Отчёт об экспедиции «Болва – 2003»
Маршрут: Река Болва, Калужская – Брянская области, 174 км, 5 дней.
Время проведения: 04.08.2003 – 10.08.2003.
Состав группы: Щёкина Настя, Рожков Саня – КНБ-2 («Плавающий бассейн»);
Сорокин Кирилл, Тарелкин Вадим – «Таймень-3» («Гоночный танк»).
Содержание отчёта:
- Подготовка и сборы.
- «В путь» – первый день.
- День второй – начало экспедиции.
- День третий – боевое крещение.
- День четвёртый – Огуречные баталии.
- День пятый – рекорд расстояния.
- День шестой – «Финиш!».
- Впечатления.
1. Подготовка и сборы.
Началось всё с предложения Насти сходить в более или менее длительный
байдарочный поход. Так как у меня не получилось съездить ни на Селигер, ни
собрать всех и махнуть к нам в деревню в Рязанскую область, то моего согласия
добиваться не пришлось. Проблема была с другими. Пока нас таких умных оказалось
всего лишь трое: я (Вадим), Настя и Кирилл. Конечно, идти втроём можно, никто не
спорит, но хотелось бы прихватить ещё кого-нибудь. Да и у Кирилла всё пока «висело
в воздухе» - он мог не поехать из-за бабушки. Теплилась надежда, что вернётся из
Красноярска Надя, ждали её до последнего, но так и не дождались. Позвонили Сане
в Переславль, опять-таки надеясь, что хоть он нас поддержит. И… он согласился
поехать! Нас уже было четверо (или трое???)
Рассматривались варианты маршрутов: Болва или Тёша. Разница была только
в том, что на Болву можно доехать железнодорожным транспортом, а на Тёшу пришлось
бы добираться ещё и на автобусе. После Рязанских скитаний по автовокзалам решили,
что ж/д транспорт проще и дешевле. Итак, решено – Болва. Теперь оставались только
организационные вопросы: раскладка, расписание электричек, как до Вязьмы, так и от
неё, билеты, время и место сбора и т.д. Раскладку составляли в Рублёво с учётом
остатков из Мещёры. Билетами и расписанием от Вязьмы занялся Кирилл, мне осталось
только расписание от Москвы. Итог: расписание до Вязьмы знаем, билеты от Брянска
до Москвы есть, а вот, что там ходит от Вязьмы, выяснить не удалось.
Электричка в 8:05. Рано, конечно, но поход – есть поход! Раскладка
рассчитана и закуплена, рюкзаки собраны – В ПУТЬ!!!
2. «В путь» – день первый.
Накануне Саня приехал из дома и для удобства сбора заночевал у нас.
Утром встали в 6:00, так как в 7:15 мы должны были пересечься с Настей и
Кириллом на автобусной остановке. Всё прошло гладко. Электричка не заставила
себя долго ждать, и впереди было четыре с лишним часа до перевалочного пункта
– Вязьмы. Погода на улице замечательная – светит Солнце, дождя не предвидится.
Радостные и довольные, что нас всё-таки четверо, принялись разгадывать кроссворды.
Очень запомнился контролёр. Это был довольно весёлый дядечка (весёлый то ли
от «принятого утром на душу», то ли сам по себе), который с улыбкой на лице делал
своё контролёрское дело. Странно, но по его виду можно подумать, что он никого просто
не может оштрафовать, хотя… кто его знает!
|
Первая радостная весть нас поджидала в Вязьме. Там мы наконец-то узнали
расписание дизель-электричек до станции Ужать. В общем, нам предстояло там куковать
8 часов. «Ну, ничего, город посмотрим», - подумали мы и, сдав рюкзаки в камеру
хранения, двинулись гулять – изучать окрестности вокзала и не только. По дороге
рассуждали о том, как бы нам за это время не уйти обратно в Москву! Во время
прогулки наткнулись на местный Стоунхендж – сваи недостроенного дома, которые
уже успели зарасти буряном, и жители протоптали там множество тропинок так, что
получился своеобразный лабиринт. Мост через речку с одноимённым городу названием,
а точнее вид с него, очень напоминал вид с моста через Трубеж в Переславле-Залесском.
Далее нами был посещён реконструируемый монастырь, в котором очень красивые цветочные
клумбы. (С этого момента начал мудрить мой фотоаппарат). Отведали воды из колодца,
высыпали всю имевшуюся мелочь – пожертвование на восстановление храма.
Закупив йогуртов и РЯЗАНСКОГО «ФРУКТОВОГО ЛЬДА», пошли искать место, где
можно пообедать. По дороге набрели на какую-то военную часть (трудно было понять,
действующая ли она), в ангаре за приоткрытой дверью стоял самолёт, с которым кто-то
ковырялся. Судя по виду самолёта, предназначался он не иначе как для опрыскивания
полей всякой гадостью.
Итак, местечко для обеда было выбрано. Наверное, самым лучшим вариантом для
этого оказалась небольшая лужайка с тремя тополями перед заброшенным, почти
развалившимся домом, в пятидесяти метрах от кладбища! Ну, ничего, пообедав, мы
даже пытались залезть на один из тополей диаметром в два-три обхвата – и здесь
альпинизм не давал покоя!
На обратном пути к вокзалу запомнились две вещи. Во-первых, городской парк
с недействующими фонтанами и лавочками, сидеть на которых нужно на спинке, ногами
стоя на сидении. Во-вторых, собравшийся-таки дождь, пережидать который пришлось под
деревьями, от которых мало толку после первых пяти минут ливня!
До Ужати (ударение на второй слог) нас повезла очень оригинальная чехословатская
дизель-электричка. Всего она состояла из четырёх вагонов. Два средних были полноценными
вагонами с огромными тамбурами, а два крайних являлись наполовину вагонами, наполовину
дизельными тягачами. В поезде даже была проводница, которая при виде туристов-байдарочников,
то есть нас, сразу поняла, что мы люди хорошие. Возможно, как и все предыдущие. Дорога
заняла почти четыре часа, но запомнилась своей оригинальностью, так как в таких поездах
мне ещё ездить не приходилось!
