ZunderCom - Майский Лух


Майский Лух

30 апреля – 5 мая 2019 года

Текст и фото: Вадим Тарелкин

Множество лестных историй довелось услышать об этой речке за годы сплавов. Для меня первое упоминание о ней уходит в 2005-й год, когда попутчики в поезде на Суну рассказали о своих приключениях. Лух считается популярнейшей рекой Средней полосы, пройденной многими поколениями туристов. Но как-то так получилось, что наши походы её пока не затрагивали. Настала пора исправлять историческую несправедливость. К тому же, начало мая 2019 года подарило удачную гирлянду праздников, целых пять выходных дней, приуроченных к Первомаю – стоило воспользоваться такой возможностью, захватив бóльшую часть маршрута протяжённостью 110 км: от посёлка Талицы до впадения в Клязьму. Время позволяло пройти как менее посещаемую среднюю часть реки, так и излюбленную коммерсами нижнюю. Цепочки отмеченных на картах оборудованных стоянок сулили приятный отдых и даже днёвку на красивой излучине реки в окружении песков. А воображение рисовало картинки, проецируя на готовящийся маршрут воспоминания о схожей с Лухом речке Керженец. Лишь немного настораживала информация из Сети о потере Лухом былой красоты в связи с прошедшими в 2010 году пожарами в окружающих реку лесах, уничтоживших многие красивые стоянки и боры. Но по другой информации, за 8 лет природа успела немного оправиться от потрясений.
Благодаря усилиям РЖД, заброска в верховья реки теперь стала значительно удобнее. Вместо традиционного автобуса через пробки или ночного Ивановского поезда теперь можно сэкономить полдня, доехав на вечернем скоростном электропоезде «Ласточка» от Курского вокзала до города Шуя (в пути всего 3,5 часа), а далее заказным микроавтобусом до Талиц. Поездка на «Ласте» для поклонников железных дорог заслуживает особого внимания. Дело в том, что ветка Новки – Иваново не имеет электрификации. Поэтому часть пути от Владимира до конечной станции электричку тянет специально переоборудованный для этого тепловоз ТЭП70БС, развивая на некоторых перегонах скорость до 140 км/ч (своим ходом у «Ласточки» максимальная скорость 160 км/ч), что позволяет и вправду назвать этот маршрут скоростным! Для пассажиров смена тяги происходит незаметно. В салонах даже свет не моргает во время перецепки, а электронные табло на протяжении всего пути отображают информацию о скорости движения и остановочных пунктах.
Стоит отметить, что не так просто оказалось в Шуе найти машину для семерых участников с большими вещами. Выручил Дмитрий на Фольксвагене с прицепом (+7(903)889-12-12), встретивший прямо у платформы. Городок напоследок покрасовался таинственной синевой подсветки колокольни Воскресенского собора, после чего нам предстояло погрузиться в долгую и прохладную ночную дорогу до Талиц.
В посёлке почти сразу за мостом через Лух есть малоприметный крутой съезд вправо, от которого дорога за кустами удобно выходит к берегу. Есть несколько полянок в затишье, куда и выгружаемся. Время – час ночи. Темнота, над головой нереальное звёздное небо, воздух будто заполнен колючими иголками – в такой глуши на землю опустился сильный заморозок (–6°C по показаниям автомобильного термометра), встречающий нас, первых гостей этой поляны, совсем по-весеннему одетых. Чтобы не успеть замёрзнуть, сначала оперативно перетаскиваем вещи, затем почти бегом ставим палатки. А быстрый костерок, устроенный Виталием из старых досок, мгновенно создаёт уют, а ему необходимое тепло для пробной ночёвки под плащ-палаткой. Вечер завершился маленьким чаепитием за мой день рождения. Огромное спасибо ребятам за подарки!
1 мая
Открыть во весь экран
Открыть во весь экран
Вопреки заморозкам, спать было тепло. Но всю ночь мешали громкие звуки, доносившиеся из колонии, расположенной за рекой в посёлке Талицы: ежечасная сирена, голосовое оповещение, а в 6 утра ещё и старая советская зарядка под пианино. Вставать пришлось рано с навязчивым желанием поскорей собираться и уходить. Наутро появилась надежда на тёплый майский день – солнце ласково пригрело землю и палатки, от ночного заморозка не осталось и следа. Над водой стелился лёгкий пар, будто укрывая речку белым пуховым одеялом. «Доброе утро, Лух!» Вопреки опасениям и информации из соседних областей, вода в реке есть, и уровень выше среднего! Лодки можно спускать в воду прямо с полянки. Пока было время, стоило обязательно прогуляться к остаткам узкоколейного железнодорожного моста рядом. Вместе с протяжёнными насыпями в лесу – это всё, что до наших дней сохранилось от огромной сети этих таинственных лесных дорог.
