Велопоход по Вологодской области.
Воспоминания.
Содержание:
- Как всё начиналось.
- Москва – Вологда.
- Первые километры. Вологда – Кубенское озеро.
- Гонки по жаре. П. Новое – д. Алексеево.
- Ферапонтово и окрестности.
- По лесной дороге. Кириллов.
- Шексна и Горицы.
- Погода портится. Горицы – пригород Белозерска.
- Пристанище пиратов XXI века. Белозерск.
- Мой последний рывок. Липин Бор.
- Прощание с командой. Мне пора домой.
1. Как всё начиналось.
А начиналось всё очень основательно, на квартире у Лены. Такого серьёзного
собрания перед походом я ещё никогда не видел! Она по этому маршруту уже ездила и
вкратце описала нам те места, которые предстоит увидеть: Ферапонтово, Кириллов,
Белозерск, Вытегра, Лодейное поле.… За чаем мы долго обсуждали, как поедем, кто
поедет, а главное, Лена, как организатор, набралась смелости распределить роли всем
участникам. Кирилл – Главный, я (Вадим) – штурман и фотограф, Настя – механик и медсестра
(хорошее сочетание), Надя Ч. – летописец, и т.д. Каждому было прочитано наставление о его
обязанностях. Я свои усвоил чётко и старался следовать предписаниям в течение всего похода
(особенно с фотосъёмкой).
Утром, перед тем как приехать к Лене, мы даже устроили маленькую репетицию – покатались на
великах от Звенигорода до Нахабино.
Но, несмотря на то, что весь день на улице была
замечательная погода, вечером влил конкретный дождь, с грозой. Видом закатного Солнца,
светящего из-под чёрной тучи, мы и любовались, когда закончили обсуждения и перешли к
технической части, а именно к починке велосипедов и подготовке их к трассе. Возились
долго, до позднего вечера, всё время, пока дождь не давал возможности выйти на улицу.
Даже после таких стараний окончательно не удалось выяснить состав участников. Хорошо,
что времени для подготовки ещё предостаточно – впереди целый месяц. Но за этот месяц
всё может поменяться. Так всегда бывает: всё утрясается в последний день, а то и час!
В надежде на лучшее я утром следующего дня отправился в деревню ремонтировать террасу,
а друзья мои остались в Москве, чтобы решить оставшиеся организационные вопросы. Ближе
к концу июля я узнал, что стартуем мы на поезде из Москвы вечером 1-го августа, а также,
что мне необходимо сшить себе велорюкзак по образцу. Спасибо маме! Она у меня швея со стажем,
причём немалым. Менее чем за сутки нам, точнее ей, удалось «скопировать» рюкзак Кирилла.
Внешне он выглядел не так эффектно, как заводской, но если учесть условия и время, за которое
он шился, всё становится на свои места.
2. Москва – Вологда.
Итак, получив некоторые дополнительные указания по раскладке и собрав
свой новоиспечённый РЮКЗАК, я отправился в Рублёво на место сбора единомышленников. Представляю
себе, как смотрелся я со спины с этим рюкзаком…
Весь сад Кирилла от беседки до крыльца был завален вещами и велосипедами. Можно
было подумать, что здесь собирается многомесячная экспедиция. Каждый занимался своим делом:
кто-то набивал рюкзак, кто-то пересыпал крупы из пакетов в пустые пластиковые бутылки. Здесь
я увидел нового, до сих пор незнакомого мне человека – Надю из Солнцево, подругу Нади из
Строгино, но кого-то не хватало. «А где же ещё один участник?» – спросил я. Оказывается, Влад
должен был подъехать непосредственно на вокзал.
Выпив чаю и прослушав последние наставления от взрослых, мы с ними попрощались
и оседлали своих железных коней. Экспедиция началась прямо в Москве – мы поехали из Рублёво до
платформы Трикотажная, чтобы там сесть на электричку до Рижского вокзала. От площади Рижского
вокзала на великах до Площади трёх вокзалов. А уж там наш поезд. По дороге столкнулись с несколькими
трудностями. Например, электрички ходили очень неудобно, и на этом потерялось много времени, на
вокзале нас заставили оплачивать провезённые велосипеды, по дороге к Ярославскому вокзалу у Нади
Ч. лопнула камера, вследствие чего ей пришлось ехать на спущенном колесе. В общем, как ни старались
мы рано выехать, всё равно получилось по-раздолбайски: до поезда меньше 20 минут, а мы только
приехали! На перроне нас встретил заждавшийся Влад. А строгая проводница сказала, увидев такую
компанию: «Без чехлов не пущу!». И здесь мы постарались, успев всё сделать, и даже уложили велики
на третьи полки.
Поехали. Всё за окном медленно начало убегать от нас: перрон, провожающие, вокзал,
вскоре и Москва осталась позади. Впереди Вологда – город, где полно молока и где-то есть дом с
«резным палисадом». Завтра увидим. А пока за окном темно, можно и карту посмотреть, и поговорить
о всяком-разном.
|
На утро, высадившись из поезда и вытащив велосипеды, мы обнаружили уже два спущенных
колеса! И прямо на платформе развернули целую ремонтно-сборочную мастерскую. Запасы новых камер
довольно быстро начали таять, вследствие чего мы решили закупить ещё, пока находимся в большом
городе. Но, отъехав от магазина метров сто, снова лишились одной. Такая ситуация нас сильно
испугала: оглянувшись можно было увидеть вокзал, а у нас уже столько поломок…. Куда это годится?
Пока мы ремонтировались, Лена и Надя отправились вспоминать дорогу к дому их знакомых, живущих
на улице Засодимского, пообещав вернуться за нами, чтоб показать дорогу. «Если что, поезжайте
прямо по улице Зосимовской, там найдёте их дом». Так мы и сделали. Но их дом стоит на улице
Засодимского, а не на Зосимовской. Запутали они нас, забыв точное название улицы. Хорошо, что
Надя потом вернулась нас встретить.
|
По пути к дому мы проезжали реку Вологда с многочисленными купающимися. Естественно,
глядя на них, тоже захотелось окунуться в прохладную воду. На улице-то жарко и душно! Но вот и
двухэтажный дом, с резными карнизами, наличниками и украшенным цоколем. За распахнутыми воротами
стоит ремонтируемая дядей Сашей «Нива». Хозяева удивительно добрые люди. Не успели мы прийти, как
они стали суетиться, чтоб накормить нас вкусным обедом. Дома было душно и мало места, поэтому
решили пообедать в саду на столике среди зарослей малины и огромной смородины.
За столом главными темами обсуждения были: что посмотреть в городе, где купить
продукты и как завтра ехать. Поблагодарив Галину Борисовну за вкусный обед, мы вместе с ней
пошли в город: она продавать смородину, мы – докупать недостающие продукты. «Странный город»
– продумал я, когда, проходя мимо очередного магазинчика, читал на вывеске всё, что угодно:
обувь, мебель, одежда, канцелярские товары, кроме нужных нам «продуктов». «Наверное, они здесь
питаются ботинками или бумагой…» Заветных магазинчиков оказалось действительно не так уж и много:
«Лавка у Жириновского» – совсем близко от дома, и какой-то супермаркет.
|
Вернувшись обратно с полными сумками еды «в дорогу», мы прихватили с собой Влада
и Кирилла, которые успели за это время установить на Владов велосипед дорожный компьютер, и пошли
гулять по Вологде. Поднимались на колокольню, с которой видно весь город, как на ладони; вспоминали
детство в парке на качелях; Кирилл в тельняшке был несколько раз принят за своего ВДВ-шниками,
у которых именно в этот день, 2-го августа, был профессиональный праздник; купались мы и в речке
Вологда. Вода в ней имеет слегка коричневатый оттенок, верхние слои тёплые, а вот нижние… в жару
так хорошо освежают! Мимо проплыли несколько речных трамвайчиков, палубы которых были полны людей
в тельняшках. После купания последовал ужин. Пока он готовился, я, Настя и Надя помогали хозяйке
Памятник первому электрическому фонарю |
собирать смородину. Если б она была обыкновенного размера, мы провозились бы до утра, но когда
ягода размером с крупную вишню, получаешь удовольствие от такого процесса. Наш сюда приезд мы
отметили уже за столом в доме. Ребятам и девчонкам очень понравилась «мацуха» – блюдо из тёртого
чеснока со сметаной и молоком.
