Белые ночи под парусом
21 июня 6 июля 2008 года
Текст: Вадим Тарелкин фото: Вадим Тарелкин, Николай Александров
Никогда такого не было... И вот опять! (В.С. Черномырдин)
Вашему вниманию предлагается фотоальбом и рассказ о путешествии по озёрам Северной Карелии и Мурманской области на самодельном парусном тримаране
Zunder Boot.
Несмотря ни на какие сложности, поход удался. Насыщенность и трудность, пожалуй, самые высокие по сравнению со всеми предыдущими походами в Карелию. Именно поэтому
ключевой фразой похода стало высказывание Виктора Степановича. Действительно, многое нам приходилось видеть и переживать впервые. Порой было действительно очень тяжело,
ведь Северная погода крайне переменчива, а огромные озёра очень своенравны. Но всё это с лихвой окупилось теми впечатлениями, которые мы привезли домой. Они теперь долго
не дадут нам покоя, а Север с ещё большей силой станет манить вернуться обратно! Кратко красоты маршрута можно посмотреть в музыкальной видеозарисовке
«Белые ночи под парусом».
В дороге
Путь из Москвы до Лоухов был долгим – почти 29 часов. Но весёлым, потому что за это время у нас появились новые друзья: Галя, Нина, Марина и Володя,
ехавшие восстанавливать Соловецкие церкви. Мы сдружились с ними настолько, что когда прощались в Кеми, чуть слёзы из глаз не покатились.
Единственное, что слегка омрачило радость – это паспорт, потерянный Виталиком на Ладожском вокзале в Санкт-Петербурге. Причём, несколько попыток заявить
о его пропаже на крупных станциях по пути следования не увенчались успехом.
А в остальном всё было здорово. На станции Свирь прикупили копчёной рыбы: леща, сига и главный деликатес Карельских озёр – палию, лакомились которой всю
дорогу. Петрозаводск угостил мороженым «Карельская белочка», и это название стало одним из лозунгов похода (белочка – не только зверёк, но белая ночь, а также приподнятое
состояние души, вызванное единением с Севером и отнюдь не алкоголем). А вот ожидаемых медвежьегорских пирожков нам не досталось. Станция оказалась пуста из-за того, что наш
поезд дополнительный. Хорошо, что магазин был открыт, иначе остались бы и без хлеба.
Ночь в поезде с 20 на 21 июня стала для нас последней на ближайшие 2 недели (а для кого-то и больше) – чем дальше поезд продвигался на Север, тем длиннее
становился день, не оставляя времени тьме и превращая вечер в бесконечный закат, который играл потрясающими красками, переливавшимися и отражавшимися в маленьких и больших
озёрах. Солнце путалось в соснах, не желая больше уходить за горизонт. Эти нереально красивые картины ежеминутно приковывали всех нас к окнам вагона, вызывая всплески радости
и восторга, особенно у тех, кто видел подобное впервые. И ведь это было только начало!..
День первый
По предварительной договорённости в Лоухах уже ждал водитель Андрей, который на УАЗике с деревянным кузовом и прицепом отвёз нас в посёлок
Софпорог на берег реки Софьянги. Проехать сразу к Пяозеру не представлялось возможным из-за разлившихся ручьёв. По пути дорогу перебегала лиса, потом заяц, а в
Софпороге встретила большая собака! Вот и состоялась долгожданная встреча с Северной Карелией. Погода, по словам Андрея, установилась 4 дня назад, и уже с раннего утра
была теплой. Вот только вода в реке оказалась ужасно холодной – около 7 градусов, что сразу же развеяло надежды на нормальное купание.
Позавтракав бутербродами, мы взялись за подготовку к отплытию: собрали байдарки, упаковали продукты и вещи. Когда одна лодка была собрана,
отправились на ней на противоположный берег за материалом для каркаса Zunder бота. Однако, подходящего сухостоя так и не нашли. Стволы у ёлок похожи на морковки
и никак не годятся для рамы. Зато наткнулись на заброшенную линию русско-финской границы и бывший погранпост на дороге в посёлок Пяозёрский. Около этих построек
удалось найти неплохие доски, из которых в итоге и собрали каркас нашего корабля. Он оказался гораздо удобнее, чем традиционный, связанный из кругляка.
Сборы затянулись надолго. За это время мы неплохо изучили окрестности, а ветер дважды успел поменять направление – огромные Топозеро и Пяозеро
«играли в футбол». Но к моменту отплытия установился попутный нам курс, и мы поторопились выйти на воду.
Слева от посёлка шумело огромное Топозеро. Его бесконечный серый простор, прерываемый лишь одним маленьким островком, был похож на океан. Но
наш путь лежал в другую сторону – на не менее величественное и красивое Пяозеро. Дул попутный ветер, но так как установку парусного вооружения мы оставили на
следующий день, то в качестве паруса воспользовались обычным тентом, которому уже ни раз приходилось выполнять эту роль. Виталик спрыгнул в воду в знак открытия
водного сезона в Карелии. Смелый человек!
Постепенно Софьянга превратилась из красивой реки в широкий плёс с множеством торчащих из воды коряг (последствия создания Кумского водохранилища).
Вокруг бродили дождевые тучки, но нас они так и не зацепили. На выходе из затопленной Софьянги воцарился вечерний штиль, и уже на вёслах мы достигли каменного мыса
ворот Пяозера. Окружающие виды безумно радовали глаз и удивляли. Даже нам, бывавшим в Карелии уже несколько раз, было непривычно видеть гористые северные
пейзажи.
Нашей первой стоянкой и стал тот самый мыс, с которого открывается прекрасный вид на всё озеро, переливавшееся в тот час огненными вечерними
красками и украшенное ободком радуги. Ну, как можно было уйти спать и не видеть всего этого?!! Солнце медленно и нехотя склонялось к горизонту, несмотря на очень
поздний по обычным меркам час – половину второго ночи! А разбросанные по побережью белые коряги, будто кости динозавров, создавали ощущение переноса в доисторические
времена. А запах земли Карельской пьянил, проникая внутрь ароматом багульника, смешанным с хвоей и сыростью. Именно в такие моменты задумываешься о вечности
и бесконечности!
