ZunderCom - Река забытой Финляндии. Уксунйоки


Река забытой Финляндии

Внесезонный сплав по реке Уксунйоки в Северном Приладожье

(13 – 18 августа 2020 года)

Текст и фото: Вадим Тарелкин
Исторический консультант: Андрей Дорохин

Что с нами сотворил 2020 год своей зашкаливающей високосностью? Одни планы рухнули, другие, даже самые скромные, многие боялись произносить вслух. Сквозь это молчание лишь изредка пробивались шепотом разрозненные и испуганные мечты о поездках. Причём, в какой-то момент уже было всё равно, куда ехать. Лишь бы подальше от мегаполисов и поглубже в лес. Слава Богу, лето подарило нам немало приятных ПВДшек: Пра, Нерская, Кондуки. Но главное путешествие лета оставалось под угрозой неминуемого срыва.
Пересилило стремление на Север, пусть и не на такой дальний, как планировавшаяся Тумча, но всё столь же манящий и кружащий голову от одного упоминания. Карелия! У одних из нас от этого слова перед глазами мгновенно встаёт картинка горящего всеми цветами закатного неба, миллион раз переотразившегося в бухточках тихого лесного озера; у других в голове зашумят грозные пороги, захлёстывающие с головой бурой водой пенных валов; кто-то облизнётся, представляя, как намазывает на оладьи терпкое свежеприготовленное варенье из собранной утром вокруг палатки черники; а особенно терпеливые мысленно уплывут ранним утром в окутанный туманом дальний залив заросшего плёса и представят борьбу с трофейной щукой. Наверное, всё это и смогло сбросить оковы карантинов и прочих ранее неизвестных слов и собраться в этот хоть и короткий, но удивительно насыщенный и интересный поход, за который безграничное спасибо Кате и Сане Молодым!
Соскучившись по туристам, наши приключения начались ещё в Москве. На вокзале ждало известие, что наш 10-й вагон фирменного двухэтажного поезда «Карелия» чудесным образом из состава исключён. От сотрудников РЖД с трудом удалось добиться информации только о переселении в девятый. Про места поначалу не смог ответить даже начальник поезда. К счастью, после открытия дверей всё разрешилось. А нас приехала провожать целая делегация друзей!
Открыть во весь экран
Открыть во весь экран
Пережив всю кутерьму заброски, после полудня мы, наконец, оказались на поляне в окружении сосен, рядом с набирающей скорость речкой. С первых минут начались чудеса карельского гостеприимства: поляны черники и почти спелой брусники, заросли поздней малины, грибы. Изобилие даров вместе с тёплой и солнечной погодой настраивали на позитивный сплав!
Вдоль реки тянется добротная грунтовая дорога, отчасти сохранившаяся со времён Финляндии. Она будет сопровождать нас весь поход, то ныряя глубже в лес, то выходя на самый берег Уксы. Что же было тут раньше? Погрузиться в атмосферу давно ушедшей эпохи нам помогла довоенная финская 200-метровка 1939 года. Это сейчас, спустя 80 лет, река Уксунйоки (фин. Uuksunjoki) полностью безлюдна на традиционном сплавном участке от моста трассы Петрозаводск – Сортавала до деревни Ууксу (в историческом финском варианте Ylä-Uuksu – «Верхняя Ууксу»). А в те времена здесь кипела жизнь, следы которой очень быстро стёрлись и почти полностью заросли.
Открыть во весь экран
Открыть во весь экран
Слева от стапеля небольшой тихий залив с высокими берегами. В его правую часть из-за поворота врывается шумный поток реки, скатывающийся по камням Мостового порога. Он ненадолго успокаивается перед началом следующей шиверы под названием Сильтакоски (фин. Siltakoski – «Мостовой Порог»), имеющей несколько поворотов и островков. Но тут возникает некоторая путаница между современными и старыми названиями. Нынешний Мостовой был первой ступенью Siltakoski, расположенной прямо под мостом старой финской дороги (от него сейчас сохранились лишь сваи). Новое шоссе спрямлено и проходит немного севернее. Шивера Сильтакоски – его вторая ступень. С неё и начинается наш маршрут.