Мы вышли из светлого вагона на ночную землю Калужской области, а поезд, как это
всегда бывает, лишь моргнул из-за поворота габаритными огнями и скрылся во мгле. А нам
оставалось найти ту самую реку Ужать, от которой начинать плыть, и устроиться на ночёвку.
В воздухе веяло августовским теплом, и мы, включив фонарики, двинулись в путь. Пройдя с
полкилометра, наткнулись на мост и радостно закричали: «Она!», увидев указатель с надписью
«Ужать». Под мостом шумела вода, скорее всего на сваях, оставшихся от старого моста. При
голубоватом свете светодиодного фонаря разбили палатки и уже готовились поужинать и лечь
спать, как… по мосту начал ездить мотоциклист с какой-то дурацкой сигналкой-пищалкой и
появилась местная молодёжь. В голове был только один вопрос: «Когда они успокоятся,
чтобы мы смогли спать?» Дальше было ещё интереснее: они спустились к мосту и метрах в
тридцати от нас тоже развели костёр. Мечты о сладком сне куда-то убежали. Скоро их
«главный» (об этом можно было судить по его поведению) подошёл к нам и дружелюбно завёл
с нами свою пьяную беседу. Из его слов мы поняли, что у них в деревне свадьба, и они
уже который день гуляют. Он даже предложил нам свою «крышу», сказав, чтобы мы, если
кто будет приставать, сказали его фамилию (к сожалению, не помню) – и всё будет хорошо.
После этого он удалился, а мы, поужинав, легли спать. Ведь впереди нас ждали
174 километра водных гладей Ужати, Неручи, Болвы и Десны, правда, тогда мы думали,
что их только 160. Хотя, кто их знает, что они, авторы книжек с маршрутами, с линейкой,
что ли, бегали по этим серпантинам?!!
3. День второй – начало экспедиции.
Рассвет в Тешевичах |
Утром встали, не признавая никаких будильников, не слишком поздно
и не слишком рано. Занялись подготовкой байдарок к старту, пока готовилась каша. Здесь
и распределились, кто в какой поплывёт: Саня с Настей – в КНБ, а мы с Кириллом – в своей
родной Таймени. Как обычно помучались с бортами, потом позавтракали и, собрав все вещи в
большие мусорные мешки, уселись в плавсредства. «Поехали!» – сказали мы и сделали первые
гребки по узкой Ужати. Сразу же включили секундомер.
Теперь приходилось пробираться между лежащих в реке коряг и
протискиваться сквозь ветки нависающих деревьев. В одном месте даже пришлось применить
топор. Мусора в реке тоже было много: автопокрышки, металлолом и т.п. ерунда, иногда
пугающая остротой своих углов. Судя по карте (а это была 5-километровка), плыть по Ужати
предстояло около трёх километров. Да, если бы мы шли с такой скоростью весь маршрут, то
вряд ли смогли преодолеть третью его часть. Мужик на берегу сказал, что скоро мы впадём
в другую реку, а также спросил, на наши ли проплыли здесь некоторое время назад. «Мы здесь
не одни», – подумали все и с этой мыслью шли почти до конца.
|
Неручь действительно оказалась несколько шире Ужати, здесь больше
не было завалов, хоть глубина осталась прежней. Вода в обеих речках не совсем пригодна
для купания (холодная), но, несмотря на это, всё-таки пришлось кое-где зайти по пояс.
Плыли мы уже около двух часов. Понимая, что не прошли и пятидесятой части пути, сделали
остановку, так как появилась проблема, не оставлявшая нас всю экспедицию – КНБ с успехом
набирала воду, превращаясь в плавающий бассейн, и потребовалось её опорожнение. А вокруг
– луга, леса – красота! Но впереди новые впечатления.
Ориентировались мы по мостам. И вот – первый железнодорожный мост
с пронёсшимся на большой скорости тепловозом приготовил первый сюрприз. Это был перекат,
хоть и маленький, но первый не только для меня, но и для нашей Таймени. Первыми решили
рискнуть мы и… «со свистом» проскочили в основную струю, зацепив дном какой-то трос,
привязанный поперёк переката непонятно зачем. Но всё оказалось благополучно.
Впадение в Болву еле заметили. Я бы сказал, что это Болва впадает
в Неручь, а не наоборот! Начался районный центр Киров. Кирилл, как он позже рассказывал,
ожидал увидеть немного другое зрелище: промышленные предприятия, расположенные по берегам,
городские постройки и т. д. А тут: мелкая река (средняя глубина сантиметров 20), на левом
берегу лес, на правом – старые деревенские домики и бабушки, стирающие бельё, стоя на
мостках. Вот так. Это вам не московская область!
Впереди нас ожидали ещё три моста: один автомобильный и два
железнодорожных, оказавшихся совершенно разных конструкций. На опорах одного из них
хорошо было видно, на сколько поднимается вода в половодье. Проплывали мы мимо городских
жителей, купавшихся в реке и просто стоявших на берегу, которые то ли с удивлением,
то ли с сочувствием смотрели на нас. Ребята, в свою очередь, предупредили нас о каких-то
подводных камнях и задали тот же вопрос, что и мужик на берегу Ужати – про группу,
опередившую нас, судя по всему, всего на несколько часов.
Киров закончился, и мы плыли далее, любуясь красотами природы
Калужской области. Река здесь снова поменяла свой облик. Теперь её глубина увеличилась
в среднем до одного метра, появились длинные водоросли по всей ширине, прохождение
которых требовало дополнительных усилий. И лишь изредка, то вдоль правого берега,
то вдоль левого появлялась основная струя со скоростью 3-4 км/ч. Во время одного из
сливов воды заметили, что нас догоняют тёмные грозовые тучи. Естественно, недооценили
их и решили плыть ещё час, после чего разбить палатки и переждать дождь. Но не тут-то
было! Через двадцать минут и в течение минут сорока мы уже мокли под сильнейшим ливнем,
резво размахивая вёслами, дабы не замёрзнуть. Пока шёл дождь, было тепло, но лишь стоило
|
ему закончиться, как пришло осознание того, что на сегодня плавание завершено. Жаль, но
мы собирались дойти до следующего моста. А тут ещё пришлось ждать Настю с Саней – они
попали в пробку на реке: во время прохождения ими мимо брода, по нему стали перегонять
стадо коров. Дождавшись друзей, решили искать место для лагеря. Удалось это не сразу!