Для некоторых из нас это была первая близкая встреча с Севером, которая сразу же вскружила голову нашей единственной участнице – Татьяне.
Она принялась бегать по берегу, танцуя и радуясь как дитя. «Белочка» пришла!
День второй
С утра установилась солнечная и тёплая погода, что очень положительно сказывалось на настроении всех участников путешествия.
Но в то же время она и расслабляла. Установка парусов заняла очень много времени, зато в этот раз удалось сделать правильное и надёжное крепление
мачты, в результате чего я даже смог залезть на неё, как на большом паруснике!!!
Вышли мы поздно... опять же, по привычным меркам. Но в этом сказочном крае время течёт по-своему, так что, вскоре пришлось к
этому привыкнуть и волей-неволей перейти на другой режим со сдвигом почти на 12 часов вперёд. С ветром во второй день нам тоже очень подфартило.
Только мы вышли со стоянки из зоны затишья, подул попутный (фордевинд), и наш корабль помчался по голубым волнам огромного Пяозера навстречу приключениям,
о которых пока и представить было сложно!
Вот только крепление руля не выдержало нагрузки и почти сразу оторвалось. Дальше пришлось по старинке рулить веслом. Но это не страшно,
ведь больше на боте в тот день делать было нечего. На судне воцарилось матрасное настроение: все лежали на своих местах, загорали, иногда спали. А чтобы не
тратить время на приготовление обеда на берегу, суп варили на газовой горелке прямо на борту Zunder бота. Так обед оказался ещё более вкусным и
необычным!
Двигаясь на Север почти по центру озера, мы останавливались у крупных островов: Талвишари, Малый Пюри, Таппараки, чтобы хоть иногда чувствовать
под ногами твёрдую землю. В пути Таня читала нам Калевалу, что придавало этому путешествию полное ощущение сказочности и загадочности! Особенно когда солнце
зависло над вершинами гор парка Паанаярви.
С закатом мы достигли цели этого дня – острова Вуошкалошари. Изначально планировалось встать в месте, где впадает ручей из внутреннего озера, но берега в
том месте оказались не слишком пригодными для хорошей стоянки, тем более, что на следующий день у нас запланирована днёвка. Остановились мы на северном мысу,
где уже была стоянка с костровищем и столом. И потом всю ночь (15 минут) разводили костёр, разгружали вещи и ставили палатки! А уже на рассвете ужинали и
наливали угощенья духам озера.
День третий
Подъём оказался немного жёстким и непривычным. Вечерний штиль вселил в нас уверенность в том, что здесь всегда так тихо, и мы расслабились.
Однако, днём Пяозеро проснулось и погнало на наш берег волну, которая, усиливаясь на мелководье, с громким шумом разбивалась о берег, где стоял Zunder бот.
Высоты волн хватило, чтобы наполнить байдарки водой и затопить наш корабль, заодно протерев в шкурах несколько дырочек и погнув парочку стрингеров. Утренние
водные процедуры удались на все сто! Чтобы вытащить пострадавший корабль на берег, пришлось его снова разобрать на байдарки. А купание в восьмиградусной воде
спросонья запомнится всем. Но этот факт ничуть не омрачил наш отдых. Это было всего лишь первое предупреждение, чтобы мы не расслаблялись и помнили, где
находимся!
За день несколько раз принимался дождик, загоняя нас в палатки, но когда он заканчивался, можно было снова выходить и любоваться прибоем
на одном из красивейших озёр Карелии. Жаль только, что ягод в это время ещё нет. Черника, голубика и брусника только цвели. Но и из этого положения мы быстро
нашли выход – сварили варенье из молодых еловых побегов, коих в лесу нашлось великое множество. Ведь на Севере лето только начиналось.
В общем-то, днёвка получилась хорошая, но без бани она была бы неполноценной. Парились мы уже на рассвете, когда озеро успокоилось и
перестало кидать в нас белые брызги. Всё-таки, что бы ни говорил тогда Серёга про свою сауну на даче, а походная баня – это что-то особенное и ни с чем не
сравнимое!
День четвёртый
Так как было уже утро, то зачем спать-то? Решили выходить на воду. И это не было безумной идеей. Дело том, что днём опять могли разыграться волны,
и нам пришлось бы выжидать очередного затишья, чтобы идти дальше. А маршрут очень насыщенный, и просто так тратить время было бы чревато отставанием. Решили, что отоспимся
на борту, если будет такая же благоприятная ветровая обстановка. Даже палатку на палубе поставили для отдыхающих. Но от берега мы успели отойти всего на километр. После
этого и без того слабый ветерок исчез полностью, превратив поверхность озера в зеркало. Что оставалось делать? Мы уснули на своих местах, проснувшись около берега
развёрнутыми на 180 градусов. Стоял штиль. Пришлось причаливать и, вновь задремав, ждать, пока подует хоть какой-то бриз.
Он не заставил себя долго ждать. Примерно через час всех разбудил Вова, объявив, что поднялся ветер. Без промедлений мы продолжили движение в
сторону устья реки Оланги, ориентируясь на силуэт горы Кивакки. Ветер подул очень хороший. В один момент Zunder бот разогнался до скорости 10,3 км/ч, что стало
рекордом для этого судна. Честно говоря, идти с такой скоростью было уже немного страшновато, потому что волна, образующаяся при движении, начинает подбираться к
бортам байдарок и заплёскивать внутрь. Зато ощущение скорости потрясающее!
