Болва юбилейная
7 11 августа 2013 года
Текст: Вадим Тарелкин
фото: Вадим Тарелкин Константин Меленцов Павел Калашников
Начало августа 2013 года... Прошло ровно 10 лет с того момента, когда мы
впервые подружились с Болвой
– небольшой и тихой речушкой, протекающей на стыке Калужской и Брянской областей. Тогда наша «водная» история только начиналась.
У меня то был всего лишь второй в жизни байдарочный поход, который запомнился теперь на всю жизнь. Почему-то именно эта река сильнее
других запала в душу и сердце. Если бывает первая любовь водника, то это именно она: тёплая, непринуждающая и призывающая вновь и
вновь вспоминать о ней без всякого повода, просто так. После неё было много речек и рек, оставивших, возможно, гораздо более яркие
и сильные впечатления. Но Болва продолжала жить именно в сердце, не боясь быть кем-то пересиленной. И вот, спустя 10 лет после первой
встречи, захотелось просто вернуться и сказать: «Привет, добрая знакомая!»
Собрать вновь немногочисленную компанию 10-летней давности не удалось. У всех свои планы и обстоятельства.
Жизнь трудна и всего одна. Но я благодарен своим товарищам и однокурсникам Паше и Костику, не испугавшимся никаких обстоятельств
и выбравшимся со мной повторить поход на Болву. Отдельное спасибо нашим друзьям из турклуба
Delta Travel Group:
Александру – за техническую поддержку, Сергею и Лене – за то, что столь же немногочисленным составом согласились присоединиться
и составить нам компанию на реке во второй половине похода.
Едва успев вернуться из Братска, мне нужно было за 12 часов перепаковать рюкзак, исправить раскладку и докупить
недостающие продукты, которые должны были взять отколовшиеся в последний момент участники. Слава Богу, успел. Начался поход с
Белорусского вокзала и чрезвычайно сложной процедуры получения в кассе своих электронных билетов при наличии возврата в заказе,
которая заслуживает отдельного рассказа. А потом был поезд «Москва – Брест», проходящий по ветке Вязьма – Брянск, на которой и
расположена станция Фаянсовая, принадлежащая небольшому городку в Калужской области – Кирову. Это родина многих советских сантехнических
изделий, потому что именно здесь находится знаменитый на весь Союз Кировский фаянсовый завод.
Очень запомнился состав белорусского поезда. Такое ощущение, будто вернулся на эти 10 лет в прошлое! В душных старых
вагонах с заменёнными на стеклопакеты окнами не хватало только берёзовых веничков, о которых я спросил у торгашей в Вязьме, назойливо
предлагавших пиво, чипсы и мороженое по 50 рублей за стаканчик. Честно говоря, после этой поездки наши РЖД немного реабилитировались в
моих глазах. Незадолго до станции назначения поезд проехал по мосту через Ужать, под которым неизменно продолжал струиться первый в моей
жизни перекат. И каким же счастьем было выбраться из вагона на улицу в немного остывший от дневного пекла воздух Кирова.
Попрощавшись с соседями, также вышедшими остывать во время 20-минутной стоянки, мы направились перпендикулярно
железнодорожной ветке в сторону реки. В 10 вечера город был практически пуст. И чем дальше мы отходили от станции, тем ниже становились
дома и громче лаяли собаки. Дорогу переходили разномастные коты всех цветов, кроме чёрного – хороший знак! А в воздухе было такое затишье,
что маленький костерок около одного из домов сумел растянуть свою пелену на несколько городских улиц, разлив повсюду горьковатый запах
тлеющей травы. Уже в сумерках, спустившись по накатанной песчаной дороге, мы очутились на окраине Кирова, больше напоминающей деревню.
Впереди в затуманенной полутьме виднелся луг с небольшим озерком и высокий лес противоположного берега Болвы. Без особого труда отыскав
путь по сырой траве, вскоре мы уже стояли в запланированной точке на берегу и раздумывали: переправляться ли на противоположную сторону,
как было задумано, или оставаться на ночёвку здесь. После обнаружения Костиком удобного приямка и нескольких поленьев дров, перевес оказался
в пользу второго варианта. И действительно, в переправе не было никакого смысла: город в стороне, да и не выходной сейчас, пьяных отдыхающих
ночью не будет, и силы лучше приберечь для первого ходового дня. Ограничились вечерним чаем с печеньками и бутербродами и отправились на
отдых.
Ещё не успевший перестроиться с Иркутской области внутренний режим упрямо поднял меня на ноги в 7 часов утра. Над лугами
ещё лежал тонкий слой тумана, медленно прогоняемый набирающим силу солнцем. Какая же благодать побегать босиком по свежей августовской росе!
