обнесённый высоким забором, притаился и пансионат Вея, красующийся ярко-красными острыми крышами и башенками.
С первой же минуты заметна чистота и ухоженность, на площадке много детей – что говорит о популярности среди молодых семей. А ещё понравилось то, что нашего приезда ждали и вышли встречать! И таких приятных мелочей можно насчитать с десяток, в совокупности создающих отличное впечатление о пансионате, его хозяевах и персонале! Администратор Виола много чего нам поведала о месте, куда мы приехали отдыхать. Рассказала про вино (смотри выше), про то, что в 40 минутах ходьбы есть водопады, пока бесплатные, несмотря на то, что землю арендовали какие-то американцы. Только времени у нас так не хватило туда сходить, и жара помешала.
Самое главное – по чистоте воды у берега Якорная Щель занимает чуть ли не первое место по всему побережью! И это видно невооружённым взглядом! В море даже зайти приятно, и не тянет сразу же бежать в душ! На пляже чисто, даже окурки – большая редкость. И народу намного меньше. А ещё большой плюс Вее за то, что всех постояльцев микроавтобусом бесплатно возят на пляж и, при необходимости, на станцию.
В Якорной Щели нет навязчивых и утомительных торговцев, рвущих на себе волосы, лишь бы что-нибудь тебе впарить, нет рыночной грязи. В общем, довольно чистенько и опрятно. И всё на своём месте.
Ночью кругом трещат сверчки и поют птицы вместо шума машин, барной музыки и пьяных криков, ставших привычными в Лермонтово. Воздух чистый и свежий, даже окно приятно открыть. Выражаем огромную благодарность всему пансионату за прекрасно проведённое время! И рекомендуем всем желающим останавливаться именно в Вее!
Там, где будет Олимпиада
Красная Поляна – через 4 года зимняя олимпийская столица. Сейчас – большая стройка, ранее – горнолыжный центр вполне достойного уровня, находящийся на 50 км вглубь Кавказских гор у шумной и порожистой реки Мзымты. Название селения происходит от цвета листьев папоротника, который он приобретает осенью, когда его увидели идущие горными тропами греки. Было время, когда местечко называлось Романовск, а при Советской власти вернулось изначальное, в которое был вложен уже совершенно иной смысл.
Один из дней пребывания в Якорной Щели мы посвятили поездке в Красную Поляну, несмотря на то, что нас всячески отговаривали, мол, там сейчас вообще не на что смотреть – кругом стройка и всё такое. Но горы-то никуда не делись – а это главное!
Вломившись утром в битком набитую электричку до Сочи, пришлось целый час провести, как в бане – не помогали даже открытые окна. Все эти люди также ехали на различные экскурсии, выбравшись из своих курортных посёлков. И прямо в вагоне, вместо привычных торговцев, собирались экскурсии по городу.
Прибыв на железнодорожный вокзал нашего главного города-курорта, мы поспешили на автобусный, находящийся рядом. Там уже стоял готовый к отправлению 105-й до Красной Поляны, словно ждавший именно нас. Во время поездки по Курортному проспекту сразу почувствовалось, насколько чище и ухоженнее город по сравнению с недавно посещённым Туапсе. Но пока обзор Сочи ограничился лишь глазением в окошко, потому что основная экскурсия была запланирована на день отъезда. Автобус провёз нас по аккуратному и обновлённому шоссе вдоль побережья через знаменитые Мацесту, Хосту и городок Адлер – конечную станцию следования всех поездов. Дальше – международный аэропорт Сочи с современным терминалом, готовым принимать олимпийские рейсы.
Так вот, основное строительство начинается именно с вокзала Адлера, откуда планируется пустить скоростной монорельс до Красной Поляны для быстрого сообщения между олимпийскими объектами. На окраине Адлера начато строительство пяти ледовых дворцов, мимо которых также будет проходить монорельсовая дорога. За аэропортом строится серьёзная транспортная развязка, по грандиозности сильно похожая на те, которые возводятся в Москве. На секунду даже кажется, что ты и правда оказался в Столице. И только пальмы вдоль дороги, да горы вокруг возвращают тебя на место.