Погода располагает к сплаву: тепло, сухо, светит солнце, изредка скрываясь за облаками. На реке никого! Даже представить сложно, что в сезон тут разыгрывается нешуточная борьба за места под ёлочкой. Вне сезона все стоянки наши. Значит, и на порогах не должно быть очереди.
Открыть во весь экран
Открыть во весь экран
После первой шиверы начинается тихая речка, разлившаяся зеркальной гладью воды между невысоких берегов. Но что это? На левом берегу из-подо мха, покрывающего большой камень, свисают несколько белых грибов. До них можно дотянуться веслом, не вылезая из байдарки! Собираем их к Тане с Андрюхой в лодку, но что творится в лесу, ещё только начинаем осознавать. Налицо эхо карантина: народу в лесах мало, погода благоприятная. Белые ставят один рекорд за другим: по количеству, по размеру… Первые километры несколько раз выскакиваем на берег собирать их, пока не привыкаем, и не набирается полный пакет.
Открыть во весь экран
В первый день зеркало реки несколько раз разбивают небольшие перекаты и шиверки. Начинает череду порог Аймокари (фин. Aimokari). После этого русло разделяется на лабиринт проток островной системой Канавасаари (фин. Kanavasaari). По невнимательности в этих заливах запросто можно заблудиться. Немного дальше Уксунйоки принимает полноводный приток – речку Пенсанйоки (фин. Pensanjoki), название которой происходит от слов «кустарник» и «река».
Открыть во весь экран
Обычно все группы стараются быстро проскочить этот участок реки и подойти ближе к ключевым порогам. Но мы не хотим спешить. Среди бесконечных тихих заводей, где наверняка безнаказанно скрывается щука, нам нужно найти уютную стоянку. А пока и не верится, что где-то впереди шумят бурные водопадные бездны. Вскоре после порога Кауракоски (фин. Kaurakoski – «Овсовый Порог») поиски стоянки дали результат. Сразу после правого незаметного притока Халиноя (фин. Halinoja) на левом берегу в небольшом затоне обнаружилось отличное укромное местечко с настоящей гаванью для наших лодок.
Открыть во весь экран
Лес вокруг стоянки стройный: еловый с примесью сосны и лиственных. Конечно, не парковый, но и не бурелом. Так что прогуляться есть возможность. В пятидесяти метрах за поляной из малюсенького озерка Кауралампи (фин. Kauralampi – «Овсовое Озеро») сквозь лесную чащу бурой змейкой вьётся тонкий ручеёк, одетый в ярко-зелёные мшистые берега. Ещё немного дальше в лесу проходит грунтовая дорога, но к стоянке подъездов нет.
Открыть во весь экран
Робкий утренний туман быстро растворился в прозрачном воздухе, пригретом тёплыми лучами солнца, зовущего отправляться в самый длинный переход. Если в первый день довелось собирать грибы прямо из лодки, то этим утром берега Уксунйоки подарили яркую возможность полакомиться спелой брусникой, всего лишь подойдя под нависающий торфяной берег, раскрашенный осыпью красных ягод и манящий к себе издалека. Тот терпко-сладкий с горчинкой вкус добавил приятных воспоминаний в корзину впечатлений о походе.
Открыть во весь экран
В том месте, где река огибает возвышенность Колокоскенкангас (фин. Kolokoskenkangas), поросшую соснами, и ягельным ковром под ногами, расположен порожек Колокоски (фин. Kolokoski). Он представляет собой простой каменистый перекат с застрявшей вдоль течения ёлкой. На левом берегу маленькая стоянка и развилка грунтовых дорог, подходящих вплотную к реке.
Открыть во весь экран
Вот мы и добрались до первого ступенчатого порога Уксы – Блюдца. На старой карте он подписан не явно, но связан с названием Heroinlammenkarit, перевести которое без особых знаний языка не представляется возможным. Поблизости, с тем же корнем в названии, расположено озеро Heroilampi (фин. lampi – «озеро»). Перед порогом автомобильный брод, по обоим берегам стоянки и смотровые тропы, украшенные красной каймой из брусники. Препятствие образовано классической монолитной каменной грядой, наклонно отполированной за всю историю реки. Вода плавно стекает с неё, образуя метровый перепад и череду затухающих стоячих волн. На надувных байдарках одно удовольствие скатиться с такой мокрой горки, немного окунувшись в нижний пенный вал.
