ZunderCom - Возвращение на Сегозеро

1 – 8 августа 2009 года

Фотоальбом похода >>>

Открыть во весь экран
Очень часто бывает так, что один раз побывав в каком-нибудь из уголков планеты, появляется желание туда вернуться. Причём, зачастую это касается тех мест, в которых приходилось сталкиваться с какими-либо трудностями. И одно из таких местечек – Сегозерское водохранилище в Карелии или просто Сегозеро. Дважды пройдя испытание, в которое оно нас заманивало, отнюдь не отличавшееся простотой и лёгкостью, самых неугомонных из нас вновь потянуло на встречу с суровой его красотой. Только на этот раз несколько иным способом. Дело в том, что ещё в самом первом походе возникла идея заброситься в архипелаг со стороны посёлка Попов Порог, исключив, таким образом, всякого рода экстрим, и просто постоять неделю на островах. Устроить одну большую днёвку, и отдыхать в своё удовольствие, совершая небольшие вылазки в окрестности стоянки. При таком раскладе смогли бы поехать все желающие, а не только экстремалы.
К лету 2009 года идея окончательно окрепла, и её поддержали аж 13 человек: я и Настя, Илюха и Белка, Кирилл и Лена, Игрик, тётя Ася, Батон, Колекс, дядя Игорь, Варя, а также мой 15-летний троюродный брат Гоша, который хоть и ехал впервые в Карелию в почти незнакомой компании, но очень быстро влился в команду и стал полноправным её участником.
Кроме этой поездки, сразу после Сегозера у нас был намечен сплавной маршрут по реке Охта с элементами 5 категории сложности. Поэтому обе поездки мы спланировали так, чтобы все желающие смогли поехать либо в один из походов, либо в оба сразу.
После путешествия в 2007 году у меня остался номер телефона Сергея из Попова Порога (+79214643530), отвозившего нас от плотины на станцию Уросозеро. С ним мы и договорились о заброске нашей многочисленной группы от станции до берега, а затем на моторках до острова Макконшари.
За неделю до отъезда у нас состоялось большое собрание для обсуждения всех мелочей, связанных с поездкой, и распределения раскладочных продуктов по участникам сразу на оба похода.
Открыть во весь экран
Из-за ставших уже привычными проблем с наличием свободных мест на дешёвый и всем удобный поезд №382 мы вынуждены были поехать на фирменном «Карелия» с пересадкой в Петрозаводске. Время ожидания решили провести с толком. Выгрузив вещи на платформе рядом с паровозом-памятником и оставив дежурных, мы отправились закупать оставшиеся продукты по раскладке, заодно успев немного погулять по просыпающемуся городу.
Скупив почти все овощи в палатке на улице Красноармейской, мы вернулись обратно на платформу в надежде, что к этому моменту состав поезда, доставившего нас сюда, утянут в депо, и мы беспрепятственно сможем перенести вещи на вторую платформу. Но, увы, этого не случилось. Поэтому пришлось обносить все наши многочисленные рюкзаки, а также свежеприобретённые продукты, часть которых предназначалась и для Охты.
Прибывший вскоре 382-й вывалил на пустынный перрон таких же навьюченных рюкзаками туристов, освободивших место для нас. Процесс загрузки-выгрузки занял почти всю получасовую стоянку поезда, и вскоре за окошком вновь поплыли знакомые пейзажи, погрузившие весь вагон в спокойствие и дрёму до следующей большой остановки в Медвежьегорске.
Станция Медвежья Гора для нас – особое место, встречи с которым тоже всегда ждём с нетерпением, чтобы полакомиться вкусными дарами карельской земли и рук людей, на ней живущих. А ещё в этот раз, бродя по перрону в поисках копчёной палии, она стала и местом встречи с нашими давними знакомыми – Андреем и Леной Абрамовыми вместе с их двумя сыновьями Ярославом и Димой. Они всей семьёй направлялись в Хибины.
До нашей же остановки оставалось совсем немного времени, которое прошло в ожидании и беспокойстве, как бы успеть высадиться за столь короткое время. За сверхоперативной выгрузкой нашей команды наблюдала половина поезда. И по негласной туристической традиции первым нас встречал местный пёс. Наш знакомый Сергей вместе со своим другом тоже уже ждали московских туристов. Первый этап заброски проходил в два приёма, так как места в двух легковушках и одном прицепе оказалось недостаточно для столь большой группы. От станции до берега Сегозера около 15 км по грейдеру, и путь в обе стороны занимает почти час. В первых рядах поехали мы с Илюхой и нашими девушками. Из всех присутствующих лишь мы с ним бывали на островах и поэтому решили выдвигаться на разведку, чтобы не терять времени пока приедет вторая часть группы.