А потом спуститься к реке и, умывшись, сказать ей: «Привет, вот и встретились!»
|
|
Постепенно из палатки выбрались и мои товарищи – можно начинать собирать байдарку и паковаться. Процесс это не быстрый,
так как в первый день ни одна вещь ещё не знает своего места в гермах и лодке. Зато с натягиванием шкуры «таймени» в этот раз вообще не
возникло проблем – солнце размягчило ПВХ, и тот без особого труда принял форму каркаса. Вскоре мимо проследовал приветливый и улыбчивый
рыбак, направляясь на поединок с хитрой болвинской рыбой. А мы, перед тем как грузить вещи в байдарку, решили проверить её осадку, потому
что боялись за сильный перегруз – трое не самых лёгких парней в одной двухместной байде – выдержит ли? Без вещей всё было в порядке. Некоторые
проблемы возникли после полной загрузки всех герм. Привычно усевшись на вещи, мы чуть было не опрокинулись в первые же секунды, даже не успев
сделать ни одного гребка. Дело было в очень высоком центре тяжести, вынудившим устроить полную перегрузку вещей, чтобы иметь возможность
усесться на дно байдарки. Проблема решилась, но возникла другая – сидеть теперь приходилось с вещами в обнимку, что делало нахождение в лодке
очень и очень неудобным. Но деваться некуда. Надо плыть.
|
Первые гребки: руки вспоминают, что такое весло. А у Костика и вовсе это первый байдарочный поход, первое знакомство с
жизнью водника. Тяжеловато поначалу, особенно сидя в неудобстве. Но он сразу высказал очень правильное и меткое слово: «Превозмогай», которое
впоследствии проследовало идеологической нитью через весь сплав. Зато было видно, как человек искренне радуется тому, что для него происходит
впервые и пока ещё в диковинку.
Несмотря на глубокую осадку, крейсерскую скорость удаётся держать вполне нормальную: 7 – 9 км/ч. Местами сильно помогает
течение, кое-где немного мешают распластанные по поверхности плавучие водоросли. Сильно ухудшилась лишь маневренность – байдарку часто ведёт
из стороны в сторону, и уходит много сил, чтобы постоянно выправлять курс.
|
Вода блестит, переливается под ярким солнцем, сияющим с ясного и почти безоблачного неба. Чтобы отдохнуть от неудобной
посадки, делаем остановки примерно через каждые 3–5 км, вылезаем на берег, наслаждаемся тёплыми августовскими деньками вместе с красочной и
душистой окружающей природой. Над рекой много перемётов, под которыми приходится аккуратно пролезать – видимо, популярен в этой местности
такой вид рыбной ловли. Одну из остановок сделали рядом с деревней Погост. Там около кладбища монахом Михаилом почти 10 лет назад обустроен
родник и купель со святой водой, чуть позже построена и освящена часовня с колокольней в честь Святителя Николая Чудотворца. После смерти
монаха Михаила место сие названо Михайловским Скитом. Набрали водицы, побеседовали с добрым человеком, приехавшим туда из Питера, я даже
решился трижды окунуться в купель. Ощущение потрясающее! И вода в роднике по вкусовым качествам оказалась самой лучшей на всём
маршруте.
|
Болва очень примечательна своими дубами и целыми дубравами, раскинувшимися по её берегам. Иногда так приятно выйти на
берег и прилечь на мягкой лужайке в тенёчке под раскидистым дубом, сплошь увешанном ещё зелёными желудями. Местами, это могучие великаны,
нависшие над водой с крутого подмытого берега, где-то вдоль реки выстроились целые рощи стройных как богатыри деревьев, вплотную подступающих
к зеркальной воде Болвы, а местами и поверженные ею исполины, прожившие долгую жизнь рядом с рекой и впоследствии оказавшиеся лежащими на дне
поперёк всего русла. Остановишься около такого места, посмотришь вниз и диву даёшься – какой же огромный ствол лежит, закопанный в песок.
Минимум в полтора-два обхвата. Там, где леса близко подходят к реке, в воде попадается много деревьев меньшего размера – топляков, раскоряченными
ветвями торчащих из воды и создающих препятствия для байдарки.
|
Ещё одна достопримечательность Болвы – это пляжи из крупного песка, расположенные на крутых поворотах напротив обрывов.
Многие, конечно, сильно заросли ивняком, но оставшиеся – просто прекраснейшие места для передышки в жаркие дни сплава. Сделав остановку на
одном из таких пляжей, мы случайно обнаружили странные, но уже знакомые нам пузыристые камешки зеленоватого цвета, очень похожие на вспененное
стекло. Точно такие же были найдены в Карелии на
реке Суна.
