ZunderCom - Тумская узкоколейка и город Касимов


Тумская узкоколейка и город Касимов

16 – 19 августа 2007 года

Борьба за выживание
Желание съездить ещё раз на заповедную мещёрскую узкоколейную железную дорогу, начинающуюся в посёлке Тума Рязанской области, возникло давно. После первой поездки весной 2005 года меня не покидало чувство, что то была первая и последняя встреча с этой единственной оставшейся в живых пассажирской узкоколейкой. И не без основания. От многих людей поступала противоречивая информация, что дорогу собираются закрывать. Причём, даже указывались некоторые конкретные сроки… Но судьба пока оказалась благосклонна к забытой «Кукушке». Поезд, как ходил два раза в неделю, так и продолжал ходить.
На этот раз мы решили не искать лишних приключений и добираться до Тумы на прямом автобусе из Москвы. На место прибыли уже в темноте. В ближайшем магазине закупили продукты и двинулись на уже знакомое место в лесу неподалёку от деревни Коренево. Незамеченными пройти по тёмной Туме не получилось. Видимо, туристы здесь большая редкость. И на нашу компанию с рюкзаками обращали внимание чуть ли не из каждого двора. К сожалению, в наше неспокойное время такое повышенное внимание несколько пугает, особенно, если из окон дома в свой адрес слышишь слова типа: «Эй, туристас, я ща подойду…», произнесённые почти трезвым голосом. Слава Богу, за окраиной посёлка настало спокойствие. Но на всякий случай бдительности не стоило терять, ведь местные наверняка знают, куда могут направиться туристы.
Но не будем больше об этом. Вечер, ночь и утро были спокойными. Погода стояла безоблачная и жаркая. В лесу чувствовался аромат разогретой хвои. Но он не был единственным. Нос улавливал не резкий, но вполне различимый запах торфяного дыма. Долгая жара давала о себе знать: горели леса под Шатурой, горели под Рязанью. Но мы пока себе и представить не могли, что «под Рязанью» – значит здесь, в Мещёре. Узнали об этом только на станции от людей, также собирающихся в посёлок Голованово. Этой ночью, пока мы крепко спали, на 10-м километре сгорел железнодорожный мост через канаву, и работникам дороги пришлось его срочно восстанавливать.
Ещё одной нашей целью была съёмка небольшого видеосюжета про узкоколейку. И начать мы решили с депо. Расположено оно слева от платформы (если стоять к вокзалу спиной) в белом здании. Но репортажа не получилось. В связи с недавним терактом на Октябрьской железной дороге повсюду введены повышенные меры безопасности. И начальник попросил нас ничего не снимать здесь, сказав, что в Гуреевском можно будет попроситься в кабину к машинисту и побеседовать с ним.
Скоро прибыл пригородный из Владимира. В отличие от того, который здесь ходил два года назад, этот выглядел очень прилично: тепловоз «машка» с четырьмя плацкартными вагонами от какого-то фирменного поезда. Если ехать на нём, то вполне можно успеть к отправлению поезда на Голованову Дачу. Спустя полчаса, из ворот депо показался и наш маленький, почти игрушечный поезд, традиционно состоящий из тепловоза ТУ7А-2895 и одного вагона ПВ51. Народ засуетился. Вагон окружили бабушки с большими корзинами и сумками, собирающиеся, как было слышно из их беседы между собой, на 10-й км по грибы, по ягоды. Понравилась поговорка, произнесённая одной из них с каким-то особенным мещёрским говором: «В лесу не побывал – лета не видал». Но побывать в лесу в этот раз им не дал пожар. Услышав от машиниста, что в тех лесах всё горит, бабульки развернулись и направились обратно. В вагоне остались только дачники и мы.
Поезд тронулся, а вместе с ним сорвались с места и замершие мгновения ожидания. Осталась позади станция Тумская со своим путевым хозяйством, дорогу потихонечку стали обступать зелёные заросли, чиркая по окнам ветками. А когда слева открывался простор полей, становился виден столб серого дыма, поднимающийся из-за горизонта – то был отголосок лесного пожара.