Открыть во весь экран
Из разговора с Сергеем стало понятно, что ехать на Макконшари не имеет смысла из-за того, что там построили избу, и место может оказаться занято. Поэтому решили забрасываться на Мурдошари или Огмушари (хотя, как оказалось, местные называют острова совсем по-другому, по именам тех, кто там себе избу построил).
Сергей с другом уехали, а мы принялись укладывать вещи в казанку к ещё одному его знакомому. Загрузились, что называется, под завязку, надели спасжилеты, так как на озере зверствует ГИМС, отгребли немного от берега, завели «ветерок» и отправились в направлении поглощающих солнце серьёзных грозовых туч.
«Узнаю Сегозеро», – произнёс Илья, окидывая взором тяжёлые облака над сосновыми борами на прилизанных разноцветных камнях. Судя по тому, что в проливе между Норусламби и акваторией всего озера даже не было видно пней, уровень воды в водохранилище был очень высоким. Это означало, что в этот раз мы опять не увидим того, что обычно спрятано под толщей воды. Видимо, лето 2006 года было единственным в своём роде, практически вернувшим Сегозеро в его родные берега.
Навстречу моторке с просторов озера бежала невысокая плоская волна, слегка покачивающая нас. Мы же плыли достаточно медленно – именно плыли, как бревно в проруби – скорость наша едва достигала 9 км/ч. И примерно через час нас догнали и обогнали как стоячих два катера «прогресс-2м». В следствие чего, наша разведка провалилась, и когда мы достигли берега острова Огмушари, катера развернулись во второй рейс за ещё оставшимися на берегу.
Открыть во весь экран
На первый взгляд, место, куда нас привезли, нам с Илюхой абсолютно не приглянулось, показавшись заболоченной низиной с узкой галечной косой и видом на весь простор озера, открытое всем ветрам и волнам. Мы представляли себе наш лагерь несколько по-другому: чтоб был высокий берег из каменных плит, закрытый от ветров, гуляющих по озёрным просторам, такой, как был в той первой поездке. И мы, оставив всех дожидаться, решили сплавать на разведку вокруг этого острова до пролива с Мурдошари.
Едва мы успели отойти от берега, зарядил сильный ливень, и пришлось немного помокнуть, пока добрались до края острова. Там из-за затопления от него отделился кусочек и образовался узкий пролив с «минным полем» – пнями и корягами от затопленного леса. Пробравшись через пролив, мы свернули вправо, чтобы осмотреть небольшую бухту на острове. Но ещё с воды стало понятно, что берега малопригодны для стоянки. Причалив к красивым каменным плитам на одном из них, мы направились через лес к противоположному берегу, попутно выискивая мало-мальски пригодное для лагеря место. Почва под ногами в той части острова очень неровная и представляет собой навалы валунов, поросшие толстым слоем мха, ягеля и черничника. Сразу вспомнилась экстренная ночёвка среди валунов на Сондальском острове.
Пришлось возвращаться к моторке и плыть назад, всё ещё оглядывая высокий и местами обрывистый берег на предмет возможных стоянок. Поиск осложнялся ещё и тем, что нас ждали ещё 6 человек, которые наверняка уже плюнули на поиск лучшего места и решили обосновываться там, чтобы не терять время. Когда мы уже почти вернулись к ним, состоялась неожиданная встреча... С акватории озера нарисовался весь из себя катер ГИМС с двумя моторами и оплетённый антеннами. К несчастью инспекторов, у нашего извозчика с документами на судно всё оказалось в порядке, и уже через минуту мы вылезли на берег, воссоединившись со всей командой.
Действительно, пока нас не было, ребята и девчонки уже успели осмотреться на берегу и вынесли своё резюме: «Жить можно». Место, изначально показавшееся заболоченным, на деле оказалось вполне нормальным, даже с ровной почвой в лесу. Следы пребывания туристов также присутствовали в виде костровища и скамеек из брёвен. Чуть в стороне стоял недостроенный сруб. Как сказал Сергей, его начали строить какие-то москвичи, но потом забросили.
Вскоре на остров прибыла последняя часть нашей большой банды. Расплатившись с извозчиками и попрощавшись с ними до вечера 7 августа, мы взялись за обустройство лагеря в этой бухте, которая на ближайшие 6 дней должна была стать нашим домом. Начали традиционно с палаток – дождь хоть и прекратился, но тучи продолжали ходить кругами, и нужно было спрятать вещи, пока они не намокли.