Разгадать их тайну тогда так и не удалось, и в этот раз они лишь добавили таинственности в своё происхождение.
|
|
К вечеру, изрядно устав от неудобного сидения, мы достигли предполагаемого места для ночёвки, проплыв за день запланированные
27 км. Дальше плыть не имело смысла, так как впереди Людиново, и большинство хороших берегов имеют лёгкий доступ для автолюбителей. Различие
реальности со спутниковой картой было существенным. Поляна не оправдала моих ожиданий – всё бы ничего, если б не густые заросли малины и крайне
неудобный выход из воды под довольно крутым берегом. Решили смотреть дальше. Следующее место с пляжиком и тропинкой к воде напротив маленького
переката, увиденное Пашей, также было отметено: выход на берег удобный, а дальше сплошные заросли крапивы. Поиски затянулись... Да, какими же
разборчивыми по сравнению с походом десятилетней давности мы стали в выборе стоянок, избалованные «карельскими пятизвёздочными полянами». В итоге,
мы намотали ещё около полутора километров вперёд и назад по реке, пока удача нам не улыбнулась. Над песчаным обрывчиком нашлась удобная полянка с
дубами и следами кострища. Единственный минус – её открытость утреннему солнцу. Но искать чего-то ещё уже не было желания и сил. Да и кушать
хотелось – в качестве лёгкого перекуса сегодня был только луговой щавель, да маленькое яблочко, выловленное из реки. Кстати, пока искали стоянку,
на противоположном левом берегу заметили три усыпанных плодами яблони. Хотели сплавать, набрать на компот, но потом усталость и лень пересилили
это желание, о чём позже всё-таки жалели.
|
Долгожданный и вкусный ужин, а также вечернее купание в нереально тёплой воде Болвы вновь вдохнули в нас силы и стали очень
приятным завершением дня под оранжевый свет закатного солнца среди наползающего тумана.
Как же правильно я вчера поставил палатку – маленький, свисающий с обрыва дубок прикрывал её от утреннего солнца, дав мне
лишние полчаса сна. Обильная роса на траве вновь говорила, что ждать дождя не следует. Сегодня было много планов: пройти Людиново и самое главное –
коварный мост, под которым мы хорошенько пропоролись в 2003-м; затем дойти до Куявы и где-то там встретиться с Сергеем и Леной, чтобы вместе
продолжить сплав.
Довольно быстро собравшись под музыку, доносящуюся из леса с противоположной стороны, мы выдвинулись в путь. Вскоре по
берегам зачастили отдыхающие и рыбаки, а также крупное рогатое население Людиново – близость города чувствовалась, несмотря на то, что сам
городок находится немного в стороне от реки. Очень примечательной и приятной по всему маршруту стала приветливость и дружелюбность всех встреченных
нами людей, которых не смущало, а некоторых даже удивляло то, что мы москвичи.
Миновав первый бетонный мост, я с опасением ожидал второго, который на трассе Р-68, помня, что тогда после аварии чётко сказал
себе: «В следующий раз идти надо в правую протоку». Так и сделали, несмотря на то, что изначально с воды её не видно, и наиболее очевидной кажется
именно средняя. Позже, высадившись в знакомом месте, я сходил за опору моста, чтобы осмотреть то злосчастное место, но из-за тени на воде ничего
не разглядел. Возможно, того острого куска железа уже и нет, но лучше обойти, чем второй раз наступить на те же грабли.
Радостные, что одно из препятствий позади, гребём дальше. Река поджимается к светлому сосновому лесу левого берега, сквозь
который виднеются строения. Следующая остановка у первого подвесного моста, по которому прогуливаются праздные жители Людиново. Один приветливый
и разговорчивый мужичок стирал в реке ковры, развешивая их на мосту, другие просто наблюдали сверху за тремя байдарочниками.
|
Разлив в устье Неполоди преодолели по длинной траектории. Впечатлило мелководье при впадении Болвы в это озеро, резко
обрывающееся в глубину. Чтобы переползти его, мне пришлось вылезать из лодки, а потом резко в неё заскакивать. После первого затона за небольшим
горлышком следует широкий плёс со стоячей водой и гуляющим по нему ветерком, заканчивающийся у второго подвесного моста. Несмотря на большую высоту
над рекой, в пролёте моста снизу торчало много речного мусора, принесённого половодьем, что позволяло судить о весьма внушительном весеннем уровне
воды в Болве. Я помнил, что сразу за мостом 10 лет назад нам пришлось обносить остатки старого деревянного, поэтому пришлось причалить для осмотра.
И вот сюрприз – там стапелилась группа байдарочников из Брянска, радушно пригласивших нас «выпить за встречу». «Если только чаем», – ответили мы,
приняв их приглашение. В их флотилии «таймень-2» и «таймень-3», изрядно потрёпанные временем и реками. Шкура одной, как показалось, вообще состояла
из одних заплаток. Сфотографировавшись на память, мы продолжили сплав, а ребята принялись паковаться, чтобы выйти следом за нами.
После Людиново Болва ещё какое-то время течёт среди открытых берегов, постепенно приближаясь к лесам. Около слива из людиновских
очистных, рядом с которым ночевали 10 лет назад, спугнули аиста, грациозно взлетевшего почти перед носом, не дав времени достать фотоаппарат. Дальше
на реке аисты попадались ещё несколько раз, также дразнясь и улетая прямо из-под объектива.
Вдоль всей реки по берегам огромное множество зарослей «бешеных огурцов» – вьюна-сорняка с колючими плодами, похожими на зелёных
ёжиков. Иногда вьюн настолько мастерски обвивает прибрежные кусты, что делает их похожими на зелёные скульптуры. Цветы же этого растения имеют сильный
и терпкий медовый запах, который разливается по реке, делая Болву медовой рекой с дубовыми берегами.