В Гуреевском с трудом, но удалось уговорить машиниста пустить нас на переднюю площадку тепловоза, правда, без видеосъёмки, потому что все, кому ни лень, снимающие видео, тут же выкладывают его в Интернете, об этом узнаёт начальство, и машиниста наказывают. Да, ощущения от поездки впереди поезда совершенно иные! Дорога, как клубок путеводной нити, разматывается перед тобой, открывая с каждой секундой что-то новое. Вот из-за поворота показывается маленький деревянный мостик через овражек, скоро большие деревья, расступаются и сбоку от насыпи появляется обширное болото. За ним поезд снова врывается в лес, где пахнет грибами, и кажется, что прямо около рельс можно разглядеть шляпку большого боровичка. Ещё минута и тепловоз издаёт несмелый гудок перед пустым переездом. Хотя, это всё для нас новое, а для работников узкоколейки здесь каждый сантиметр знаком, каждый кустик, каждое деревце.
Привычный ход пути и мыслей внезапно обрывает открывшаяся впереди картина. Справа к дороге вплотную подобрался огонь. Горит всё: от сухой травы до маленьких деревьев, выросших вдоль пути. Пламя не жалеет ничего и постепенно подкрадывается к деревянным шпалам. Но пока дорога является преградой, не пускающей его на другую сторону. Хотя кое-где оборона всё-таки была прорвана. Вместе с помощником машиниста и путейцем в оранжевом жилете бежим усмирять огонь, жадно облизывающий шпалы и рельсы. На бегу ломаем ветки и бьём негодяя, не жалея сил, чтобы тот отступал и уходил прочь. Но тот сопротивляется, пышет жаром, вспыхивает снова. Огрызается, прямо на наших глазах, поглотив маленькую ёлку, сгоревшую в считанные секунды, словно спичка. Пока мы расчищаем путь, поезд медленно едет за нами, продираясь сквозь облака густого едкого дыма.
Борьба продолжается примерно километр. Там, где не горит, все вскакиваем на подножки тепловоза и едем до следующего очага пожара. Наконец, достигаем того места, где огонь непростительно близко подошёл к очередному мосту, и уже горят старые шпалы на откосе. Здесь приходится вылить ведро воды… Но что такое ведро против огнедышащего лика пожара? Ничто! Поэтому кое-как связываемся с Тумой, чтобы оттуда выслали подкрепление для спасения моста, иначе, мы просто можем не успеть обернуться.
Прибыв на конечную станцию Голованова Дача, мы узнали от жителей, что по задуманному маршруту нам не пройти. Изначально нами было запланировано от Голованово пройти лесной дорогой до уже знакомого озера Урцево, а оттуда выйти на берег Пры и дойти до Деулино. Но пожары обступали со всех сторон. Дорога на Урцево горела, да и к Деулино уже подбирался огонь. Более того, где-то совсем рядом уже пробежал верховой пожар, и ребята на мотоцикле еле успели от него уйти. А это уже не шутки! Согласившись со словами машиниста: «Надо отсюда убираться поскорее», принимаем решение возвращаться обратно в Туму и менять планы поездки.
Заполнив водой из колодца все имеющиеся у нас и в тепловозе ёмкости, стали ждать разрешения на отправление поезда. А пока было немного времени, удалось рассмотреть разворотный треугольник и часть посёлка. На первый взгляд кажется, что домов немного, но это из-за того, что большая их часть расположена в лесу. Это и опасно. Не приведи Господь, пожар доберётся сюда, тогда беды не избежать. Из-за жары даже маленький прудик, расположенный рядом со станцией, почти пересох.
И вот разрешение получено. Можно ехать. Вместе с несколькими жителями отправляемся в обратную дорогу, по пути сочиняя новый маршрут. Решили сразу по прибытии в Туму бежать на автовокзал и ехать в сторону Касимова, там переночевать на берегу Оки и утром двинуться смотреть город.
На 11-м, у терпящего бедствие моста уже стояла дрезина и несколько рабочих боролись с огнём, отвоёвывая у него мост. Двое из них остались, третий укатил в Гуреево за водой, заодно освободив путь поезду, поехавшему вслед за ним, но со значительно меньшей скоростью – 20 км/ч. Постепенно заканчивалась наша встреча с мещёрской узкоколейкой, борющейся в эти дни ещё и за выживание в пожарах. Расставание – всегда грустный момент, особенно, когда точно не знаешь, увидишься ли снова…