В знак встречи и прибытия на место назначения некоторые из нас рискнули искупаться. Заход в воду пологий, но из-за мелкой гальки подобен занятию йогой. Вода оказалась вполне пригодной для купания и освежающей. А ещё она очень прозрачная, хоть и желтоватая, – видно, как идёшь, а около тебя по дну бегают блики.
Открыть во весь экран
Остаток этого вечера и весь следующий день мы посвятили стоянке. Рядом с костром, расположившимся на границе леса и галечного пляжа, натянули один тент и поставили палатку под продуктовый склад. Чуть дальше, натянули второй и под ним соорудили большой стол из круглых брёвнышек и две скамьи из уже распиленного до нас толстого бревна. Распределили дежурство по кухне и листок с расписанием прицепили к ближайшей сосне. Так лагерь приобрёл обитаемые черты.
По примеру Zunder-фестиваля, чтобы не портить это замечательное место, в стороне от лагеря решено было построить объект всеобщего использования №15, или попросту туалет. Конструкция получилась неординарная и, можно даже сказать, дизайнерская. Под это дело очень хорошо подошёл найденный на берегу большой пень, вокруг которого из жердей и нетканого садового материала мы соорудили будку «с видом на море».
Следующим этапом строительства стала душевая кабинка, для которой планировалось использовать 60-литровую пластиковую бочку, предназначавшуюся в походе на Охту под хранение и транспортировку продуктов. В качестве основания для душевой как нельзя кстати подошёл недостроенный сруб. К его брёвнам мы прибили каркас. Обтянули всё тем же нетканым материалом и полиэтиленом, водрузили сверху бочку, из которой опустили шланг с краном. Получился типичный дачный душ. Только за всё время пребывания на острове воспользовались этим душем лишь трое. Уж слишком много воды нужно было нагреть, чтоб нормально в нём мыться, да и прохладно было внутри. Вот если бы можно было совместить его с баней – тогда можно было бы заполнять бочку и холодной водой!
Открыть во весь экран
Тем временем, тётя Ася стала полноценной наставницей Гоши и взялась обучать его правилам и всяческим хитростям водного туризма: как правильно надевать спасжилет, как грести в байдарке и вести себя при опрокидывании. Гоша был примерным учеником и схватывал всё на лету. Чувствовалось, что ему нравилось такое времяпрепровождение – он со всеми сдружился и успевал всюду всем помогать.
Интересно было просто прогуляться вдоль бухты и заглянуть за мыс. Слева и справа коса галечного пляжа, протянувшегося метров на двести, упирается в выходы гранитных плит, «бараньих лбов», как их принято называть, резко обрывающихся в воду. В этих местах глубина у берега сразу несколько метров. Там частенько можно было видеть кидающего спиннинг Кирыча. А кроме этого в солнечную погоду удобно было с них нырять в прозрачную и переливающуюся бликами воду. Дальше каменный берег выравнивается, полого уходя в воду. При ближайшем рассмотрении эти плиты и валуны, лежащие на них, очень интересные, в том числе, с геологической точки зрения. Обилие вкраплений, прожилок и пустот завораживает красотой.
За мысом слева целыми днями гулял ветер, нагоняя волну, задевающую острые камни на берегу, звонко разбивающуюся о них и булькающую в пустотах под плитами. За правым мысом расположена бухточка меньшего размера, дальше ещё одна с высоким скалистым берегом, а за ней край острова и пролив с топляком. Гуляя по острову, каждый из нас что-нибудь, да находил необычное: красивые камешки, причудливые коряжки, обточенные водой в виде странных фигурок и прочую привлекающую глаз мелочь. Из всего этого получился музей находок на большом белом валуне, вросшем в гальку посередине пляжа.
Открыть во весь экран
2 августа во второй половине дня, единственный раз за всё время отдыха, затишье в нашей бухте внезапно нарушил сильный ветер, сменивший направление и подувший с юга. По озеру покатились волны, достигшие у берега примерно полуметровой высоты и создавшие красивый и шумный прибой. Набежали тучи, и на улице заметно похолодало. Несмотря на это, несколько экстремалов всё же рискнули искупаться среди волн.
К счастью, буря продолжалась недолго – к вечеру ветер успокоился, и вновь воцарилось затишье. Но теперь вместо солнца можно было созерцать лишь серое небо. Вода в озере перемешалась с нижними слоями и стала намного холоднее. А наутро туманная дымка скрыла от глаз дальний берег, создав ощущение бескрайности озера, ставшего теперь похожим на море.