Открыть во весь экран
Открыть во весь экран
Открыть во весь экран
На пути к первому мощному порогу по имени Розовый Слон встретились ещё парочка маленьких шивер и перекатов, никак не обозначенных на картах. Сложность первого (условное название – шивера Расчёска), расположенного в районе урочища Хюрёсенрухка (фин. Hyrösenruhka), заключалась в лежащей поперёк русла плохо заметной «расчёски» в конце струи, вынудившей совершать резкий поперечный манёвр, чтобы не налететь на торчащие из воды сучки. Второй (условное название «Ворота») – чистый перекат среди валунов перед расширением реки у так называемого «Танкового Брода». Это своеобразные «ворота» целой гряды возвышенностей, протянувшейся с северо-запада на юго-восток, с целой системой озёр, которые плещутся в её низинах.
Затеяв обед в этом любопытном месте, мы не поленились прогуляться через возвышенность на берег большого прозрачного озера Лахналампи (фин. Lahnalampi – «Озеро Лещей»). Его бесцветная вода через узкий перешеек, по которому проложена дорога, метровой протокой разбавляет коричневую Уксу. Второе озеро, стиснутое между холмами, – Кайталампи (фин. Kaitalampi – «Узкое Озеро»). По другую сторону реки раскинулись ещё три озера: Валькеалампи (фин. Valkealampi – «Белое озеро»), Ряпейлампи (фин. Rääpöilampi) и Янелампи (фин. Jänölampi).
Речная петля
(источник: karjalankartat.fi)
Открыть во весь экран
Ниже по течению есть ещё одно интересное место. Километровая речная петля, которая была спрямлена ещё во времена Финляндии пробитым в скальном основании каналом с весьма приличной глубиной. Канал отображён на карте 1939 года. На развилке теперь висит замечательная туристическая табличка «Умным налево, красивым – направо».
Через километр после петли поджидает бодрое слаломное препятствие – шивера Лососёвая. У финнов она именовалась Saarikoski (дословно – «Островной Порог»), потому что находится в широкой протоке разделённой большим островом реки (левая протока совсем маленькая). Это довольно длинная каменистая горка с поворотами, большими надводными и обливными валунами, заканчивающаяся раздвоением потока с неочевидной траекторией.
Перед Розовым Слоном на реке тревожное затишье. Вода гладкая, зеркальная. Течения почти нет. Издали начинаешь прислушиваться, пытаясь различить в малейших шумящих звуках гул порога. Место высадки трудно не заметить. За сто метров справа начинается вытоптанный берег, и появляются туристические стоянки.
Открыть во весь экран
Открыть во весь экран
К удивлению бывавших здесь неоднократно руководителей и участников, многомерные поляны у порога, обычно плотно заставленные палатками, к нашему визиту абсолютно свободны. Вокруг ни души: только мы и Розовый Слон, гулко бухтящий что-то призывно-манящее. Располагаемся в центре самой большой поляны, хаотично разбросав палатки между высоких елей, держащих хвойный свод над этим импровизированным колонным залом. Свою палатку ставлю в сторонке, на самом берегу перед заходом в порог, чтобы засыпать и просыпаться под шум воды, по которому так соскучился и мечтал целый год. Многоголосье складывается из спокойного шёпота тоненького ручейка, более внятного шуршания воды на входе в слив и глухого булькающего отзвука пенного котла, спрятанного за островком.
Открыть во весь экран
Открыть во весь экран
Порог Розовый Слон поистине уникальное место – это целая водопадная система: слева от острова бушует основной поток, справа – небольшая пересыхающая протока, красиво растекающаяся по гранитному монолиту и срывающаяся с него тонким полутораметровым водопадиком. Потоки собираются вместе, образуя чашу с затоном, посередине которого, как купающийся слон, лежит облизанный водой большой остров из красно-розового гранита. С берега на него можно легко перейти, чтобы оказаться напротив водопадов.