Местечко было с высокой травой вперемешку с бурьяном, с полным
отсутствием сухих дров. А я с ужасом понял, вытаскивая из лужи на дне байдарки рваный
мешок, в котором лежал мой спальник, что спать мне теперь придётся тоже в луже. Но нет,
подмок он только наполовину и неплохо справлялся со своей задачей – грел, несмотря на
мокроту. Даже не пытаясь развести костёр, поставили палатки, переоделись в сухие вещи
и решили подкрепиться сухим пайком, состоявшим из языка в собственном соку, огурцов и
помидоров, запили всё это морсом, приготовленном на воде, набранной в Вязьме из колонки,
из Саниного варенья. «После вкусного обеда», или ужина – трудно было понять, что это
такое, двое удрыхли (Кирилл и я), а вторая половина нашей группы попытались ловить рыбу.
Они даже поймали четырёх маленьких рыбёшек, но все они по разным причинам оказались снова
в реке. Кто это был, не видел, потому что спал.
Перед сном стали изучать карту, пытаясь определить своё
местоположение. Сетовали на то, что прошли так мало. Говорили, что завтра придётся
«втопить», как следует. Впоследствии это стало для нас нормальным явлением, и мы
к этому привыкли.
4. День третий – боевое крещение.
Утром всё ещё моросил дождик, и уже никто из нас не надеялся
на хорошую погоду. Что ж, у природы нет плохой погоды. Раз бросили вызов Болве,
нельзя сдаваться! Вперёд! Мы даже вырезали себе из мусорных мешков что-то
отдалённо напоминающее плащ-дождевик. Я подготовился лучше и захватил из дома
настоящий полиэтиленовый плащ. Первыми встали мы с Кириллом и решили поменяться
ролями с Настей и Саней – попытать рыбацкое счастье. На хлеб никто даже и клевать
не собирался, а вот на единственного выкопанного ножом из земли белого червячка
удалось что-то поймать. Это действительно было что-то, так как двух почти мальков
уловом назвать трудно. Вскоре пришлось их отпустить.
Завтрак, как и следовало ожидать, тоже состоял из сухомятки.
На противоположном берегу появились мужики – жители близлежащей деревни, охотно
заговорившие с нами и предложившие в Москве заехать к брату одного из них.
Удалось выведать название деревни – Погост! Вот походик выдался, то обед в 50
метрах от кладбища, то ночёвка недалеко от деревни с таким названием! Что же будет
дальше?
А дальше… Путешествие продолжалось. Выглянуло Солнце и
мы, не теряя ни минуты, разложили свои мокрые вещи на просушку по всей байдарке.
Болели руки от вёсел, были догадки, что это из-за неправильного питания – без
горячего. Проплыли тот самый мост на автотрассе Киров – Людиново, до которого мы
вчера так и не добрались. Водорослей в реке стало чуть меньше. Зато появились
совершенно странные связки из пластиковых бутылок, плавающие, где попало и, не
понятно, для чего предназначавшиеся. Дальнейшими ориентирами оказались два
узеньких притока-ручья по правому берегу. Из одного из них мы набрали воды в
бутылку и снова попробовали рыбачить.
|
Впереди должны быть два моста, ведущие в Людиново.
Первый оказался на ремонте, а вот от второго (это был мост на трассе Дятьково
– Людиново) мы такого не ожидали!!! У него две опоры, соответственно, три пролёта.
Левый был завален и зарос, между правым и средним располагался небольшой островок
так, что мы не увидели прохода справа. Ломонулись по центру. Расстояние между
краем островка, деревянными сваями старого моста и новой опорой было достаточным.
Только чуть дальше нужно было резко повернуть направо: из воды торчала какая-то
железяка, очень похожая на душку для зацепления крюка крана. Но самого главного
мы и не заметили! Да, это действительно была душка, но приварена она была ни к
чему иному, как к огромной стальной плите, длиной во всю опору и лежавшей с наклоном
так, что дальний её конец находился высоко над водой, а ближайший к нам – на глубине
сантиметров десять – пятнадцать своим острым углом смотрел в нашу сторону. Результат:
только я потянулся веслом к душке, чтобы оттолкнуться от неё, как… резкий удар,
остановка и, что самое печальное, быстро набирающаяся в лодку вода. Благо, глубина
там небольшая. «Скорей к берегу!» - взволнованно сказал Кирилл, поняв, что вода
прибывает очень быстро.
|
Вытащив все вещи из пострадавшей лодки (если бы не мусорные
мешки, то их пришлось бы долго и упорно сушить), вылили воду и ужаснулись: левый
борт нашей Таймени был буквально разрезан, причём длина прореза также приводила в
ужас – сантиметров тридцать. А могло быть и больше, правда, на что стала бы тогда
похожа наша байдарка представить трудно, если бы не шпангоут. Позже, после того как
Таймени было дано прозвище «Гоночный танк», Кирилл говорил, что это по нам БОЛВАнка
ударила.