Из-за смены погоды совершенно не задалась рыбалка. За эти 6 дней Кирычу и Батону не попалось ни одной достойной рыбины, которую не хотелось бы отпустить. Кстати, если вспомнить 2006 и 2007 годы, когда озеро также не подарило нам никакого улова, может сложиться впечатление, что её там вообще нет... Либо это просто нам так не везёт.
Открыть во весь экран
За отсутствием рыбы приходилось заниматься собирательством – благо, грибов на Огмушари оказалось предостаточно, а уж ягод тем более. Причём, с ягодами ситуация прямо противоположная рыбалке. Третий год наблюдаем необычную закономерность, связанную, скорее всего, со своеобразным климатом, который Сегозеро формирует в пределах своей береговой линии. Островная черника и шикша намного крупнее тех, что попадаются на берегу. А брусника на открытых солнцу местах в это время уже подрумянивает бока. Много разных грибных и ягодных вкусностей готовили наши кулинары – большое им за это спасибо.
Но какой поход без воплощения в жизнь безумных идей? В этот раз на Сегозере получила развитие мысль о постройке парусного тетрамарана из двух имеющихся у нас надувных катамаранов, которые мы привезли с собой. У такого судна должен отсутствовать один главный недостаток, присущий нашему знаменитому Zunder боту – он не будет бояться высокой волны, способной захлестнуть через борт и потопить плавсредство.
За сборку нового Бота первым взялся Илюха, потом к нему подключился я и ещё несколько добровольцев-мореплавателей. Соснового сухостоя для рамы набрали на высоком мысу слева от лагеря. Ошкурили их и собрали большую раму, чтобы судно по форме своей было похоже на трапецию – короткие поплавки вплотную к длинным и выровнены по кормовой части. После привязки баллонов к раме занялись оснасткой: соорудили палубу, закрепили кили и мачту. Шверт ещё дома изготовили новый с осевым креплением из толстой трубы. Парусное вооружение было полностью заимствовано у Zunder бота.
Открыть во весь экран
В результате коллективных стараний получился довольно-таки приличный с виду тетрамаран. Настал черёд испытаний ветром и волной... Только, как всегда, из всех законов лучше работал закон подлости, и как уже было на Маслозере: пока строили за мысом гулял такой ветер, что можно было бы разогнаться до невиданной скорости, стоило поднять паруса – воцарился на оставшиеся 3 дня практически полный штиль, редко разбавляемый лёгким бризом, дующим к берегу. Поэтому пришлось отплывать от острова на вёслах и потом пытаться поймать хоть малейший ветер.
Первое впечатление от поведения тетрамарана на воде, прямо скажу, отрицательное. Из-за большой поверхности соприкосновения с водой ведёт он себя почти как плоскодонка, и никакой шверт не помогает задавать прямой курс. К тому же, на вёслах едва удаётся достичь скорости в 4 км/ч, а малейший боковой ветерок разворачивает его в сторону.
Вечером 4 августа пятеро из нас (я и Настя, Илья и Белка, а также Колекс) решили совершить кругоостровное плавание, чтобы увидеть закат, который мы тут ещё ни разу не видели из-за того, что стояли на рассветной стороне острова. А тут как раз наладилась погода, расчистилось небо, да и появилось судно, способное вместить большую компанию. Выдвинулись мы в ту же сторону, куда плавали в день приезда на разведку. Чтобы на тетрамаране дойти до пролива, ушло довольно продолжительное время, даже старательно работая вёслами. В связи с этим, мы решили не оплывать вокруг, а ограничились лишь высадкой на малюсеньком островочке в середине пролива и пошли созерцать и фотографировать закат. Оттуда был виден остров Макконшари, куда изначально мы хотели попасть, до него оставалось всего около трёх километров. Засыпающее солнце повисло как раз над ним, а с противоположной стороны над далёким туманным берегом взошла бледная луна. Тишина и безмятежность царили вокруг, но пора было возвращаться в лагерь, где походная баня с раскалёнными докрасна камнями. Ух!