Не долгой была наша радость – через пару часов ветер быстро стих, и пришлось взяться за вёсла вчетвером, так как остальные трое удалились на
заслуженный сон в палатку. Всё бы хорошо, но с юга прямо на нас двигалась чёрная грозовая туча с атмосферным фронтом, похожим на валик.
Через полчаса начался резкий, но не очень сильный встречно-боковой ветер. Мы подняли парус и пошли вперёд, пусть и не с такой высокой скоростью,
как прежде. По всем правилам, конечно, нужно было приставать к берегу в затишье и пережидать шквал. Хотя, при тех условиях казалось возможным продолжать движение, так
как в губе Олангалакша больших открытых просторов со стороны ветра не было, и волна подняться не успевала.
Всё решил человеческий фактор. Когда заморосил дождик, Виталик вылез со своего места и начал делать на палатке тент из штанов, а Таня, сидевшая
впереди, почему-то решила ему в этом помочь, видимо, забыв, что находится на корабле. В результате получилось так, что на носу бота не осталось никого, я и Коля сидели
в правой байдарке, трое спали на корме в палатке, к которым прибавились ещё двое, чтобы привязать тент. Естественно, корма погрузилась в воду очень сильно, а нос
задрался. Правда, мы этого сразу не поняли. В следующий момент волны, какими бы маленькими они ни были, беспрепятственно стали заливаться в наиболее загруженную правую
байдарку. В считанные секунды она наполнилась водой, и только тогда я понял, из-за чего это происходит. Схватив первое попавшееся весло, я с криками: «Вам что, жить
надоело?!! Быстро все по местам!!!» – выбежал на нос и принялся изо всех сил грести в сторону берега маленького островка. Слава Богу, что ветер тоже дул в сторону
берега, а залить успело только одну байдарку. Поэтому мы смогли дойти на запасе плавучести двух других до берега. Но вот вещи, которые в ней лежали, всплыли и отправились
в свободное плавание по волнам, растянувшись шлейфом за кораблём.
В первые минуты, ещё находясь в шоке, мы думали спасать их вплавь. Но холодная вода быстро привела в чувства. А в гидрокостюме в тот момент был только
Виталик. Он выловил два мешка, за что ему отдельная благодарность. Татьяна тоже зачем-то полезла в воду, но её уловом стал лишь мешочек с миской и масса непередаваемых
впечатлений от контакта с 12-градусной водой. Поражаюсь её решительности!
Минут через 10 шквалистый ветер закончился, воду из бота ребята вычерпали, и мы вчетвером отправились на поиск уплывших вещей. Забавно было под дождём
искать и вылавливать своё добро. В итоге потери оказались минимальными: сидушка, папка с описаниями, чехол от коврика, ещё какая-то мелочь. Самое дорогое, чего мы лишились
– это рыболовные снасти. Хотя могло быть и хуже! Вещи надо привязывать! Это было второе предупреждение. Но третьего уже не хотелось, поэтому впредь старались быть
внимательнее.
Из-за кораблекрушения пришлось задействовать один единственный резервный день, потому что идти дальше в тот вечер уже не представлялось возможным.
Образовалось множество мокрых вещей, в том числе и спальники, было потрачено много сил и нервов. Да и в такую погоду просто нечего было делать на Кивакке. Вместо панорам
увидели бы только туман.
Остаток дня просидели под тентом у костра, развесив вещи на просушку и греясь после водных процедур. Лишь перед сном удалось немного прогуляться по
острову. И ведь даже в такие серые моменты там было, чем полюбоваться: гранитные глыбы с белыми прожилками, причудливые коряги, зелёные шапки мха и закат сквозь низкие
тучи. Северная природа поистине прекрасна в любую погоду!
День пятый
Немного придя в себя после случившегося, мы собрались совершить вылазку к Кивакке, вещи оставив на острове и накрыв всё камуфлированным тентом от бани.
Настораживало только то, что могут возникнуть проблемы с незаконным проникновением на территорию национального парка Паанаярви. Двигаться пришлось исключительно на вёслах,
потому что Кивакка почему-то всеми силами не хотела нас пускать к себе. Мы даже сначала заблудились, заплыв в устье какого-то ручья вместо Оланги. Правда, и об этом ничуть
не жалеем – очень уж там красиво! В устье реки Оланги нам попались только отдыхающие финны, которым до нас и дела никакого не было. Когда подпор Кумского водохранилища
закончился, почувствовалось встречное течение – мы упёрлись в порог, по которому даже смогли немного подняться.
А впереди белой стеной встал водопад Киваккакоски, донося свой грохот до нас. Мы причалили к правому по течению реки берегу, экипировались потеплее и
направились по натоптанной тропинке в сторону водопада. Зрелище поистине потрясающее воображение! Каскады белой воды, с грохотом облизывающие камни, не оставили равнодушным
ни кого! Здесь же слева впадает второй рукав Оланги. Водопадов на нём нет, зато речка изобилует порогами, над которыми гордо высится вершина горы Кивакки.
Вдоль берега там тоже идёт тропинка, и мы надеялись, что наткнёмся на тропу, ведущую к вершине. Но нет. Пришлось сворачивать с удобной дорожки и
пробираться сквозь лесную чащу.
Там мы ощутили ещё одну линию защиты горы. Это тучи комаров, не позволявших остановиться ни на минутку. Но и это испытание мы прошли. Подъём был
длинным и достаточно пологим, лишь местами приходилось карабкаться по камням на пару метров вверх. Примерно в сотне метров от вершины тайга плавно отступила, оставшись
внизу вместе с комарами. Мы достигли тундры, где понемногу начинал хозяйничать ветер. Взгляду открылись такие панорамы, что дух захватывало! Ощущение, будто летишь над
тайгой!
По мягким цветущим мхам тундры идти было гораздо приятнее и легче, чем пробираться сквозь лесной бурелом. До вершины оставалось рукой подать: уже
виднелись крест и деревянная вышка. Есть неподалёку от вершины и несколько маленьких горных озёр с прозрачной и чистейшей водой. Она такая вкусная, что Коля вылил из
фляжки коньяк, промыл её и залил той воды!