Вечером мы снова пошли гулять по городу. Очень надеялись увидеть подсвеченную
колокольню, но, наверное, не судьба. Зато увидели многое другое. Ночью Вологда очень тихий и
спокойный городок, с множеством памятников и фонарей, есть даже памятник фонарю, первому
электрическому фонарю в городе, изображённый в виде фонарного столба того времени со стоящей
рядом псиной и задравшей заднюю лапу.
Вернулись домой уже после полуночи, а вставать утром рано – хозяевам уходить
на работу, нам – отправляться в путь-дорогу. Спали по разделению: я, Кирыч и Влад – в палатке
на лужайке около дома, все остальные – Нади, Лена и Настя – в доме на втором этаже. Было тихо,
никаких сигнализаций, только поезда вдалеке гудели, но спать они не мешали.
3. Первые километры. Вологда – Кубенское озеро.
Подъём! По-быстрому позавтракав, мы заторопились со сборами. Ещё вечером
Влад попросил дядю Сашу наточить новый совершенно тупой топор, но дома этого сделать не удалось,
поэтому Александр Иванович взял его с собой на работу, чтоб наточить там. Соответственно нам
необходимо было с Владом доехать до проходной Очистных Сооружений Водоканала, чтоб забрать так
необходимый в походе инструмент. Намотали целых 10 километров, как показывал велокомпьютер Влада,
заодно немного размялись. А топор был настолько мастерски заточен, что им, наверное, можно было
бриться! Вернувшись, обнаружили, что наши уже уехали от дома и ждут нас за мостом через реку.
Вот теперь все в сборе, и можно смело отправляться в дорогу. По карте
примерно запланировали, как поедем – по объездной дороге от основного шоссе, чтоб машин меньше
было, хотелось доехать до Кубенского озера, в которое впадает много маленьких речушек, – чтоб
не было проблем с водой. По пути обязательно нужно заехать в Прилукский монастырь, что находится
прямо при выезде из города. И вот, стройная колонна из семи велосипедистов уже рассекает по
городской улице. Штурман – первый, ведёт всех. Здесь я в который раз осознал, что ехать первым
гораздо лучше, чем ехать последним. Всё-таки ждать проще, чем догонять, к тому же ты ещё являешься
и задающим темп. Но, казалось бы, что трудного в том, чтоб просто выехать из города. Именно здесь
Влад умудрился шлёпнуться на асфальт, зацепив Надю. Он ударился рукой, так, что её пришлось
перевязывать, и покорёжил на своём велике заднее колесо до состояния восьмёрки. Понадобилась
помощь Насти, правда пока только с рукой.
|
Вот и Прилукский монастырь. Выглядит снаружи он вполне солидно, чем-то
похож на Никольский в Переславле-Залесском. Но это только по первому впечатлению. Сначала внутрь
пошли девчонки и Влад, мы же с Кириллом остались у стен караулить транспортные средства, заодно
разыскали колонку и набрали питьевой воды – на улице жарко, ехать долго, пить придётся часто.
Когда они вернулись, зашли и мы. Красиво! Сразу видно, что действующий – всё кругом ухожено.
Вот только бульдозер портил вид. Фотографировать не благословляется, но один кадр сделать
разрешили.
По возвращении обратно, нас накормили сухарями из стратегических запасов
– их был целый мешок. Полакомилась сухариками и наглая и любопытная корова. Поехали дальше:
сидеть на месте хорошо, но самое интересное впереди! Вскоре обнаружилось сильное несоответствие
карты действительности. Новая дорога сбила нас с толку. Куда ехать, я сказать затруднялся. Волевым
решением Кирилл направил нас по прямой, так как сворачивать не было смысла, а прямая больше всего
была похожа на правду. Не ошиблись. Медленно, но верно мы двигались к озеру Кубенскому. Иногда
даже казалось, что где-то вдали блестит водная гладь, но ещё было рано. Восьмёрка на заднем
колесе сильно тормозила Влада, поэтому он постоянно отставал. Проехав деревню Дубровское, я
поспешил «обрадовать» ребят: скоро должен закончиться асфальт…. Так оно и случилось: асфальт
превратился в бетонку, которая, в свою очередь, плавно перешла в пыльную, раскатанную песчаную
дорогу, ехать по которой, прямо скажу, неприятно. Колесо, попадая в рыхлый песок, начинает
буксовать, скорость падает, и приходится прилагать дополнительные усилия, чтоб возобновить
скорость и свернуть туда, где земля более или менее укатана.
Лесов поблизости почти не было, только поля, на которых росла то гречиха
жёлто-коричневого цвета, то тёмно-зелёная капуста, вокруг которой копошился народ. Жара и пыль
изнуряли, хотелось пить, а запасы воды приближались к своему логическому завершению. Тут пришла
идея купить молока, Лена сказала, что оно здесь дешёвое, и надо брать 4 литра. Но с молоком дела
обстояли довольно плохо. Заезжая то в одну деревню, то в другую, мы возвращались ни с чем.
Деревушки-то маленькие, и коров здесь не держат, а если и держат одну единственную, то молоко
от неё расписано по покупателям на неделю вперёд. Нужен был большой посёлок. Таким оказалось
Морино. Там в кирпичном двухэтажном многоквартирном доме нам продали-таки 4 литра молока, вот
только цена была не столь уж и низкой.
Немного отъехав от посёлка, мы нашли себе местечко в стороне от дороги
с несколькими деревцами, под которыми и расположились, чтоб распить заветное молоко. Развалились,
так что и вставать не хотелось: кругом солнце печёт, а тут тенёк, лежи, да лежи на травке… но,
но! Не расслабляться! Как ни тяжело ехать по жаре, а ехать надо. К тому же, карта сулила нам
через несколько километров асфальтированную дорогу. Проезжали мы удивительно большой и высокий
борщевик, ростом выше большого сарая. А карта не обманула – гадкая и пыльная грунтовка, наконец,
закончилась, и мы, сами в это не веря, въехали в большое село. От бабушек удалось узнать, что
это действительно село Кубенское. На повороте очень вкусно пахло выпечкой, этот запах даже
заманил некоторых к себе, других же «привлёк» другой запах – гораздо более противный, запах
сероводородной воды из колонки. Но, другой не дано, довольствуемся этой. Немного заблудившись
в селе, мы вышли на путь истинный. Кубенское, по моему мнению, чем-то напоминает подмосковное
Гарь-Покровское, а название созвучно с Кубинкой. На выезде из села стояла очень оригинальная
церковь, купол которой не отделён башенкой от крыши, а выполнен в виде приплюснутого шарообразного
шатра, похожего на шлем.
Немного полюбовавшись на церковь, мы выехали на большую трассу с
гарантированным асфальтом. На удивление, машин на ней было не так уж и много. Зато справа
в нескольких километрах появилось долгожданное озеро! Точкой финиша на сегодня назначили
50 километров от утреннего старта. Кирилл предлагал встать на берегу речки Шуя, спутав,
наверное, её с одноимённой Карельской. Эта Шуя оказалась всего-лишь небольшим ручьём,
ночевать возле которой просто невозможно. Надо к озеру пробираться. Первая попытка не
увенчалась успехом, когда мы с Кириллом у села Воздвиженье поехали разведывать грунтовку
в сторону озера. Народ в селе, будто вымер – никого, а спросить не помешало бы. Устроили
разведку боем – покатили по дороге, которая вела прямо к озеру, но скоро оборвалась,
уткнувшись в земляной вал, ров с болотной водой и заросли кустарника. Мимо прошли искупавшиеся
ребята. К озеру отсюда можно пройти, но только не на гружёных велосипедах. А местная жительница,
стоявшая неподалёку, объяснила, что раньше здесь был проезд к озеру, а теперь накопали траншей,
соединив болота с озером, насыпали этот вал, так, что проход только пешком, и тот с трудом.
Также она поведала нам, где мы сможем пробраться к озеру – у деревни Новое. Она находится
километрах в пяти отсюда. Там будет прямая накатанная дорога. Вернулись к своим. А они там
уже расположились под деревцем в тенёчке, рисуют, расслабились, ожидая команды, чтоб поехать
вниз…. Рано! Мы с Кириллом их разочаровали, поведав про Новое и про пять километров.
Доехали довольно быстро, наверное, уже хотелось на отдых, тем более
что 50 км уже проехали, а мы с Владом и все 60. Хорошенько расспросив местных жителей,
устремляемся по накатанной дороге к озеру, навстречу проехали несколько машин. Сразу видно:
место здесь оживлённое, надо искать, где поменьше народу. Привела дорога нас на рыбацкий пляж.
