Рёконьская Масленица
Лыжно-пеший поход в Рёконьскую пустынь
21 23 февраля 2015 года
Текст: Вадим Тарелкин фото: Вадим Тарелкин, Екатерина Таченко
Продолжая зимнее паломничество по заброшенным обителям России, в этом году лыжня завела
нас в Новгородскую глушь неподалёку от Тихвина. Там, почти на самой границе областей затерялась в лесах и болотах
Рёконьская пустынь. Затерялась очень давно, а её многолетняя история была очень не простой. Первое своё возрождение
пустынь пережила благодаря старцу Амфилохию, полвека посвятившему обители. Но сразу после войны, во время которой
монастырские постройки получили значительные разрушения, началось следующее запустение. За более чем полвека забвения
территория сильно заросла лесом, постройки ещё сильнее разрушились. И лишь недавно у Рёконьской пустыни началось
второе возрождение!
|
Мысль добраться в Рёконь появилась ещё в 2008 году после успешного посещения
Рдейского монастыря.
Но несколько лет подряд поездка не складывалась: то перебивали другие планы, то не выпадало тройных
выходных. А может быть, многих пугала слишком мудрёная заброска-выброска. Наконец, в этом году было
твёрдо решено: «Едем, не взирая ни на что!» Тем более, что на запланированные даты выдалась Масленица!
Было интересно встретить праздник у стен древней обители.
Безусловно, не обошлось без традиционной утряски и уменьшения состава команды.
Из семерых купивших билеты поехали только четверо: Вадим, Антон, Виталик и Саня. Зато у нас была мощная
группа поддержки! Спасибо Давиду из турклуба МГУ, под руководством которого летом ходили на
Путораны,
за аптечку, тент и сушёное мясо. Отдельное спасибо Игрику за традиционные проводы в поход и дорожные
гостинцы. Персональное спасибо моей жене Насте за помощь в закупке и расфасовке раскладки, поддержание
телефонной связи с обратным автобусом и компанию до Питера и обратно.
Есть множество вариантов посещения Рёконьской пустыни, и сделать это намного проще,
чем попасть в Рдейский монастырь. Для жителей Петербурга поездку вообще можно осуществить одним днём на машине.
Но нам интересен спортивный вариант – дойти туда на лыжах, да так, чтобы маршрут был линейным, дабы не ходить по
своим следам туда–обратно. Есть вариант подхода с юга, со стороны железнодорожной ветки Санкт-Петербург – Сонково,
есть более быстрый способ подойти с севера, со стороны Тихвина. Наиболее интересным показалось совмещение обоих
вариантов. А расписания транспорта определили направление движения – с юга на север. (Как выяснилось уже в поезде
до Хóтцев, из-за праздничного дня расписание воскресенья было сдвинуто на понедельник, что делало возможным и
обратный маршрут). Единственным камнем преткновения стала выброска – довольно сложно оказалось найти человека,
готового забрать лыжников в Тихвин из конечной точки маршрута – деревни Заручевье. Единственным таким перевозчиком
оказался ИП Кузьмин Владимир Николаевич (+7(921)363-45-73,
turneps70@mail.ru), которого и рекомендуем всем при планировании
маршрутов.
|
|
|
|
Без десяти минут полдень 21 февраля мы выгрузились из тёплого и чистого сидячего вагона
ретро-поезда Будогощь – Хвойная на остановочном пункте Хóтцы. Позади ночной поезд Москва – Питер и электричка Питер –
Будогощь (или Бу-гы-дыщь). На улице около нуля, небо серое, грустное, под ногами – снег вперемешку со льдом на дороге.
Обещанного снегопада или дождепада пока нет. Поезд скрылся за поворотом, несколько местных разбрелись в разные стороны.
Впереди – изведанный лишь виртуально по картам и спутниковым снимкам маршрут. Первые километры даются весьма легко –
лыжи великолепно скользят по укатанной дороге. На одном дыхании проходим просеку магистрального нефтепровода и делаем
первый привал в начале посёлка Тупик. Жарко! Даже в самых лёгких куртках идти по такой тёплой погоде с 25-килограммовым
рюкзаком жарко. Это и определяет в дальнейшем весь ритм движения: примерно 2 км идём 25 минут, потом 5-7 минут остываем.
По плану у нас сегодня около 18 км по просеке бывшей узкоколейки до моста через Лебёдин ручей. Просека начинается почти
в самом конце посёлка, на неё нас выводит чья-то свежая лыжня. Значит, мы не одиноки в своём стремлении достичь пустыни.