И вот она, вершина! Сладкое чувство посещает, когда после стольких стараний оказываешься у высокой цели, понимая, что путь проделан не зря! А чтобы
оно было ещё слаще, нужно обязательно съесть шоколадку! С Кивакки полностью видно Пяозеро и маленький приютивший нас островочек, видно соседнее озеро Ципринга, реку
Олангу, водопад Киваккакоски, манящие соседние вершины, долины, покрытые бархатом зелёной тайги и смотрящие на тебя голубыми глазами озёр и речек!
Здесь неподалёку можно найти сейды – большие камни, стоящие на трёх маленьких. Это культовые сооружения, которым поклонялись саамы, в прошлом
населявшие эти края. Думаю, не зря они считались священными. Попав сюда, действительно ощущаешь нереальность происходящего вокруг. Яркое оранжевое солнце на такой
высоте вообще не уходит за горизонт в это время года. Казалось бы, здесь должно царить настоящее лето... Но это тундра, и злющий, почти зимний ветер завывает в ушах,
выдувая из тебя последнее тепло. Несмотря на холод, уходить не хотелось. Очень уж красиво там, наверху. Спуск, как и полагается, был гораздо проще. Уже на закате мы
покинули парк Паанаярви, надеясь ещё когда-нибудь туда
обязательно приехать.
Возвращаемся в лагерь на парусно-гребной тяге, развивая неплохую скорость. Быстро ужинаем и решаем отправляться в сторону посёлка Зашеек, чтобы на
завтра осталось меньшее расстояние. Но не успели мы пройти и трёх километров, как стало усиливаться волнение на озере. Начала подниматься сильная боковая волна, к тому
же, ещё и короткая. Решив не рисковать, мы повернули к берегу полуострова Люссиниеми и причалили к единственному галечному пляжику в том месте. Прибой набирал силу, и
чтобы в этот раз не залило байдарки, мы вытащили бот на берег насколько это было возможно. А дальше оставалось только дождаться улучшения погоды.
День шестой
Около 15 часов (как раз, когда мы проснулись) озеро стало успокаиваться, ветер сменил курс, и стало возможным идти дальше. В связи с некоторым
отставанием от маршрута при благоприятном стечении обстоятельств хотелось пройти в этот день как можно дальше и дойти до места начала волока в озеро Кукас. К счастью,
с погодой нам повезло. Едва мы вышли за мыс полуострова Люссиниеми, как ветер и вовсе сделался попутным, дав работу нашим изрядно потрёпанным парусам. Только загорать
на этом переходе не получилось: всё небо покрывали серые безрадостные тучи, прятавшие от нас солнце. Но ведь в Карелии не бывает плохой погоды, поэтому мы не
расстраивались. Таня продолжала читать Калевалу и периодически кормила нас бутербродами. А наш корабль шёл, пытаясь догнать волны, мимо самого большого и
величественного острова на Пяозере – Лупчинга. Вот уж действительно громадина, соответствующая размерам самого водоёма. На нём даже есть три отдельные вершины.
Посетить бы этот остров когда-нибудь.
Но он остался в стороне, а вместе с ним и ещё несколько маленьких островков. Мы подходили к посёлку Зашеек. Годом раньше в такой поздний час
там было бы нечего делать. Но теперь, в посёлке открылся почти круглосуточный магазин, в котором есть все необходимые туристам товары. Удалось купить и посуду взамен
утопленной, и снасти, и удобные резиновые сапоги. Хороший магазин! А ещё в Зашейке есть начальная школа. И там живут люди! На самой окраине посёлка даже строятся
какие-то деревянные коттеджи. Скорее всего для отдыха любителей оторваться от цивилизации за большие деньги. Но мы не из их числа.
Дальнейший наш путь лежал в протоку Кундозёрку, соединяющую Пяозеро с Кундозером. Раньше, наверное, это была бурная полноводная речка, а теперь
ничто не нарушает спокойствия тихой воды, подтопившей и без того болотистые берега. Скоро вокруг нас возникла привычная картина мёртвого затопленного леса, торчащего
повсюду из глубин чёрной воды. «Здесь должна быть рыба...» – предположил Виталик и закинул снасть. Но все его попытки вновь не увенчались успехом. Становилось как-то
обидно: уже середина похода, а мы до сих пор не поймали ни одной рыбки, даже самой маленькой...
Тем временем Кундозеро расширялось, а мы уверенно шли на Север. Небо, хоть и пасмурное, озарялось где-то висящим, но спрятанным от взгляда солнцем,
льющим сквозь облачность ровный рассеянный свет. Картины вокруг, несмотря на всю свою зловещесть и мрачность, радовали взор спокойствием гладкой воды и величием гор и
холмов по берегам. Вскоре навигатор показал, что время захода и восхода солнца сравнялись – ночь исчезла совсем, оставив нам лишь длинные закаты и рассветы... Но каково
же было наше удивление, когда мы продвинулись севернее ещё на несколько километров. Согласно показаниям GPS, восход стал на несколько минут раньше захода! Естественно,
такое явление не могло остаться незамеченным – мы назвали его «антиночью» и теперь каждый раз радовались её наступлению.
Вскоре мы прошли мимо истока реки Кумы. В этом месте между двух красивых гор в 1963 году была построена плотина Кумской ГЭС, поднявшая уровень озёр
на несколько метров. На рассвете появился слабенький попутный ветерок, давший нам возможность немного отдохнуть от вёсел. Уже утром мы пришли в самый дальний залив
Кундозера – губу Питкяярви, где начинается тропа волока в озеро Кукас. А так как наступил экватор – середина похода по времени, то ужин был немного праздничным.