Открыть во весь экран, 141 Kb Открыть во весь экран, 267 Kb Открыть во весь экран, 159 Kb Открыть во весь экран, 164 Kb
Открыть во весь экран, 188 Kb Открыть во весь экран, 128 Kb Открыть во весь экран, 168 Kb Открыть во весь экран, 133 Kb
Открыть во весь экран, 242 Kb Открыть во весь экран, 147 Kb Открыть во весь экран, 139 Kb Открыть во весь экран, 239 Kb


На Оке
Сев в первый приехавший автобус в сторону Касимова, мы отправились до поворота на Сынтул, откуда пешком прошли около 3-х км до берега Оки. Там мы были уже в сумерках, созерцая текущую под крутым берегом ленту этой могучей реки. Тропинка серпантином спускалась вниз по склону, упираясь в грунтовку, тянущуюся вдоль берега. Здесь же мы нашли и площадку, где можно переночевать, надеясь утром встать пораньше и отправиться на перекрёсток ловить автобус до Касимова. Но вышло иначе. Поздний подъём и ранняя жара просто не выпустили нас отсюда. Сил что-либо делать не было вообще, не говоря уже о 3-х километровом переходе с рюкзаком. Чтобы хоть как-нибудь спастись от жары пришлось перебраться в тень высоких берёз, растущих на береговой террасе. Рядом мы обнаружили маленький заброшенный домик, окна которого выходят на реку. Такое живописное расположение этой избушки натолкнуло на мысль, что здесь мог жить только художник. Около дома сохранился маленький сад, наградивший измученных жарой путешественников сладкими яблоками и кисленьким тёрном, из которых мы сварили замечательный компот.
Весь день прошёл в бездействии и любовании пейзажами Оки с проплывающими по ней баржами, теплоходами, моторными лодками. А когда солнце немного сбавило свой пыл, пришлось всё-таки найти в себе силы упаковать рюкзаки, вскинуть их на плечи и отправиться к перекрёстку.
Ожидание автобуса томило неизвестностью. Ведь времени было уже много, на округу спускались сумерки. Попытки поймать такси были безрезультатными. Народ постепенно начинал склоняться к идее заночевать где-нибудь в лесу около дороги и завтра повторить попытку ещё раз, надеясь, что утром транспорта здесь ходит больше. Но едва мы успели развернуться в сторону леса, как со стороны Тумы появился автобус… Совершенно не думая, мы с Колей впрыгнули в него, протащили вещи в середину салона, оглянулись и увидели, что больше никто из наших в автобус не вошёл. Все стояли рядом и даже не собирались никуда ехать. Одна только Надя, спустя секунды последовала нашему примеру. Так мы разбились на две части. Нехорошо как-то получилось: ведь у нас троих остались две палатки, запас родниковой воды, большая часть продуктов. А у них всего одна палатка на троих. Вот так бывает, если принимать решения, заранее их не обдумывая. Надеюсь, впредь такое не повторится.

Открыть во весь экран, 46 Kb Открыть во весь экран, 116 Kb Открыть во весь экран, 278 Kb Открыть во весь экран, 152 Kb


Город Касимов
И всё-таки мы добрались до Касимова. Автовокзал расположен на Советской улице, выходящей к берегу Оки и главным достопримечательностям города. Жалко, что не всей нашей компании довелось увидеть ночной город, потому что это того стоило! Во-первых, сама Советская улица оформлена очень нарядно, а стоящие на ней старинные дома и особняки разнообразной архитектуры вообще придают ей потрясающую оригинальность. Подходя к берегу, улица упирается в Вознесенский собор, также необычный по своей архитектуре. Он единственный подсвечен фонарями, остальные церкви города скромно выглядывают из тёмных переулков. Сразу за собором расположена площадь с торговыми рядами. Отсюда по Рязанскому спуску мы попали к обелиску Петровской заставы, от которой начинается красивая набережная, освещённая шарообразными фонарями.
Пора было искать место для ночлега. Но так как у нас был только атлас Рязанской области, то мы располагали лишь схематичным планом города в масштабе 1:200000, на котором прямо в центре города обозначен мост. Если бы всё было так, то проблем бы не возникло. Моста на самом деле не оказалось. Карта соврала. Ближайший мост находился в шести километрах от города, и топать туда в темноте не было ни малейшего желания. В поисках стоянки мы почти вышли из города. Я даже разведал дорогу до моста через какой-то овраг. Эх, если бы я прошёл ещё метров триста, то мы бы ночевали в прекрасном сосновом лесу вдали от шума… Но вышло иначе. Место для ночлега пришлось искать в черте города на берегу Оки. Отыскав первый попавшийся спуск вниз, мы вышли к рыбацкому причалу с кучей лодок и площадкой с кострищем. Сон наш взялась охранять приставшая ещё на набережной собака, развалившаяся рядом с входом в палатку. Спокойного сна не получилось, потому что среди ночи на это место пришла шумная молодёжь, угомонившаяся только к утру. А потом будильник, ранний подъём, сборы…
Утренний Касимов выглядел совсем по-другому. Опрятная Набережная улица напоминала прибрежную улицу курортных морских городков. Пройдя уже знакомой дорогой к торговым рядам, мы попали на воскресную ярмарку. Там жизнь кипела полным ходом под звон колоколов Благовещенской церкви.
Прогулка по городу для меня закончилась в здании автовокзала, где нас уже ожидали друзья, с которыми мы вчера разделились. Они отправились на дальнейшую экскурсию по городу – в мечеть, в которой сейчас расположен краеведческий музей. Я на первом же автобусе уехал в Москву.