Название он своё оправдывает на все сто процентов! В воздухе стоит запах рыбы. Машины на берегу,
моторки в воде, люди с большими пакетами в руках, полными рыбы. Нет, нам здесь не место. Неплохо
бы попасть направо от этого пляжа – там большое пространство. Но вот какая проблема – чтоб туда
попасть, нужно перебраться через глубокую канаву с водой. А с велосипедами это сделать
проблематично. Снова пришлось допытываться у парнишки, несущего домой улов, как туда попасть.
По другому берегу есть такая же дорога, но ведёт она на обыкновенный пляж, где все купаются,
а чтоб на неё перебраться есть два варианта, один из которых отпадает сам собой: форсировать
траншею или ехать к её началу – около километра к деревне. Вернулись.
|
Этот пляж действительно был свободен, и там спокойно можно было устраивать
стоянку. Если попытаться кратко описать это местечко, то можно сказать следующее. Песчаный берег,
слегка поросший травой и кустарником, куча сухого тростника на песке, сзади заросли и болото, в
которое лезть за дровами не следует, впереди – озеро, бескрайний простор, противоположный берег
почти не виден, это ширина озера около 10 км! А длина! По карте получается почти 50! Поэтому,
если посмотреть вдоль береговой линии, то дальний конец озера уходит за горизонт, а вдалеке
плавают катера и моторные лодки. Виден остров Каменный, на котором стоит монастырь. Несмотря
на не очень сильный ветер, волна гуляет не маленькая. Сразу хочется бросить велик и прыгнуть
в воду после многокилометрового переезда и пыльной грунтовки. Не долго думая, мы так и поступили.
Первыми в воде оказались Кирилл, Влад и Настя. Долго же они шли до того места, где глубина стала
достаточной для купания, – метров пятьсот! За ними последовали и остальные. Дно илистое, кое-где
попадаются большие камни, стукнуться ногой о которые не так уж и приятно. Если нырнуть и открыть
глаза, то вокруг всё красно-оранжевое. Такая вот вода. На глубине «по шейку» появляются длинные
водоросли, также мешающие нормальному плаванию. Зато, какие волны! Это, конечно, не море, и вода
тут не солёная, но покачаться на волнах очень и очень интересно.
Ужин... |
Вдоволь накупавшись и освежившись, увидели наш первый закат: палившее весь
день Солнце опустилось за вершины деревьев, оставив на небе след цвета грейпфрута. Солнце село,
а ему на смену пришла апельсиновая Луна, расстелившая на озере дорожку, по которой можно было
бы, наверное, дойти до Кубенского маяка.
Пора начинать устраиваться. Здесь составили график дежурства, разбились на пары. Первое
дежурство досталось Лене и Кириллу. Остальные лишь слегка им помогали. Как было видно по
обстановке, топлива для костра здесь было явно маловато. Это повод для очередной разведки.
По еле заметной дороге, идущей вдоль берега, мы с Кириллом и побрели, перебираясь через
многочисленные ручьи, но пока оставались сухими. Разведка дала свои результаты – был найден
большой сухой куст, который мы незамедлительно понесли к лагерю. Но вот на обратном пути
сухими из воды выйти не удалось… залили кроссовки!
Печуру сложили из валявшихся рядом кирпичей, оставшихся от предыдущих
отдыхающих. Кстати, дальше на протяжении почти всего похода у нас были печки очень
оригинальных конструкций, поэтому, редко приходилось прибегать к помощи стандартных
колышков и перекладины, отличающихся пониженной устойчивостью к пламени.
А дальше – как обычно: вкусный походный ужин, причём, неважно,
как и из чего он приготовлен – всё равно вкусный; песни под гитару, и на боковую. После
первого дня пути нужно как следует отдохнуть.
4. Гонки по жаре. П. Новое – д. Алексеево.
Выправление «восьмёрки» |
Утро началось с попыток отремонтировать, а точнее выправить заднее
колесо у Владова велосипеда. За это взялась наш механик – Настя, потом присоединились и другие.
Честно скажу: «Пытались!» Немного получилось, но ему это почти не помогло. Утром на пляж стал
сходиться народ, и даже приплыла моторка. Мы потихоньку позавтракали, собрали вещи, искупались,
поглядели в карту – запланировали точку стоянки – озерцо Ситское, полностью окружённое лесом,
что поначалу нас ничуть не смущало. По расстоянию примерно столько же – около 50.
Погода обещала быть очень жаркой, поэтому мы решили найти колодец и
заполнить все имеющиеся ёмкости водой. Колодец был найден прямо в Новом, на выезде из деревни.
Какая же вкусная вода, особенно после вчерашней сероводородной, трудно оторваться! Вот так, с
полными емкостями воды, мы стали пробираться к трассе. А я по пути, при попытке переехать по
дощечке через канаву, угодил в неё передним колесом! Вроде ничего особенного, но получил пинка
от своего рюкзака, а также погнул немножко раму. Ерунда, на такие мелочи и внимания обращать
не стоит!
|
Первую десятку по жаре сделали довольно легко со средней скоростью 20
км/ч (по столбикам и часам я её определял, а не по компьютеру). Очень скоро достигли наивысшей
точки над озером – где-то километра три-четыре не доезжая до села Новленское, в котором мы и
остановились, измученные жарой. Да, под таким солнцем ехать тяжело! Мы за это время успели так
загореть, я бы даже сказал обгореть, что больше было просто некуда! В магазине внимание наше
привлекла трёхлитровая банка брусничного сока. Куда деваться – купили, заодно время немного
потянем, может, жара слегка спадёт.
Здесь обсудили свои дальнейшие планы – куда хотим ехать, где хотим
остановиться, что хотим увидеть. Ферапонтово – однозначно, желательно с днёвкой, далее – Кириллов,
неплохо бы заехать и в Горицы, там монастырь, гора Маура, с которой преподобный Кирилл увидел
место для постройки своего монастыря. Последнее нам посоветовала продавщица из магазина.
Беспокоило только то, что дальше предстоит перебираться через Шексну на пароме, а так как опыта
таких переправлений нет, интересовала цена этого удовольствия – непредвиденные расходы. Собрали
с каждого дополнительные средства.
Наевшись мороженого, напившись сока и покачавшись немного на стоящих рядом
качелях, мы с неохотой взобрались на велосипеды и поехали дальше, а на моём рюкзаке гордо развевался
флаг, прикрепленный двумя булавками. Мимо пробегали деревни, сёла, дорога то спускалась вниз в
очередной овраг с небольшой речушкой, то снова поднималась наверх. Только две вещи оставались
неизменными: палящее Солнце, спрятаться от которого было просто некуда, и всё ещё тянущееся справа
озеро Кубенское.
Чтобы никто не получил тепловой удар, я стал заставлять каждого съесть
соли, разумеется запив водой. Как и следовало ожидать, делалось это с большой неохотой и отвращением.
Но сам я заглотил двойную порцию, за что сразу был назван кем-то вроде маньяка.
Скоро появилась надежда на то, что Солнце скроется за единственной большой
тучей. Так оно и получилось. Обрадовавшись, все слегка поднажали на педали, чтоб проехать побольше
и доехать до Ситского озера. Во время одной из остановок на передышку я заметил, что в придорожном
лесу пахнет брусникой, но ягод не видно, интересно, к чему бы это? А от тучи сильно веяло прохладой
и попахивало дождиком, кое-где даже асфальт влажный был. Господство жары на сегодня закончилось,
и стало вечереть, хоть и не темнело. В какой-то момент даже становилось прохладно. Леса подступили
вплотную к дороге, тени от них ложились нам на пути. Здесь ориентироваться стало трудновато –
указателей с названиями деревень почти не стало, разветвлений трассы тоже. Приходилось ехать наугад.
Хотя иногда и наступали просветления.
Запомнился мне один момент. Попался нам навстречу рейсовый автобус до
Вологды, остановился на еле заметной среди деревьев остановке, на которой стояли несколько
человек и одна собачонка. Оказывается, собака провожала кого-то из пассажиров, потому что, как
только автобус отъехал, она убежала по дороге, уходящей в лес, предположительно, в деревню.
Вот она собачья преданность!
|
Ещё через некоторое время я узнал, что у Кирилла здесь всё схвачено,
даже район свой есть – Кирилловский! А если серьёзно, то это, во-первых, сориентировало нас
по карте, а во-вторых, означало, что до Ферапонтово остаётся совсем немного – километров пятнадцать.
Была у меня подсознательная идея молча довести всех туда сегодня, но по команде было видно, что
они просто не вынесут этого, девчонки сильно устали и измучены жарой, поэтому, пора закругляться.