День седьмой
К сожалению, из-за использованного резервного дня середина похода совпала не с днёвкой на Кукасе, а с волоком. Но делать нечего, надо было
идти на разведку тропы. Криво набив рюкзаки вещами, мы с Виталиком отправились по еле заметной тропинке, петляющей среди очень красивого елового леса. Но вскоре
от неё ничего не осталось, и пришлось топать по азимуту в сторону маленького озера Шуоярви. По дороге думалось, что если весь путь такой, то замучаемся мы по
нему таскать вещи. Пройдя по нескольким верховым болотам, мы всё-таки выбрались на его берег около вытекающего из озера ручья. А рядом обнаружили натоптанную
площадку с костровищем и хорошую тропу в сторону Кундозера. Разведчикам всегда тяжелее! Оставив вещи, обратно мы пошли по ней. Тропа очень хорошая, лишь в
нескольких местах пересекающая болотца. Выходит немного западнее того места, где мы остановились. А это означало, что теперь придётся все вещи ещё и сюда
перетаскивать, потому что бот к тому времени Саня успел разобрать. Раз надо – так надо! Перенесли.
Следующим этапом стали таскать всё на Шуоярви, начав с байдарок, чтобы, не теряя времени, можно было начать переправу вещей на другой его
берег. Озеро очень забавное. Небольшое, относительно мелкое, да ещё и с островом у южного берега! А тишина на нём какая – слышно, как комары поют свою заунывную
песню! Есть некоторое внешнее сходство с озером Урцево в Мещёре. Во время переправы прошёл единственный в тот день дождик, после которого воцарилась ещё большая
тишина. Слегка подкрепившись на северном берегу Шуоярви, мы продолжили волок. Вторая его часть немного длиннее и мокрее первой, особенно в конце – у Кукаса тропа
просто ныряет в болото. Но когда перед глазами предстаёт зеркало озера с гористыми берегами, забываешь о пройденных трудностях.
На третьем этапе в первую очередь опять же перенесли все байдарки, и я принялся вязать бот, пока ребята таскают остальные вещи. Всё бы хорошо,
но такого количества комаров не было ещё нигде... Скорее хотелось уплыть от них подальше, что мы и сделали через пару часов.
В завершение дня нам оставалось лишь найти подходящее место для днёвки на Кукасе. Первым вариантом был маленький островок у северного берега,
но он оказался слишком неудобным для установки лагеря. Пришлось идти к южному высокому берегу, где нашлось отличное место с пологим спуском к воде. Казалось бы,
нужно было идти спать. Но в очередной раз красота вокруг не позволила этого сделать. Солнце как раз вышло из-за гор и осветило тихое и спокойное озеро и горы мягким
утренним светом. Варим то ли завтрак, то ли ужин. Геннадич удалился на утреннюю безуспешную рыбалку. Таня, чтобы помочь чистить картошку, спустилась к воде, но
внезапно соскользнула с чёрного камня, улетев в чистой и сухой одежде под палубу бота. Аквапарк «Black Stone»!
День восьмой
Днёвка. Как много в этом слове! Началась она с того, что в три часа дня Коля заметил плывущих по озеру лебедей! А всё-таки хорошо, что именно
на этот день у нас выпала днёвка. Погода снова наладилась, светило солнце, гладкая вода манила купаться, что мы и сделали, выплыв на боте на середину озера, туда,
где была максимальная глубина – 43 метра, и стали нырять в 13-градусную воду. После воды Пяозера эта уже казалась вполне тёплой. А на берегу тем временем топилась
печка для баньки. Этот день стал для всех нас передышкой перед второй, вёсельной частью маршрута, где также ждало много интересного и сложного. А ещё именно на
Кукасе мы попытались вернуть режим в нормальное русло: после банных процедур легли спать ещё до заката, чтобы встать в 9 часов утра. Правда, режим такой продлился
всего один день – Север брал своё.
Все попытки рыбачить на озере продолжали оставаться тщетными, поэтому приходилось по-старинке уменьшать запасы раскладочных продуктов. Добавкой
были лишь молодые еловые побеги, которые на этот раз добавили в компот из кураги. Получилось очень вкусно, а большую его часть мы залили в бутылки, чтобы на следующий
день пить при переходе по Кукасу.
День девятый
Ранний выход действительно получился. Только штиль, царивший на озере весь предыдущий день, сменился неслабым встречным ветром. Как по закону
подлости! Забегая вперёд, стоит отметить, что именно с этого момента с ветром нам везти перестало, и паруса поднимались очень редко. Началась вёсельная половина
похода.
Перед нами Кукас – одно из немногих горных озёр Карелии, глубокая тектоническая расщелина, трещина в холмистом рельефе. Если посмотреть на карту,
это хорошо заметно. В связи со своим происхождением озеро уникальное. Оно очень живописное и разнообразное, пейзажи ежеминутно сменяют друг друга: высокие берега
порой обрываются к воде почти отвесными гранитными скалами, а зелёные горы со всех сторон делают его облик нетипичным для Карелии. Есть в середине Кукаса множество
больших и маленьких каменных островов, в проливах между которыми царит тишь и гладь. Берега крупных островов – это скалы высотой под двадцать метров, а мелкие
островки причудливо поросли белыми мхами, над которыми высятся всего несколько больших деревьев. Есть на озере и совершенно неповторимые острова – Ёжики, Утконос.
Они поразительно похожи на этих животных.
Периодически отдыхая на островках от утомительной борьбы со встречным ветром, мы дошли-таки до горла озера, где большой плёс делится на два
узких и глубоких залива, один из которых выходит к истоку речки Куксы. Горло Кукаса имеет ширину порядка километра, а в самом узком месте около 300 метров, и похоже
на могучую таёжную реку, которая спокойно течёт в высоких скалистых берегах, поросших бархатными елями и берёзой. Несмотря на небольшую ширину этого залива, именно
на нём мы зафиксировали максимальную глубину на всём озере – 75 метров! Порой было страшновато ощущать под собой такую толщу воды, особенно когда встречный ветер,
как в трубе, разгоняясь до немалой силы на узком и длинном плёсе, гнал высокую встречную волну. Пожалуй, это было одним из самых трудных мест на озере.