Около платформы Косичино Болва течёт в 100 метрах от линии Фаянсовая – Брянск, что делает возможной заброску или выброску в этом
месте. Единственный недостаток, выявленный с реки – это весьма крутой и высокий берег с густым лесом со стороны железной дороги, несколько осложняя
подход.
|
Следующий примечательный ориентир – огромная магистральная ЛЭП 500 кВ, в тот день почему-то молчавшая – никакого треска в воздухе
слышно не было. Неужели отключили? В 100 метрах после неё на правом берегу нашлась отличная площадка для обеда «под семью дубами», где мы и обосновались
на ближайшие 2 часа. К полянке подходит грунтовая дорога, а рядом с костровищем следы приготовления шашлыка. Место доступное, но удобное и довольно
чистое. В случае крайней необходимости можно и переночевать. Пока мы обедали, нас догнала одна байдарка брянских водников. Но из-за отставания второй
они вынуждены были вернуться назад, после чего на маршруте мы больше не пересекались. Во время обеда заварили чай с мятой, растущей в большом
количестве на берегу – такой вкусный напиток получился, что остатки залили во все имевшиеся в наличии пустые бутылки, а мяту взяли про запас на
вечер.
|
От Косичино до недостроенного моста между станцией и деревней Куява около 5 километров по реке. Неторопливым ходом – это около
часа. Незадолго до моста по правому берегу послышалось журчание воды – в Болву из леса скатывался холодный и прозрачный ручей, вытекающий из родника.
По вкусовым качествам вода оказалась вполне пригодной, и мы набрали её с собой в канистру, чтобы бороться с жаждой.
Под недостроенным мостом чисто, сразу за ним на правом берегу небольшая песчаная отмель с тропинкой, ведущей на удобную полянку,
где благополучно в июне этого года собирались Кирыч, Геннадич и Виталий во время первой волны юбилейного сплава по Болве. Здесь же по плану должны
были стартовать и наши друзья Сергей и Лена. Осмотрев место, ни свежих человеческих следов, ни следов байдарки мы не обнаружили. Правда, поначалу не
придали этому большого значения, ожидая встречи в назначенном месте, пусть и несколько позже запланированного времени.
|
Со стороны деревни к мосту подведена насыпь, успевшая порядком зарасти ивняком. Можно легко выбраться наверх и взглянуть на Болву,
текущую среди зарослей ивы, оплетённой бешеными огурцами. Видны мелкие старицы в пойме реки. Всё-таки иногда интересно вылезти на берег и посмотреть с
высоты на свою байдарочную трассу. Сам мост строился стандартным: с двумя полосами для автомобилей и пешеходными дорожками по краям. Но... Что-то
остановило строительство на этапе гидроизоляции полотна. Бетонную стяжку успели положить, а вот установить ограждения и подвести насыпь – нет. Теперь
мост служит пешеходным переходом через Болву, для чего со стороны станции к нему приварена железная лестница взамен устаревшей деревянной.
|
|
Немного передохнув на мосту под жарким солнцем, мы продолжили греблю, ожидая в скором времени встречи с друзьями. Тем не менее,
сильная жара нагоняла усталость, изрядно поубавив утренний оптимизм. Расстояние близилось к 30, впереди ещё около 5, да к тому же неизвестно, не решили
ли они идти дальше, потому что во время одного из созвонов Сергей намекнул на то, что можно было бы в этот день пройти ещё немножко. И вот тут за красивой
излучиной как нельзя кстати на левом берегу нарисовался выход наверх. Эту поляну я заприметил ещё при детальном рассмотрении спутниковых снимков, однако,
не планировал в качестве основного места стоянки из-за прямой дороги на станцию. Любопытство пересилило, и захотелось проверить корреляцию с реальностью.
Всего ожидал, но чтоб так! Поляна оказалась настолько красивой, что уйти с неё и продолжить сплав до «призрачного» запланированного пляжика не удалось. Как
выяснилось на следующий день, мы правильно сделали: пляж непригоден для ночёвки, и, разумеется, Сергея с Леной на нём не оказалось.
|
|
Выбравшись на берег ровно в 20:00, мы неспешно принялись за обустройство лагеря, запланировав на вечер жареную картошку с тушёнкой из
оленины. Вокруг была опушка смешанного сосново-дубового леса с изумрудно-зелёной мягкой лужайкой в стиле «английского» газона. Такое ощущение, будто траву
здесь сеяли специально, и регулярно подстригали для каких-то соревнований. О последних в том лесу говорило всё: флагшток, полосатые ленты между деревьями,
лесенки, несколько костровищ, какие-то другие непонятные непосвящённому уму сооружения. В сторону станции Куява через лес уходила вполне накатанная
просёлочная дорога, виднелись следы свежих разворотов по газону, а на берегу ещё дышал теплом потушенный костерок. Люди были здесь явно сегодня, и мы
понадеялись, что ночью и утром до нашего выхода никто не нагрянет «на мопэдах». Так и было, поляна стала нашим красивым приютом на всё время стоянки. Мы
расположились как короли. Разве что с дровами плоховато в этом месте – нужно заглубляться в лес.