Открыть во весь экран Открыть во весь экран Открыть во весь экран
Открыть во весь экран
Открыть во весь экран
Перепад высот на пороге чувствуется по рельефу поляны, крутой горкой сбегающей на берег затона. Внизу паводковый мусоросборник, к нашему визиту накопивший хорошую кучу дров на единственном удобном для бани песчаном пятачке. Дружно взявшись за её разборку, через пару часов управились: навели широкие мосты на остров, выровняли площадку под баню, сложили и растопили каменку, заготовив внушительный запас дров.
Во время днёвки на поляну заезжали джиперы, заходил в гости охотник из Питкяранты с двумя собаками, обвешанными GPS. Чуть позже мимо прошла малочисленная группа: байдарочники свою лодку обнесли, а каякер гордо сплавился по самому бурному месту Розового Слона, намекая, что пора и нам готовить щуки к бою.
Открыть во весь экран Открыть во весь экран Открыть во весь экран Открыть во весь экран Открыть во весь экран
Вопреки домашним опасениям, река не истощена засухой – уровень воды близок к июньскому. Катание по порогу удалось во всех отношениях! Экипажи в разных сочетаниях успели по нескольку раз сплавиться, перевернуться и нырнуть в бочку, посидеть в ней и красиво вынырнуть. Либо проскочить сквозь пенный вал, как нож сквозь масло. В общем, словами невозможно описать все эмоции, которыми в те пару часов кипел котёл Розового Слона и весь наш лагерь. А когда стемнело, активные водные процедуры сменила пассивная, но очень приятная баня.
Открыть во весь экран
Открыть во весь экран
Открыть во весь экран
Открыть во весь экран
Для четвёртого дня километраж сплава планировался «страшно большим» – всего 3 километра до порога Каньон, из которых 300 метров составлял разлив перед порогом Мельница. Несерьёзные планы вселили расслабленность, подпитываемую нежеланием срываться с пригретого места. Сборы затянулись далеко за полдень. Но и это время удалось провести со смыслом. Интересно было сплавать на противоположный берег Уксунйоки и взглянуть на порог с другого ракурса. Стоя на скальном уступе почти сразу за бурным сливом, видишь всю его мощь перед собой. Даже немного жалею, что поленился вчера сюда переправиться для съёмки катания. Зато сегодня был награждён полянами спелой сладкой черники, которой хватило и полакомиться, и в кепку насобирать про запас для финишного тортика. Видно, что на левом берегу туристы останавливаются реже. Тут ягод море, а вокруг часто посещаемых правобережных полян черничники пусты.
ГЭС Юкакоски на карте 1939 года
(источник: karjalankartat.fi)
Но вот мы и добрались по воде до следующего серьёзного препятствия – порога Мельница. Пешие прогулки во время днёвки не в счёт, теперь мы все здесь. Место интересное и историческое. Финское название порога – Юкакоски (Jukakoski). Своё нынешнее имя, скорее всего, он получил за сходство сохранившихся на нём руин с водяными мельницами. На самом же деле, здесь располагалась электростанция. На правом берегу реки из крупных гранитных блоков сложен уступ с фундаментом здания и водоводный канал рядом. Щели между блоками облюбовали змеи, оставив после линьки сухие шкуры. Ниже порога весь берег завален крупными обломками гранита, раскиданными взрывом, произведённым финнами во время покидания территории. Сам факт того, что это была именно ГЭС, не оставляет тени сомнения, потому что на карте 1939 года имеется подпись Sähkölaitos – электростанция. Она была первой в каскаде из трёх ГЭС, действовавших на реке. Даже обозначенная на карте ЛЭП начиналась именно отсюда и тянулась вдоль лесной дороги, проложенной параллельно реке. Рядом со станцией обозначены несколько строений, но названия населённого пункта нет, значит, скорее всего, это были именно технические постройки и избы работников.