Но и с этим заданием мы справились, вскоре выйдя на заключительный плёс озера, также не менее живописный, чем все предыдущие. К тому времени
сзади стали наползать неприятные тучки. Наглядное подтверждение закона подлости: на высоте ветер дул в спину, а у воды в лицо! Почему бы не наоборот?..
Достигнув края озера, мы не увидели никого ни на одной из стоянок. Странно, настолько популярное у туристов и рыбаков озеро и пустует. Видимо,
ещё не сезон. И это радовало. Дальше нам предстоял не менее сложный волок, а точнее, обнос речки Куксы, потому что протока эта, соединяющая Кукас с Челозером, при
своей длине в два с небольшим километра имеет перепад высот 56 метров! Нетрудно себе представить, насколько она бурная. Начинается безобидным сливчиком в самом дальнем
краю залива. Там поперёк потока положено бревно. И неспроста! За поворотом следует мощный водоскат перепадом около трёх метров, весь заваленный брёвнами. Не хотелось
бы в него попасть. Водоскат упирается в малюсенькое озерко с низкими болотистыми берегами. Проникнуть в озеро в нашем случае не представлялось возможным из-за размеров
судна, которое просто не пронести по узенькой тропинке вдоль берега. Однако, если бы у нас были обычные байдарки, вполне реально сократить обнос метров на
восемьсот!
Но пришлось вернуться к большой стоянке, куда подходит разбитая автомобильная дорога, выходящая вскоре на старую лесовозку на участок Нотозёрский.
Дорога эта во вполне приличном состоянии и, по всей видимости, часто используется. Об этом говорят новенькие брёвна на мосту через Куксу. Сразу за мостом – ответвление
направо к оборудованной стоянке рядом с потрясающим водопадом. Нереально красивое место! После совещания было решено перетащить вещи до этой стоянки и заночевать на
ней. Водопад возник на месте моренной плотины, образовавшей то маленькое озерко. Высота его около 3-4 метров. Поток делится на три слива, в самом дальнем из которых
сделан деревянный лоток для спуска леса, когда в округе ещё вёлся лесосплав. Во время обеда (по времени это был поздний ужин) Коля чуть не угодил в водопад, когда
пошёл мыть посуду. Спасибо Сане, который заметил неладное и вытащил зацепившегося за корень Николая.
Немного отдохнув, мы отправились на осмотр окрестностей, а заодно и на разведку дальнейшего пути к Челозеру. И хорошо, что пошли! Свернув на первом
повороте в сторону озера, мы долго пробирались по заросшей дороге, обнос вещей по которой сразу бы увеличил категорию сложности похода минимум до четвёрки! Даже без
вещей мы измучились пробираться сквозь мокрые кусты на заброшенной вырубке и переходить глубокие лужи. Как же стало радостно, когда впереди заблестело озеро! Но ещё
больше мы обрадовались, когда вышли на хорошую новую дорогу, во второй раз прочувствовав, что разведка – дело трудное. Слава Богу, что дорога есть! Челозеро встретило
тишиной и спокойствием предзакатного часа. То была уже Мурманская область. Именно на этой дороге проходит граница с республикой Карелия. Но прощаться с ней было ещё
рано. Впереди нас ждал не самый лёгкий обнос. Его длина от моста через Куксу до Челозера составляет 2,4 км. Причём, после поворота с основной лесовозки трасса
изобилует глубокими лужами.
А дальше случилось нечто из ряда вон выходящее. Нормальный человек просто покрутит пальцем у виска, когда увидит такое. Когда все вещи были
перенесены от места высадки к мосту. В тот час спрятавшееся за горизонт солнце окрасило облака и воду Куксы в фиолетовый цвет. Спрыгнув с моста, мы почему-то
посчитали своим долгом напиться этой воды... Тут нас поразила карело-мурманская «Белочка», после чего в головы пятерых участников пришла совершено безумная мысль
вместо сна идти таскать вещи на Челозеро! Так мы и поступили. Вовка остался дежурить у костра, Серёга пошёл лечиться и отдыхать, а мы впятером челноком потащили
вещи по лесной дороге. Причём, Таня ещё и грибы успевала на обочинах собирать! В итоге, за ночь мы намотали порядка 30 км, половина из которых с тяжёлыми вещами!
После такого марш-броска, конечно же, требовался отдых. Хотя бы 4 часа.
День десятый
Днём выяснилось, что решение о ночном волоке было очень правильным, так как после обеда солнце набрало максимальную силу, и таскать тяжести было
бы намного сложнее. Это мы ощутили, когда шли с остатками вещей в рюкзаках.
И вот мы на Челозере. Пока собирали Zunder бот, Таня варила нам суп из молоденьких и свеженьких грибов, набранных во время обноса. К сожалению,
и на этом озере ветер оказался встречным, хоть и не таким сильным, как на Кукасе. Поэтому мачта опять легла грузом вдоль судна, а мы взялись за вёсла. Челозеро
длинное и узкое, берега невысокие с красивыми каменными выходами. Много глубоких заливов. Через 6 километров от точки старта справа послышался шум порога и на воде
стали видны белые барашки. Это впадает река Винча, причём впадает очень красиво, вытекая из-за поворота и скатываясь по каменной лесенке. Винча очень популярна среди
водников, о чём говорит огромное количество вытоптанных площадок над порогом, а также дорога, подходящая прямо к воде. Пороги на Винче довольно мощные, чередующиеся
с красивыми плёсами и озёрами, при этом длина всей реки невелика. Когда мы причалили за устьем, то опять не обнаружили ни на одной из стоянок ни души. Это лишний раз
доказывало, что сезон ещё не начался. Пока было время, я прогулялся по дороге вверх по течению Винчи до старого деревянного моста на заросшей жарками старой лесовозке.
