ZunderCom - Дивногорье

Дивногорье

28 апреля – 2 мая 2007 года

Открыть во весь экран, 176 Kb
Своё название Дивногорье получило за меловые столбы, вертикально поднимающиеся над крутыми откосами правобережья Тихой Сосны и Дона. Местное население исстари называло их «столпами», «дивами» (от «диво» – чудо), и последнее вошло в обиход и научную литературу. Одиночные дивы или небольшие группы их в прошлом были обычны для юга Среднерусской возвышенности, но у устья Тихой Сосны белели не одиночные останцы и даже не группы: здесь встречались большие скопления див – самых разных, порой весьма причудливых форм.
Первые письменные сведения об этом удивительном месте содержатся в записках Игнатия Смольянина, сопровождавшего митрополита Пимена летом 1389 года из Москвы в Константинополь: «...приплыхом к Тихой Сосне и видехом столпы камень белы, дивно ж и красно стоят рядом, яко стози малы, белы ж и светли зело, над рекою над Сосною».

Текст: Паша Калашников
Фото: Вадим Тарелкин

Впервые о Дивногорье мы заговорили 2 года назад на волне интереса к подземному миру. Тогда мы ходили в наши первые пещерные походы, Вадик активно собирал информацию. До пещеры Воронья в Северной Осетии нам было еще очень далеко, также как, впрочем и сейчас. А меловые пещеры и пещерные монастыри Дивногорья мы вписали к себе в план. Как обычно, осуществить это предприятие удалось не сразу, да и оно в какой-то момент оказалось под угрозой срыва, но об этом позже. А вообще было просто необходимо реабилитироваться после нашего зимнего похода на Рдейские болота, закончившегося эвакуацией ввиду отсутствия снега. Поход в Дивногорье был назначен на майские праздники.
Поначалу народа набиралось как-то не очень много, а когда мы стали детально просматривать варианты маршрута, выяснилось, что туда в это время хрен доберешься, потому что билеты на проходящие поезда раскупили уже давно, электрички от Лисок ходят так, что все три дня только на дорогу и уйдут, а ехать на бомбилах неоправданно дорого. Когда мы уже стали думать о том, чтобы снова отложить поход в долгий ящик, выручили Катюха с Саней и их машина. Единственной вещью, которую надо было продумать, была доставка всей нашей банды, которая теперь составляла 12(!) человек, от Лисок до места. В конце концов, решили не заморачиваться и в крайнем случае перевезти всех по частям. Таким образом, наш дружный коллектив выглядел следующим образом: уже упомянутые Катюха с Саней, Маринка, Илюха, Таня Егорова, Таня Марченко со своим бойфрендом Виталиком, Кирыч, Вика, Вадик, куда уж без него, Маша, ну и я.

*     *     *

28.04. Мы с Машей стояли около табло на Белорусском вокзале и смотрели на него, пытаясь понять, куда двигать дальше. Из представленной там информации следовало, что поезд идет по маршруту Воронеж – Москва – Лиски, и отправляется с пути «2пр4». Оказывается этот 2пр4 проходит через вокзал и связывает Белорусский вокзал с Курским. Не знаю, была ли здесь какая-то связь, но за пять минут до отправления поезд еще не подали. Минуты за три до отправления еле движущийся состав подполз к платформе, наш 18-й вагон плелся где-то в хвосте.
Тем не менее, погрузиться все успели, даже время осталось. Дальше все шло как обычно: разложили огромное количество еды, Маринка все время пила пиво и жаловалась, что универ её уже задолбал и т.д. Ближе к полуночи вагон погрузился в сон.