|
|
Спалось просто прекрасно после трудного дня в лёгкой прохладе и под стук падающих кругом сосновых шишек. Туман за ночь так и не зашёл
на поляну, залив всё поле на противоположном берегу и остановившись у реки. Утром во время неторопливых сборов удалось немного побродить по окрестностям
лагеря. Дубрава вокруг напоминает скорее городской ухоженный парк, нежели дремучий партизанский лес. Есть несколько ярко выраженных полян с таким же красивым
зелёным газоном, а дальше резко начинаются типичные заросли. Как выяснилось уже дома, здесь в начале лета ежегодно проводится открытый районный туристический
слет среди предприятий Людиновского района. В 2013 году он был посвящён 70-й годовщине освобождения города Людиново и района от немецко-фашистских захватчиков.
На слёте проходят соревнования по спортивному ориентированию, технике пешеходного туризма, комбинированной эстафете, силовому троеборью, волейболу,
перетягиванию каната. Вот откуда на полянах и деревьях столько всевозможных деревянных приспособлений.
|
Но, каким бы гостеприимным ни казалось сие красивое местечко, пора было его покидать и догонять Сергея и Лену, которые нас вчера так
и не дождались. К тому же, в связи с более ранней остановкой на ночлег, вчерашние 5 километров переходили на этот день. Дойти до золотого песчаного Яра
напротив деревни Любышь было просто делом чести, в виду его единственности и неповторимости на реке.
После слёт-поляны Болва делает длинную, узкую и крутую петлю с поворотом более чем на 180 градусов! А вскоре и трёхпролётный
железнодорожный мост, вырастающий из низких ивовых берегов. От места стоянки до запланированного места встречи с Сергеем и Леной дошли быстро – минут
за 40, преодолев вчерашний не пройденный кусок. Но на пляже нас никто не ждал, да и скорее всего не мог ждать из-за непригодности места для ночного
лагеря: пляж не широкий, а дальше – сплошные заросли. Значит, нам теперь предстоит играть в догонялки. О том, что друзья где-то впереди далее нам говорил
практически каждый встречный рыбак на берегу: «Не вас ли искали ребята на щуке?» Минут 30 назад проплывали. Зато так мы хотя бы могли ориентироваться,
насколько далеко они ушли. И расстояние явно сокращалось.
|
Через трубу по правому берегу в Болву впадал приток Прень. Где-то здесь, рядом остатки заброшенного детского оздоровительного лагеря «Юбилейный»,
куда при планировании маршрута была идея заглянуть. Ещё немного, и реку с двух сторон зажали смешанные леса, обогатив русло всевозможными коряжками и сделав
сплав увлекательнее – местами приходилось заниматься слаломом на тяжёлом и неповоротливом судне. Болва на этом участке мелководна настолько, что почти везде
сквозь воду виден донный песок, и иногда вёсла гребут не по воде, а по дну.
|
Перед псурьским спрямлением обнаружилось одно интересное местечко – прорыв одной из речных петель. Вода в половодье размыла перемычку,
сократив себе путь, и теперь частично сочится через образовавшийся в месте прорыва завал. Постепенно завал смоет, прорыв расширится, а обозначенная на всех
картах петля превратится в затон со стоячей водой, который постепенно зарастёт и станет ещё одной из бесчисленных речных стариц, оглашаемых кваканьем лягушек.
Любопытно всё-таки наблюдать за подобными природными явлениями, когда они происходят на твоих глазах!
Длинный прямой участок перед деревней Псурь по виду похож на канал петровского времени, коих немало построено под Санкт-Петербургом:
широкая река, течение не заметно, кудрявые нависающие деревья по берегам... и только внезапно взлетевший аист вновь напомнил об относительной дикости этих
мест. В самой деревне Псурь не сохранилось того моста, которому мы дивились 10 лет назад. Даже следов я не заметил. Зато синяя будка гидропоста стоит на
своём месте и всё также закрыта на замок.
Примерно через пару километров после Псури наконец-то состоялась долгожданная встреча с Дельтовцами. Они как раз собирались обедать,
а мы тут как тут. Побеседовали, посовещались, договорились по возможности встретиться вечером на запланированной стоянке, до которой по прикидкам оставалось
ещё около 22 км. Оказывается, Сергей с Леной вчера немного заплутали благодаря советам местных куявцев и пошли от станции не к недостроенному мосту, а вдоль
реки, выйдя как раз на поляну турслётов, где мы ночевали. Начать сплав смогли довольно поздно и решили идти дальше запланированного места, так как думали,
что мы уже усвистели далеко вперёд, не дождавшись их. Поэтому и расспрашивали всех попадавшихся на пути, не видели ли те нас.