За мостом – озеро Каменное, небольшое и тихое, а под мостом полутораметровый слив с каменной плиты и пенный котёл за ним, после чего речка метров пятьсот бежит в узком
каньоне, бурля на подводных камнях и делая S-образную петлю, и впадает в Челозеро.
Нам в тот день тоже предстояло пройти один единственный порог за весь маршрут, заключительный порог Винчи между Челозером и Нотозером. Но пока пугала
неизвестность. Ведь если он такой же мощный, как и этот, то вряд ли его можно пройти на Zunder боте. Все вопросы разрешились через несколько минут, когда мы достигли
края Челозера. Порог действительно мощный, но не настолько, чтобы быть для нас непроходимым. В начале чистый слив и несколько полуметровых валов, после которых нужно
было сделать резкий манёвр под правый берег, чтобы обойти каменную гряду, а затем снова вернуться в середину русла. Длина порога метров сто. Осмотр возможен по левому
берегу. Закрыв все передние отсеки бота от волн, мы направились в струю. Из-за высокой воды порог мы прошли очень гладко, лишь однажды слегка зацепив камень. Всем
настолько понравилось, что хотелось ещё чего-нибудь подобного. Кстати, это был первый в истории Zunder бота порог, который он достойно прошёл!
Сразу за порогом мы свернули в улово, заросшее хвощем, где около часа пытались поймать одну единственную, но хитрую и наглую рыбину. Это «полено»
откусило у нас сначала один воблер, через несколько минут выплюнув его, потом откусила второй, уже не вернув, а третий хорошенько покусала, оставив на нем печать
своих острых зубов! Но потом, видимо, ей всё надоело, и она перестала клевать. Хоть бы морду показала, зараза!
Расстроившись очередной неудачной рыбалкой, мы направились в Нотозеро, которое является уже частью Княжегубского водохранилища. Оно встретило
тишиной предзакатного часа, когда яркое оранжевое солнце ещё висело над одними пологими горами, освещая другие: Ирингору и Ивангору. Изрядно устав за последние два
дня и одну ночь, мы остановились на одном из малюсеньких островов Частых. Отбой!
День одиннадцатый
Днём появилась надежда, что мы сможем снова воспользоваться парусами, потому что из Нотозера нам предстояло поворачивать на Север, при этом, восточный
ветер становился нам боковым. Поэтому утро (время после подъёма) посвятили установке мачты. А также купанию, потому что температура воды в озере оказалась нереально тёплой
по сравнению со всеми предыдущими днями – целых 18 градусов! Вообще странная закономерность получилась: чем севернее мы продвигались, тем теплее становилась вода.
За мыс под парусами выйти так и не удалось, зато дальше предположения действительно сбылись. После того, как мы зашли за остров Рахка, парус заработал
и потащил нас вперёд. Правда, счастье было недолгим. У Петровых островов ветер прекратился совсем, запутавшись между ними. А мы ещё и свернули немного не туда, попав в залив
Нерпозера вместо протоки Тюлле. Пришлось проходить через узкий проливчик, где, кстати, нами была зафиксирована самая тёплая вода за весь поход – 19 градусов! После купания
мы вышли в затопленную речку Тюлле, соединяющую Нотозеро с озером Лопским. Даже интересно, как она выглядела до создания водохранилища, ведь глубина её у истока около 30
метров!
До озера Лопского около 6 км, а вот само озеро примечательно тем, что по нему проходит Северный Полярный Круг. Уже под вечер мы оказались в Заполярье и
решили остановиться на обед у истока протоки Лопской. Вот тут-то ребят и настигло рыбацкое счастье! Да какое – щука весом под три килограмма! Поймал Серёга, а радовались
все! Вот так Заполярье вознаградило наше упорство!
Разумеется, после такой рыбины захотелось продолжить рыбалку. Один спиннинг поставили в проводку, второй ребята постоянно кидали с борта. Сошла одна щучка
размером поменьше, но были пойманы несколько крупных окуней. Правда, это было только начало. После рыбацкой деревушки Лопская Запань между озером Пажма и Ковдозером пошёл такой
бешеный окуневый жор, что ребята едва успевали снимать добычу с крючка! Итогом вечера стали 18 окуней и одна щука.
После такой успешной рыбалки ребята никак не могли остановиться, а ведь у нас была задача-максимум – дойти до островов Ковдозера, расположенных как можно
ближе к финишу. Предположительно до острова Нергас. С рассветом на этом отнюдь не маленьком озере поднялся приличный ветер, разумеется, даже не боковой, а встречный... И идти
по большим плёсам оказалось крайне трудно, борясь одновременно с ветром и волнами. Хорошо, что на Ковдозере великое множество островков, за которыми можно было спрятаться. Так,
выгребая из последних сил, мы дошли до безымянных по карте островов, именующихся у местных жителей Собачьими, преодолев за ходовой день 40,6 км за 12 часов движения! И этим
заработали себе почти полноценную днёвку, догнав первоначальный график. А антиночь в том месте достигла 30 минут.
День двенадцатый
Место для днёвки мы нашли просто шикарное! От ветра загораживали сами острова, а с ясного неба светило жаркое солнце. Опять нам повезло с днёвкой!