Открыть во весь экран
Поздно вечером уже другая группа товарищей переняла у нас эстафету на тетрамаран и отправилась изучать лунную дорожку. А наши попытки поймать ветер продолжились и на следующий день. Ветер был, хоть и очень слабый, едва наполняющий парус. Крайне медленно, но всё же, не прилагая усилий, мы отошли от Огмушари в сторону Лехтошари на половину расстояния между ними. И даже такое плавание стало большим достижением. Наконец-то мы смогли взглянуть на наш остров и лагерь со стороны. А вот возвращаться пришлось уже на вёслах, причём, прикладывая достаточные усилия в борьбе с прибрежным бризом.
По возвращении в лагерь мы обнаружили, что народ времени зря не терял и придумал себе развлечение. Они перевернули байдарку «щука» кверху пузом, привязали к бревну около берега и стали с разбега прыгать на неё, скользя по мокрому днищу, как в аквапарке. Весело, только вода в озере прохладная, и особо долго в ней не побарахтаешься.
Так в праздном безделье и отдыхе наступило 7 августа – день выброски с острова. Для половины группы это было и окончание путешествия в Карелию, для второй половины – лишь завершение одного из двух походов. В тот день хотелось успеть сделать и увидеть как можно больше – когда теперь ещё сможем приехать на Сегозеро. Но в то же время, оттого, что за прошедшую неделю остров Огмушари был уже полностью изучен, немного надоело стоять на одном месте, хотелось движения и новых впечатлений. Да и как на зло, к отъезду вновь установилась тёплая солнечная погода. С самого утра и до того момента, когда за нами пришли катера, время прошло в ленивых сборах (нужно было не только упаковать рюкзаки, но и разобрать то, что ещё несколько дней назад так старательно строили).
Открыть во весь экран
Около шести вечера пришли два катера «Прогресс-2м», на этот раз без еле ползающей «Казанки». Их вполне хватило, чтобы вывезти нас с острова за 2 ходки. Во время пути нам немного рассказали про форелевое хозяйство, расположенное в заливе Норусламби и принадлежащее компании «Русское море»: как выращивают, вылавливают и перерабатывают то, что лежит у нас в магазинах в красивой упаковке. Вообще, за эти 4 года посёлок у плотины сильно изменился, и в основном это связано с деятельностью упомянутого хозяйства.
Когда все были на берегу, мы пересели в машины и поехали к станции, где должны были найти незаметное со стороны местечко для ночёвки. По пути остановились у моста через реку Сегежа. Уровень воды в ней был довольно высоким, так как из водохранилища выдавалось много воды на подпитку ББК, и она покрывала опоры старого деревянного моста. Глядя на бегущую под мостом реку, с большей силой захотелось сменить стояночный отдых на более подвижный – сплавной, с ежеминутной сменой впечатлений.
Приехав к станции, мы высадились на большой площадке слева от дороги, некоторое время назад отсыпанной щебнем под так и не начатое строительство. Место уже начало зарастать молодняком, и мы спрятали лагерь на самой его окраине у болота, чтобы нас не было видно со стороны посёлка, и не наведались в гости местные. Палатки поставили между молодыми деревцами, а костёр развели за плотным рядом невысоких сосенок. Только за водой всё равно пришлось ходить на станцию, где есть колодец, кстати, с очень вкусной водой.
Открыть во весь экран
С заходом солнца стало довольно прохладно, и заключительный вечер большинство из нас провели в посиделках у костра. На следующий день, ближе к обеду неторопливым порядком выдвинулись на станцию провожать первые пять человек: Батона, Гошу, дядю Игоря, Лену и Белку. Им предстояло возвращаться к привычной жизни и переваривать полученные впечатления. Всех остальных, кроме моей Насти, уезжавшей вечером в Питер, ждал более сложный двухнедельный поход. Проводив первую группу, мы вскоре перебрались к станционной будке. Более бездельного времяпрепровождения, чем то, которое у нас было между двумя поездами, и придумать сложно. Да ещё эта невыносимая жара, которой так не хватало в некоторые дни на острове. От солнца пришлось прятаться в любой ближайшей тени. А единственной забавой стал ласковый рыжий станционный кот, охотно игравший с нами.
Пока мы сидели, дежурная предложила нам уехать на бесплатном рабочем поезде до Сегежи, проходящем примерно за час до нашего, чтобы иметь в запасе больше времени на посадку с таким количеством вещей. Хороший вариант на всякий случай, но мы остались дожидаться 382-го. А справиться с большим количеством вещей помогли друзья, ехавшие с Москвы.
Вот и завершилась ещё одна встреча с Сегозером, после которой не иссякло желание вновь туда вернуться. Там ведь осталось ещё столько неизведанного и неоткрытого, а главное, есть непередаваемое северное очарование, способное звать к себе в гости снова и снова.