На байдарках по Рáнове.
(10 – 13 июня 2005 года, Рязанская
область, Ряжский и Кораблинский районы)
Москва – «Галушкин» – Рязань.
Обращаю особое внимание на ударение, а также на то, что название реки никак не
связано с газированной водой «Ранóва»!
Этот поход организовывался с целью выбраться куда-нибудь в начале лета на
байдарках, потому что после 20-го июня я уезжал на военные сборы в Курск. Хотелось перед сборами
«подзарядиться» положительной энергией. Вот я и решил осуществить давнюю мечту – показать друзьям
свои Родные края, деревню, в которой вырос, приезжая туда каждое лето. Набралось невиданное
количество участников – аж 12 человек. Откуда плавсредств-то столько взять?!! Но всё решилось
очень даже успешно. В нашей флотилии две «Таймени-3», КНБ, «Нева», Каяк. Как раз 12 мест.
|
Решено было ехать до Рязани на последней электричке, там дождаться утренней
на Мичуринск и доехать на ней до остановки «308 км» (Поплевино). Все расписания, скачанные из
сети, уверенно говорили, что эта электричка есть!.. Приезжаем на вокзал, причём никто даже не
опоздал, а в расписании её нет! Точнее есть, но до Голутвина (далее – «Галушкина»). Вот облом.
Но мы не растерялись и решили доехать хотя бы туда. За разговорами время пролетело быстро, и вот
мы в Коломне. «Галушкин» встретил команду тесным вокзальчиком с несколькими алкашами, мирно
сопящими на лавках.
Большая часть группы сразу же пошла смотреть Коломенский кремль (не знаю,
чего они там ночью разглядели). Мы же остались дежурить у вещей, свалив их все в кучу у колонны.
Маринка улеглась спать, а я, Кирилл, Паша и Саня бродили кругами, охраняя вещи и её сон. Медленно
летело время до утра – всё-таки ночью лучше спать. С появлением Солнца из-за вагонов с Воскресенским
цементом на платформе нарисовалась и электричка – мы продолжили свой путь до Рязани.
Поздравив всех с прибытием в Рязань, я повёл их от вокзала «Рязань-1» на
«Рязань-2» по вокзальной улице. Как мы плелись по ней два года назад, когда ходили по Пре – 9
рюкзаков на 5 человек! В этот раз перебора с вещами не было. К тому же, всю раскладку накануне
папа с мамой отвезли на машине в деревню, нам оставалось только до неё добраться. Закупив еды
в вокзальном киоске, мы с ужасом взглянули на часы – до отправления электрички оставались
считанные минуты!
Мы поедем, мы помчимся в электричке утром ранним и отчаянно ворвёмся прямо в
тесную толпу. Рязань – Поплевино.
Да уж! Пришлось рассредоточиваться по вагонам с рюкзаками за спиной и
булочками в руках, втискиваясь в толпу народа, который успел набиться во все щели вагона.
Лучше здесь ездить вечером.
|
|
В связи с тем, что мы ехали не на самой первой электричке, а гораздо
позже, то планы сдвигались – прибытие в деревню переносилось на 3 – 4 часа. Меньше успеем
посмотреть... Подъезжая всё ближе и ближе, я узнавал родные места: поля, леса, дороги.
И вот, наконец, мы повыскакивали на платформу в Поплевино и направились в сторону моста
через Мошу – узенькую речку с прозрачнейшей и холодной водой. Старт был намечен с неё, а
через километр выход в Ранову. Удобная площадка для сбора находится прямо около моста внизу.
Вот ту-то мы и начали вытрясать из рюкзаков вещи – засыпали всю полянку! На народ сразу же
набросились комары, правда, немного. А нам после Киржача казалось, что их нет и вовсе!
Проблемы возникли только со сборкой «Невы», потому что это судно мы видели впервые и долго
пытались вникнуть в инструкцию. После сборки это оказалась очень даже неплохая байдарка,
по сравнению с «Тайменью» даже красивая. Вот только почему-то обещанного руля у неё не
оказалось – придётся экипажу осваивать руление веслом на гладкой воде.
Прогулялись в поплевинский магазин за продуктами «в дорогу» и решили,
что пора на воду, потому что времени было уже очень много. Из графика мы выбились.
Бой с Мошей.
|
Моша оказалась маленькой, да удаленькой! Сразу за первым поворотом нас
поджидал завал из веток и задержанного ими мусора. Саня К. на своём каяке быстренько сумел
преодолеть это препятствие, а вот следовавшая за ним наша Т-3... Конечно же, нет! Мы с
Кириллом принялись разбирать это безобразие, потом к нам подключилась и Настя. А в тени
деревьев полно комаров! Вот и выбирай: либо завал разгребай, либо от насекомых отмахивайся!