Вот только озера почему-то не видно пока. Лес, да лес по обе стороны. Останавливаемся и едём на
разведку стандартным уже составом. Пройдя по тропинке в глубь леса, ничего, кроме двух
подосиновиков не находим. Впереди заболоченный лес с тучей комаров. Озера нет. Едем дальше.
«Может, до Никольского озера доедем?» – предлагал я. Никто не согласился. Тогда было решено
остановиться на единственной лужайке слева перед деревней Алексеево. Дрова найдём, а вот как
с водой быть? Наши путевые запасы почти исчерпаны, а водоёмов поблизости не наблюдается.
Отправили меня в деревню на поиски колодца, который без проблем был найден. Вода доставалась
при помощи журавля – такая конструкция очень была похожа на те, которые запомнились мне ещё
из детских книжек про деревенскую жизнь. Я получил настоящее удовольствие от набирания воды!
Заодно побеседовал с одной бабулькой. Она пояснила, что к Ситскому озеру подъехать невозможно,
потому что оно всё заболочено. Заодно расспросила меня, кто мы, откуда и куда едем. А к колодцу
этому ещё не раз приходилось возвращаться.
Настало время моего дежурства, вместе с Надей Н. Началось всё с поиска
дров в заболоченном лесочке прямо рядом с местом нашей стоянки. Проблем не возникло никаких,
зато удалось разработать «таган», после названный «грызаным», для канов и сковородки, на которой
с успехом были сожжены те единственные два подосиновика, пока мы в очередной раз бегали за водой.
«Таган» этот почти ничем не отличался от костра по типу «колодец», разве что основное пламя
давали не толстые брёвна, а палки, закладываемые между ними, мокрые брёвна же служили остовом
всей конструкции. Что касается обуглившихся грибов, то они таинственным образом оказались в
каше из кукурузной крупы, развариваться которая никак не хотела!..
На лужайку опустился туман, некоторое время провисевший над головами,
как облака. А когда Солнце скрылось, все приобрело монотонный сумеречный оттенок. Уже из
палатки мы слышали, какой-то топот копыт, донёсшийся со стороны дороги, но, не придав ему
особого значения, заснули, хорошенько прожаренные дневным Солнцем.
5. Ферапонтово и окрестности.
В связи с дежурством день для меня и Нади начался рано. Нужно было
вымыть посуду, сбегать за водицей, которая, как объяснила та самая бабушка из деревни, после
дождя всегда становится мутной, и этот раз не исключение; приготовить завтрак. Во время завтрака,
кстати, мы долго «охотились» за маленьким зелёненьким кузнечиком, чтоб его сфотографировать.
Немного походили по скошенной траве босяком, чтоб слегка взбодриться, собрались и поехали, не
забыв заглянуть в последний раз «к Джеку в гости» – так звали большую собаку, которая прыгала
на цепи около дома рядом с колодцем, не уставая громко лаять.
Совсем скоро добрались до села Никольский Торжок, где Лена обещала
большие горки, спутав его с каким-то другим населённым пунктом, в названии которого тоже есть
слово Никольский. Никаких горок, разумеется, не было. Зато там есть большое и очень красивое
озеро Никольское, не искупаться в котором просто было бы смешно. Проезжая по посёлку, мы
обратили внимание на кирпичные развалины, очень похожие на остатки от большого храма. Возможно,
так оно и есть, но, не слишком задумываясь над этим, все поспешили в воду. Озеро очень живописное.
По берегам заросли камыша, где-то на середине между нашим и противоположным берегом остров с
деревьями, а другой конец озера, словно река, уходит вдаль, скрываясь за поворотом. По карте
длина его примерно 9 км при ширине метров пятьсот. Вода прохладная и прозрачная, в отличие от
Кубенского. Очень удачно у берега сделан плавучий мосток, с него так удобно прыгать, но всех
он не держит и начинает тонуть. А доски от воды скользкие, и Кирилл на них хорошенько
поскользнулся.
|
Немного погревшись на берегу, мы зашли в магазин, а потом покинули
Никольский Торжок. Далее был длинный подъём на высокий мост через Северо-Двинский канал,
обозначенный на указателе, как Кишемский. Сверху открылся интересный вид на окружающие нас
со всех сторон, тянущиеся до самого горизонта леса, видно было, как по каналу плывёт теплоход,
видно, как наши тени купались в воде канала. Съехав с моста на большой скорости, наше внимание
привлекла на площадке у дороги статуя лося, на рогах которого были привязаны ленточки. Почему
бы и нам на него не слазить? Полезли!
Ферапонтов монастырь |
Через несколько минут добрались мы и до развилки дорог: одна на Кириллов,
другая – на Липин Бор. Надя Ч. предложила поехать не по шумной трассе до Ферапонтово, а по лесной
дороге через деревеньку Ципино. Но лесную дорогу найти не удалось, поэтому поехали по основной
трассе, свернув налево к Ферапонтово перед мостом. Вдали уже виднелись купола Ферапонтовского
монастыря, и было заметно, с каким нетерпением Лена туда спешит. Проехали мимо лесопилки, и вот
перед нами Бородаевское озеро с блестящей на солнце водой, а на берегу стоит знаменитый монастырь,
отличающийся от всех до сих пор мной виденных тем, что у него над входом располагаются две стоящие
вплотную друг к другу башенки с куполами. К воротам вела вымощенная камнем дорожка. Сначала на
экскурсию пошли мы с Владом и Кириллом. Что ж, наше с Кирычем мнение совпало: впечатление
монастыря он не производит, только как музей… да к тому же ещё и на реставрации. Зато наши
|
художницы ушли туда надолго – им было, что там посмотреть. Оказывается, во время, пока мы
там ходили, мимо проезжала группа спортсменов-велосипедистов, беспощадно делавших километры.
Всё, что девчонки успели у них узнать, это то, что они едут от Петрозаводска и спешат скорей
в Вологду, пока погода не испортилась. После чего гонщики незаметно испарились, так, наверное,
и не заметив Ферапонтовского монастыря!
А пока мы караулили вещи на скамейке напротив ворот, успели и рассказов
разных послушать от местного деда про остров в виде креста, насыпанный патриархом Никоном во
время ссылки, и взорванный в Советское время, и немного про Ципину гору. Сходили поглядеть
на деревянный мост через протоку между озёрами, заглянули в магазин, пожарились на солнце, а
также сократили запасы кускового сахара и сухарей! Зато экскурсантки вернулись довольными.
Дальше последовала история с поисками молока. Хотелось вечером у костра
полакомиться молочком! Начиналось всё, как обычно, с простых вопросов к местным жителям. Но все
отнекивались, молока ни у кого не было, по разным причинам. Тогда мы с Леной решили заняться
основательным поиском, оставив остальных дожидаться в тенёчке. Одна из жительниц сказала нам,
что за каким-то там поворотом, в каком-то доме живёт бабушка, к которой можно обратиться с
нашим вопросом. Молока не оказалось. Спросили в магазине – там нас направили на соседнюю улицу.
Так, швыряемые от одного дома к другому, мы тщетно пытались отыскать людей, которые продали бы
нам пять литров молока. Все отказывали. Такое большое село, неужели так мало коров, что всё
молоко расходится по рукам, ещё не будучи надоенным? После почти часовых скитаний по улочкам
Ферапонтово (а село не маленькое) мне уже не хотелось отступать, я решил любой ценой добыть
заветные пять литров. А Лена, наоборот, отчаялась, собираясь уехать ни с чем. Я вспомнил про
алкашей, которые нас направили на одну из улочек. Снова обратился к одному из них, так как
видно было по нему, что помочь хочет, причём, даже знает как. Пошёл он искать хозяйку какого-то
из домов, но по пути вспомнил, что в нескольких километрах есть молочная ферма. «Да нет никаких
проблем, езжайте туда, там вам хоть пять, хоть десять литров нальют, нет проблем!» Повторив эту
фразу ещё раз пять, он скромно так сказал: «Ну, на пивко-то подкинь за старания!» Так как он
оказался единственным человеком, который догадался до идеи с фермой, я не пожалел денег. Он
обрадовался, заметил, что у велика моего рама погнута после падения передним колесом в канаву
в Новом, предложил: «Давай поленом сейчас стукнем – всё разогнётся!» От этого я уже отказался.
Вернувшись к заждавшимся друзьям, мы обнаружили, что они себе нашли
собеседника и тоже не провели это время зря. Собравшись вместе, мы поехали теперь искать
удобное место для стоянки на берегу Бородаевского озера, а я отделился и помчался на ферму
с такой скоростью, что Кирилл, направленный мне в помощь, на своём «спортивном» не смог меня
догнать. Очень уж хотелось достигнуть поставленной цели! Успел как раз к вечерней дойке. Пока
начальство не приехало, нам продали 5 литров тёплого, парного молока, на чём история эта
закончилась.