Мы даже шутили, что слово Заполярье происходит от «палящего» солнца: «Однажды в солнечном Заполярье». Так как спать пришлось в самый разгар дня, то пришлось сделать
из тента укрытие от солнца и ложиться прямо на улице. В палатке в это время находиться оказалось совершенно невозможно! Как, впрочем, и на берегу без купания. Жара
стояла жуткая. Прямо-таки, курорт. Я, пока строил каменку, успел трижды искупаться, иначе сил просто не было. Даже каменные плиты, плавно уходящие под воду, так
сильно прогрелись, что по ним было сложно ходить! Кстати, здесь место для бани было самым идеальным из всех трёх раз – с каменного берега прямо из парной можно было
нырять в глубину. Плохо только то, что мы упустили момент, когда нужно было ставить тент и начинать париться. Вечерний ветер, подувший вдоль берега, выдул часть тепла
из камней, пока мы собирались. Поэтому хватило его всего на два захода.
Так как это была наша заключительная днёвка перед финальным переходом, то обед и ужин требовались соответствующие. Для этого очень пригодилась
пойманная ночью рыба. Из мелких окуней и щучьих голов сварили уху, крупных окуней засолили, а большую щуку решили пожарить. Только пока её чистили, Вова поймал ещё
одну немного меньшего размера, а также внушительного язя. Вот уж действительно нам повезло с этим местом! Только после столь успешной рыбалки мы никак не могли остановить
наших жадных рыбаков, решивших напоследок отыграться за весь поход. Но ведь ловить нужно столько, сколько способен съесть. Иначе озеро может и рассердиться... А нам ещё
с этих островов нужно уйти и успеть на поезд...
Озеро и правда к вечеру заштормило. Глядя через пролив на плёс, можно было видеть, как по нему бегают белые барашки волн. Днёвка подходила к концу,
до отъезда оставались ровно сутки. Отпраздновали завершающий день похода вкусным ужином с
Зундер подливкой
и фейерверком в белой ночи. Но спать пошёл один только я, остальные до утра продолжали отмечать.
День тринадцатый и обратный путь
Под утро ветер завывал в верхушках деревьев ещё сильнее, и сквозь сон казалось, что на озере начался жуткий шторм. В голове крутились мысли,
как безаварийно уйти с островов. Услышав моторку, мы выскочили на берег и остановили рыбаков в надежде, что они смогут нам помочь. Хотя чем нам помогать? На
буксире тащить? Если там волна гуляет метровой высоты, то нас всё равно зальёт, и никакой буксир не поможет. Единственное, что посоветовал рыбак, это попробовать
подождать – днём должно успокоиться. А ещё сказал, что самое главное – это дойти до острова Петик, после которого не будет открытой воды.
Ждать неизвестности нам показалось бессмысленной тратой времени, и мы решили дойти до пролива, чтобы посмотреть, как там действительно обстоят
дела. Собрались и отплыли, уже привычно преодолевая сопротивление встречного ветра. Узкий пролив между Собачьими островами служил воротами, не пропускавшими сильные
волны. И стоило нам только за него выйти, как на Zunder бот накинулись белые барашки. Высота некоторых из них достигала сантиметров семидесяти, и всё это
сопровождалось сильным порывистым встречным ветром. Спасало только то, что они были длинными, и бот мог их огибать своим корпусом, не пробивая. Борьба была
жестокой! Так мы ещё не ходили: скорость движения едва ли превышала 2 км/ч, а в некоторые моменты казалось, что мы вообще стоим на месте. Впрочем, так оно и
было, когда неожиданно приходила крутая волна, а за ней следом ещё и отражённая боковая – приходилось быстро разворачиваться к ней носом, чтобы не залило через
борт... Только упорство и сильный командный дух выручили нас тогда: «Назад не смотреть! Путь у нас только один – вперёд! Не назад, не вниз, а вперёд!» В итоге,
эти 4,8 километра пришлось грести без остановки в течение 2 часов 21 минуты, изрядно набрав в лодки воды. Но мы справились! Когда оглянулись назад, то увидели
где-то далеко позади берег Собачьих островов. Развели костёр на камнях и смотрели, как бегают по открытой воде белые барашки.
Следующий кусочек от острова Большой Петик до пролива Малая Лайдасалма прошли быстро: встречное сопротивление было не сильным, а в проливе
ветер вообще почти прекратился, дав нам передышку перед финальным рывком. До Травяной Губы тоже пришлось поднажать на вёсла, а стоило только дойти до неё, как
ветер усилился почти вдвое, преградив нам дальнейший путь к Лесобирже. Но это оказалось уже не нужно. Справа появились дома, в сторону которых мы и направились,
подняв напоследок парус. Так хотелось завершить это путешествие именно под парусом, а не на вёслах. Нас даже фотографировали с берега! Всё-таки финиш получился
красивым, пусть и несколько сумбурным!
Выбравшись на берег, мы с Виталиком отправились на поиски машины. В Травяной Губе никто не смог нам помочь. Пришлось идти пешком порядка 3 км
до Лесобиржи. Оставшееся время разбирали бот и паковали вещи, даже не пытаясь что-либо просушить. Несколько раз принимался мелкий дождик, сменяясь теплым солнцем,
а волны всё бегали и бегали по бухте. Вернувшийся на моторке рыбак сказал, что на озере поднялась волна под метр. Да, вот уж вовремя мы оттуда ушли... Но удивительно,
в девять часов вечера шторм в считанные секунды закончился, оставив на воде лишь слабую рябь. И ждали бы мы на островах до сих пор, а ведь до поезда всего 6 часов
оставалось. Но мы успели. И машина подъехала вовремя, и на станции не возникло проблем с посадкой на поезд.
Через 3 часа после отправления со станции Княжая мы высадили Виталика и Саню на станции Энгозеро дожидаться группу Батона. Радостный Виталик
огласил спящую округу криками: «Мы снова в Карелии!» Мы же встретились с Батоном и товарищами, когда наши поезда стояли на соседних путях в Медвежьегорске. Даже
окна вагонов оказались напротив. Но нас поезд вёз домой полных впечатлений, часть из которых я попытался описать в этом рассказе. У ребят же всё было только
впереди, но эту историю они поведают сами!
Рассказ написан 19 июля 2008 г., дополнен 20 мая 2011 г.
|