У ребят байдарка «налим», немного модернизированная Сергеем. Правда, пока не все идеи воплощены в жизнь, и главной доработки – руля –
пока не установлено. Из-за этого на поворотах байдарку вертит, словно в водовороте, что, несомненно, несколько мешает комфортному движению по реке. Привыкнув,
что сейчас в моде «щуки», мы впервые видели «налим», но Костик очень заинтересовался им, сказав, что это именно то, что он искал для себя. «Налим» несколько
шире «щуки», и у него нет верхнего вечно мокрого фартука. Да и сидеть, как мне показалось, в нём намного удобнее. Единственный минус, присущий всем надувным
бескилевым байдаркам – вертлявость, для устранения которой и нужен руль. Но всё в руках умелых людей! Мимо проплыла семейная пара на «таймени-двушке», которую
мы вчера уже встречали, и со словами: «Наконец-то встретились!» – ушли за поворот.
Не прощаясь с Сергеем и Леной, мы продолжили движение и тоже скрылись за поворотом. Дальше на протяжении примерно 3 километров было замечено
несколько перспективных стояночных мест: одно в устье реки Песочни, второе – через 500 метров, третье – пляж под ивами, пригодный для обеда, расположенный
перед подковообразной старицей; ещё через километр – небольшой сосновый лесок по левому берегу с дорогой в деревню Улемль. Перед этим местом наши пути с
«тайменистами» вновь пересеклись. И будучи исполнены радушного брянского гостеприимства, попутчики угостили нас очень вкусной «брянской пиццей», сделанной
из кусков белого хлеба, а ещё сладкими яблоками из своего сада. От спиртных напитков пришлось отказаться, сделав «кружкой мира и дружбы» бутылку с нашим
мятным чаем.
|
|
Все люди, встреченные нами на реке, предупреждали о непроходимом и требующем обноса завале, расположенном перед домом рыбака. Поэтому с
обедом мы решили повременить до того места, так как не ведали, сколько времени отнимет обнос. На практике, завал оказался в другом месте, совершенно неожиданно
появившись из-за поворота. Точнее, это даже не завал, а недавно поваленная трактором при помощи тросов ёлка с остро обрубленными ветками, перегородившая русло
Болвы так, что по ней можно переходить, как по мосту, и висящая в 10 – 40 см от воды. Берега с обеих сторон крайне неудобные для высадки. Пришлось немного
пораздумывать, как же поступить. У меня даже проскользнула безумная идея перепилить ёлку цепной пилой. Но, попробовав и сопоставив силы, было решено ребятам
вылезти, на их места положить вещи, чтоб не выступали, а мне потихоньку подгрести к левому берегу и с Пашиной помощью с ёлки протиснуться под оной в том месте,
где максимальный просвет. Операция осложнялась довольно быстрым течением, стремящимся затянуть под ёлку, но прошла вполне успешно, отняв полчаса и закончившись
лишь некоторым замусориванием трюма таймени. Параллельно с нами препятствие обносил рыбак, сплавлявшийся на обычной резиновой лодке вместе с велосипедом!
Обещанного завала перед домом рыбака не последовало. Мы наткнулись лишь на его остатки, немного застряв на подводном бревне, которое запросто могли бы и обойти
вдоль левого берега.
Дом рыбака виден издалека на высоком берегу при левом повороте реки. За 10 лет это место преобразилось до неузнаваемости! Тогда никаких
строений с воды вообще видно не было, а теперь красуются яркие жёлтые постройки, вниз ведёт деревянная лестница, а наверху слышен лай собак – тех самых алабаев,
о которых нас предупреждал Сергей. Теоретически, здесь можно набрать питьевой воды, но об этом нужно просить хозяина, ибо просто так к таким собачкам вылезать
не хочется.
|
Пройдя дом рыбака, между собой решили, что прервёмся не на длительный обед, а на перекус бутербродами с паштетом, специально припасённым
Пашей для этой цели. До стоянки оставалось ещё около пятнашки, а время уже 5 часов. Хотелось пораньше прийти на место, чтоб не шариться в потёмках, а засветло
поставить лагерь, поужинать и хорошенько искупаться. В месте нашего импровизированного обеда под тенью величественных дубов на дне лежал тоже огромный дуб.
Будучи зарытым в песок, его ствол диаметром больше обхвата вызывал сильное восхищение! Отсюда и дальше река стала похожей на широкую дубовую аллею, и такие
подводные деревья попадались довольно часто. Заметить их просто: если на поверхности воды виден прямой «валик» поперёк реки – внизу дуб! Говорят, в 90-е годы
здесь даже промысел такой был – вытаскивали тракторами эти морёные дубы и делали из них дорогую мебель для «новых русских».