Идти по лыжне немного труднее, чем по дороге – лыжи не скользят по наледи и иногда проваливаются в глубокий снег, но
скорость падает не сильно. Вскоре после Тупика лес сменяется унылой картиной болотного бурелома: стада выворотней пасутся
по обеим сторонам, а мы смотрим на весь этот зоопарк через редкую решётку молодой поросли. Видно, что просеку регулярно
пропиливают и чистят, иначе наше продвижение по ней стало бы невероятно сложным и неосуществимым. Наверное, стоит отдать
должное местным охотхозяйствам, о которых свидетельствуют частые таблички на деревьях.
|
Старый узкоколейный мост через речку Хóтца разрушен, есть новый немного левее просеки. Перед
речкой её пересекает дорога из деревни Хóтцы в деревню Зобищи. Правда, этой зимой дорогой явно не пользовались, и вся
она завалена снегом. А вот наши предшественники, немного попетляв у моста, продолжили путь по ней через Зобищи, оставив
нам снежную целину, истоптанную огромными лосиными копытами. Идти стало заметно труднее. Теперь приходилось поочерёдно
тропить глубокий снег, частенько зарываясь в лосиные следы. А когда по сторонам открывалось болото, выходить на него и
тропить там, где снег ровнее и плотнее. Лучше всего тропёжка давалась Батону на широких «Лесных» лыжах – они вминались
в снег лишь наполовину, остальные же на беговых завершали прокладку лыжни, также испытывая лишь часть тропёжной
нагрузки.
|
Просека путеводной нитью разматывалась у нас перед глазами, дальше и дальше маня в лес и становясь
всё более заросшей. Частыми стали подлезания под нависшие деревья, а в нескольких местах нам самим пришлось взяться за пилу.
Скорость продвижения значительно упала, а надвигающийся вечер вселял неуверенность в достижении задуманной точки.
Кульминационным моментом стал переход одного из маленьких ручейков, где хрустнула одна из лыж Батона. При ближайшем
рассмотрении выяснилось, что «Лесные деревянные» лыжи производства фирмы «Маяк» изготовлены не из цельного куска дерева,
а из щепок: трёхслойный пирог, сердечник которого вроде бы сделан из доски, а верх и низ – из клееного встык шпона! Некий
выставочный образец, совершенно не приспособленный для реального леса. А тут ещё и мокрый снег под ногами, размягчивший
шпон и клей. Хорошо, что крепления этих лыж установлены на 12-мм фанерной подложке, закреплённой саморезами. Её удалось
развернуть и использовать в качестве усиливающей накладки поверх излома. Одного не удалось избежать – набивки снега под
торчащие вперёд щепки.
|
|
За ремонтом нас застали сумерки. До поворота просеки на север оставалось около километра, и
хотелось дойти хотя бы туда, что составило бы 12,5 км против 18 запланированных. В этом месте хороший ельник без бурелома,
что позволяло устроить нормальный лагерь в красивом месте. На наше счастье, сквозь лес на повороте просеки показался снежный
отвал. А пройдя ещё немного, мы выбрались на ровную, расчищенную и укатанную лесовозную дорогу. Немного подкрепившись, было
решено пройти ещё хотя бы пару километров. Батон спешился – ему со сломанной лыжей так было проще передвигаться, остальные
поторопились за ним на лыжах. Лыжи заскользили удивительно легко и быстро. Было ощущение, будто мы пересели из узкоколейной
«кукушки» в «сапсан» или «ласточку»! Сумерки сгущались, настало время шествия с фонариками. А мы решили всё-таки дойти до
запланированного места ночёвки, раз уж всё равно не успели поставить лагерь засветло. В этом «сумеречном броске» оставшиеся
5,5 км были пройдены ровно за час с одной пятиминутной передышкой! Сильная команда – залог успешного прохождения маршрута!
Но на будущие походы надо по возможности стараться планировать не более 12 – 15 км в день, иначе трудновато выходит в случае
непредвиденных обстоятельств. Если верить спутниковым картам, дорогу эту, начинающуюся неподалёку от посёлка Неболчи, вполне
можно рассматривать в качестве одного из вариантов маршрута.
|
Место для лагеря было найдено сразу же: справа от дороги, где при свете фонариков мы смогли увидеть
хвойный лес. И не прогадали! Уставшие от первого ходового дня после долгого походного перерыва мы были рады, наконец, присесть
у костра. Перед сном Виталик где-то вдалеке слышал волчий вой, но только один раз. И спать никому не помешала мысль о том, что
мы в полном зверья лесу.