Шоссе, ведущее в Красную Поляну, проходит по долине реки Мзымты – главной водной артерии района, питающей все посёлки вдоль дороги, а также крупное форелевое хозяйство в селении Ахштырь. Это также одно из мест проведения экскурсий. Можно узнать весь процесс выращивания знаменитой красной рыбы, а также попробовать блюда из неё. Но мы едем дальше, наблюдая в окошко за ведущейся на всём пути стройкой монорельсовой эстакады прямо в пойме Мзымты. Строители отвоёвывают каждый метр у ослабшей и обмелевшей летом речки. Складывается ощущение, что своих берегов у неё тут не останется – повсюду возводятся укрепления и опоры. Далее – Ахштырское ущелье. Очень красивое место, где над шоссе и рекой возвышаются красивые скалы каньона.
А после селения Монастырь путь становится нереально живописным, петляющим по террасам над рекой и периодически ныряющий в тоннели. Дорога приближается к ущелью Ахцу. Горы великанами встают по обеим сторонам, оголяя коричневые скалы и сжимаясь, как тиски. Мзымта течёт по красивому и очень глубокому каньону. Автомобили раньше ехали по узкой террасе, нависшей над пропастью, сейчас же построен новый обход, для чего в скале проложен самый длинный на всём пути тоннель. Выезжаешь из него и видишь ущелье позади, а впереди уже совсем другие горы и вершины, цепляющие за облака. Всё это уже ни на что ранее виденное не похоже! Это Кавказ!
Тут и Красная Поляна не заставила себя ждать. С виду это такой же посёлок, как и все те, что выстроились вдоль побережья, с той только разницей, что здесь нет моря, и вместо проката лежаков и матрасов на каждом шагу прокат лыжного снаряжения. А в остальном, те же кафешки, шашлычки, гостевые домики, отели... И строки, стройки, стройки… Там уже в полной мере ощущаешь всю грандиозность задуманного. Страшно из автобуса выходить – на каждом шагу снуют самосвалы и прочая строительная техника. Представляю, каково приходится местным жителям. Наверное, не осталось ни одного, кого бы не затронула подготовка к олимпиаде.
Половина пассажиров автобуса вышла на остановке Горная Карусель – это канатная дорога, на тот момент оказавшаяся единственной действующей. Но мы, не зная этого, решили ехать до конечной автобуса в селении Эсто-Садок, надеясь, что там будет самое интересное. Ожидающие свежую партию туристов водилы объяснили, что канатку «Альпика» – наиболее известную и старую – закрыли в связи с переобустройством и реконструкцией. Работает ещё газпромовская, но она короткая, а Горная Карусель принимает сейчас весь поток приезжающих. Один подъём на ней стоит 700 рублей с человека. И ненавязчиво предложили за ту же цену экскурсию на УАЗиках к Хмелёвским озёрам и гору Ачишхо, расположенную на противоположной стороне от канатной дороги. Мы отдали предпочтение экскурсии, названной модным в этих краях словом «джиппинг», решив, что с подъёмника за 40 минут мы увидим гораздо меньше, чем здесь за 3 часа. А кроме катания по горному серпантину и видов, ещё шашлыку поедим в кафе с видом на Красную Поляну.
Группа набралась мгновенно: кроме нас с Настей решились ещё три девушки и парень, и через 10 минут мы уже ехали в «советском джипе», предвкушая увидеть красоты Кавказа с высоты около 2000 м. Водитель нам попался весёлый, шутливый и немного экстремальный. Выехав на серпантин, он как следует прибавил газу и помчался вверх по извилистой каменистой дороге, попутно рассказывая нам историю этих мест. На кордоне Сочинского национального парка, помимо взятия платы за посещение в размере 100 рублей, нам выдали памятные брелки.