Открыть во весь экран, 112 Kb
29.04. В Лисках нас уже ждали Катюха с Саней, они еще рано утром приехали. Потом мы посовещались и решили, что 1000р. – не такая уж большая плата за то, чтобы всем вместе доехать до места сразу, чем мотаться туда-сюда 3 раза. Мы высадились у въезда на заповедную территорию, а Саня с Катюхой и Вадиком отправились искать место для лагеря. Мы пока огляделись, рядом была небольшая сувенирная лавка, какой-то «сарайчик» с историческими экспонатами, вверх метров на сто уходили холмы, вернее сказать, гряда, и был заметен один из меловых столбов высотой около пяти метров. Вика как-то растерянно оглянулась, показала на столб и спросила: «Это что, и есть Дивы?»
Кто-то из нас не очень уверенно предложил ей не делать преждевременных выводов. Потом мы вспомнили, что у нас еще не куплены некоторые продукты, а за несколько сот метров от стоянки мы видели нечто похожее на магазин. Часть, я в том числе, отправились на поиски съестного, правда, безрезультатно, так как палатка закрылась на обед. Вернувшись, мы обнаружили, что оставшиеся товарищи разбрелись кто куда. Мы решили последовать их примеру, благо присматривать было не за чем, и мобильная связь вроде не до конца исчезла. Тем более, что путь отсюда был один: вверх на холмы.
Открыть во весь экран, 68 Kb
Чем выше мы поднимались, тем более величественная картина открывалась нашему взору. Практически плоская равнина с рощами и полями, петляющая по ней река Тихая Сосна, впадающая в Дон, удивительно гармонирующая с ландшафтом железная дорога. Дивы, которые снизу казались небольшими, смотрелись теперь совсем по-другому, а мысль, что они имеют природное происхождение, и вовсе поражала воображение. Как потом выяснилось, раньше их здесь было огромное количество, но большую часть в 20-х годах взорвали при постройке железной дороги, ярко выраженных столбов осталось только несколько штук. Возможно, раньше эта местность была похожа на Каменный лес в Болгарии неподалеку от Варны.
Восторженное настроение оборвал телефонным звонком Вадик, задав банальнейший вопрос:

– Вы где?
– Гы, а ты где?
– Мы на остановке?
– Мы оттуда ушли минут 20 назад, как мы разминуться могли?
– Не знаю, спускайтесь к станции, мы к вам навстречу пойдем.

Потом долго решался вопрос, идти ли в магазин сейчас или дойти сначала до лагеря, а потом идти то же расстояние обратно плюс до магазина и опять к лагерю. В итоге разум победил, и мы тронулись всей толпой в магазин, оставив девчонок, уже успевших устать, на остановке. Основной проблемой, как мы и предполагали, стал шашлык. Дело в том, что 30 числа у Вадика и Виталика День рождения. А какой День рождения на природе без шашлыка? В этом придорожном ларьке ни о каком шашлыке речь, естественно, не шла. Продавщица обнадежила нас тем, что она слышала, что в какой-то деревне 1 мая будут резать свинью. До 1 мая мы ждать не могли, кроме того, ясно, что резать эту свинью будут без соблюдения каких бы то ни было санитарных норм, поэтому этот вариант отпадал.
Местечко, где мы встали лагерем, оказалось очень симпатичное, небольшая рощица на монастырской территории, как гласила воткнутая в землю табличка, метрах в пятидесяти от Тихой Сосны. До станций Дивногорская и Платформы 143-й км примерно одинаковое расстояние. Со стороны холмов был виден монастырь – красивое белое сооружение с серебряным куполом.
Устроились, пообедали, потом пошли осматривать окрестности. Начали, конечно, с монастыря. Поскольку он действующий, попасть внутрь мы даже и не надеялись. Больше нас интересовала восстанавливающаяся пещерная церковь и находящийся неподалеку меловой столб Звонница, в котором когда-то были выточены арки под колокола.
Открыть во весь экран, 68 Kb
Проблема возникла с тем, чтобы пройти на территорию монастыря. Местные жители, ожидающие поезда на станции, предупредили, что ни о каких девушках в брюках и речи быть не может. Посовещавшись, девчонки решили импровизировать, повязав куртки на пояс. Таким образом мы и прошли через монастырь, никого не встретив. Потом начался подъем на гору. Стоящий на ней двухметровый крест, видимо, символизирует Голгофу. Все плато хаотично засажено тюльпанами, очень красиво. Уже упомянутая Звонница действительно очень похожа на архитектурное сооружение с перекрывающимися арками и ходами.
Открыть во весь экран, 71 Kb
Потом мы еще побродили по окрестностям, любуюсь потрясающими видами. Обратный путь оказался тернистым. Мы пошли по какой-то тропинке, спускавшейся вниз, которая становилась все менее заметной, а потом исчезла совсем. Внизу пришлось уже продираться через кусты. Наконец мы попали на монастырский двор со стороны, заваленной всяким барахлом.
На этом познавательная часть на сегодня была закончена, оставалась развлекательная. Уже после ужина Катюха предложила сыграть в «мафию». Сколько людей знало об этой игре, столько было и вариантов правил. Пока мы их как-то совместили, пришли к общему знаменателю, кто-то уже хотел спать, а кто-то ничего не хотел. Потом с соседней стоянки подошли трое поддатых ребят, постепенно у них в основном с Кирычем завязалась задушевная беседа о месте человека в современном мире. Потом один из них потерялся, двое оставшихся отправились его искать и больше не возвращались, только иногда со стороны реки были слышны крики.