Надо штопаться и клеиться. За это дело взялись Настя и
Кирилл, а мы с Саней принялись варить нам обед – суп на основе мещёрских макарон
и кубика, который в той самой дизель-электричке до станции Ужать получили от бабушки,
Ложка |
угостив её в обмен булочкой, привезённой Саней из дома. Наконец-то поедим чего-нибудь
горячего, а то сухомятка уже поперёк горла встала! Изобрели супер-ложку, которой
можно и суп мешать, и в костре дрова шевелить, и, если хотите, обороняться! Я разложил
на просушку свой спальник. В это время Кирилл и Настя тоже сообразили что-то
нереальное. Они заштопали дыру, вырезали немереную заплатку, вымазали её последним
клеем и уже собирались клеить, как вспомнили, что забыли протереть места склейки
бензином. Это был 76-й. Приклеив заплатку, наконец-то поели горячего супа. Далее
предстоял спуск свежезаклеенной байды на воду. Всё прошло успешно: вода даже не
сочилась! «Ура, можно продолжать плыть дальше!» - заторопились мы. Расслабляться
было нельзя – ведь прошли мы слишком мало, и если не поторопимся, то точно не
дойдём до конца вовремя.
Впереди нас поджидала очередная достопримечательность –
подвесной мост, очень похожий на полушкинский. Так как Кирилл ещё ни разу не был
в Полушкино, то мы причалили к берегу и взошли на чудо инженерной мысли.
Единственное, чем отличался он от своего подмосковного собрата, это высокими и
аккуратными перилами, за которые хоть держаться можно, не пригибаясь. Кирилл
залез на его опору с противоположного берега, а проходившая мимо жительница г.
Людиново сравнила его с альпинистом! На что Кирилл ответил: «Так и есть!» Пройдя
чуть подальше, на берегу нам повстречались местные мальчишки. Один из них
спросил: «До Куявы идёте?» Не сразу поняв, что он спрашивает и почему так
вежливо, мы неловко им ответили: «Ну, да, давно плывём…» И лишь потом, взглянув
на карту, мы поняли, что они имели в виду населённый пункт под названием Куява,
а не то, что нам послышалось.
Мы знали, что где-то должна быть протока в людиновские
озёра, плыли дальше и искали её. Но такой красоты не ожидали. Перед нами
предстало что-то вроде большого озера, метров 500 в диаметре, подсвеченное
почти закатившимся солнцем.
|
|
Вскоре наткнулись ещё на один подвесной мост –
капитальный железобетонный. А следом за ним – естественно, полуразвалившийся
старый деревянный. Пришлось хорошенько подумать, идти ли в единственную струю
между деревянных столбов или хватит на сегодня экстрима – сделать обнос и
спокойно продолжать движение. В это время солнце скрылось за горизонтом.
Это означало, что плавательного времени оставалось всё меньше и меньше.
Решили не рисковать и обнести. И, наверное, правильно сделали. Потому что
одному Богу известно, что там, в струе, под водой, а глубина здесь побольше
будет, и течение посильнее! Примерно через час, может, чуть больше, начали
искать место для остановки на ночь, так как плыть уже становилось темновато.
Слева шумела вода – какой-то очередной слив. Наша байдарка слегка зацепила
дном мель. Выйдя на берег и осмотрев окрестности, решили заночевать здесь,
рядом с «водопадом». Сверху был сенокосный луг, так что высота травы там
не превышала нескольких сантиметров. Поужинав и обсудив планы на следующий
день, легли спать под шум воды.
В общем, мы прошли в этот день примерно столько,
сколько планировали.
5. День четвёртый – огуречные баталии.
С утра я первым делом принялся рассматривать в бинокль
окрестности. Внимание моё привлекла деревня на другой стороне реки,
находившаяся на достаточном удалении, и большая ЛЭП, под которой нам
предстояло проплывать. Облачность на небе предупреждала о возможном дожде.
Первым ориентиром задали ту самую ЛЭП, по прикидкам она находилась от
места стоянки километрах в 7-8 по прямой. Далее должен быть мост – самый
лучший ориентир.
Водопад, по нашим догадкам, был сливом воды из
осушаемых болот. Но это только догадки.
От момента сегодняшнего старта прошло уже больше
часа, а этой ЛЭП мы так и не видели. Были какие-то маленькие, но всё не
то. «Наверное, проплыли и не заметили», – подумали мы и стали ждать из-за
поворота мост, несмотря на то, что ещё его время не пришло. Как вдруг,
вместо моста увидели это чудо техники. Таких линий электропередач мне ещё
видеть не приходилось! Каждый провод состоял из пяти жгутов, подвешенных
на отдельной опоре через длиннейшие гирлянды изоляторов (не менее 25 штук).
Безусловно, в воздухе стоял треск от мелких разрядов в воздух. Наверное,
ночью это выглядит очень красиво!
Мне наскучило просто так плыть, размахивая вёслами
и глядя в спину Кириллу. Я и решил немножко поприкалываться, предложив
ему набрать на очередной остановке (происходило это каждые полтора часа)
«Бешеных огурцов», а затем, быстро обогнав вторую байдарку, закидать ими
её экипаж. Вьюны эти росли почти вдоль всей Болвы на прибрежных кустах.
Так мы и сделали. Напротив небезызвестной теперь Куявы набрали тех самых
«огурцов», или просто «ёжиков», и при прохождении мимо зарослей обогнали
друзей и закидали их колючими зелёными гранатами! Вскоре они нам ответили
тем же. Так у нас появилось хоть какое-то развлечение. Очень запомнился
один момент. В очередной раз, набрав «ежей», мы собирались обогнать на
повороте КНБ и, безусловно, обстрелять. Всё так и было, но на обрыве, на
левом берегу стояли по одному на некотором удалении друг от друга мужики,
скорее всего, это были рыбаки. Естественно, на «речной бой» посмотреть
мы им предоставили возможность. Интересно, чего они про нас подумали?
Мост, в конце-концов, мы тоже нашли, но он был
не достроен, и на берегах стояли лишь его опоры. Ещё были какие-то заборы
посреди реки, множество тюкалок, лески которых натянуты на уровне наших
глаз, а также самодельный мостик, состоявший из деревянных палок и, самое
главное, из большого стального швеллера, лежавшего так, что под ним
пришлось аккуратно пробираться, держась руками. После нескольких петель
из-за поворота наконец-то показался долгожданный железнодорожный мост.
