Застывший великан
Неспортивный лыжный поход к водопаду Юканкоски (Белые Мосты)
(21 – 23 февраля 2021 года)
Текст: Вадим Тарелкин фото: Татьяна Новосёлова, Виталий Новосёлов, Вадим Тарелкин
Давно тлеющая искорка идеи лыжного похода к самому высокому водопаду Карелии внезапно разгорелась после двух поездок в Северное Приладожье:
летнего сплава по реке Уксунйоки и
новогодней поездки в Рускеалу.
Примерно посередине между этих двух мест протекает небольшая речка Кулисмайоки (Kulismajoki). В глуши еловых лесов она внезапно срывается с 19-метровой скалы
к подножию горы Хауккаваара (Haukkavaara). Названный по имени располагавшегося на этой территории во времена Финляндии хутора Юка (Juka), водопад Юканкоски
(Jukankoski) позже приобрёл более простое, но весьма красивое русское название – Белые Мосты, присвоенное ему за белокаменные блоки, из которых над рекой выше
водопада были сооружены два моста через русла Кулисмайоки. До наших дней от тех мостов ничего не сохранилось, но после объявления водопада памятником природы
был построен деревянный мост, который символично выкрасили белой краской. Через вторую протоку реки моста нет.
|
Первоначальный вариант спортивного маршрута от железнодорожной станции Леппясюрья был скорректирован под текущие реалии наших возможностей
заброски и временных рамок. Очень сильно помог в достижении цели прямой поезд «Москва – Петрозаводск», следующий через городок Сортавала и постепенно становящийся
основным для заброски в эти края. И если бы он останавливался в Леппясюрье, маршрут был бы возможен от неё. Но, увы, добраться туда можно не каждый день и только
с пересадкой в Питере на Костмукшинский поезд. Для упрощённого варианта удалось заранее найти микроавтобус и договориться с водителем о заброске в точку
ответвления от шоссе «86К-13» бывшей финской дороги в посёлок Леппясюрья, сейчас использующейся в качестве лесовозной. Отходящая от неё через километр другая
финская дорога, ведёт в сторону водопада по кратчайшему расстоянию около 6 километров.
|
По приезду в Сортавалу у тех, кто был в
новогодние каникулы в Рускеале,
случилось дежавю. При тёплом свете фонарей с неба сыпались огромные снежинки, каруселью кружащиеся в воздухе и создающие сказочную атмосферу. Но мороз теперь
был крепче – около –15 градусов. Не затягивая ни минуты, быстро погрузились в микроавтобус к Александру (+7(981)402-47-49), заехали за Андрюхой в гостиницу и
направились сквозь вселенную снегопада по заметённой снегом дороге вдоль северного берега Ладоги, разрезая ночную пургу лучами фар.
Уже на заброске нас ожидала проверка, которую мы достойно выдержали: всемером помогли вытолкать из поворота застрявшую на подъёме фуру. А
когда добрались до нашей развилки, увидели там лесовоз без одного заднего колеса, оторвавшегося несколько километров назад. Наш водитель помог съездить за
потерей и притащить потеряшку на тросе, показав, как должен выглядеть настоящий аттракцион «ватрушка».
|
Тем временем, полностью рассвело, снеговой заряд иссяк, а на востоке засияли яркие и тёплые лучи утреннего солнца. День обещал быть ярким.
Наша дорога, вопреки ожиданиям, оказалась ощутимо занесённой снегом поверх давней лесовозной колеи без малейшего намёка на снегоходный накат. Тропёжка была
обеспечена. Успокаивало только малое расстояние до цели. Первые шаги по снежной целине дались не легко. Пока разобрались с укладкой вещей в санях, пока организм
принял возникшие условия и привык к нагрузке. Из шестерых участников четверо были с санями, но у Кирыча и Батона волокуши никак не хотели ехать нормально,
периодически кувыркаясь.
|
3 километра от старта были пройдены за 1,5 часа. Это вдвое медленнее прогнозируемой скорости. Помимо глубокого снега, ландшафт оказался
весьма непростым – постоянные подъёмы и спуски с ещё более глубокими снежными наносами. Но не было ни малейшего беспокойства за отставание – примерно половину
пути мы уже одолели. В этой точке сходятся вместе две дороги, два варианта, которые прорабатывались для первого дня. Та, что примыкала справа, на 3 километра
длинней и более рельефная. Мы правильно сделали, что не пошли там – с такой тропёжкой неоправданно вымотались бы, не оставив сил на нормальную постановку лагеря.