Режим зимних походов отличается от летнего: рано ставишь лагерь, рано ложишься спать, и встаёшь тоже
рано, ещё в темноте, чтобы успеть с рассветом выдвинуться в путь. Подъём состоялся в 7 часов. Завтрак, сборы, рассвет. Заметно,
что в феврале в Новгородской области солнце пока встаёт позже Московского. Утром в направлении монастыря по дороге проехал УАЗ
«Буханка», а как только мы вышли, встретили его едущим обратно.
|
|
|
До Лебёдина ручья оставалось около 500 метров, перед ним хорошая горка, упирающаяся в мостик из обрезков
горбыля. Пойма ручья широкая и глубокая, продуваемая ветром. Ручей маленький, совершенно не соответствующий по размеру своей
пойме. Вода – коричневатая, болотная, торопится сквозь проталины, бежит на встречу с Рёконькой. Поспешим и мы. Сразу после
подъёма от ручья около таблички «охотхозяйство Никулинское» развилка: лесовозка уходит дальше прямо (там тоже раздваивается),
а влево ныряет малозаметная петляющая дорога, в подарок нам прикатанная снегоходами. На протяжении 5 километров она тянется
параллельно Лебёдину ручью, несколько раз пересекая его притоки. Поначалу идти легко и приятно, ближе к монастырю в местах
буреломов часто попадаются упавшие деревья и небольшие завалы, через которые приходится перелезать, снимая лыжи. Труднее всего
Батону – он идёт очень аккуратно, боясь окончательно сломать лыжу. Но нет худа без добра! Разгулявшийся ночью ветер постепенно
расчищает небо. И вот уже на подступах к монастырю сквозь рваные облака начинают прорезаться редкие лучи солнца. И чем ближе мы
к обители, тем чаще оно выглядывает и радует глаз тёплом и светом. Настоящие чудеса вопреки прогнозам! Главное, не терять
веру!
|
|
В километре от пустыни нас догоняют два снегохода, ещё сильнее утрамбовав нам путь. Как потом выяснилось,
это местные решили съездить на экскурсию: «Столько лет живём, а ещё ни разу тут не были!» Первым сквозь ветви величественно
проявляется Троицкий собор. Даже как-то не ожидаешь увидеть в лесу столь громадное сооружение. Рядом скромно притаились Новгородские
ворота, чуть дальше – стройная колокольня. Дорога огибает храм и остатки стены с востока и выходит к деревянному мостику через
речку Рёконьку. Монастырь расположен на обоих её берегах. На противоположном – обнесённое стеной монастырское кладбище с Покровской
церковью. Сейчас церковь действующая. Ей сделана временная крыша, и в 2010 году установлены пластиковые окна, постепенно движется
реставрация. Внутри можно поставить свечи, помолиться и за пожертвование взять себе иконку-календарик. За территорией кладбища –
новые деревянные постройки, где сейчас живут монахи, которые занимаются восстановлением монастыря. К счастью, эпоха упадка позади,
и заметно, что жизнь возвращается в эту обитель после долгого перерыва. На стенах домов в глаза бросаются две панели солнечных
батарей, которые используются тут в качестве источника электроэнергии для освещения и питания строительного оборудования
(бетономешалки).
|
В стороне от монастырских построек, в хвойном лесу расположена оборудованная туристическая стоянка с
тентами, костровищем, дровами, столиком и скамейками. Минувшей ночью на ней останавливались и ночевали в еловом шалаше те лыжники,
которые добирались сюда через деревню Зобищи. На углях от их костра даже удалось развести огонь. Во время обеда Батоныч испёк
вкуснейшие блины, которыми мы и отметили эту замечательную Масленицу! Пожалуй, таким этот праздник вся наша команда встречала
впервые. После обеда мы отправились осматривать Троицкий собор с колокольней. От мостика туда ведёт хорошо проторенная тропинка.