Небольшую проблему вызвали поиски места стоянки, её удалось найти
почти в сумерках. Место насиженное, спиленная сухая сосна посреди полянки, рядом кострище,
обложенное камнями, полянка в маленьком лесочке, лесочек на бугорке, бугорок на берегу озера.
Одно но: совсем рядом, на мысе, вдающемся в озеро, было очень много отдыхающих. Ничего,
стерпим.
Ответственными за ужин были Влад и Надя Ч. Остальные намазались
средством против комаров, которое совсем не помогает, мне, по крайней мере, вследствие
чего, я мазаться не стал, а просто надел непрокусываемую куртку. Вечером было весело. А
завтра мы решили сделать днёвку, чтоб девчонки могли ещё раз сходить в Ферапонтовский монастырь.
Кроме этого хотелось попасть на Ципину гору.
|
Утро началось с массового купания и стирки вещей. Вскоре после этого
нас в лагере осталось трое: я, Кирилл и Влад. Днём пролил заметный дождь, во время которого
я пытался сделать из пня от сосны что-то вроде кресла, но так как под сильным дождём работать
мокровато, забросил это дело, залез в палатку, и сразу был усыплён стуком капель по крыше.
Да, под шум дождя засыпается просто великолепно. Когда проснулся, дождик закончился, но
Солнце выглядывать не спешило, всё вокруг было мокрым: трава, ветки, выход из палатки.
Выбравшись наружу, вижу, что нас всё ещё трое. Поэтому решаю доделать начатую работу –
превратить пень в кресло. Как раз, когда я заканчивал, вернулась и вторая половина нашей
команды. Полные сил и рвения, они собрались ехать в Ципино. А я, как штурман, их собрался
вести. Да мне и самому стало интересно, что же это за Ципина гора такая, возвышающаяся над
лесом зелёной шапкой.
|
Оставив Влада с Кириллом готовить ужин, мы впятером направились в
маленькую вечернюю экспедицию к подножью горы, хотя времени было уже около девяти часов
вечера. Поворот на Ципино не заставил себя долго искать – он находился прямо у развилки
основной, асфальтированной дороги. С виду дорожка показалась нам вполне приличной, накатанной.
Но стоило только заехать за поворот, как начались ямы и колдобины. Колеи на дороге оказались
очень глубокими, к тому же, с водой. Где-то дальше застряла машина, о которой нам поведали
люди, идущие навстречу. У них мы спрашивали, как проехать в Ципино. После преодоления всех
таких препятствий, мы оказались таки у меленькой деревеньки, домики которой прятались среди
деревьев. Справа заметили стройплощадку, на заборе которой висело пояснение, что здесь идёт
реконструкция деревянной церкви Ильи Пророка. От самой же церквушки почти ничего не осталось.
Жаль, а хотелось на неё поглядеть.
|
Чуть дальше располагалось озеро Ильинское. Увидев его, я сразу понял,
что приехал сюда не зря. Такая тишина царила вокруг и безмятежность. Озерко маленькое, лес
вокруг, где-то у берега рыбак на лодке молча поджидает свою добычу. Солнце пробилось через
серую тучу, освещая часть неба над лесом. Глядя на такую картину, кажется, будто время
остановилось, что ты стоишь здесь уже очень долго, а ничто не меняется, но и уходить не
хочется! А надо было ехать дальше: или обратно в лагерь по разбитой и размытой сегодняшним
дождём дороге, или попробовать проехать к шоссе напрямик по такой же дороге, указанной на
карте, но вдобавок увидеть ещё что-нибудь интересное. Выбрали второй вариант – всё-равно
грязь месить! На удивление, дорожка скоро улучшилась, так как менее накатана и не разбита.
Прибыли мы в деревню Леушкино, абсолютно не похожую на рядом расположенное Ферапонтово. Там
стояли огромные деревянные дома, некоторые слегка покосившиеся, некоторые отремонтированные,
были заросшие прудики с мостками. А над деревней, как неприступная крепость, возвышалась
Ципина гора. Напрямик проехать нам не удалось, так как дорога, завернув за последний дом,
закончилась. Пришлось спрашивать у жительницы, где можно проехать, заодно разузнали, как
добраться до крестов на вершине горы. Нужно было ехать по тропинке от трансформаторной
будки на окраине деревни вдоль подножья горы, там будет натоптанная тропа к вершине, даже
показала на карте, как ехать. Велики она рекомендовала оставить внизу, чтоб легче было
подниматься.
|
Вроде, всё сделав именно так, как она рассказала, мы поехали вдоль
подножья по тропке, но никакого подъёма наверх не заметили, приехав в Оденьево. Там задержались
около свежепостроенного домика, так как в нём никого не было. На подпорках его крыльца были
вырезаны лица, по типу деревянных статуй, сзади стояла скамейка с видом на «море» леса, на
котором чётко была видна тень от вершины горы. Деревня Оденьево стоит примерно на середине
её высоты. Найдя обитаемый дом, я спросил, как же всё-таки добраться до крестов на самом
верху. Мне посоветовали подняться по еле заметной тропочке, сказав, что через лес мы выйдем
именно туда. Не раздумывая, мы стали подниматься по склону, наречённому Настей « 6 Б ».
Сверху также рос лес, и не было ни малейшего намёка на следы человеческой деятельности, а
уж тем более на крест. Пометив место, где поднимались, мы попробовали пройти сквозь чащу,
прыгали через канавы и поваленные деревья, но скоро развернулись обратно, спустившись вниз
ни с чем. Испили водицы из колодца, уровень воды в котором много выше уровня земли и почти
доходит до верха сруба; покатались на качелях. А я оценил уличную печку с трубой из чугунков
без донышек.
Теперь пора было возвращаться к Кириллу и Владу, на улице начинало темнеть. Кое-как отыскав
спуск вниз, мы выбрались на трассу и, проехав километров 7-8, увидели купола Ферапонтовского
монастыря, которые выделялись на ещё подсвеченном небе. По дороге пытались ехать, не держась
за руль, так как не было за спиной тяжёлых рюкзаков. В лагере нас ожидала картошка, запечённая
в углях, ну, и много всяких прочих вкусностей. Бедные наши дежурные слюной истекли, пока нас
дождались!
6. По лесной дороге. Кириллов.
Лесная дорога в Кириллов |
Попрощавшись с Ферапонтово, решено было ехать по продолжению этой
асфальтированной дороги, которая проходит через село. Вскоре асфальт закончился, осталась
хорошо накатанная грунтовка. Но после деревни Окулово исчезла совсем, а точнее, стала такой
заросшей, что за кустами мы её сразу и не заметили. Да уж, вдоволь «навеселились» мы на этой
грунтовке! Эти пять лесных километров растянулись для нас во все двадцать! Мало того, что
периодически нужно было преодолевать лужи, объезжая дополнительно нависающие кусты, ерунда
и то, что в одной из таких луж я успел побывать, искупался, короче; самое неприятное случилось
примерно на середине дороги, когда я, Лена и Нади оказались впереди, а Влад, Настя и Кирыч –
немного отстали. Мы остановились, чтоб их дождаться, а сзади никто не едет, прошло минут пятнадцать
– никого. Тогда я пошёл им навстречу. Оказывается, у велосипеда Влада отвалилась правая педаль,
причём напрочь срезав резьбу. Ремонту сия конструкция не подлежала, пришлось ему топать пешком.
А до города ещё далеко. Хорошо, что хоть такой гадкой дороги осталось немного: когда мы выехали
к деревне Горяйново, лес отступил, а дорога перестала над нами издеваться.
Без одной педали |
В деревне нас встретил единственный житель – дедок, убиравший сено. Оказывается,
что в остальные дома жители приезжают только отдыхать, поэтому колодцев здесь нет, а воду можно
набрать из ямы в конце его участка, сразу за сараем. «И это можно пить?» – удивился я, увидев
обыкновенную яму, заполненную водой, в которой плескались лягушки. Обычно такие сооружения
используют для накопления воды для полива, но пить эту воду почему-то не хотелось, да и по
цвету она была зелёной!
На небе стали появляться нехорошие тучки, приближающиеся с каждой минутой.