А здесь уже отмечаем половину пути перекусом и направляемся влево по более глубокому снегу местами почти по пояс, наметённому с открытых пространств вырубок.
|
Идущим первыми приходится тяжелее всех: на подъёме с рюкзаком и тянущими назад санями пахать белую целину весьма весело! Поэтому часто
сменяем друг друга, оставляя позади группы ровную укатанную санками траншею. Но есть одно неоспоримое преимущество идти первым – видишь путь первозданным, таким,
как он был до нашего появления. В ярких солнечных лучах нетронутое белое покрывало, обновлённое всего пару часов назад свежей пушистой ватой, искрилось и мерцало
яркими звёздочками, лишь изредка скрывавшимися за длинными полосками узорчатых теней.
Из могучего леса после просеки ЛЭП дорога вырвалась на просторы зарастающих вырубок. Открылись сверкающие дали и болотистые низины со скрюченным
еловым сухостоем. А налетавшие кратковременные порывы ветра внезапно срывали с редких ёлок снежные шапки и обрушивали вниз маленькими лавинами, рассеивая в воздухе
блестящую в солнечных лучах мелкую пыль.
|
|
Завершающий километр до цели дорога используется реже, начав зарастать. Лес стоит вплотную, а берёзовый молодняк на обочинах под весом тяжёлого
снега клонится арками над колеёй, мешая пройти. Одни можно было обойти змейкой, другие приходилось отбивать от снега и поднимать, чтоб протиснуться снизу. После
небольшого озерка справа дорога устремилась наверх в ельник и упёрлась в развилку. Судя по спутниковому снимку – это островок, и дороги соединятся. Имея в распоряжении
летний трек велосипедистов, следуем по их «следам» направо. Прямая колея через 300 метров упирается в Т-образную развилку. Но нам нужно дальше прямо. По еле заметным
старым снегоходным следам углубляемся в шикарный лес, похожий на заснеженный парк почти без подлеска с одинаковыми калиброванными ёлками, горками и пологими спусками,
так и манящими прокатиться куда-то вглубь. При необходимости базовый лагерь можно ставить в любом месте. Но нам пока рановато – до водопада ещё далеко. Хотелось бы
встать поближе, чтобы не бегать на экскурсию через весь лес.
|
Скатившись с отличной пологой горки, оказываемся у очередной развилки почти незаметной колеи, где слева между склонами зажато малюсенькое
заболоченное озерцо с вытекающим из него ручьём Оксаоя шириной порядка метра. Его истоки мы уже пересекали утром. Разведка пути прямо вперёд упёрлась в петли
этого ручья, заваленные толстыми вывороченными деревьями. Зато слева от развилки почти в истоке обнаружился старый прогнивший мостик, придавленный толстым бревном.
Переходим замёрзший ручей по льду справа от мостика, помучившись с подъёмом обратно на крутой берег, и движемся прямо под крутым склоном возвышенности Хауккаваара
слева. И опять развилка дороги: влево на выположившийся склон уходит колея, по которой, вероятнее всего, нам отсюда выбираться. А вперёд сквозь стройный лес по
гребню гряды ведёт прямая как стрела просека. Это и есть финская дорога, когда-то проходившая через водопады по белокаменным мостам. Туда и направляемся, удивляясь
её сохранности!
|
Дорога проложена по каменной гриве, отделяющей разливы реки перед водопадом от глубокого оврага с маленьким ручейком у подножия возвышенности
Хауккаваара. Съезжаем с просеки на пологую террасу, похожую на широкую чашу, и единогласно замираем – лучшего места для лагеря не найти! По карте до основного
водопада осталось около 150 метров. Кругом тишина, раздолье и никаких следов – лагерь будет спокойным. Белые склоны со всех сторон манят покататься с них. К сожалению,
почти все лыжи и палки уходят на установку палатки. А местечко явно историческое. На изломе склона перед крутым спуском просматриваются ямы и траншеи. С большой долей
вероятности это окопы, оставшиеся со времён советско-финской войны. Место для позиции весьма выгодное, почти как крепость.