Открыть во весь экран
Открыть во весь экран
Открыть во весь экран
Интересно также и другое. Перед походом мне показалось странным, что главный катательный порог реки Розовый Слон не имеет исконного финского названия. Есть только ещё один явно туристский вариант Лапа. Неужели, настолько прижилось современное имя? Но старая финская карта опять всё ставит на свои места. В те времена, когда действовала ГЭС на пороге Юкакоски, плёс между порогами был ощутимо подпружен, поглотив целиком или частично ступень Розового Слона, тогда считавшейся частью порога Юкакоски с общим перепадом высот 4,4 м. Уровень воды можно примерно представить по фотографии 1932 года. Протока, заваленная камнями на левом берегу у «Розового», также оказывалась затопленной, образуя остров. Гранитный островок, ныне олицетворяющий слона, 100 лет назад мог быть полностью скрыт под водой. Линию затопления, кстати, можно проследить по возрасту деревьев на левом берегу, где вдоль воды нет могучих елей, а растут в основном берёзы и молодая еловая поросль. Также контуры старой запруды хорошо просматриваются на некоторых спутниковых снимках по оттенку зелени.
Открыть во весь экран
Открыть во весь экран
Порог «Мельница» считается технически весьма сложным и опасным для прохождения из-за торчащей где-то в струе крепёжной арматуры. На образующей порог плите памятной табличкой даже зафиксирован трагический случай. Поэтому наша задача этот порог просто обнести и добраться до следующего порога Каньон. А здесь просто приятно полюбоваться на бушующий поток и удивляться, как финнам 100 лет назад удалось его обуздать, органично вписав в природный ландшафт свои гидротехнические сооружения.
Открыть во весь экран
Открыть во весь экран
Во время обноса, совмещённого с сухпай-обедом, не знаю зачем, но нам взбрело в голову вытащить из струи здоровенное застрявшее в пороге бревно, сухую ёлку с торчащими во все стороны сучьями, которое болтало в мощном потоке, и затягивало в слив обратными течениями. Хоть мы и не планировали идти в порог, но бревно делало его прохождение совсем небезопасным даже для экстремалов. После 10 минут постепенных подтягиваний стропой ёлка была отбуксирована к берегу.
Открыть во весь экран
Открыть во весь экран
После утихшего за поворотом шума Мельницы, река вновь спокойна и грациозна. Отражения настолько чёткие, что в случае оверкиля точно окажешься в таинственном финском зазеркалье. Откуда-то из этих недр была поймана единственная за весь поход щука.
В наше время берега реки полностью заросли лесом, не имея ни намёка на то, что 80 лет назад здесь располагалась целая гирлянда мыз (mois) – небольших отдельно стоящих именных фермерских поселений, нанизанных на реку и единственную в своём роде ЛЭП от оставшейся позади ГЭС: Pesonen, Kettu, Halonen, Leskinen, Rapelo, Hiltunen, Nurmela, Jokela.
Открыть во весь экран
Открыть во весь экран
Открыть во весь экран
Открыть во весь экран
Открыть во весь экран
Открыть во весь экран
В районе бывшего селения Halonen расположен порог Сирнитсанкоски (фин. Sirnitsankoski), вполне справедливо названный туристами Каньоном. Сердце вновь замирает от гулкого шума впереди в предвкушении встречи с одним из красивейших препятствий реки. Впереди остров, правая протока завалена брёвнами, а в левой видны лишь первые гребешки входной шиверы. Правый берег заметно утоптан в нескольких местах,
Открыть во весь экран
Открыть во весь экран
Открыть во весь экран
а склонившиеся к воде ёлки похожи на причалы. Перегребая от одной к другой, наконец, выбираемся на полянку и затаскиваем туда байдарки. С вёслами в руках бежим по дороге разведывать поляну над порогом. Свернув с колеи на торную тропинку, утопаем в зарослях спелой черники, немного разбавленной брусникой. Руки сами тянутся сгребать всё в открытый от удивления рот. Большая и очень живописная поляна, расположенная над ключевым местом порога, вытоптана до корней и полностью соответствует такой радушной встрече! Она как театральный балкон с лучшим видом на динамичное хаотическое движение под аккомпанемент белого шума с коричневыми нотками.