Ветка Фаянсовая – Брянск переходила на правую сторону реки. Примерно
отсюда мы плыли по границе областей: Калужской и Брянской. Огуречные
баталии продолжались.
Но вскоре нас ждал ответ на вопрос: «Что это за
группа водников, опередивших нас всего на несколько часов?» На правом
берегу появились те самые люди, тоже бросившие вызов Болве. По-моему, их
было человек семь – восемь. Из флота красовались две Таймени-трёшки!
Оказывается, они шли не до Брянска, а только до Фокино, так как просто
не успевали (с ними были дети). А вот дата отправления домой у них была
та же – 9 августа. Рассказав им о своих планах, возможно, мы их слегка
удивили, особенно тем, что «полтинник в день – это для нас норма». Пожелали
им удачного плавания и двинулись раздолбайствовать дальше. К этому времени
«огуречные баталии» слегка поутихли.
|
Несколько километров путь наш лежал через леса,
близко подходившие к воде. Топляков было очень много. Так что мы теперь
играли в слалом – заплыв с препятствиями. По карте теперь было трудно
ориентироваться – не было ни мостов, ни крупных населённых пунктов. Как
и следовало ожидать, мы слегка потерялись. Примерно себе представляли своё
местоположение, но думали, что находимся немного дальше, чем было на
самом деле, ведь так хотелось быть ближе к финишу.
|
Река вскоре коренным
образом поменяла свой облик, и мы испугались, что это теперь до конца.
Она выпрямилась, расширилась, глубина стала такой, что веслом до дна уже
достать было нельзя, а течения почти не стало. По берегам слева рос
лиственный лес, состоявший в основном из дуба, липы и широколистного клёна,
справа раскинулся большой луг. Длина этого участка – примерно километр.
Уже хотелось есть, и мы стали подыскивать удобное местечко для привала.
И тут, очень кстати, подвернулась деревня на правом берегу с расширением
реки и большим песчаным островом посередине, по которому проходил
автомобильный брод, и делившем её на два рукава. На лодке сидели рыбаки,
сказавшие нам, что эта деревня называется Псурь.
И тут из-за острова выглянул очередной подвесной
мост. Это был чудо-мост! Полушкинский перед ним просто отдыхает!!! Провисший
и покосившийся на бок он явно служил жителям этой деревни надёжным переходом
через Болву. Мост этот подвешен на четырёх тросах. Причём на правой стороне
(если смотреть с правого берега, со стороны деревни) троса новые и хорошо
натянутые по сравнению с тросами на левой стороне, которые местами полопались
от старости и покрывавшей их ржавчины. Доски давно уже прогнили и сверху
были заложены листами железа, громко игравшего под ногами. С моста вниз
свисали какие-то канаты – возможно, развлечение местных ребятишек.
Первой по этому чуду деревенской инженерной мысли
решилась пройти Настя – благополучно. Помню наше удивление, когда по нему
переходил тот самый рыбак. Он шёл длинными уверенными шагами, вскинув на
плечо лодку! Вот так, люди ко всему привыкают!
Нас снова догоняли тучи, и мы подумали, что лучше
больше так не делать, как в первый день нашего плавания, и поставили палатку.
Мы даже накрыли вещи в байдарках. И не зря! Только мы развели костерок,
и начали, было, готовить обед, как слышу со стороны Псури какой-то шум,
как будто сильный ветер шумит лесом, находящимся недалеко за деревней. Но
вижу этот лесок в каком-то тумане, причём, видимость становится всё хуже
и хуже. Я только успел прокричать: «В палатку!!!», как начался ливень с
сильными порывами ветра, задиравшими её тент. Но всё довольно быстро
пролетело, так что даже костёр не погас. А вот в байдарки воды налило,
так как ветром с них сдуло весь полиэтилен. И тут мимо нас проплывают
те самые водники. «Это что, обед? А что это за населённый пункт?» –
спросили они нас. Ответы были очевидны.
Пообедав и запив всё свежеприготовленным компотом
из изюма с корицей (изюм хорошенько разварился, и Кириллу пришлось его
доедать, так как все от него почему-то отказались), мы продолжили свой
путь. Традиция сыпать корицу во всё подряд пошла, кстати, откуда-то отсюда.
Скоро, опять обогнали наших почти коллег, которые,
отплыв от Псуря два – три километра, на этом успокоились и стали готовиться
к ночлегу. В очередной раз пожелали им удачи и продолжили перелопачивать
вёслами воду. Река опять сделалась довольно узкой с множеством топляков
то слева, то справа и начала петлять. В один прекрасный момент,
ориентируясь по солнцу на закате, мы с ужасом поняли, что она повернула
на 180 градусов, и теперь мы плыли в обратном направлении. Продолжалось
это, конечно, не долго, но впечатляет. При очередной попытке разузнать
своё местоположение мы наткнулись на лесника Дятьковского лесхоза,
стоявшего на берегу с множеством удочек. Про наши координаты он так
толком ничего не сказал, зато долго пытался уговорить нас заночевать
в его домике лесника. Обещал даже растопить специально для нас баню.
Но мы были непреклонны и вежливо отказались. Пока мы там с ним
разговаривали, успели понатыкаться на топлячки, после чего стали
осознавать, что наша Таймень не очень-то их боится!
Но, пора действительно было искать место для
ночлега. Оно оказалось весьма удачным – в Калужской области, на другом
берегу – Брянская область. Красота! Костёр топили на этот раз сосновыми
и дубовыми дровами.
Посиделки у карты дали следующий результат:
«Завтра нужно идти по максимуму, пока совсем не стемнеет. За Фокино
мы точно должны пройти ещё километров десять». А тем временем в голове
у Кирилла начала рождаться паника. Он уже начинал продумывать варианты,
что делать, если мы не успеем. Предлагал последовать примеру
путешественников из группы, которую мы обогнали, и сесть на наш
поезд в Фокино.
6. День пятый – рекорд расстояния.
|
Утром удалось отчалить почти на час раньше обычного.