Я вспомнил способ, придуманный на Киржаче – погружение в холодную воду, а вода в Моше около
15 градусов, после этого около минуты нормальной работы без комаров. Преодолев препятствие,
наш доблестный экипаж (Вадим, Полина, Кирилл) еле успевал отмахиваться от нависающих веток,
протискиваться между палками, превращая всё внутреннее пространство лодки в помойку. Настя
с Мариной вполне успешно следовали за нами. А остальные, как оказалось, решили здесь не
плыть, а пронести байдарки по дороге вдоль речки аж до самой Рановы! А это почти километр!
И вот настал для нас переломный момент – с дороги послышался голос Сани Р., объявивший,
что впереди труба, которую пройти не представляется возможным. Куда делся другой Саня,
осталось загадкой. Скорее всего, он на каяке смог-таки протиснуться сквозь ветки и вышел
в Ранову. А мы... Выбрались кое-как по скользкому поросшему крапивой берегу, вытащили
байдарку, вещи. И все грязные принялись таскать мешки и лодки небольшими перебежками в
сторону «большой воды». Казалось, что это никогда не закончится и будет тянуться
вечность...
Широка река моя родная!
И всё-таки мы справились! Вот она, Ранова – моя родная река! Встретила
она нас тёплой и спокойной водой. Мы отмылись сами и отмыли байдарки, потому что после
Моши были похожи на партизан, маскировавшихся в тылу врага.
Ура! Плывём вперёд, теперь нам всё ни по чём. Каких-то 23 км, и мы на
Набережной. Но течение, в отличие от всех рек, по которым мы ходили раньше, было настолько
медленным, что ожидаемой средней скорости 7-8 км/ч не получилось! Кроме того, экипаж КНБ
был не в силах преодолеть сопротивление воды и встречного ветерка, вследствие чего двигался
крайне медленно. Приходилось постоянно ждать. А примерно напротив Хомутска вообще пришлось
взять их на буксир!
По пути, в деревне Подвислово попался низкий мост, потребовавший
осторожности в прохождении. А Саня Р., выскочив на него с видеокамерой, принялся снимать
прохождение каждого экипажа. В Хомутске река почти полностью перегорожена чем-то вроде
плотины – запрятана в две трубы, а часть перетекает через щебёночную насыпь. Пришлось
вылезать из лодок – очень уж мелко. Зрелищем любовался тракторист, ехавший по насыпи.
Вскоре я узнал то самое место, где постоянно купался со своим троюродным
братом и его друзьями. Это означало, что совсем скоро мы доплывём до моей Родной деревни!
Но прежде, чем это произойдёт, нам предстоит преодолеть ещё одно препятствие – мост в
Кипчаково с перекатом на выходе.
Кипчаковский мост. Где нос, а где хвост?
Воды в реке в этот раз было много, поэтому перекат оказался не таким
страшным, как обычно – все камни полностью скрывались водой. Одно плохо: у самой дальней
его балки вылезла наружу арматурина и не давала пройти сходу.
Первым сунулся Саня К. на каяке, за ним мы… Самое весёлое зрелище нам
предоставил экипаж «Невы». Из них троих держала в руке весло только Надя, остальные были
совершенно без опыта сплава на байдарках. Поэтому, они немного растерялись при входе под
мост и развернулись перпендикулярно течению. Но всё обошлось без киля. После нескольких
минут тщетных попыток развернуть лодку носом вперёд, они прошли-таки мост и перекат, но
сделали это кормой вперёд! Такого в моей практике ещё не было!
Теперь оставалось что-то около километра до деревни Набережная - места,
где я вырос. Там на берегу нас ожидали мои родители. Чтобы не ударить в грязь лицом, я
решил поднажать на вёсла, чтобы прийти туда первым. Со стороны за этим наблюдало полдеревни.
Такого в наших краях ещё не было!
«Вот моя деревня, вот мой дом родной»
Почувствовав финиш, я, бросив весло, нырнул в воду прямо из байдарки.
Какая же всё-таки у нас красота! Спустя пару мгновений, моему примеру последовали и все
остальные.
Покидав вещи из байдарок в папину машину, мы потащили свои плавсредства
к дому. Там бабушка с мамой уже приготовили ужин для 12 проголодавшихся туристов: щи из
щавеля, картофельное пюре и сосиски. Обычный деревенский ужин, но каким вкусным он мне
показался! Думаю, что не только мне… К сожалению, в связи с сильнейшим отставанием от
графика, культурную программу пришлось урезать до минимума. Из всего запланированного
остался только шашлык и ночные посиделки у костра. Жаль, конечно, а я так хотел показать
окрестности нашей деревни. Ведь здесь столько всего красивого и интересного.