Открыть во весь экран
Открыть во весь экран
В свете дня окружающая нас картина уже не выглядела мрачной. Небесно-речная лазурь и залитая солнцем поляна манили отправляться в путь вслед за первыми проплывшими мимо байдарочниками. Но сборы затягивались. Во-первых, была необходимость закупки части продуктов в посёлке, куда мы поспешили отправиться. Магазин Пятёрочка, расположенный почти сразу после периметра с колючей проволокой, действительно выручает. По возвращении к месту стапеля обнаружили множество групп, приехавших утром. Наше преимущество вечернего заезда было потеряно. Сейчас бы я советовал поспешить с выходом, дабы иметь возможность выбора хороших стоянок. Во-вторых, возникла вынужденная задержка ещё на час. У Геннадича лопнул баллон в щуке, пришлось срочно клеить.
Открыть во весь экран
Открыть во весь экран
Наконец, вливаемся из мелкой заводи в шустрый поток мимо залитых половодьем кустов. Берега обрывистые, слоистые, подмытые, с нависающими над водой раскидистыми дубами, хвойные деревья не часты, оттого зелени маловато. Сразу после Талиц попадается несколько пустых стоянок, вселяя обманчивую надежду, что дальше будет также. По берегам встречается огромное количество рыболовных приспособлений, именуемых «подъёмником», и похожих на колодезный журавль, только вместо ведра сетка на рамке, куда кладётся прикорм, а в противовесе мешок с песком. Сетка опускается в реку, а через некоторое время резко поднимается вместе с заплывшей в неё рыбой.
Открыть во весь экран
Открыть во весь экран
Уровень воды в реке прячет пляжи, которыми так славится Лух, песчаные обрывчики сильно подрезаны. Старицы кое-где соединились с главным руслом, дав возможность немножко срезать путь. Солнце припекает, вселяя расслабленность и состояние первого сплава после зимней спячки. Руки пока ещё не привыкли, но радостно лопатят воду. Извилистый водный путь манит вдаль. Как на большом шоссе, догоняем и обгоняем вялые растянувшиеся по реке группы.
Настаёт время обеда. Множество групп оставлены позади, но придётся пропустить их. Находим высокую полянку под соснами на правом берегу. Есть стол, но для ночёвки слишком продуваемое место. Когда-то вплотную к этому пригорку подходил лес, теперь вырубка оголила стоянку. После супа и передышки появляются новые силы. Отправляемся заново обгонять проплывшие группы.
Открыть во весь экран
Следующее приметное местечко – Лысая Гора – живописный высокий песчаный обрыв на правом повороте. В среднем течении подобных не много. Наверху редкие склонившиеся сосны, молодая поросль и притоптанная почва. Снизу выглядит красиво, но наверху делать нечего – место чересчур открытое. С Золотым Яром на Болве не идёт ни в какое сравнение, хоть и выше.
Понемногу начинаем оглядывать берега в поисках ночёвки. Возникает предвиденная проблема. Ушедшие вперёд группы осели на всех хороших стоянках. Мест нет, как на поезд в день отправления. В первый же день поиск затягивается… Вот почему надо стартовать из Талиц с первыми лучами солнца!
У одного из поворотов, на остатках песчаного пляжа краем глаза вижу большую собаку… успеваю подумать, как народ с такими громилами сплавляется, поворачиваюсь и понимаю, что это не собака, а бобёр, стоящий ко мне боком. Кричу ребятам: «Бобёр!», но этим лишь пугаю зверюгу, вынужденную плюхнуться «бомбочкой» в тёмную воду Луха. Встреча произошла настолько быстро, что хвост я заметить не успел, оценил лишь внушительный размер тушки.
Солнце уже прячется за лесом, а мы всё ещё наплаву. В итоге, почти на грани отчаяния, встаём на открытом мысу без стояночных удобств, но хотя бы с дровами. Уставшие от поисков, готовим быстрый ужин, а запланированный шашлык приходится перенести на следующий вечер. К ночи опять холодает, начинает подмораживать. А учитывая прогноз погоды на следующий день, готовимся к её резкому ухудшению. Виталий вновь ночует под брезентом, прокачивая силу духа!