Надо было спешить в Кириллов. Дорога дальше была нормальной: посередине остатки от мощёнки,
по краям – размытый песок, по которому вполне приятно ехать. Влад приспособился к велосипеду
с одной педалью – ехал на нём, как на самокате, отталкиваясь одной ногой от почвы. Вот вдалеке
стали видны городские постройки, потом – большое озеро справа, а на въезде в город дорогу
преградило стадо коров. При виде этого стада пришла в голову мысль купить молока – проблем
не возникло. Пока мы с Надей-казначеем катались за молоком и продуктами, тех. группа (Настя,
Кирыч и Влад) поехали прочёсывать город на предмет магазина с запчастями к велосипеду. Нашли
довольно удачно – звёздочку новую приобрели и принялись ставить, а мы тем временем устремились
на почту, чтобы отправить письма и позвонить в Москву, сообщить, что у нас всё нормально, и
мы успешно доехали до Кириллова.
Немного о городе. Узенькие улочки, пересекающиеся под прямым углом, делали
Кириллов похожим на многие другие провинциальные города. Дома – в основном деревянные, с
большим количеством резных наличников на окнах и карнизах. Машин на улицах мало, поэтому тихо.
Дороги средней разбитости. Есть парк, через который видно стены Кириллово-Белозерского монастыря.
Собственно, этим и отличается городок от своих провинциальных собратьев.
|
На улице похолодало, поэтому захотелось съесть мороженого…. Да, да, мы – раздолбаи
– такие: зимой мороженое едим, летом – горячий чай пьём! После успешного ремонта, отправились по
дороге на противоположный берег Сиверского озера – чтоб видеть монастырь, как на ладони. Но тучи-то
не отступили! Тут мы срочно развернули большой кусок полиэтилена, накрыв им все велосипеды, и сами
забрались под него. Потом, немного поискав, нашли стоянку. Правда, Влад слегка заблудился,
проскочив мимо поворота на нужную дорожку. В воздухе летали тучи комаров – срочно нужно было
мазаться средствами. А там, где дрова мы с Кириллом доставали, их вообще пруд пруди, болото
всё-таки. Не боимся мы их – Мещёрская школа сделала своё дело!
Приготовив ужин на уже привычном «тагане» (моё дежурство), мы решили завтра
весь день потратить на посещение монастыря (музея), а вечером поехать в Горицы, где можно встать
на берегу реки Шексны.
Утренняя погодка позволила искупаться, а Кирилл на радостях наелся сгущёнки!
Собрав все вещи, мы полным составом поехали в Кириллов. По дороге у велика Кирыча лопнула камера,
и они с Настей остались ремонтироваться. Мы же продолжили путь к монастырю. Перед въездом, как
полагается, стоял маленький теремок с надписью «сувениры». В нём продавалась Куракинская
керамика, а на улице перед теремком – плетёные и тканые здесь же на станке сувениры.
Разумеется, что-нибудь на память нужно купить, пусть даже самое простое и символическое.
Зато, будет подтверждение нашего пребывания в Кириллове.
|
После приобретения памятных вещиц я остался сторожить велосипеды под
деревом за деревянной площадкой сувенирной лавки, решив подзарядить фотик и дождаться
Кирилла и Настю, а остальные пошли в музей. На улице была великолепная погода, было
жарко даже в тени под деревом. За эти несколько часов, пока я их ждал, занялся
организацией следующего своего похода – байдарочного на реку Волчина, ориентировочно
с 15-го августа. Писал sms-ки в Москву, выясняя, кто поедет, как и когда точно выезжать.
Подъехали Кирилл с Настей. Рассказали страшную историю, как они там штопали покрышку.
Причём хватило этого не надолго. Приехали и сразу укатили снова – по магазинам, искать
новую покрышку.
|
Когда вернулись Влад и Надя, теперь мы побрели гулять по монастырю.
Большой, слов нет. Внутри он объединяет несколько монастырей, разделённых небольшими
кирпичными заборчиками. Заглянули в музей, рассказывающий о жизни преподобного Кирилла,
потом гуляли по крепостной стене, имеющей аж три яруса. Бойницы на третьем ярусе, как
нам показалось, были вырезаны в кирпиче после постройки самой стены, что не совсем было
понятно. Видели мы там и маленькую деревянную часовенку, и небольшую ветряную мельницу.
Впечатление такое, что находишься внутри кремля или большой крепости, а не на территории
монастыря. Очень, кстати, красивый вид открывается со стены на Сиверское озеро.
Насмотревшись и находившись, а также, слегка перекусив, мы направились
по дороге из города – в Горицы, а попытки купить картошку не увенчались успехом, так как
в этом году у всех неурожай. Село находится всего километрах в восьми от Кириллова. Пока
ехали, заметили, что опять начинают собираться тучки, причём, гораздо более серьёзные,
чем вчера.
7. Шексна и Горицы.
|
Свернув с основной трассы в сторону Шексны, мы оказались на нешуточном
подъёме, точнее, на двух, идущих друг за другом. Всё дело в том, что слева располагалась
та самая гора Маура, а дорога, по которой мы ехали, проходила по её подножью. Гора эта
немного похожа на Ципину, но меньше высотой и размером, и более посещаема народом – здесь
организована экскурсионная тропа, а сама гора является особо охраняемой территорией
природного парка «Русский Север». Поднявшись по дороге, вдали мы увидели Шексну. Действительно,
незабываемое зрелище! Ширина очень и очень большая, посередине несколько больших островов.
Над всем этим, как корона, висит чёрная грозовая туча во всей своей красе. Когда мы съехали
по боковой дорожке, уходящей влево, в село и остановились у стены монастыря, начался
ливень. Вот здесь нам действительно пригодилась полиэтиленовая плёнка. Прятаться от
дождя прибежала и собачонка. Мы уже было, подумали, что этот потоп больше не закончится.
Но всё-таки, скоро появились просветы, и мы поспешили найти себе место для стоянки.
Собака побежала за нами, а прогонять её мы и не стали. Поиск оказался довольно муторным
и мокрым, так как высокая трава отдавала нам, более сухим, лишние капли воды со стеблей.
Пробравшись через лужи и деревья, мы оказались на очень удобной полянке, с которой
открылся замечательный вид на Шексну. По этой широкой реке, обозначенной на карте,
как Шекснинское водохранилище, периодически проплывали огромные суда: то длинные
баржи, то многопалубные теплоходы, исчезая в речной дали. Вокруг полянки росли сосны
и ели, под которыми пахло грибами. «Было бы неплохо завтра попытать счастье грибника»,
– подумал я – «наверняка что-нибудь можно найти». Но, видимо, не судьба. По дороге
промелькнула у кого-то идея остаться завтра здесь на днёвку, но потом все поняли,
что уже не до днёвок, потому что сидеть весь день в палатке, слушая шум дождя – занятие
бесполезное, а так, можно хотя бы куда-нибудь доехать.
И всё-таки, природа, несмотря на тучи, наградила нас красивейшим закатом
над Шексной – последним тёплым закатом в этом походе. Правда, мы этого ещё пока не знали.
Волны на воде отражали лучи Солнца, пробивающегося сквозь тяжёлые грозовые тучи. В это
отражение как раз и заплыли рыбаки на маленькой лодке. Казалось, будто они плывут не по
воде, а по Солнцу! На берегу возвышался тёмный силуэт Горицкого женского монастыря. Кстати,
действующего. Кроме всего прочего, сегодняшний вечер давал и последнюю возможность
искупаться, но я её упустил…. А собака пришла к нам в гости, правда, как только дело
дошло до ужина, она убежала, так ничего и не попробовав из нашего угощения. Неужели,
побрезговала?!!
8.Погода портится. Горицы – пригород Белозерска.
Утром дела обстояли ещё хуже: моросил мелкий дождик, а на небе не
предвиделось больше просветлений. Кое-как позавтракав, мы собрали не самые сухие вещи,
зачехлились, кто как мог, в плащи или куртки от дождя и отправились хотя бы взглянуть
на Горицкий монастырь. У Кирыча опять возникла проблема с велосипедом. Но ремонт,
на сей раз, проходил в мокрых условиях. Внутри монастыря чувствуется нормальная
жилая атмосфера. Очень меня заинтересовали поленницы в виде копны. Первый раз я
такие увидел в Вязьме, но здесь они были такими высокими!