На берегу реки лежит камень с выбитой на нём надписью, датируемой 1862 годом. К сожалению, почти вся она была под снегом, и прочесть
ничего не удалось.
|
Собор находится в плачевном состоянии: все купола обвалились, стены постепенно разрушаются, пола нет, вход
сразу обрывается ямой в подвал, в котором лежат фрагменты обвалившихся стен и потолка. Сколько же понадобится времени, сил и средств,
чтобы восстановить из руин весь монастырский комплекс? Вряд ли это возможно силами трёх человек, постоянно живущих в обители. В
несколько лучшем состоянии пребывает колокольня Троицкого собора. Она сохранила купола и деревянные перекрытия между ярусами. В
плохом состоянии только боковые пристройки, оставшиеся без крыши. На 2-й ярус колокольни можно подняться по приставной лестнице,
и окинуть взглядом с высоты территорию и постройки монастыря.
Здесь к нам присоединились ребята из Питера: двое парней и девушка, приехавшие на машине (точнее, машина по
дороге из Верхнего Заозерья проехать не смогла, до пустыни они добирались пешком). Сказали, что по дороге их предупреждали о волчьей
стае, бродящей по окрестностям.
|
|
Хорошо здесь, но время торопило собираться. Нам ещё 12 километров нужно пройти в этот день. Сделав петлю
почёта по льду речки, выходим через Тихвинские ворота и направляемся по заснеженной дороге с глубокими колеями в сторону Верхнего
Заозерья. Идётся трудновато – колея мешает. Через пару километров дорога упирается в грязную разъезженную лесовозку без снега. На
перекрёстке обедают двое мужиков: один ремонтирует движок своего грузовика, другой – на полном приводе ждёт ребят, чтобы подбросить
их обратно в Заозерье. Предлагают нам отведать плов, но недавний сытный обед за шестерых не позволяет согласиться. Лыжная часть на
этом закончена. Дальше решаем двигаться пешком, вставив лыжи под боковые петли рюкзаков. Движемся неплохо – дорога ровная, кругом
вырубки и штабеля свежих брёвен. Видимо, решили окончательно сравнять с землёй новгородские леса. Где-то на полпути справа от дороги
установлен крест в память о старце Амфилохии, сумевшим в XIX веке возродить монастырь. Вскоре нас обгоняют наши новые знакомые,
планирующие ехать назад по той же дороге через Заручевье, что и мы.
|
Перед Заозерьем дорога сначала спускается к ручью, а затем выходит на приметный высокий холм с островком
сосен и видом на два Заозерья. С него дорога круто спускается к деревне и упирается в перекрёсток: налево – через деревню Хортицы
можно попасть в Будогощь; направо – в Тихвин. Проходя мимо домов, уточняем у местного жителя, что дорога на Раплю и Заручевье есть,
и она хорошая. А сразу за деревней встречаем ребят, застрявших на своём Опеле Зафира в глубокой колее. Не впервой нам машины из ям
вытаскивать.
|
День подходил к концу, снова сгущались сумерки, ещё около 3 километров, и мы встали на ночёвку слева от
дороги под большой елью. План выполнен, остаётся примерно 9 км по отличной дороге до села Заручевье, где в полдень нас должен встречать
заказанный автобус. Ещё раз спасибо Батону за вечерние блины! Масленица отпразднована со всеми почестями, разве что чучело мы не
сжигали. Ночью небо очистилось полностью, выполз месяц, проклюнулись редкие звёзды – к морозу. Волков той ночью не слышали. Леса
большие, воют в другом месте.
|
Следующий день с раннего утра выдался солнечным и ясным. Подморозило. Все лужи на дороге сковало льдом,
превратив отдельные участки в каток. Остаток пути также решили идти пешком, чтобы не насиловать лыжи на льду. В деревне Рапля
осмотрели красивую деревянную часовенку, притаившуюся на высоком берегу речки Рапли. Солнце ласково улыбалось нам, словно радуясь
успешному окончанию маршрута. А мы радовались настоящему началу весны, без десяти минут полдень выйдя на большой перекрёсток в селе
Заручевье, где уже стоял ожидающий нас микроавтобус.
Спасибо водителю, который не просто отвёз нас на вокзал, но и свозил к Тихвинскому монастырю, тем самым
красиво подчеркнув окончание этого путешествия! Спасибо всем, кто принимал участие в этой поездке и тем, кто помогал её организовать
и воплотить в жизнь! А пока будем с радостью и гордостью вспоминать этот интересный поход, в ожидании новых зимних вылазок. И
ближайшая идея – забытый город Чаронда в Вологодской области.
Километраж маршрута составил: 21 февраля 18,1 км; 22 февраля 16,7 км (с прогулками
по монастырю 18,8 км); 23 февраля 9,1 км. Всего: 43,9 (46) км.
02.03.2015
|