2 мая
Фраза «утро добрым не бывает» как раз про то самое утро: по палатке шуршит то ли дождь, то ли снежная крупа, шумит порывистый ветер, термометр, высунутый из палатки, показывает +4. А надо вылезать, собираться, готовить завтрак, паковаться, ещё и плыть! Очень тяжело заставить себя покинуть зону комфорта, причём, это нежелание прямо пропорционально степени комфорта. Это правило касается всех. Вот и другие группы тоже не спешат с выходом.
Собравшись с силами, проделываем все утренние ритуалы и находим в себе силы погрузится в байдарки, зачехлившись и укутавшись по полной. Погода этого дня не в пример вчерашней. С неба моросит, из-за каждого второго поворота налетают порывы ветра, вбивая в лицо всю эту холодную сырость. Следующей степенью мог бы стать снег, но до этого, слава Богу, не дошло.
Пройдя на вёслах пару километров, наконец-то согреваемся, мышечная работа помогает прийти в комфортное состояние. Да и температура воздуха к обеду немного поднимается до +7°C. За серостью и сыростью береговые пейзажи сливаются в некое невосхищающее единообразие набухшей черноты стволов и ветвей нераспустившихся лиственных пород с примесью хвойной зелени. Лишь ивняк у воды потихонечку распускает молодую листву, заполняя светлыми оттенками блёклые пустоты.
Открыть во весь экран
Повстречав одну из групп, выясняем, что у ребят ночью уплыл забытый около берега гермомешок. Они просят нас, как более быстроходных, поискать его на просторах речки. Операция по спасению прошла успешно – мешок не успел далеко уйти от своих хозяев. Вылавливаем беглеца и оставляем на пляжике в заметном месте.
Обедаем на неплохой безветренной стояночке с навесом из жердей и столом в сосновом лесу рядом с высоким не залитым песчаным пляжем. Скорее всего, летом он превращается в обширную дюну. На стоянке появляется неустойчивая мобильная связь, что указывает на близость к Фролищам.
Открыть во весь экран
Следующий заметный ориентир на маршруте – монументальные опоры старого и не дожившего до наших дней узкоколейного моста, некогда переброшенного между двух лесистых и не слишком высоких берегов. Увидеть бы его в те давние времена, да ещё и с едущим над рекой составом!
Открыть во весь экран
Теперь с нетерпением ждём появления над лесным массивом куполов Флорищевой пустыни, которые неторопливо появляются из-за плавного изгиба речки, на фоне общего серого фона создавая яркий цветной акцент. Но плыть ещё несколько поворотов. По приближении к посёлку лес по берегам становится всё более обжитым, с множеством кемпинговых площадок и удобным автомобильным подъездом. Надо торопиться, ведь здесь у нас много дел: пополнить запасы в магазине, обнести завал, застрявший между свай старенького низкого деревянного моста, а потом ещё отойти от населёнки и встать в хорошем месте.
Открыть во весь экран
Высадившись максимально близко к мосту, спешим с Геннадичем на разведку, не теряя надежды на обход завала наплаву. И теоретически такая возможность была. У самого правого края быстрый поток обходил торчащие из глубин брёвна. Но этот вариант никак не для гружёных байдарок, а с разгрузкой получится дольше, чем просто обнести. Так и решили. Без гребли на берегу прохладно. Мы с девчонками вновь делегировались в магазин. По дороге от моста немного левее, и через километр оказываешься в центре: несколько пятиэтажек, парочка магазинов. Ассортимент их скудноват, но достаточен для пополнения припасов. Хотелось купить выпечку, но её маловато. Монастырские стены и купола высятся за деревьями на горке и выглядят неприступными. Чтобы попасть туда, нужно заходить с другой стороны. Но временем не располагаем и торопимся к речке, где ребята уже перетаскали, не разгружая, все байдарки. Жаль, ничем вкусненьким не смогли их порадовать.