И это радовало. По нашим прикидкам, сегодня предстояло пройти 55 – 60
км! А расстояние это внушительное. На песке одного из пляжей написали:
«Привет водникам! 08.08.2003. 12:00», а также нарисовали эмблему
FoxPyro. Ориентиров, по-прежнему, не было. Кроме одного, запутавшего
нас окончательно. Это должен был быть достаточно крупный левый приток
Болвы – Овсорок. Первый раз мы его «прошли» часа через два с половиной
после старта. Радостные, что мы уже так далеко, ждём притока справа,
примерно через три километра. Но вскоре, пока с недоумением, взглянули
на карту, когда «прошли» Овсорок во второй раз. На карте ничего
|
подобного слева и не предвиделось. Но ужас проник к нам в душу, когда
ещё через какое-то время, ожидая притока справа, наткнулись на
очередной Овсорок. «Ну, теперь точно он» – с недоумением говорили мы.
Во время слива воды, на очередном песчаном пляжике по правому берегу
сидел парень с велосипедом и надувал лодку. Но когда он произнёс
название Любыш в ответ на стандартный вопрос туристов-водников к местным
жителям: «Где мы находимся?», из меня чуть не посыпался нервный смех.
…Оказывается, никакой Овсорок мы ещё и не проходили! До него ещё «пилить»
километра три! Что мы там проплывали, для меня до сих пор остаётся
загадкой. Возможно, это просто недостаток масштаба карты.
Несомненно, радость, что мы уже так далеко,
нас давно покинула. Вот так, унылые и угрюмые, мы плыли уже по Брянской
области, абсолютно без стимула размахивая вёслами. Так бы и плыли,
если б не рыбак один, с ребятишками. Первый и последний раз в этом
походе мы отстали по карте. Возможно, хоть и уныло, но, сами того не
замечая, втопили-таки и… ответ рыбака был примерно следующим: «О,
ребята, это вы уже почти до Любохны дошли. Чуть-чуть осталось. Вот
там увидите: на левой стороне будет дом высокий». Нашей радости не
было предела. Мы так раскочегарились, что брызги летели в разные стороны!
Чуть-чуть на языке местных жителей означает километра три – четыре. Но,
когда есть стимул, это не расстояние! В воздухе попахивало чем-то
странным, очень похожим на запах солярочного выхлопа, причём запах
становился всё сильнее и сильнее. По берегу проехал мотоцикл, и мы
стали грешить на него, удивляясь, какой он вонючий.
Но вскоре всё встало на свои места, когда справа,
примерно в километре от реки заметили комбинат. Промышленность не дремлет
– продолжает загрязнять атмосферу всякими отходами, как газообразными,
так и жидкими.
Впереди шумела вода, и мы сразу поняли – это
перекат. Подплыв поближе, долго думали и рассуждали, как его проходить.
Решили сойти на берег и осмотреть всё поточнее, так как лезть в такие
струи, прямо скажу, не хотелось. Я пошёл на разведку – босяком гулять
по мелким и острым камням, лежащим в сильных, но довольно мелких струях
воды, текущих между брошенными в воду сваями так и не построенного
моста. Нагулялся вдоволь – такой массаж, что больше не полезу!
Местечко, где можно пройти, нашёл, но рисковать мы не стали – провели
байды вдоль берега. При попытке сфотографировать этот перекат я понял,
что кадров больше не осталось! В этом месте в реку впадал узенький
приток со стороны комбината – вот они, жидкие отбросы! Купаться расхотелось
разом. В результате, мы так и не искупались на протяжении всего маршрута,
если, конечно, не считать купанием тот ливень в первый день плавания! А вот
Любохнинцы с большим удовольствием это проделали, причём сразу за поворотом
после подмешивания грязи. (???)
Увидели мы и тот дом, про который нам поведал рыбак,
и проплыли под довольно оригинальным мостом, состоявшем из труб, и
наткнулись ещё на один перекат, правда, не такой страшный, как предыдущий.
Мужики в резиновой лодке посоветовали: «Вы вон там плывите, там все
проходят». Настя с Саней сунулись с ходу там, где им показали и… сели на
камушек. Хоть и не пропоролись, но слезть в воду им пришлось, чтобы сняться
с него. А мы – умные, сначала причалили к берегу (мы почти всегда шли впереди),
осмотрели всё и просвистели мимо стоявших в воде и пытавшихся снять байду
с камня, Сани и Насти, не став слушать никаких лодочников!
Да, Брянск уже близко. Чувствовалась какая-то городская
атмосфера. Железнодорожный мост, где линия снова переходила не левую
сторону, будто бы сказал: «Не проходите мимо, задержитесь на полчасика».
Чему быть – того не миновать! В воде лежали остатки старого моста: куски
рельс, сваи, прочее железо от его конструкции. Хорошего мало. Обнос.
А в это время на горизонте справа начали появляться
тёмные тучки, потихоньку двигавшиеся в нашем направлении. «Этого нам ещё
не хватало!» - подумал, наверное, каждый из нас. И укрыться негде, а палатку
разбивать – ни к чему. Придумали вариант доплыть до автомобильного моста
дороги Брянск – Фокино и спрятаться под ним, заодно сходить в магазин и
купить чего-нибудь поесть. Мы специально, экономя время, не стали в этот
день останавливаться и варить еду. Следовательно, ужасно хотелось есть.
По карте это был почти прямой участок длиной километров 7-8. «Где-то через
полтора часа будем там». Если бы всё было так просто. По левой стороне уже
давно началось Фокино. Вдоль берега выстроились одноэтажные дачные домики.
Вдалеке дымил, пытаясь закоптить небо, фокинский цементный завод (это мы
узнали потом от одного из рыбаков, подплывших на почти сдувшейся лодке под
тот самый мост, до которого мы пока ещё не дошли). Повстречалась водозаборная
станция. Река дико петляла, абсолютно не соответствуя карте. Уже был слышен
мост, но почему-то пока его не было. А прошло почти два часа! И, наконец.