На утро, пока самый активный народ спал, мы варили завтрак и заклеивали
Маринкину байду, – в ней ещё вчера при выходе в Ранову обнаружилась течь. Вчера мы её
успешно заткнули носком, но чтобы не было неприятностей дальше, решили устранить
совсем.
Выход назначили на 11 часов. Но народ как-то медленно раскачивался и
совершенно не хотел выходить из палаток. Маринку пришлось даже вытаскивать прямо в
спальнике. Но даже такой варварский способ не смог её полностью разбудить.
Набережная – Ключ.
Как ни странно, вышли вовремя. Проводить нас даже пришла из соседней
деревни вторая моя бабушка, а мама с папой на машине поехали на Княжовский мост!
История с отставанием КНБ повторилась и сегодня. Поэтому пришлось срочно
менять планы. Изначально мы собирались дойти до Прони, по которой доплыть к платформе
Перкино. Но, куда уж там! Дойти бы до Курбатово.
Наш экипаж стал сопровождать КНБ, чтобы в крайнем случае, взять на
буксир. В начале деревни Табаево мы даже соединили наши лодки в катамаран, но скорости
это не прибавило ни нам, ни им.
Худо-бедно, добрались до местечка в деревне Пехлец, где когда-то была
мельница. Мельницы теперь нет, а вот развалины плотины присутствуют. Сливы мелкие, полно
камней – надо обносить. Только Саня К. на своём каяке решился сунуться в эту гадость –
прошёл!
После обноса было решено сделать небольшую перестановку: я переместился
капитаном в КНБ, Маринка – в Таймень, где Кирилл пересел на капитанское место. И как
оказалось, правильно сделали! КНБ вырвалась вперёд, обогнав всех остальных! Только честно
скажу: сидеть в ней тесновато…
Обрадовавшись, что всё наладилось, мы решили сделать перекус напротив
деревни Фролово. Сварили супец, покатались на каяке. В общем, немного передохнули, чтобы
набраться сил для последнего рывка до Курбатово.
Следующим препятствием на нашем пути оказался «мост» в Ключе. О нём мне
ещё вчера сказал рыбак на Кипчаковском мосту. Река здесь упиралась в насыпь, убегая в
четыре бетонных трубы, проложенных под ней. Только обнос! Другие варианты отсутствовали.
Так мы потеряли примерно час, сократив тем самым свой маршрут ещё на
несколько километров – до села Троица. Ну а так как до Троицы оставалось всего порядка
пяти километров, то спешить уже не давало подсознание.
Река перестала течь… Финиш в Троице.
Мы «обессилили, обескровили, и река перестала течь…» Вот так, нехотя
перебирая вёслами, и иногда собираясь рядом, чтобы поесть бутербродов, мы доковыляли до
высокого бетонного моста. Причалив на левом берегу, с облегчением произнесли это заветное
слово: «Финиш!»
А тем временем, со стороны, откуда мы приплыли, стали надвигаться тучи.
Это притом, что весь день на небе почти не было облаков. Глядя на тучи, можно было
наблюдать интересное атмосферное явление: на границе ясного и серого, как будто катился
серебристый валик. Дойдя до нас, он обрушил на округу шквал сильного ветра. Казалось,
погода испортилась, и совсем скоро начнётся ливень. Но было по-другому. Дождик пошёл,
но, во-первых, когда совсем стемнело, а во-вторых, довольно слабый.
Ночью приезжали на машинах местные, купаться. Совсем из ума выжили!
Таким образом, сна полноценно ни у кого не получилось.
В Москву. С днём рождения, Полина!
Утром погода снова наладилась, и все шкуры от байдарок мы развесили
на заграждении моста, чтобы просушить. Сходили в деревню в поисках магазина. А когда
приехал полный народа автобус, втиснулись в него так, что ещё и место осталось! Доехав
до Кораблино, пересели в рязанскую электричку.
В Рязани, свободное время не тратя даром, приобрели подарок для
Полины – большую мягкую игрушку, собаку. А в московской электричке вручили её
имениннице. Забавно было наблюдать на счастливые лица нашей команды на фоне унылых
пассажиров. Такой контраст! А для себя я сделал вывод: раз народ доволен, значит,
путешествие прошло не зря!
25.09.06 Тарелкин Вадим.
|