Прыгаем в лодки и отправляемся искать стоянку. Памятуя о вчерашней неудаче и проходя мимо нескольких занятых стоянок, не собираемся привередничать. Но сегодня везёт. Как будто случайно, Настя замечает по прибитой к дереву доске уютный закуток между сосен на обрывчике. Сразу и не поймёшь, что это стоянка, потому что вход с пляжа за поворотом. Вещи и лодки приходится довольно далеко таскать через береговую поросль, зато наверху просто поляна мечты! И находится на мысу – далее река делает изгиб и образует широкую заводь-старицу, над которой проходит крупная ЛЭП. Вечером состоялся отложенный с 30-го праздничный ужин по случаю моего дня рождения с шашлыком и долгими посиделками. Наконец-то место располагает. Думаем, что делать завтра: выдвигаться дальше и искать стоянку с каменкой для бани или оставаться и дневать тут. Ведь впереди самый популярный у коммерческих групп участок реки, и сколько их там будет, одному Богу известно.
3 мая
Открыть во весь экран
Открыть во весь экран
Поутру чистое небо с редкими облачками убеждает в необходимости плыть дальше. Не смущает и гонимый сильным ветром быстро надвигающийся пласт плотных облаков. Утреннее солнце даже успевает слегка нагреть песок на пляже, позволяя разуться и погулять босиком.
Река стала оживлённее. После навалов брёвен в русле проходим мимо огромной группы байдарок в 30, занявшей половину леса и вяло собирающейся выходить. Громкие, радостные! Узнаём, что вчера у них тут была днёвка под дождём, а позавчера гребли под солнцем. Видя в них конкурентов на стоянку, торопимся оторваться и уйти вперёд. Вскоре нас обгоняют несколько моторных лодок и понтовый тримаран с туристами. Было бы чем, торпедировал бы нечестных негодяев! Не по человечески это, использовать моторки для занятия самых лучших мест!
Открыть во весь экран
Открыть во весь экран
Размяться причаливаем к опустевшей всего пару часов назад стоянке. Невольно начинаем считать потенциальных соперников. Но предугадать их число оказывается невозможно, ибо нет достоверной информации, кто откуда начал сплав. Оборудованных мест становится больше, река понемногу меняется. Вместе с ней и погода. Учащается сильный порывистый ветер, регулярно налетают небольшие дождевые тучки, хлещущие холодным душем по лицу. Всё это чередуется с моментами затишья и тёплыми солнечными минутками. По берегам встают стройные сосновые боры, песчаные обрывы и пляжи сжимают реку в жёлтые объятия. Здесь Лух действительно похож на Керженец. Просторные стоянки с мебелью и иногда с печками-каменками попадаются почти на каждом повороте. Большинство заняты. Даже для обеда приходится поискать местечко. Останавливаемся на единственной не занятой огромной поляне, способной вместить целый Zunder-фестиваль и явно используемой одной из коммерческих групп.
Пока обедаем, вновь теряем фору, глядя, как проплывает мимо цепочка тайменей с представителем сомалийских пиратов на борту. Всё-таки, на таких популярных речках затяжные обеды противопоказаны. Остановился на 10 минут, размялся, достал из трюма заготовленные утром припасы, раздал экипажам и двинул дальше. А уж расслабляться можно будет, если удастся заслужить хорошую стоянку. Да и чем раньше придёшь, тем больше свободного времени у всех вечером – прописная же истина!
Во второй половине дня светопреставление продолжается. Напрягаемся насчёт ещё одного обещанного завала в районе урочища Почайка. Предполагаем после него начать искать стоянку. К месту завала дождь и ветер достигают своего апогея. Под такое сопровождение пролетаем кучи брёвен в русле, понимая, что завал тщательно пропилен коммерсами. Хоть какая-то от них польза! Радуемся и причаливаем к большой стоянке сразу за бывшим завалом, чтобы дождаться своих и немного переждать шквал в затишье. Не догадались тогда, что надо было оставаться.
Открыть во весь экран
Открыть во весь экран
Поэтому далее настаёт самое «интересное» – поиски стоянки. Сначала хочется, чтобы она была не хуже покинутой утром, но с каменкой… Даже смотрим одно не слишком приглядное местечко, но оно далеко от идеала. Но дальше проплываем с десяток живописных мест, наблюдая, как бегают по стоянкам туристы, сохнут на берегу разноцветные байды, палатками заполнен лес на высоких берегах, дымится костёр, разливая терпкий аромат соснового дыма по руслу реки, коптит под обрывом каменка... На подходе к предположительной точке критерии упрощаются, а именные стоянки следуют одна за одной: Харчевня у Луха, Лухерья, Солнечная, Лосёк, Меховая Борода, Пиранья, Щучья... Всё занято. Даже злоба разбирает. Но пока не отчаиваемся, помня, что есть крайняя точка – стоянка «19 Сосен», дальше которой хвойные леса заканчиваются, уступая место сырым пойменным, мало пригодным для днёвки. Но сегодня удача явно не на нашей стороне – почти 10 км пройдено дальше запланированного места, но ВСЕ, абсолютно ВСЕ оборудованные места заняты. А топтать целину нет желания, хоть и бродят среди экипажей такие мысли. Когда остаётся всего 3 обозначенные на карте оборудованные стоянки, мы уже готовы встать в любом пригодном месте. Даже высаживаемся разведать необжитый мыс. Но там почва как грядки. А в лесу густой подлесок – вся днёвка уйдёт на обустройство.