|
Постановка нашего лагеря затянулась до темноты. Без навыков это оказалось не очень быстро, потому что впервые в нашей практике была взята палатка
с печью. Во-первых, палатка и тент растягиваются весьма нетривиально, во-вторых, возникли проблемы с печкой, подставка которой, нагревшись, стала обугливать подложенные
вниз поленья, наполняя палатку дымом. Помогли камни, которые получилось отколоть от скальных выступов, а также найти на противоположной стороне оврага между корней
поваленного дерева. Эти поиски тоже потребовали времени, а также окончательно и бесповоротно в очередной раз поставили крест на идее зимней походной бани. В отличие
от рождественских каникул, когда появилась такая мысль, все ручьи и речки замёрзли и засыпаны снегом. А в лесу покров такой, что привычные для Карелии валуны
оказались скрытыми глубоко под снегом, будто их и вовсе нет.
|
Анализируя все факторы, приходит понимание, что разогреть каменку до необходимой температуры при минус пятнадцати вряд ли получится, пусть
даже её и удастся сложить. Постоянный ветер будет сразу же выдувать накопленное тепло. Нужен экран либо тент, но здесь главное его не сжечь. Металлическая печка
или ведро с камнями тем более не спасут положение, так как просто не смогут дать необходимое количество тепла, в чём мы убедились на примере палатки. И самое
неприятное – внутри шалаша будет очень большой градиент температуры. В ногах скопится весь холодный воздух, не поможет даже лапник. А построить лежанки или скамейки
в таких условиях – задача на порядок более сложная, сравнимая с постройкой полноценной избушки!
|
|
После ужина все забились в палатку, ожидая там комфортной температуры для сидения без курток. Но даже раскалённая докрасна печь смогла лишь
скромно перебросить через ноль стрелку термометра, лежащего на высоте двадцати сантиметров от пола. Поэтому строгого дежурства решили не устраивать, договорившись
подкидывать дрова, когда кто-то будет выходить на улицу. Спальники у всех тёплые, не замёрзнем при –15. Батон и вовсе решил ночевать в берлоге, которую заранее
подготовил рядом с палаткой по проверенной пару лет назад технологии из лыж и тента, приваленных снегом.
Печка прогорала очень быстро. Набив топку до отказа перед отбоем в 00:30 и установив режим минимального горения, мы с Кириллом сильно удивились,
что в 3 часа ночи в ней остались всего три маленьких уголёчка, а сама она была еле тёплой. Огонь пришлось разжигать заново. Следующий розжиг состоялся в 6 утра,
когда вернулся из берлоги Батон. Нет, он не замёрз. Просто из-за ночного снегопада крыша берлоги просела до спальника, и он после выхода на улицу не смог влезть
обратно. Продавил снегопад и крышу нашей палатки, прижав тент к раскалённой печной трубе и проплавив его.
Днёвка в зимнем походе противоречива, особенно в сильный мороз. Если ходовой день греет с утра до вечера, то в стационарном лагере приходится
постоянно придумывать себе согревающие дела. К счастью, здесь было чем заняться. После позднего завтрака состоялась первая вылазка к водопаду. Пока ещё не зная
короткой дороги, но ориентируясь на привязанные к деревьям полосатые ленточки, мы спустились с поляны в долину, перешагнули ручей и прошли траверсом склон Хауккаваары,
подойдя с противоположного от оборудованных туристических троп берега Кулисмайоки. Внизу стало ясно, почему от нашей стоянки не слышен шум водопадов. В пятидесяти
метрах от нашего лагеря сверкающей ледяной горкой перед глазами первым предстал малый каскад!
|
|
Со стороны большого каскада послышались голоса, и меж деревьев замелькали разноцветные куртки туристов. Неожиданно было видеть столько людей
после утреннего ощущения нахождения в дикой карельской глуши. Главный водопад также оказался целиком скован морозом. Он выглядел, словно замёрзший великан, обросший
уступами из сосулек и ледяных корок двух цветов: коричневых как река и прозрачных от талой воды. Русло после каскадов почти всё подо льдом, лишь в некоторых местах
остались промоины с тёмной и быстрой водой. Это даёт возможность свободно гулять и обходить водопады со всех сторон. Нам, чтобы перейти от склона Хауккаваары,
пришлось перепрыгивать через недозамёрзший ручей полутораметровой ширины с одного ледяного карниза на другой, одновременно пустив по нему небольшой ледоход. И всё
это при неотрывной съёмке телефонных камер некоторых туристов, будто мы Йети, вышедшие из тайги. Самим нам пока не удалось сделать нормальные фотографии из-за
большого количества народа, в тот момент пополнившегося целым экскурсионным автобусом школьников.