«Слава тебе, Господи!» - такими были мои слова, когда из-за не знаю какого
по счёту поворота появился мост.
А тучи отступили и уплыли куда-то в другое место.
Выбравшись на берег и немного размявшись, мы с Кириллом пошли в Фокино за
продуктами и… на станцию, чтобы посмотреть, когда там будет наш поезд –
Кирилла не оставляла мысль о том, что мы можем уехать отсюда, не дойдя до
Брянска. В общем, продолжал сеять среди нас панику. Побывали на станции и
двинулись к магазину. Узнав, что он закрывается в 20:00, поторопились, так
как на часах было уже без пятнадцати. Продавцы с большой неохотой продали
нам наш паёк, состоявший из мороженого, вафель, трёх йогуртов и одной сметаны,
которую с успехом употребил Кирилл, и газированной воды. По возвращении к
мосту, увидели двух ребятишек, которых Саня уже успел покатать на КНБ. Панику
Кирилла почти развеяли, сказав, что никаких Фокино, плывём до конца. Слегка
подкрепившись, отправились дальше, планируя пройти ещё около 10 км за два
часа, а ребятишки проводили нас взглядом.
За это время мы с Кириллом успели посидеть на мели,
причём конкретно, а КНБшники, негодяи, проплыли справа по глубине, посмеиваясь
над нами. Вокруг снова становилось тихо. Казалось, что мы опять попадаем в
совершенно дикие места, как вчера или ещё сегодня утром. Но это была только
иллюзия. В нескольких километрах располагался областной центр Брянск, и о
дикой природе можно было только вспоминать. При остановке на слив на песчаной
косе даже нашли следы, после зарисовки которых и идентификации в домашних
условиях это оказались следы: кабанчиков, белки и лисицы. Когда окончательно
стемнело, как всегда, стали искать последнее пристанище – место для
последней в этом походе ночёвки на природе. На левом берегу веселились
отдыхающие, приехавшие на машине. Они при виде нас исполнили песню
«Врагу не сдаётся наш гордый варяг». А Кирилл выдал на какой-то их
вопрос фразу следующего содержания: «Нам днём плыть уже скучно, мы
теперь только ночью…». Проплыв метров двести, и сами встали, кстати,
это была единственная стоянка на правом берегу. Сравнивая места наших
стоянок, пришли к выводу, что они все очень похожи по внешнему виду
друг на друга. Поужинали, сварили глинтвейн и завалились на отдых. На
завтра решили встать пораньше.
Подводя итог этому дню, можно сказать только
одно: «Рекорд, рекорд расстояния!» – 60 км мы сегодня точно оттяпали!!!
7. День шестой – «Финиш!»
Встали, действительно, раньше обычного. Перед стартом я взглянул
на секундомер и увидел, что от Ужати уже прошло почти 96 часов. «Может, как раз к
сотенке дойдём» – говорил я. Впереди, по приближённым меркам по карте, оставалось
около 20 км по Болве и 10 – по Десне.
Примерно час вокруг была та же привычная обстановка:
вертлявая и узкая река, делающая изгиб через каждые 200 – 500 метров, леса по
берегам, то хвойные, то лиственные. Встретился даже участок, так похожий на
то, что было перед деревней Псурь – широкий и прямой, длиной больше километра,
одно было отличие – глубина по колено! Проплывали мы и мимо места, где на
песчаном пляжике, на повороте было установлено штук восемь жерлиц.
Но недолго это продолжалось. Со временем леса по
берегам превратились из нехоженых диких в затоптанные пригородные. На
берегах стало встречаться всё больше людей. Справа вдалеке виднелись трубы
заводов и, вероятно, ТЭЦ Радицы-Крыловки. Всё говорило нам о том, что финиш
близок, как никогда. Пролетели даже несколько небольших самолётов.
Пошутив словами: «Воздух!», продолжали грести вёслами, рассуждая уже
совсем на городские темы. Промелькнула идея сойти с маршрута на
автомобильном мосту в километре от устья Болвы, дорога через который
ведёт прямиком к вокзалу.
А тем временем опять стали сгущаться тучи.
И, последовав вчерашнему примеру, мы заторопились к ближайшему мосту.
Это был железнодорожный, точнее, их оказалось два на расстоянии метров
в 50. Привыкнув к сюрпризам со стороны таких сооружений, мы и от этого
не ждали ничего хорошего. Естественно, под каждым из мостов было навалено
столько металлического мусора, что проходить там означало самоубийство
на финишной прямой. Река здесь делилась большим и вытянутым островом
(примерно 20 на 200 метров) на два рукава. На острове росли ивы, а вот
под опорой первого моста, в самом его начале мне удалось найти кое-что
интересное. Причалив перед перекатом к лежащему у берега острова рельсу,
я пошёл проверить, а вдруг, всё-таки можно где-нибудь пройти. Ходил-ходил,
да и набрёл на заросли ежевики. Вскоре собирать её мне уже помогал и
Кирилл. Остановила только мысль о том, что до поезда остаётся всего
несколько часов. Ну, и так набрали полную кружку!
В то время, пока мы собирали ежевику, Саня
с Настей причалили к левому берегу и пошли осматривать путь для обноса.
Вскоре к ним присоединились и мы. Да, здесь тащить байдарки вместе с
вещами было уже невозможно. Длина обноса оказалась около 100 – 150
метров. Что ж, делать нечего, вытащили вещи и перетаскали всё
по-отдельности. А ещё эти тучи, пугающие своей чернотой! Под ж/д мостами
пережидать дождь было всё равно, что накрыться ситом! Поспешили к автомобильному,
располагавшемуся в 2-х километрах отсюда (на нём мы хотели высаживаться, если не
будем успевать. А тут со временем пока всё было нормально). Но сразу же после
обноса в левой протоке нам был приготовлен очередной сюрприз. Жутко каменистое
дно, причём углы камней не предвещали ничего хорошего, если бы мы на них наткнулись.