30.04. Double Happy Birthday!!! Именинники сидят довольные на раскладных стульях и жуют бутерброды с икрой и красной рыбой. Поход в соседнюю деревню Селявное за провиантом завершился относительно успешно: теперь у нас есть курица! Вадик вчера успел договориться насчет экскурсии, и сейчас идет спор о том, успеем ли мы приготовить омлет. Кирыч, сказав, что мы на разговоры больше времени потеряем, принялся за дело. Как потом оказалось, не зря, потому что экскурсовода мы ждали еще минут сорок. Пока ждали, выяснили, что мы вчера умудрились нарушить почти все правила заповедника. Оказывается, подъем вверх разрешен только по специальным лесенкам по причине огромного количества змей. А на дивы забираться строжайше запрещено, мел-то хрупкий. Солнышко тем временем начинает припекать, хотя, когда мы выходили из лагеря было еще прохладно, а уж ночью был просто колотун. А на церковь, сложенную из ослепительно белого мела, вовсе смотреть невозможно.
Открыть во весь экран, 160 Kb
Открыть во весь экран, 156 Kb
Наконец, подошел экскурсовод. Оказалось, что церковь начали строить православные монахи из Италии, отсюда её необычное название: церковь Сицилийской божьей матери. И несмотря на более поздние доделки и достройки, её архитектура полностью соответствует канонам, принятым для пещерных церквей. Но это еще не самые ранние постройки. Неподалеку находятся остатки крепости кочевников и архитектурный памятник Маяцкое городище. Еще одна достопримечательность – это меловой каньон. Образовался он вследствие эрозионных процессов, под воздействием весенней воды и ветров, которые и сейчас продолжают размывать и без того мягкий мел. А в этом каньоне в нём содержится примесь глины, что делает его ещё более хрупким.
По возвращении в лагерь мы обнаружили добровольцев, оставшихся за сторожей и поваров, за размораживанием курицы. По их словам, в лучшем случае она будет готова к вечеру, если вообще будет готова. А пока мы быстренько сварили суп и стали готовиться к еще одной вылазке – к горе Шатрище. Знаменита она, во-первых, своей формой, действительно похожей на шатер, во-вторых, прорубленным внутри нее спиральным ходом, который, как утверждается, когда-то уходил под Дон. Все, кто собрался идти переоделись для подземной прогулки, взяли фонари, а Вадик – «химические свечки». Погода была замечательная, настроение тоже, и вопрос о том, как найти цель нашей вылазки по весьма расплывчатым координатам, как-то и не обсуждался. Приехали на станцию Откос, немного прошли в сторону жилых построек. На наш вопрос о Шатрище абориген ответил что-то неопределенное, махнув рукой куда-то в сторону от железной дороги. Кому-то пришла в голову на первый взгляд логичная мысль, что если мы поднимемся на холм, то сможем обозреть несравненно большее пространство, чем сейчас. Так и поступили. Естественно наверху информации мы получили не больше, потом Маша сказала, что мы же гуляем все-таки, поэтому «давайте пойдем куда-нибудь, а Шатрище никуда не денется». Предложение обойти овраг оказалось неосуществимым, так как овраг простирался в пределах видимости. Короче, преодолев увлекательнейший спуск через кустарник и поваленные деревья, мы вернулись к месту старта. Потом мы обнаружили более адекватного местного жителя, который подробно расписал нам дорогу до горы. По видимому, выходить надо было на одну станцию раньше, потому что топать в обратном направлении нам пришлось минут сорок. Однако сожалеть о проделанном пути не было никаких оснований, потому что с холмов открывалась потрясающая панорама Лисок. Наконец, вдали показалась гора, и не было никаких сомнений, что это и есть Шатрище.
Открыть во весь экран, 144 Kb
А когда мы ехали на электричке, я еще обратил внимание на какой-то высокий холм, неожиданно выскочивший слева по ходу поезда, где постоянно простиралась равнина! Так вот это и есть Шатрище, едва ли не единственное возвышение слева от железной дороги, если двигаться в сторону Лисок. А вот и пещера! Катюха, безумный спелеолог полезла в первый замеченный ход, низкий и заваленный камнями. С другой стороны оказался гораздо более комфортный вход, но оба они ведут в одну единственную галерею.
Наши вчерашние гости утверждали, что где-то галерею пересекает трещина, через которую якобы можно попасть в какой-то колодец. Вадик рвется проверить и пытается залезть во все попадающиеся по пути трещины, но пока безуспешно. В какой-то момент спуск переходит в крутой подъем, продолжающийся около пятидесяти метров и заканчивающийся завалом. Вот, в общем-то, и вся пещера, общая длина хода – не более полукилометра. Подходящую по габаритам трещину Вадик все-таки нашел, они с Катюхой туда полезли, но никакого колодца не нашли. На выходе состоялся консилиум, ждать нам электричку около двух часов или потратить эти два часа на обратную дорогу пешком. Учитывая то, что начинало холодать, был выбран второй вариант.
В лагере нас ждала все еще не готовая курица и как всегда большое количество разной еды, которую надо было уничтожить.