|
Очень сильно ощущается коммерциализация места, как очередного популярного памятника природы. Основной спуск к чаше Юканкоски оборудован
деревянной лестницей, правда, уже без перил. Над водопадом и долиной на склон Хауккаваары натянут трос зип-лайна – значит, летом тут будет весьма шумно. Наверху
выровнена и расчищена парковка для автомобилей, оборудованы беседки для отдыха, а около въезда расположились какие-то палатки, похожие на сувенирные лавки. Скоро
появится кафе, затем и шлагбаум с кассой, – как по рускеальской схеме. Тем более, уже было озвучено взятие в аренду земли с 15 декабря 2020 года. Но пока вход и
выход бесплатные. Очень приятно осознавать, что мы успели увидеть водопад хоть и не первозданным, но ещё не опошленным коммерческой составляющей.
|
Возвращение в лагерь прошло другим маршрутом – по верхней бровке. Через основной рукав реки можно перейти через деревянный мост, а второе
русло полностью замёрзло, и его без опаски можно было преодолеть по ледяному мосту. Дальше мимо присыпанных снегом ёлочек до наших следов вечернего поиска камней
всего несколько шагов, где внизу под склоном показалась наша разноцветная палатка. Правда, теперь по свежепротоптанной тропинке к нам могли пожаловать особо
любопытные туристы. Но таковых оказалось всего несколько человек.
|
|
После первой вылазки к водопаду и небольшой фотосессии около нашего лагеря на берегу Кулисмайоки оставалось ещё одно важное дело – разведать
начало дороги, по которой планировалось идти к финишу. Без тени раздумий всей командой отправились гулять пешком без лыж. Сначала метров триста назад по
утрамбованной накануне лыжне до развилки. Оттуда просматривающаяся дорога взбирается на пологий склон Хауккаваары, сворачивает влево и снова поднимается,
петляя меж стройных ёлок. Затем выходит на опушку и… упирается в подъём такой крутизны, что даже налегке забираться трудновато. В голову лезут мысли о том,
как подниматься с вещами – скорее всего в две ходки. Но этой горкой подъём не заканчивается. Видно вокруг, что есть места и повыше. Поэтому дорога спешит
подняться на следующий небольшой лысый холмик, образующий своеобразную смотровую площадку на уровне макушек деревьев с видом на лес вокруг и взошедшую растущую
луну. А дальше колея вновь скатывается вниз с этого пригорка, преодолевает заснеженную низину и продолжает взбираться на какой-то уже неведомый склон, становясь
похожей на трассу для мотокросса (смотри профиль трека). Летом по ней, разве что, на квадроциклах гонять. Никакая машина сюда не заберётся. В середине этого
подъёма слева возникает открытая площадка с видом на прилегающие выстриженные вырубками овраги и противоположные склоны, заставляя ощутить себя в финском тылу
и прочувствовать причину тяжёлых потерь среди наших войск в 1939 – 1940 годах.
|
|
Оглядев панораму, направляемся дальше в предвкушении верха и выхода на искомую лесовозную дорогу. Но следующий перегиб дороги ставит всё
на свои места. Взобравшись на вершину, просека затяжной горкой устремляется на дно оврага, который можно было созерцать со смотровой. Не верится, что нам туда…
поэтому сначала сворачиваем в просвеченный низким солнцем редкий лес справа, где спугиваем из-под ёлки крупного глухаря. Какое же чудесное место он себе выбрал!
Это вершина сопки, вокруг пушистый и припорошенный снегом еловый молодняк, сугробы почти по пояс, мелкая поросль, превращённая в снежные статуи. И всё это в
оранжевых лучах вечернего солнца! На небе ни облачка, только белёсый полумесяц над головой. Если вас когда-нибудь посещало чувство при взгляде на перекидной
календарь, что хочется шагнуть в сугробы на фотографии, – это и есть то самое место! Оно существует, и мы, словно дети, не могли остановиться, барахтаясь в
сугробах и не замечая ни мороз, ни колючий снег, попадающий под куртки. Было поистине волшебно!