Дождавшись под навесом прекращения на некоторое время дождя, мы
тронулись в путь. Неплохо было бы доехать до Белозерска сегодня, но что там с
паромом? Удалось разведать время его работы – до шести вечера. Мы пытались также
разузнать, не ходит ли что-нибудь по Шексне до Белозерска, но надо ехать
самостоятельно, потому что ничего туда не ходит. Съехав с малой вершины горы
Маура по той самой дороге, мы обнаружили, что вчерашняя знакомая собака бежит
за нами. Понадеялись, что отвяжется, и поехали дальше. По дороге у Влада, в который
раз, возникла проблема с велосипедом – стала откручиваться педаль, а усилия
велосипедного ключа не хватало, чтоб завернуть её с достаточной силой. Пришлось
в один прекрасный момент тормозить машину, чтоб попросить гаечный ключ.
Ехалось неплохо: дождя пока не было. «Радость» свалилась нам на
голову, когда мы доехали до места, в котором на карте тип дороги менялся с буквы
«Б», что означало бетон, на «Г». А вот в том, что означала эта буква, наши мнения
были самыми разными: от исходно сокращённого «гравий» до сами догадайтесь чего!
Во время очередной попытки спросить гаечный ключ в стоявшей на обочине машине мы
уточнили время хождения парома, а также, будет ли дальше асфальт или нет. Нет!
Трястись нам предстояло около 12 км, а до парома оставалось что-то около двух
часов. Опаздывать не хотелось, потому что ночевать на этом берегу было не за
чем, желательно приблизиться к Белозерску как можно больше. Задача усложнилась,
когда пошёл сильный дождь, а на дороге посередине появилась вымощенная камнем
середина – приходилось ехать по обочине, разбрызгивая образовавшиеся лужи. Плащ
не помогал, точнее, помогал только верхней части тела, а штаны с верху до низу
промокли, да ещё и в резиновые сапоги воды налило. Продолжалось такое «счастье»
около часа. Пока, наконец, дождь не прекратился, и мы не доехали до «конца дороги».
Впереди был шлагбаум со знаком «кирпич», на столбе висело расписание парома и
табличка с названием реки. Несколько раз мимо проплывали длинные баржи, разрезая
носом высокие волны на Шексне.
Дорога от Гориц до парома |
А собака прибежала за нами и сюда! Надо же, около 22 км прошла
от Гориц! Нет, надо этому положить конец. Вдруг, от хозяев убежала, те теперь
ищут, беспокоятся. А если мы ей позволим переправиться на другой берег, то
вероятность её возвращения домой резко снизится. Как только паром стал отходить,
я её с него прогнал. Да, привыкнуть успела она к нам. Так скулила, пыталась даже
перепрыгнуть снова на паром, но всё-таки осталась на берегу.
|
Паром представлял собой широкую площадку с помещением для людей
и капитанской кабиной сверху. Я, честно говоря, ожидал увидеть немного другое.
Паром представлялся мне чем-то, идущим на проложенных под водой тросах. А здесь:
никаких тросов, завёл мотор, и поплыли, как на обычном кораблике. Взглянув на
другой берег, я и там увидел такую же неприятную и надоевшую дорогу – гравий с
большим количеством луж. Уже сойдя с парома, я спросил у кого-то из водителей,
На пароме через Шексну |
будет ли там вообще асфальт. Да, будет, километров через 7 – 9. Обрадовались мы
этому, и скорей поехали вперёд, пока не стемнело, да и пока собака не додумалась
переехать сюда на следующем рейсе парома.
Проезжали мы мимо нескольких деревень, мимо лесоразработок. По
дороге то и дело ездил туда-обратно лесовоз: туда полный, обратно – пустой. Ехали
мы и считали километровые столбики – не терпелось выехать на асфальт. Хорошо хоть,
дождь прекратился. Проехали уже и 7, и 8, и 9 километров, а где же покрытие на
дороге? Направо ответвлялась дорога, такая же гравийная, а на развилке стоял
указатель: «Липин Бор 31». Это означало, что до Липина Бора придётся ехать, скорее
всего, по гравию аж 31 км! Не очень обрадовала нас такая перспектива. Правда,
сейчас гораздо больше бесило отсутствие асфальта здесь. Народ наш весь мокрый,
на улице прохладно. А ну, как заболеют? Этого нам ещё не хватает! После того,
как в деревне Чикиево мы остановились за водой, Кирилл сказал, что пора бы искать
стоянку. На асфальт надеяться не приходится – обманул, наверное, мужик. Стали
искать подходящее место, но кроме непролазных кустов по обочинам ничего не было,
а там, где были свободные пространства – там деревни.
Как вдруг, появился долгожданный асфальт! Нас это слегка взбодрило,
ведь ехать по нему куда легче и быстрее. Но мы всё же продолжали искать стоянку.
Скоро я услышал громкий шум справа. Не такой, как шумит ветер в лесу. Нет. Но за
деревьями ничего видно не было. Так шуметь могло только море! Или большое озеро
– Белое озеро! «Слышите? Это оно!» – воскликнул я. И не ошибся. В просветах между
деревьями мы действительно увидели что-то вроде моря – берегов видно не было. А
вдоль нашего берега озера шёл узенький Белозерский канал, причём отделяла его от
большой воды насыпь шириной всего в несколько метров. И стоянка подвернулась, как
нельзя, кстати. Справа от дороги Кирилл заметил небольшую выкошенную лужайку со
стогом сена посередине. Не раздумывая, мы туда спустились. Местечко оказалось вполне
удачным: тихо – почти нет ветра и от дороги отделяют кусты, комаров нет вообще –
сильный ветер вокруг всех их унёс куда-то, дров было полно, и за водой ходить далеко
не нужно – в нескольких шагах Белозерский канал. Ко всему этому прибавились кусты
дикой смородины в лесочке между поляной и каналом, на которую мы сразу же
набросились.
В считанные минуты угол лужайки превратился в лагерь, где горел
костёр, на нём готовился ужин, а сверху на верёвке, как флаги, сушились мокрые
вещи. Кирилл, стал наливать всем по маленькой крышечке спирта, чтоб не заболели
после такой мокрой дороги и немного согрелись. Я же согревался своими внутренними
ресурсами – просто старался не сидеть на месте и постоянно был в движении. Моё
мнение, что такой способ лучше, а спирт только портит человека, приучая к себе.
Засыпалось под шум прибоя замечательно. Просыпалось – тоже
нормально. Пока готовили завтрак, Надя и я увлеклись сбором смородины – две
полные кружки набрали. Из неё Кирилл сделал сладкую добавку к каше – растолок
и смешал со сгущёнкой. Все утренние сборы очень сильно затянулись, наверное,
после вчерашнего никому ехать вообще не хотелось. Я в это время продолжал
работу организатора
байдарочного похода по Волчине, безжалостно тратя деньги
на счету своих мобильных. Выбрались со стоянки мы только часам к трём, наивно
полагая, что вечером успеем доехать до пересечения дороги с Белозерским каналом
– километра три от развилки дороги, которую мы проезжали вчера.
9. Пристанище пиратов XXI века. Белозерск.
Оказалось, что от города мы стояли всего в нескольких километрах,
поэтому без особого труда туда добрались. На въезде стоял большой въездной знак в
виде трёх арок с колоколами и названием города. Все полезли на него фотографироваться,
встав, кто на буквы, кто рядом с ними, так что получилось слово «ВЕЛОЗЕРСК». Не
терпелось увидеть озеро поближе – съездить на пристань, а также посмотреть
центральную часть города внутри валового кольца. Тем временем, Влад продолжал
искать запчасти к своему велосипеду.
Закупив продуктов в магазине рядом с хлебозаводом, мы сначала
отправились посмотреть на большой храм с колокольней. Возникла идея подняться на
неё, но не получилось – надо было к кому-то обратиться, а чтоб это сделать, этого
кого-то ещё требовалось и найти. Решили подняться на вал и сделать круг почёта. Пока
шли к нему, Кирилл сумел найти своё любимое развлечение – на площади стоял танк!
Чтоб попасть на вал и внутрь кольца, мы перешли по большому кирпичному мосту XVIII
века через ров. Красивое сооружение: состоит мост из трёх арок, а при въезде стоят
маленькие деревянные башенки.
|
Прогулка по валу оставила своё впечатление в памяти. Он был довольно
высоким, поэтому с него видно большую часть города, а горизонт терялся, потому что
небо и вода были почти одного серого холодного цвета. Дул ветер, принося влажный
прохладный воздух со стороны озера. Такой погодой нас встретил Белозерск. А всё-равно,
вот сижу я тут, пишу дома этот отчёт, вспоминаю все те моменты, но хоть и зябко там
было, а душа чем-то тёплым наполняется. Внутри вала был целый городок: несколько
домиков, большой Собор и четыре пруда по периметру кольца. Говорят, что пруды эти
бездонны, что никто глубину их измерить не мог, а также, по легенде, один из них
как-то соединяется с некоторым водоёмом, располагающимся в нескольких десятках
километров отсюда. Что я могу на это сказать? Вполне может быть. Карст – такая
интересная штука, ожидать от него можно всяких чудес! Обернувшись в сторону Белого
озера, можно заметить небольшую деревянную церквушку, купол которой, как пламя свечи,
немного отклонён в сторону.