Открыть во весь экран
Полянка с номером 27 по реестру Клязьминско-Лухского заказника попадается случайно на левом берегу за 2 поворота до стоянки «19 Сосен». Оставляем ребят держать место, а сами мчим на разведку до следующей излучины. Но там палатки. Дальше искать нет ни сил, ни смысла. Пройден 41 километр. Возвращаемся и остаёмся. Место открытое: у поляны около леса, на невысоком обрывчике, по берегу старая дорога. Не так я себе днёвку представлял… надеюсь, завтра мнение о месте поменяется, а пока ещё есть силы, бежим с Геннадичем на поиски дров вдоль берега любопытной протоки-старицы, уходящей, петляя, куда-то вглубь берега. Из доступного ассортимента древесины выручил подломленный и засохший дуб, хвойные в недостатке, а перебираться через старицу было лениво. Даже Виталий, измученный почти 12-километровыми поисками, променял своё уличное жилище на комфорт палатки.
4 мая
Открыть во весь экран
Открыть во весь экран
Открыть во весь экран
Открыть во весь экран
Днёвка. Можно никуда не спешить. Погода налаживается, ветер не так силён, как вчера, и значительно теплее. Пригревает солнце, изредка прячась за облаками. Баню не устроить – нет ни камней, ни хороших дров. День ленивого отдыха, валяния и небольших прогулок по окрестностям стоянки. Первой заинтересовала та протока, куда вечером ходили за дровами. Она узкая и извилистая, будто речка без течения. Чёрная вода прячет глубину, а стволы давно поверженных деревьев обречённо ныряют в её омуты. По берегам свежие следы работы лесных строителей – бобров. Для них эта заводь – настоящая Рублёвка. Элитные квартиры на каждом шагу! До соседней поляны ниже по течению Луха не дойти – дорогу преграждает эта старица и лесной бурелом на перешейке между стоянками. Хотя, в качестве источника дров место перспективное. Немного дальше, в центре маленького полуострова, образованного петлёй протоки, стоит могучая ель, пережившая многие поколения туристов и видавшая всё на своём веку. А век её не так уж мал – два с лишним обхвата! Вот бы новый год под такой ёлкой отпраздновать! Если идти дальше по берегу старицы, выходишь на неприметную, давно не использующуюся дорогу. Пройдя по ней влево, оказываешься в сосновом бору на берегу небольшого лесного озерка. Живописное место. Особенно нравится бобрам, судя по устроенной ими целой карандашной фабрике. Повсеместно дорога перегорожена поваленными и мастерски ошкуренными под карандаш молодыми осинками и берёзами, колеи заполнены щепой и огрызками коры. Вот уж постаралась лесная братва! Круг завершается с другой стороны нашей стоянки.
Открыть во весь экран Открыть во весь экран Открыть во весь экран Открыть во весь экран
Открыть во весь экран Открыть во весь экран Открыть во весь экран Открыть во весь экран
Открыть во весь экран Открыть во весь экран Открыть во весь экран Открыть во весь экран
А по реке, не прекращаясь, плывут цепочки байдарочников: то самостоятельные группы, чья выброска уже сегодня вечером, то длинные коммерческие флотилии. Одна из таких беспардонных компаний взбесила своим поведением. В то время, когда мы разбрелись по палаткам на послеобеденный отдых, с реки послышались очередные разговоры и звуки музыки, которые вместо того, чтобы проследовать мимо, остановились у нашего обрывистого берега и стали громко звать остальных причаливать, не обращая ни какого внимания на занятость места. Пришлось выйти из палатки и напомнить, что «Дискотеку мы не заказывали, а их шумное поведение сильно мешает нашему отдыху. Да и вообще, неплохо бы уважать людей, в гости к которым приехали». Поражает наглость инструкторов, для которых коммерческая выгода на первом месте, считающих реку своей, врывающихся на чужие стоянки, использующих моторки для занятия самых лучших мест… Или на данной речке такое в порядке вещей? Если так, то мы сюда больше ни ногой! Спустя полчаса у нас наконец-то воцарилось затишье, но отдохнуть и расслабиться не получилось из-за необходимости следить за вещами.