Теперь уже точно было решено выбираться от водопада основной дорогой, по которой ездят все туристы. Но любопытство не покидало и всё-таки
заставило спуститься вниз с горки. Там дорогу перегораживает ещё одна невысокая гряда, оскалившаяся неприсыпанными снегом камнями. И наконец за ней, после
часа блужданий оказываешься на желанной лесовозке рядом со штабелем брошенных брёвен и абсолютно нетронутой белой целиной впереди. Вокруг царит тишина! И из
этой красоты не хочется уходить. Но пора возвращаться, чтобы засветло успеть на водопад, когда разъедутся туристы. Обратный путь по проторенной тропинке даётся
легче и быстрее – подъёмы как по лестнице, спуски с горки на пятой точке с ветерком и криками! Эта дорога определённо заслуживает внимания, но с вещами тянет
на категорийность и сулит неоправданные усилия.
|
У водопада оказываемся почти одни. Встречаем лишь парочку молодых людей, оставшихся полюбоваться закатом. Теперь можно вдоволь полазить по
ледяным террасам, потрогать разноцветные сросшиеся сосульки, похожие на причудливые сталактиты и сталагнаты, заглянуть и даже заползти в маленькие пещерки,
спрятанные за полупрозрачными ледяными корками. Из-подо льда неустанно раздаётся гул прорывающейся где-то в глубине воды. Стекая между камнями и ледяным панцирем,
она стремительно вырывается из-под него в самом низу, будто из машинного зала какой-то природной гидроэлектростанции, растекается проворным ручьём и вновь ныряет
под лёд. Берега около Юканкоски похожи на надломленный слоёный пирог – сложены многослойными ледяными пластами толщиной под два метра. Создаётся ощущение, будто
вода прогрызла себе каньон где-то в леднике.
|
|
Вдоволь напрыгавшись вокруг водопада, с чувством выполненного долга возвращаемся к себе на поляну по хорошо утрамбованной тропе. В лагерных
заботах время пролетает быстро. Солнце заходит, но светить продолжает луна! И мы понимаем, что другой такой возможности увидеть замёрзший водопад в лунном свете
может не представиться! Отправляемся по знакомому маршруту, но теперь уже единолично без посторонних созерцаем ледяные чудеса в холодном и таинственном свете.
Ночь. Звёзды. Луна. К ней тянут свои стрелы-макушки ёлки на склоне. Под ногами поёт снег, присыпавший лёд на Кулисмайоки, глухо бухтящей из глубин что-то
неразборчивое. Ледяная скорлупа, сковавшая водопад переливается и сверкает в свете фонариков. А если подсветить изнутри ледяную пещерку, ледопад становится
похожим на замок снежной королевы! Разве это не чудеса?!! Лунная прогулка стала кульминацией нашего путешествия. К ночному волшебству был добавлен приготовленный
в палатке на печке фирменный десерт от Батона – блины со сгущёнкой.
|
Эта ночь по прогнозу самая холодная, поэтому решили дежурить у печки, чтобы поддерживать температуру внутри палатки. Каждому досталось около
полутора часов сольных посиделок, во время которых самой сложной задачей было не уснуть. Одной закладки дров хватало минут на сорок, которые требовалось как-то
коротать. Меня от сна спас вот этот рассказ, который я начал писать в телефоне, завернувшись в спальник и укрывшись с головой пуховиком. Выше нуля градусов на
уровне пола нагреть не удалось, зато под куполом был ощутимый плюс, способствовавший сушке отсыревших вещей, развешанных на центральной стойке палатки.
Необходимость в раннем подъёме отпала, поэтому встали около половины девятого, подкинув последние из заготовленных поленьев в топку. На улице
уже светло. Термометр показывает –19. Даже до двадцатки не дотянуло. Но это сухие цифры. Из-за постоянного стекания холодного воздуха по ложбине нашего лагеря
вниз к подножию водопада ощущение температуры иногда тянуло, пожалуй, на все –30! Особенно, если встать лицом против ветра. Нос замерзал мгновенно. Хотя, его
даже ветром нельзя назвать. Простое движение воздушных масс, плавное, медленное, почти незаметное, но постоянное и неумолимо охлаждающее. Наверное, это была
единственная негативная особенность нашей замечательной поляны. В остальном, пожалуй, это самая красивая, уютная и запоминающаяся зимняя стоянка за все наши
лыжные походы!