Открыть во весь экран, 51 Kb Открыть во весь экран, 53 Kb Открыть во весь экран, 59 Kb Открыть во весь экран, 68 Kb
Открыть во весь экран, 83 Kb Открыть во весь экран, 98 Kb Открыть во весь экран, 125 Kb Открыть во весь экран, 84 Kb
Открыть во весь экран, 96 Kb Открыть во весь экран, 70 Kb Открыть во весь экран, 124 Kb Открыть во весь экран, 70 Kb
Открыть во весь экран, 110 Kb Открыть во весь экран, 109 Kb

P.S. Заканчивая рассказ, хочу немного описать свои впечатления. Других участников поездки прошу не принимать эти слова близко к сердцу, так как это всего лишь моё субъективное восприятие, и не более того.
Так вот. В этот поход я отправился на следующий день после возвращения из Карелии. Быть может, общая усталость так на меня повлияла, а может быть, просто произошло наложение впечатлений, вылившееся в повсеместное сравнение. Обычно восхищаясь увиденным в любом, даже самом маленьком походе, в этот раз я равнодушно смотрел вокруг себя, не понимая, чему удивляются мои друзья. Мне всё казалось каким-то простым и слишком обыденным, совершено не вызывающим восторга. Да, я очень рад, что наконец-то снова выбрался на узкоколейку, доволен я и тому, что совершенно неожиданно для себя смог посетить город Касимов… Но всё же. Ребята радовались пейзажами Оки, всматриваясь в подсвеченный закатившимся солнцем горизонт, радовались лесу, а в моём подсознании эти картины не шли ни в какое сравнение с виденным всего несколько дней назад. Честно говоря, даже немного обидно, что так получилось. Но зато будет урок на будущее: во всём нужно знать меру, даже в отдыхе! И ни в коем случае нельзя смешивать впечатления из разных путешествий!

24.08.2007
Тарелкин Вадим.



Краткая историческая справка
Город Касимов первоначально назывался Городец Мещерский по имени обитавшего здесь племени Мещера. Был основан Суздальским князем Юрием Долгоруким в 1152 году и служил опорным пунктом на юго-восточных границах его владений. Позднее Городец был разрушен и после этого возник уже на новом месте, несколько севернее первоначального поселения, на высоком левом берегу Оки.
В XV веке великий князь Василий Тёмный пожаловал Городец Мещерский татарскому царевичу Касиму. После смерти Касима, верно служившего Руси, Городец был переименован в Касимов.
Город постепенно заселялся татарами, прибывавшими сюда из татарских государств, образовавшихся при распаде Золотой Орды. Уеличивалось и русское население города, заселялись его посады. Касимов включал в себя Пушкарскую, Татарскую, Ямскую слободы.
По свидетельству писцовой книги 1627 года, все постройки в Касимове, за исключением мечети, дома царевича, мавзолея Шах-Али и двух «палаток» на старом посаде, были деревянными. Улицы были вымощены брёвнами и досками. Город часто горел; особенно большой пожар, охвативший почти весь город, был в 1828 году.

Схема центральной части Касимова
Hosted by uCoz