01.05. Отъезд прошел без проблем на тех же бомбилах. Поезд у нас был дополнительный, пущенный первый раз в этом году, наверное, поэтому его пять вагонов, с нулевого по четвертый, были заполнены не более чем на треть. А может, это было из-за праздника. Все переваривают впечатления. Вадик начал играться с GPS-кой, но металлическая крыша вагона экранировала почти все сигналы. Он смог добиться только измерения скорости, да и то около окна.

02.05. Приезжаем в 4.30, все, особенно девушки, ужасаются, как сегодня пройдет рабочий день и как они будут выглядеть. Однако все знают, что коллеги будут восхищаться рассказами о проведенных праздниках, великолепными фотографиями и самоотверженным подъемом в половине четвертого утра.

Фотографии
Открыть во весь экран, 198 Kb Открыть во весь экран, 158 Kb Открыть во весь экран, 130 Kb Открыть во весь экран, 54 Kb
Открыть во весь экран, 179 Kb Открыть во весь экран, 46 Kb Открыть во весь экран, 197 Kb Открыть во весь экран, 193 Kb
Открыть во весь экран, 185 Kb Открыть во весь экран, 164 Kb Открыть во весь экран, 192 Kb Открыть во весь экран, 155 Kb
Открыть во весь экран, 121 Kb Открыть во весь экран, 127 Kb Открыть во весь экран, 104 Kb Открыть во весь экран, 200 Kb
Открыть во весь экран, 131 Kb Открыть во весь экран, 140 Kb Открыть во весь экран, 177 Kb Открыть во весь экран, 165 Kb