Под окончание сборов к нам сверху пожаловали гости – семья с двумя детьми. Они приехали из Люберец на машине посмотреть водопад и случайно
забрели к нам по утоптанной в снегу тропе, к тому моменту уже не отличимой от туристической. Около полудня покидаем поляну. На крутой склон гряды приходится
взбираться в две ходки: сначала с рюкзаками и лыжами, потом отдельно затаскивать санки с вещами. Не представляю, сколько раз пришлось бы проделать такую манипуляцию,
пойди мы по дороге, которую вчера разведывали. Мимо водопадов идём с лыжами в руках и переобуваемся уже на автомобильной парковке. Дорога поначалу узкая и живописная,
похожая на трассу первого дня. Разница только в накатанности и необходимости регулярно отходить в сугроб на обочине, чтобы пропустить очередной автомобиль. Зато
скорость движения высокая.
|
Через 3,5 километра от водопада начинается широкая трасса, окружённая полями и вырубками. Здесь слева примыкает крупная дорога, где планировалось
идти по первоначальной задумке. Предположение, что на ней будет накат или колея также оказалось неверным. Старые заметённые почти по колено следы лесовоза не сильно
способствовали бы нашему продвижению, что в очередной раз подтвердило правильность принятого решения и вчерашней разведки! А ведь в стародавние финские времена эта
дорога была основной и заменяла современное спрямлённое шоссе, проложенное параллельно железнодорожной ветке. Здесь вокруг стояло множество финских поселений, а
теперь на открытых пространствах гуляет ветер, и пейзаж уже не так радует глаз, как лесной. Окружающая картина с серым небом была способна лишь навеять грусть об
окончании столь долгожданного и удивительного путешествия.
|
На этой финишной прямой километры стали быстро сменять друг друга, скользя мимо, как наши лыжи по укатанной в лёд дороге. Чем ближе к шоссе,
тем большие просторы открывались вокруг. Самым широким стало раскинувшееся справа озеро Руокоярви с высокими берегами, где раньше располагался целый конгломерат
финских поселений. Сейчас о них напоминают лишь безлесные пологие склоны. Только на примыкающем к дороге берегу озера стоят довольно свежие постройки какой-то летней
базы. Длинный мыс, вдающийся в озеро, наверняка летом привлекателен для остановки на обед. В нашем случае сугробы выше колена и пронизывающий ветер прогнали все мысли
о возможном перекусе на берегу. Затишья пришлось искать ещё пару километров и всё равно встать на обочине, где меньше всего дуло. Опустошив термосы и бутербродные
запасы, созвонились с водителем, попросив приехать на час раньше договорённости – около 17:00.
Погрузившись в микроавтобус на стоянке дальнобоев у шоссе под леденящим ветром, уже через 10 минут пути всей командой пришли к пониманию, как
вовремя всё успели. Начавшись лёгким снегопадом, вскоре за окном разыгралась нешуточная метель, под стать тому снегопаду, который нас встречал в начале похода,
только с сильными порывами ветра. Сортавалу заметало вместе с Андрюхиной машиной, которую он припарковал у гостиницы, где ночевал по приезду. Хорошо, что у нас
была с собой большая снеговая лопата! «А представляете, если б нам пришлось сегодня идти в такую погоду?!» – вспоминалась пурга первого дня участникам
похода к Шардонским островам Онежского озера.
В завершение путешествия, свалив свои рюкзаки в маленьком забитом людьми зальчике ожидания станции Сортавала, мы отправились в уже знакомое
«Придорожное» кафе, попутно понаблюдав за прибытием паровозного ретропоезда из Рускеалы под песню «Долго будет Карелия сниться». Эндрю, откопав свой автомобиль,
заехал вернуть лопату со словами «Больше в шесть снежинок с молнией я с вами гулять не пойду!» После этого без промедления направился в Питер по долгой заснеженной
дороге, где путь только до Приозерска занял 4 часа! С нашим поездом тоже не обошлось без приключений. В Сортавалу он пришёл с опозданием минут на 40, простояв на
станции Хелюля. А потом ещё и трогался «в раскачку», наконец, увезя нас из этой непогоды, успокоившейся только ближе к Хийтоле.
В завершившемся походе у нас была самая многочисленная и самая добрая зимняя команда, которую в этот раз украсила весёлая Таня, не побоявшись
крепких морозов и разбавившая нашу традиционно мужскую лыжную братию! Теперь нам всем предстоит долго раскапывать снежный ком радостных впечатлений, вспоминая,
каким удивительным образом Карелия позволила побывать у себя в гостях зимой, гостеприимно открыв окно хорошей погоды ровно на время нашего приезда. Показала столько
невероятных зимних чудес и оставила желание приехать в тёплое время года полюбоваться водопадами. А до того момента просто будет продолжать нам сниться!
04.03.2021
|