5 мая
Утром не сильно торопимся. Договорённость о выброске из Перово на 16:00, поезд из Вязников в 7 вечера, а нам остаётся не более 15 км до финиша. Да и погода с самого утра явно намекает, что весна наконец-то возвращается.
Открыть во весь экран
Проплываем мимо двух оставшихся сосновых стоянок, после которых по информации из лоций негде вставать. Начинаются тёмные, ещё не распустившие листву пойменные Клязьминские леса. Лух петляет между быстрин, топит пригнувшиеся к воде старые отполированные стволы, торопится на встречу с матушкой Клязьмой. На этом участке реки всё же попадается парочка мест, где в случае крайней необходимости можно переночевать.
Финишный участок Луха проходит под игру в слова, где самой сложной загадкой оказывается «шпилька» от Геннадича. Так и пролетают незаметно эти 10 километров. Вдали виден высокий берег Клязьмы, по сторонам обрывчики из намытого песка с илом. Картина почему-то поднимает из памяти виды низовьев реки Рыбной в окрестностях Норильска. Только здесь виды намного жизнерадостнее.
В устье прозрачная с коричневатым оттенком вода Луха на скорости врывается в светло-бурые объятия несущегося мимо Клязьминского потока. В месте слияния появляются мелкие водовороты, вода танцует, крутится, но так и продолжает ещё долго течь бок о бок, будто разделённая невидимой границей.
Открыть во весь экран
Почти прямо напротив устья малоприметный спуск к воде. Это одно из возможных мест финиша, на котором сквозь голые кусты просматриваются туристы в разноцветных куртках. Но туда нет хорошей дороги, поэтому не каждый водитель согласится приехать. Нам остаётся лопатить ещё около 3 километров вдоль обрывистого берега по Клязьме до самой массовой точки выброски между деревнями Перово и Ильина Гора с удобнейшим подъездом прямо к воде… по высокой воде. В нашем случае река успела отойти от дороги, оставив скользкую илистую полоску берега среди ивняка, добавив напоследок грязных и скользких приключений! Зато погода, хорошенько прополоскав и потрепав в предыдущие дни ледяным ветром с дождём, наконец-то решила напоследок по-майски улыбнуться солнцем, позволив перед выброской с маршрута просушить байдарки. Как и повелось в этом походе, свободное место на берегу нашлось с трудом – весь берег был забит праздными туристами, разбросавшими на просушку свои вещи и ожидающими транспорт.
Открыть во весь экран
Уезжали мы одними из последних, это при том, что попросили Василия (+7(904)594-84-64) приехать на часик раньше договорённости. Едва успели погрузиться, как налетел ливень с грозой, потом ещё один уже в дороге, а третий проводил на поезд, развесив над перроном яркую радугу.
Путешествие состоялось, оставив о себе двоякое впечатление. С одной стороны, поход подарил целых пять дней в окружении просыпающейся природы, немного проверив на прочность. С другой, маршрут не позволил полноценно погрузиться в тишину, отвлечься от суеты, почувствовать себя наедине с природой. Поэтому, наверное, лучше было бы провести эти 5 дней на менее популярной речке. Здесь получилось, что идёшь в гости в красивое место, ожидая беззаботного оборудованного стояночного быта, а чувствуешь себя чужим на протяжении всего похода. Даже наш водитель Василий во время выброски подтвердил, что лучше ехать на Керженец – там красивее, но людей поменьше. А если уж и идти снова на Лух, то либо не в праздники, либо тщательно рассчитывать время и график движения конкурентов. Не устраивать полноценные обеды и выходить на воду как можно раньше, чтобы иметь возможность застолбить хорошие места. Но стоит ли река такого напряжённого режима? Решать Вам!

24.03.2020

Пройденный километраж
1 мая 27,5 км
2 мая 27,0 км
3 мая 41,5 км
5 мая 13,0 км
Общая протяжённость 109 км
Hosted by uCoz