Надо сказать, что на подобные экскурсии ездит тоже очень много народу – встречные «козлики» попадались нам очень часто, и попутных догоняли и обгоняли. По дороге успеваешь разглядеть растущий на склонах лес: огромные стволы буков просто поражают своими размерами!
Первая остановка – шустрый горный ручей, стекающий среди камней в небольшом распадке, названный Эротическим. Рядом с ним есть родничок, из которого приятно попить чистой холодной воды.
Следующая остановка у одного из Хмелёвских озер, расположенного немного в низине. Есть предположение, что это заполненный водой вулканический кратер. Весной озеро наполняется снеговой водой, летом зарастает, так как воды мало, и подпитывается родниками. Вокруг – альпийская лужайка с цветущими крокусами.
Дальнейший путь пролегает пешком вверх по натоптанной тропе через буковую рощу между национальным парком и Государственным Кавказским заповедником. Толстые стволы вековых деревьев на несколько метров от земли абсолютно чистые. Мох начинается высоко над головой – до этого уровня здесь зимой лежит слой плотного снега. Пройдя мимо нескольких культовых деревьев, вскоре выходим на первую смотровую площадку с видом на массив Чугуш. Но самый красивый вид открывается с верхней площадки, куда тропа выходит ещё через 100 метров.
Высокий лес остаётся внизу, вокруг тебя только низенькая берёзка и горная рябина с краснеющими крупными ягодами, а прямо над головой хмурые горные облака, готовые в любую секунду пролиться дождиком. Ты на горе Ачишхо, которую стерегут крылатые муравьи. Это, конечно, не её вершина. Она расположена в нескольких километрах западнее, и высота её 2390 метров, высота смотровой площадки 1820 метров. Впереди Главный Кавказский хребет, горы Ассара, Чугуш, слева – Фишт, справа – хребет Псеашха, внизу в ущелье течёт речка Ачипсе, а прямо напротив видна тонкая белая струйка ручья с Ассарским водопадом. И даже там местные находят себе заработок – сидят со зрительной трубой и дают посмотреть на водопад поближе.
А мы спускаемся с вершины и садимся в машину. Виктор предлагает всем ехать стоя, взявшись покрепче за поручни, врубает громкую музыку и уносится вниз по серпантину! Надо сказать, что после подобной езды никакие аттракционы не нужны! Спускаемся другой дорогой мимо горных пастбищ в кафе-шашлычку на высоте около 1500 метров с видом на хребет Аибга, под которым в виде расправившего крылья орла раскинулась Красная Поляна. С высоты видны все знаменитые отели, где любят отдыхать наши политические знаменитости, видна дача белорусского президента Александра Лукашенко, и все строящиеся олимпийские объекты, среди которых два огромных трамплина. Напротив – канатная дорога. А всё-таки правильно сделали, что поехали сюда, и теперь радуемся видам, сидя компанией за столом и вкушая отличный шашлык от дяди Кости – хозяина кафе, живущего здесь в горах. Красота!
Спустившись вниз, мы сразу же сели в автобус и доехали до вокзала Адлера, кажущегося таким маленьким по сравнению с сочинским. А ведь именно он является конечным пунктом львиной доли поездов. Некоторая аналогия с аэропортом: называется Сочи, хоть находится на окраине Адлера. Да и олимпиада фактически будет проходить в Адлере и Красной Поляне, а повсюду слышно только название Сочи.
Город «Тёмных ночей»
Посещение курортной столицы Черноморского побережья Краснодарского края у нас осталось на день отъезда. Московский поезд только в 3 часа ночи – значит, будет время погулять и изучить город. Приехав на дневной электричке и сдав крупногабаритные вещи в камеру хранения, мы вышли из центральной арки монументального сталинского вокзала. Внутри и на площади народ кишмя кишел, пытаясь двигаться сразу во всех направлениях и создавая подобие броуновского движения. Всю эту массу пытались сортировать экскурсионные менеджеры и таксисты, громко рассказывая о своих услугах. Дабы не оказаться вовлечёнными в этот хаос, мы поспешили перейти на другую сторону улицы Горького.