Тыльную сторону площадки прикрывает небольшая возвышенность с черникой в окружении высоких сосен. Дороги огибают стоянку с двух сторон. Вещи и байдарки иногда удобнее нести не по извилистым тропинкам, а по грунтовке, зайдя с противоположной стороны. Отсюда же идёт и тропинка вниз, в конец порога. Там заводь с подтопленной травой, подтверждающая высокий уровень воды. Под самой скалой идёт тропка, по которой можно пробраться к её основанию, где есть небольшой гротик под нависающим смотровым балконом поляны. У скалы хоть и течёт вода, но глубина по щиколотку и позволяет, держась за камни, пройти вдоль и увидеть порог от уровня воды. В русле вдоль потока валяется огромный вылизанный ствол давно поверженного
Открыть во весь экран
дерева, по которому можно и вовсе перебраться почти к центру порога и любоваться картиной пенных валов, находясь в гуще событий. Выше основного слива берег скалистый, но не такой высокий с множеством ступенек и тропинок, украшенный брусничными коврами, выросшими на солнечной стороне.
За лагерными заботами незаметно стемнело. Сплав по порогу мы оставили на утро, а пока, укрытые звёздным покрывалом, под шум воды до поздней ночи слушали исторические рассказы Андрея о прошлом этих мест.
Открыть во весь экран
Продолжительного катания,
Открыть во весь экран
как на Розовом Слоне, в Каньоне устраивать не стали. По краю основного слива застряло бревно поменьше, которое невозможно достать, сильно осложняя прохождение порога. Оказалось, что в потоке и после него глубина небольшая, а вот камней предостаточно. Ближе к обеду, полностью собрав лагерь, ограничились четырьмя экипажами. Три экипажа на щуках-двушках прошли без проблем, а Виталику на однушке немного не повезло – он кильнулся и вывихнул себе руку. Из-за этого инцидента рисковать больше не стали.
Открыть во весь экран
Открыть во весь экран
После каньона, шум которого привычно заблудился в разливах реки среди островов, началась финишная прямая – вытянутый участок перед порогом Храмина. Старое название – Кивенкульманкоски (фин. Kivenkulmankoski – «Порог Каменный Угол»). Это самое технически сложное препятствие реки, проходимое либо на катамаранах, либо мастерами-каякерами. Едва после спокойного плёса появилось течение, начав ускоряться перед входом в порог, мы поспешили выбраться на берег. Наш сплав окончен! Дальше примерно километровый обнос до поляны за порогом, а завтра домой.
Открыть во весь экран
Открыть во весь экран
Во время разведки дороги невозможно было не заглянуть к порогу. Даже не знаю, что больше впечатляет: сам порог или остатки ещё одной финской ГЭС. В реке беспорядочное движение отбойных волн и пенных валов, закручивающихся водоворотами под красной скалой правого берега. А в самой скале пробит внушительный водоводный канал, дополнительно обложенный гранитными блоками, стянутыми кованой арматурой. Сейчас канал пуст, и по нему можно осторожно дойти до сердца ГЭС – турбинного колодца. Из металлоконструкций там мало что сохранилось, зато искренний восторг вызывает полукруглая каменная кладка. Она выполнена с потрясающей любовью к своему делу – все швы аккуратно украшены расшивкой! Створки ворот, перекрывавших основной поток, скорее всего, были деревянными и не сохранились. Никаких следов каменных кладок не просматривается, зато из гранитного основания торчит множество шпилек и болтов.
ГЭС на карте 1939 г.
(источник: karjalankartat.fi)
Открыть во весь экран
Открыть во весь экран
На довоенной карте на противоположном берегу реки около порога обозначены строения с хозяйственными территориями, на правом, где располагалось здание ГЭС, и сохранились остатки строений, как будто была большая огороженная территория. Снова подпись Sähkölaitos (электростанция), а ЛЭП от первой ГЭС приходит к этой, наводя на мысль, что станции работали параллельно, выдавая суммарную мощность около 1 МВт. Этого хватало для освещения посёлков, расположенных вдоль линии электропередачи. Но основная энергия, судя по нитке ЛЭП, обозначенной на карте, предназначалась для сульфат-целлюлозного завода в Питкяранте. Даты строительства обоих станций в разных источниках отличаются: финны утверждают, что обе запущены в 1897-1898 годах, наши говорят о более позднем строительстве примерно в 1920-х. История Питкярантского завода рассказывает, что его построил в начале ХХ века норвежец Дизен Кристофер Дитлев, назвав «DIESEN WOOD». И в 1921 году на нём было произведено 5508 тонн продукции. А также отсутствие в архивах старых фотографий этого предприятия вплоть до 1927 года указывают на достоверность второй версии, если только ГЭС изначально не предназначались лишь для обеспечения светом окрестных деревень.