Но и здесь мы проявили смекалку слаломистов и прошли этот участок, длиной
метров 150 – 200, дождались КНБшников и поплыли дальше. Справа на пристани
какой-то водной станции (я так и не понял, что это было на самом деле)
заметили буксир с написанным яркой краской на корме названием «Бяда».
После поворота перед мостом река превратилась в большое водохранилище,
шириной с километр, с множеством рыбаков на лодках. Со дна поднимался
болотный газ в виде маленьких пузырьков. Напрочь отказались от идеи
высаживаться на этом мосту. Тучи пока до нас ещё не дошли, и мы продолжали
движение к устью Болвы, не обращая внимания на раскаты грома.
После моста Болва опять превратилась в широкий
затон, кое-где заросший мелкими водорослями. Теперь предстояло найти
выход в Десну. Её я себе представлял широкой судоходной рекой, похожей
на Москва-реку. По берегам ожидал увидеть многоэтажные постройки города
Брянска.… Слева был узенький проход, на берегу которого купался какой-то
мужик. У него мы и спросили, как пройти в Десну. Оказалось, что мы на
верном пути.
Я даже не сразу понял, что это Десна. Река
шириной метров сто с берегами, поросшими лесом, холмом на правом берегу
с одноэтажными домами на вершине и довольно неплохим течением. Осталось
ещё чуть-чуть природы! И это не могло не радовать! Через несколько
километров (примерно пройдя половину пути по Десне) начал накрапывать
дождик, и мы уже приготовились его встретить во всеоружии: надели плащи,
накрыли вещи полиэтиленом. Но свершилось чудо! В момент, когда начался
ливень, мы как раз подплыли к большому пешеходному подвесному мосту.
Быстро причалив к правому берегу, Саня, Настя и Кирилл побежали прятаться
под мост выше по склону, так как здесь высота до моста была значительной,
и он не спасал от воды. Я же остался сидеть в байдарке, накрывшись своим
чудо-плащом. Сидел и разглядывал карту, успевая одновременно держать края
плаща и сбрасывать воду с полиэтилена, которым были накрыты вещи (если
этого не делать, то к концу ливня я бы сидел в ванне с дождевой водой,
которая летела толстыми струями с моста).
Дождь прекратился, выглянуло солнце, и совершенно
сухие, вылив воду из КНБ и вычерпав из Таймени то, что всё-таки попало в
неё через пустое Кириллово место, мы разогнались так, что мимо только
проносились рыбаки на лодках. Холм справа закончился, и, наконец-то
стали видны постройки города Брянска: какой-то высокий дом, из-за которого
скромно выглядывали купола церкви. Солнце опять скрылось, но не потому
что набежала новая туча, а потому что мы догнали тень от той самой, которая
несколько минут назад окатила город порцией прохладной, освежающей воды.
Пришлось притормозить.
«Ура!» Из-за поворота показался мост! До финиша
оставались лишь мгновения, минуты. Мост также выглядел очень интересно:
это была красивая арочная конструкция. Как позже выяснилось, этот мост
сносят и строят на его месте новое стандартное убожество. Секундомер пошёл
на второй круг, отсчитав 100 часов, и показывал уже почти час. Вот здесь
и родилось название этого похода: «100 и один час БОЛВАнства».
Финишировали почти одновременно и со спокойной душой сошли на берег.
Всё, приключения на этот раз закончились. Позади столько всего
интересного, столько впечатлений.
Кирилл и Саня пошли искать вокзал, оставив
нас с Настей разбирать байды и упаковывать вещи. Припекало солнце,
так что за оставшиеся в запасе несколько часов мы даже успели просушить
шкуры от байдарок. Когда вернулись наши разведчики с небольшим пайком,
появился какой-то солдат, приехавший в отпуск. Он с радостью, прямо
в одежде, кинулся в реку. Рядом плавал катамаран, но скорость у
него была абсолютно не такой! После несложных математических расчётов
мы поняли, что на этом участке Десны поставили рекорд скорости для
наших байдарок – 9 км/ч!!! Неплохо! «Вот она, тяга к рекордам…»
Увидев, что приближается новая порция туч,
пошли на вокзал. Отправление поезда задержалось минуты на две. Из
окна вагона мы с радостью смотрели на Фокинскую станцию, на которой
вчера успели побывать, проехали по тому самому мосту после Любохны,
по мосту, под которым мы устраивали огуречные баталии, воочию увидели
Людиновские озёра, куда мы так и не заплыли посмотреть, хоть и хотелось.
Правда, моста через Неручь с первым на этом маршруте перекатом уже не
увидели, потому что стемнело.
8. Впечатления.
Много рассказывать о впечатлениях не буду, потому
что всё описанное выше ими и является. Скажу, наверное, только о том,
что для меня это был первый длительный байдарочный поход. За все 6
дней плавания удалось увидеть столько всего интересного и нового,
чего в обычной и скучной городской жизни вряд ли увидел бы за целый
год! Очень понравились огромные стволы дубов, лежащие на дне поперёк
реки и наполовину вросшие в его песок. На поверхности воды это
выглядело, как небольшой водяной валик, но, проплывая над ними, мы
просто восхищались этим зрелищем. К сожалению, ни одна фотография
этих брёвен не получилась. Да и вообще, по вине фотоаппаратов не вышли
многие интереснейшие кадры!
Также поход ознаменовался целой коллекцией
оригинальных мостов (один Псуревский чего стоит!). Их было очень
много, причём, почти не было одинаковых!
Вид реки, постоянно менявшийся от поворота
к повороту, также не оставил нас равнодушными. Если
Пра в Мещёре
закономерно меняла свой облик, то Болва непредсказуемо сменяла свой
характер: то спокойная и тихая, а то бурная и вспыльчивая.
Всё это, безусловно, навсегда останется в
памяти, и цель этого отчёта я вижу в том, чтобы, если что-нибудь вдруг
забудется, напомнить об этом. И вновь перенести, хоть и мысленно, туда,
на Болву!
07.01.04. Тарелкин Вадим.
|