|
|
|
Перед полуторакилометровым прямым плёсом на левом берегу попались ещё парочка ручьёв-родников, но останавливаться за водой мы не стали,
желая поскорей дойти до песчаного яра. Знакомое ощущение: когда позади уже много километров, время близится к вечеру, а до стоянки ещё совсем немного, –
оставшиеся километры имеют свойство «удлиняться» в нашем сознании, делая предвкушение финала более волнующим и беспокойным. Каждый длинный плёс кажется
невыносимо длинным, а за любым следующим поворотом подсознательно ожидаешь появления места, к которому стремился целый день. В этот раз особенно сильно
обострение чувства ожидания проявилось у Костика, как у наименее опытного водника в экипаже. Но вскоре и он был вознаграждён плавно появившимися из-за поворота
сначала сосновым бором, возвышавшимся над прибрежными ивовыми кустами, а затем и позолоченным солнцем высоким песчаным обрывом – Яром. Слава Богу, мои опасения
не подтвердились – место наверху никем не было занято! Все рыбаки и охотники, приехавшие на реку пострелять в дни открытия охотсезона, остались позади на низких
берегах у заросших утиных стариц. Нам же только оставалось найти удобное место для выгрузки на берег. Пройдя весь обрыв до конца, мы не обнаружили ни одного
удобного выхода. Яр стоял, словно неприступная крепость: под обрывом глубоко и скользкий илистый берег, стройные сосны высились над ним словно башни, а по
обеим краям к сосновому лесу примыкали ещё более крутые обрывистые земляные берега с густым смешанным лесом – не вылезти. Оставалось одно – штурмовать песок,
что мы и сделали. Я выбрался наверх первым и прошёлся по лесу в поисках следов стоянок. Среди сосен выросло много осинового молодняка, мешающего пробираться,
но есть тропинка, ведущая к чистой поляне на середине Яра со старыми следами костровища, пеньками для сидения и остатками перил. Вот сюда нам и надо.
|
Костик шёл вслед за мной, а Паша перегнал байдарку немного назад, чтобы таскать вещи прямо на поляну. После некоторого освоения,
вытаскивание вещей не показалось таким уж сложным процессом. Более того, разгрузив байдарку, мы при помощи верёвки и её втащили на этот пятиметровый
песчаный обрыв! Неудобным оказался лишь подъём с полными канами воды. Но и к этому быстро приспособились. Зря я боялся насчёт занятости Яра. Этой стоянкой
явно давно не пользовались, что немного странно в моём понимании, привыкшем к тому, что обычно все подобные места оказываются оккупированы. Видимо, связано
это с невысокой популярностью реки среди туристов, а также труднодоступностью стоянки со стороны суши – к поляне хоть и подходит старая грунтовка, но, видимо,
пробраться по ней под силу далеко не каждому.
А всё-таки вовремя мы сюда прибыли, и хорошо, что не стали терять время на обед. Солнце как раз клонилось к закату и озаряло своими
оранжевыми лучами всю поляну и обрыв. Какая же красота! Это место стоило того, чтобы к нему стремиться и побыть здесь подольше! Если бы была такая возможность,
вполне реально здесь сделать днёвку.
К наступлению сумерек был готов очень желанный ужин, который после вечернего купания разлетелся на ура. Костик первым забрался в палатку,
периодически оттуда вставляя реплики в нашу с Пашей беседу у яркого костра. Странно, но почему-то вообще не хотелось спать. После я ещё пытался фотографировать
в темноте яркие звёзды, но безуспешно. Сергей и Лена нас так и не догнали, а жаль. Вечер у костра в их компании был бы ещё интереснее. Подводя итоги третьего
ходового дня, хочется отметить то, что при планировании новых походов на Болву стоит разбить его надвое, чтобы более размеренно двигаться по маршруту.
|
Всю ночь не умолкала канонада ружейных выстрелов, завершившись лишь к утру. Охотники отводили душу, мешая спать не охотникам. Утром,
понимая, что поспать можно и дома, я решил подняться пораньше и побыть наедине с окрестностями. Выбравшись из палатки, не заметил на траве росы, хотя, на
противоположном низком бережке ещё лежал туман. Скорее всего, это из-за возвышенного местоположения, вряд ли перед дождём – небо чистое, и с него сквозь
сосны уже ярко светило солнце. Для удобства спуска и подъёма крышкой от кана вырыл в песке ступеньки, а весь выкопанный песок пошёл на отсыпку площадки
для подхода к воде. Так место приобрело некоторые черты удобной стоянки. И было ещё жальче оттого, что сегодня нам предстоит прощание не только с Яром,
но и с Болвой, и с новыми друзьями.
|
После 10 утра по реке потянулись лодки с рыбаками. Проплыл мимо велосипедист, затем семейная пара, угощавшая нас вчера... и вдруг
показались Сергей с Леной! Оказывается, они шли вчера до половины десятого и встали на ночёвку за предыдущим поворотом, не дойдя до нас меньше километра.
Плохо, что связь была неудовлетворительная – вечерние попытки созвониться ни к чему не привели. Едва уговорив их подняться к нам в гости, решили не ходить
к разорённому немцами во время войны кордону лесника, находящемуся в пятистах метрах от стоянки по лесной дороге, оставив экскурсию на другой раз.