Открыть во весь экран
Открыть во весь экран
Все поляны над порогом несколько грязноваты и не столь живописны, как у предыдущих порогов. Сказывается близость деревни и дань месту завершения сплавов. Остаток светлого вечера ушёл на перетаскивание вещей и байдарок на поляну, постановку лагеря и заготовку дров, коих рядом оказалось не слишком много. Разведгруппа удалилась бродить по сумеречным лесам в поисках автомобиля повышенной проходимости для выброски, изучая топографию старых финских трактов. Дорогу в некоторых местах пересекают ручьи, поэтому не всякий водитель туда сунется. Но других вариантов выбраться в нашем случае не было из-за огромного количества вещей.
Открыть во весь экран
Открыть во весь экран
Хоть дальше мы и не сплавлялись, всё же интересно заглянуть в историю местности. На реке почти до посёлка Ууксу тянется череда шивер. На старой карте название есть только у одной – Saraikoski (Сараикоски). Но наиболее интересен последний мощный порог на реке – 5-й Падун, расположенный непосредственно в черте посёлка Ууксу (Иля-Ууксу). На карте порог тоже не подписан, но в сети попадается название Юласахакоски (фин. Ylä-Sahankoski –которое можно примерно перевести как «Порог Верхняя Лесопилка»). Либо второе – Uuksunkoski (Ууксункоски). Здесь располагалась 3-я из каскада ГЭС, судя по разрозненной информации, использующая перепад высот обоих порогов (4 м + 4,8 м), поэтому почти вдвое более мощная по сравнению с двумя верхними, но построенная раньше них – ориентировочно в 1896 – 1897 годах (всего через 5 лет после открытия первой в мире гидроэлектростанции в Германии в 1891 году). Основным потребителем её энергии был Питкярантский чугунолитейный завод. При этом, на карте не прослеживается соединительных ЛЭП между этой ГЭС и двумя верхними, что также намекает на разное время и цели их строительства.
Открыть во весь экран
Открыть во весь экран
Затяжные утренние сборы в ожидании заветной «буханки» позволили на прощание всей группой сходить к порогу Храмина, рассмотреть всё более детально при дневном свете и сфотографироваться на фоне бушующего потока.
Завершением путешествия стала четырёхкилометровая пешая прогулка по лесу вслед за машиной, в которую поместились только наши вещи. В тот тёплый денёк на исходе карельского лета совсем не хотелось никуда уезжать, цепляясь за каждый кустик ягод и пытаясь наесться их на всю предстоящую долгую зиму. Но у шоссе неизбежность расставания почувствовалась в полную силу. Группа разделилась: бόльшая часть направилась в Петрозаводск, мы с Андрюхой по живописной дороге вдоль северного берега Ладоги – в Сортавалу, где кульминацией путешествия стало созерцание прибытия на станцию ретро-поезда с настоящим «живым» паровозом!
Открыть во весь экран
Напоследок хочется отметить, что в планах нынешнего правительства республики Карелия и компании «Норд Гидро» восстановить все три ГЭС реки Уксунйоки. В 2019 году они уже должны были быть введены в эксплуатацию под названиями «Лескинен», «Хивенкульманкоски» и «Нокки». Но что-то пока их остановило. Кто знает, надолго ли. А зная не понаслышке, какие гидроэнергетики настырные (пример: Юмагузинская ГЭС на реке Белой в Башкирии, стройку которой не остановили никакие протесты жителей и статусы охраняемой природной территории), надо радоваться каждой возможности увидеть реку такой, какая она у нас есть сейчас. И очень приятно, что нам удалось поймать одну из таких возможностей!

26.04.2021

При написании отчёта использована информация из следующих ресурсов:
  1. https://fi.wikipedia.org/wiki/Uuksunjoki
  2. http://heninen.net
  3. https://www.karjalankartat.fi
  4. http://pitzavod.ru
  5. http://www.nord-hydro.ru
Hosted by uCoz