Везде и повсюду, начиная с перрона и продолжаясь на улицах, бросаются в глаза разнообразные южные растения, которых не встретишь больше нигде. Вместо привычных жителям средней полосы тополей и клёнов – высоченные финиковые пальмы, остроконечные кипарисы и раскидистые магнолии, а в качестве кустарников нежно-розовые цветущие олеандры. И это только известные мне виды. В общем – яркий и цветущий город! Красиво и очень чисто и ухоженно.
Яркими вывесками на магазинах и обилием рекламы на улицах Сочи явно пытаются быть похожими на Москву. Даже цены на недвижимость, красующиеся на щитах, приближаются к столичным, не говоря уже про апартаменты в модных отелях и пансионах... И всё бы ничего, да вот только не дотягивает пока по уровню повседневных услуг. К примеру, выбор в магазинах
типичный для подобных городов, а банковские карточки ни один из супермаркетов вообще не принимает. С наступлением тёмного времени город словно засыпает: закрывается большинство торговых точек, что даже купить с собой в поезд еды оказывается проблемой. Неужто, и вправду все боятся воспетых Александром Буйновым «тёмных ночей»?!
Ну да хватит о бытовом. Целью нашей прогулки было вовсе не это. В оставшееся до наступления сумерек время нужно было постараться максимально охватить все основные достопримечательности. И в первую очередь, мы отправились в парк Дендрарий. Основанный, кстати, почти моим земляком – рязанским дворянином! Чтобы добраться туда, мы вышли на главную магистраль города – Курортный проспект, где на пересечении с улицей Горького с высокой стелы смотрит Архангел Михаил – покровитель Сочи.
Сочинский Дендрарий был основан в 1892 году известным государственным деятелем С.Н. Худековым как частный субтропический ландшафтный парк. В наше время он не
утратил своей красоты и совершенно не вписывается в рамки привычных нам парков. Попав туда, будто переносишься ещё южнее, а когда идёшь по бамбуковым аллеям, вообще кажется, что ты оказался в джунглях. Есть недочёт – не везде есть таблички с названиями тех или иных растений. И получается: хочешь знать всё – плати ещё и за экскурсию.
Растительное безмолвие разбавляют чёрные лебеди в маленьком прудике, дерущиеся с белыми гусями, верблюд Яшка и страусы, живущие в одном вольере с павлинами и козлами.
На верхних террасах парка есть специальная беседка и поляна, откуда видно часть парка, города и кусочек моря. Кроме того, на всё это можно посмотреть с высоты, проехав 900 метров по канатной дороге над Дендрарием.
В нижнюю часть мы попали уже перед закрытием и нормально посмотреть не успели. Отправились на берег к паруснику встречать закат. Но... Кораблик теперь служит рестораном, а закат загораживает бесконечная линия киосков и кафе. Пляжи облагорожены лишь те, что принадлежат санаториям. Остальные зажаты бетонными тисками набережной и пирсов. Смотрел я на людей, лежащих на чёрном песке, смешанном с сигаретными окурками, и не мог понять: как от этого валяния в грязи можно получать удовольствие?! И потом гордо говорить: «Я был на курорте!» Мы так точно не хотим. Нужно ездить туда, где пока ещё чисто.
Вечерний Курортный проспект порадовал огнями гирлянд-перетяжек, синими дельфинами на разделительной и зелёной подсветкой без того зелёных деревьев. Нам же оставалось дождаться поезд, коротая время на вокзале. Впереди ждала уже остывшая и прочихавшаяся Москва и привычная жизнь, наполненная ожиданием следующих интересных путешествий.

29.08.2010

Hosted by uCoz