После совместной фотографии друзья уплыли дальше, а мы запланировали выход со стоянки на 11:30. Но так не хотелось с неё уходить, что
отправиться дальше удалось лишь в 12:15. Вскоре после выхода рядом с деревней Любышь завершала поход семейная пара на «таймени». В наших же планах на этот
день было около 18 километров до железнодорожного моста в Любохне, где до платформы «204 км» по дороге порядка 700 метров, и есть удобная площадка для
сборов.
|
Через час после Золотого Яра на том же левом берегу Болвы есть «ярчик» меньших размеров. Видимо, в почве этим краем идёт песчаная коса,
которую река несколько раз прорезает. При необходимости остановиться можно на нём (правда, вылезать ещё неудобнее) или напротив, где есть пляж и стоянка со
столом, скамейками и навесом. В реке даже имеется деревянный столб-нырялка. По смешанному лесу, растущему на обрывчике хорошо было заметно, что несмотря на
начало августа, в природе довольно звонко чувствовалась нотка приближающейся осени. То ли от засушливой погоды, то ли вправду от предчувствия окончания лета
некоторые деревья торопились переодеться в разноцветные наряды, подкрашивая зелёные берега каплями жёлтой и красной красок.
|
Около озера Клыпоть наши пути с Сергеем и Леной вновь пересеклись на совместном купании. Следующая встреча предстояла только на антистапеле,
который они запланировали поначалу в самой Любохне около стадиона, а позже под воздействием Александра – идейного вдохновителя турклуба Delta Travel Group –
передумали и тоже решили идти до моста.
В черте Любохны в месте впадения небольшого правого притока перед двумя мостами есть каменистый перекат. 10 лет назад он оказался непроходим
из-за мели и множества камней в русле, сейчас мы успешно преодолели его под правым берегом по языку слива. А дальше речка становится совсем городской – в выходной
день купающиеся и отдыхающие встречаются на каждом удобном подходе к берегу, звучит разнокалиберная музыка, чувствуется запах шашлыка. Скоро финиш, и вновь
растягивающее время предвкушение... На финишной кривой встретилось ещё одно препятствие – небольшой порожек, образованный остатками взорванного во время войны
железнодорожного моста второй ветки. Слив более мощный, чем у переката в начале города, и в нём остатки бетонных свай и стальных конструкций. Нужно быть
осторожнее!
|
Перед мостом река расширяется и успокаивается, будто давая возможность расслабиться и насладиться завершающими гребками в созерцании моста
и скромного пляжика, куда и нужно причаливать. Вот и всё! Болва вновь пройдена нами, пусть и не полностью, как в 2003-м, но встреча состоялась, все получили
массу впечатлений – и это главное! До пригородного поезда больше трёх часов, за которые палящее солнце высушило наши вещи. Чуть позже приехал Александр, и
наконец-то произошло наше с ним личное знакомство! Два турклуба нашли общие интересы, и надеюсь, в дальнейшем наши пути ещё ни раз пересекутся на совместных
мероприятиях! Отдельная благодарность Сане за помощь в доставке на машине наших рюкзаков к платформе!
Что было потом? Немного душная автомотриса РА-2, вокзал Брянск-Орловский, берег Десны и пляж, где финишировали 10 лет назад, тёплый вечер
на вокзале и поезд «Климов – Москва», вернувший в обычную жизнь... Но это уже мелочи по сравнению с теми насыщенными четырьмя днями на Болве. В этот раз даже
места наших стоянок заслуживают наивысшей оценки! Болва вновь показала себя с самой замечательной стороны! До новых встреч!
23.08.2013
PS. Отчёт Сергея можно прочитать здесь.
Техническая информация о маршруте
День первый |
Пройденное расстояние |
27,35 км |
Время на воде |
7 ч 16 мин |
Средняя скорость |
3,76 км/ч |
Максимальная скорость |
9,53 км/ч |
Координаты стапеля |
54º 03’ 21,8952” N; 34º 21’ 03,2832” E |
Координаты стоянки |
53º 53’ 25,6236” N; 34º 23’ 59,1108” E |
День второй |
Пройденное расстояние |
27,25 км |
Время на воде |
8 ч 52 мин |
Средняя скорость |
3,07 км/ч |
Максимальная скорость |
9,03 км/ч |
Координаты стоянки |
53º 44’ 07,4652” N; 34º 24’ 31,7088” E |
День третий |
Пройденное расстояние |
42,98 км |
Время на воде |
9 ч 17 мин |
Средняя скорость |
4,63 км/ч |
Максимальная скорость |
9,44 км/ч |
Координаты стоянки |
53º 34’ 17,6950” N; 34º 28’ 04,7569” E |
День четвёртый |
Пройденное расстояние |
18,59 км |
Время на воде |
3 ч 23 мин |
Средняя скорость |
5,50км/ч |
Максимальная скорость |
9,73 км/ч |
Координаты антистапеля |
53º 29’ 10,0407” N; 34º 23’ 59,1094” E |
|
Общая протяжённость |
116,17 км |
Суммарное время на воде |
28 ч 48 мин |
Схема маршрута
|