Перевоплощение |
Закончив обход и оставив снова Влада с Кириллом «куковать» у вещей,
нас занесло в прекрасный краеведческий музей – музей народного быта и обычаев.
Разрешив фотографироваться за символическую плату, хранительница музея нарядила сначала
меня и Надю, а потом и Лену в старинные народные одежды. Усадила нас на лавку, где я
изображал мужика, плетущего лапоть, Надя с кокошником на голове сидела на прялке, держа
в руках веретено. Такое перевоплощение и рассказы оказались для меня самой настоящей
машиной времени, которая за считанные минуты перенесла нас в крестьянский быт того
времени. Узнали мы и много интересного и до сих пор неведомого. Например. Стол раньше
делался из глины и никуда не двигался. Продавался вместе с домом. Только позже его стали
делать из дерева. Чем лавка отличается от скамейки? Тем, что лавка располагается у стены
и прибита к ней, а скамейка приставляется отдельно. Почему «мутовка» (инструмент для
взбивания, представляет собой кусок ветки сосны с узлом, ветки отрублены, но не до конца)
имеет нечётное количество сучков (оставлен центральный)? Потому что дома годность этого
инструмента проверялась очень просто. Хозяйка брала её в руки и считала по сучкам: «Мутовка,
не мутовка, мутовка, не мутовка… мутовка». Узнали мы и как детей баюкали в старину, и как
девушки готовясь выйти замуж, ткали несколько десятков полотенец.
Здесь меня удивил один момент. Когда хранительница показала нам коромысло,
которое кладётся на плечи, а вёдра висят на крюках и при ношении придерживаются руками. Она
назвала его исконно местным изобретением. Тогда неувязочка какая-то получается. Ведь у нас
в деревне в Рязанской области я с детства помню точно такое же коромысло, называемое там
Ибердским – по названию посёлка. Интересно даже, было ли завезено оно к нам из Вологодской
области, либо придумано параллельно?
Вдоволь наслушались мы рассказов – всего уже не помню, но смело скажу,
что этот музей – самый лучший из всех тех, которые я посетил в данном походе! Далее нас
сменила новая группа посетителей, а мы вышли на улицу, где сразу были отруганы нашими
сторожами за долгое пребывание внутри, в тепле…. Те, кто пошёл с хранительницей музея
на вал слушать экскурсию, вернулись с новыми рассказами. Ведь вал раньше содержал внутри
себя деревянные конструкции – проходы для обороны! После этого все разбежались кто куда.
Я остался один, сидеть у въездных ворот внутрь валового кольца и караулить велосипеды.
А надо мной проплывали свинцовые тучи, постоянно пряча и без того уже не горячее
Солнце.
|
Когда все снова собрались, кто с едой, кто с новыми запчастями к велику
Влада, нами было решено заехать в кафешку, чтоб немного поправить силы. Главной пищей
нашей было обыкновенное мороженое! Подкрепившись и узнав расписание автобусов в сторону
Вологды (я уже подумывал об обратном пути), мы направились на городскую пристань, где
шумели волны, разбиваясь о прибрежные камни. Там царила какая-то пиратская атмосфера!
У берега лежала старая полузатопленная баржа, волны на которую накатывали почти до
середины. Вокруг летали чайки, а Настя, Кирилл и Влад, взойдя на корму, сразу
перевоплотились в настоящих морских разбойников, корабль которых обречён на гибель,
но они не унывают, принимая свою участь, как должное. А поднявшись на конструкцию на
берегу, стоящую рядом с баржей, действительно, можно почувствовать себя на тонущем
«чёрном» корабле, видя, как вдалеке уже спешит помощь в лице «белых» кораблей.
Нет, это не озеро, это настоящее море! У берега даже в некоторых
местах валялись большие брёвна, на что мы шутили: «Мачты сокрушённых судов». В один
прекрасный момент окатило меня волной как следует, так что куртка была – хоть отжимай!
Увидев вдалеке длинный волнорез, мы пошли к нему по узкой насыпи, разделяющей канал и
озеро. Но упёрлись во вход в канал для кораблей, так и не добравшись до далёкого волнореза.
Но и расстраиваться мы тоже не стали, поехали на выезд из города, попрощавшись с ним и
поблагодарив за интересно проведённый день.
По дороге пришло осознание того, что доехать до запланированного места
вряд ли получится, а если такое и возможно, то уже затемно. Поэтому я и предложил Кириллу,
как главному, что нужно вставать на уже обжитом нами местечке «около копны». Остальные
тоже поддержали эту идею. Измерив карту, получилось что-то около 40 км до Липина Бора
по не асфальтированной дороге. Это не много, поэтому завтра с новыми силами проедем
без проблем.
10. Мой последний рывок. Липин Бор.
За время этой стоянки удалось, наконец, найти методику выправления
восьмёрки на заднем колесе Владова велосипеда. После некоторого времени стараний, обод
был выпрямлен. Утром Кирилл и Влад сделали из самого большого куска полиэтиленовой плёнки
(6?6 метров) немереный тент, усилив края путём их загибания и проклеивания скотчем, а
также, приделали к углам широкие резинки, чтоб было, за что вешать. Вечером выяснилось,
что все эти приготовления делались не зря.
Почувствовав отсутствие восьмёрки на колесе, Влад нажал на педали так,
что не успели мы отъехать от места стоянки, как его уже и след простыл! По пути мы опять
заехали в Чикиево за водицей, а потом попытались догнать Влада. Сделать это удалось
только в деревне Каргулино, у понтонного моста через канал, отошедший здесь от озера
на несколько километров. А далее снова предстояло перебираться на пароме через Шексну.
Кстати, именно здесь она берёт своё начало, вытекая из Белого озера. А прямо посреди
этого широкого места стоит почти разрушившаяся затопленная церковь. Лена говорит, что
когда они здесь были три года назад, у неё ещё и купола целы были. Но вода всё сметает
с лица земли, не жалея даже храмы.
|
Пока ждали паром, успели наесться сушек и конфет, а Кирилл залез в кусок
старой баржи, валявшийся на берегу. Паром здесь другой конструкции, и более похож на
«классический» с подводным тросом. Представляет собой он довольно большую площадку типа
понтонного моста с прикреплённым сбоку буксиром «Байкал». С одной стороны платформы
пропущен через систему роликов толстый трос, лежащий на дне. Почти все легковые машины
были переправлены за один раз, а вот грузовики остались. Это для нас было лучше, потому
что можно было спокойно ехать дальше, не опасаясь, что сзади едет что-то большое.
Дорога до Липина Бора |
Справа началось Крохинское болото. Сначала его было почти не заметно,
и по окраине леса бродили собиратели клюквы, но вскоре высоких деревьев не стало, а
остались одни низкорослые болотные сосёнки и берёзки, и всё это пространство уходило
вдаль, не показывая свой край, будто его и нет вообще. Болотное царство. Только насыпь
дороги спасала, потому что один неверный шаг в сторону там, где много кочек, но ещё
больше трясины, означал бы попадание навсегда в зелёные лапы этих гиблых мест…
Вот так, петляя вместе с этой таинственной дорогой, мы потихоньку
добрались до Ухтомы (ударение на первый слог). Вообще, это означало, что до Липина
бора всего 11 км. В селе нас первым делом привлекла заброшенная деревянная церковь
на кладбище. Зайдя внутрь, можно было только ужаснуться. Просто жалко было эту
небольшую церквушку…
Доехав до устья речки Ухтомки, что на окраине села, мы обнаружили,
что Лена и Надя за нами не едут, а кто-то из наших видел, как они поехали по дороге
вглубь села. Простояв на мосту около получаса, мы стали беспокоиться. Я поехал их
разыскивать. Мимо ещё одной заброшенной церкви с колокольней по тропинке. Поиск был
не долгим. Их велосипеды я обнаружил около здания библиотеки. Понятно. Книжками
увлеклись и про нас совсем забыли! Тем более что библиотекарша оказалась добрым
человеком и интересным собеседником. Пришлось их оттуда «силой» вытаскивать. Удалось
это не сразу. А когда мы возвращались, нам навстречу уже шёл следующий разведчик-
поисковик – Кирилл.
Одиннадцать километров пролетели незаметно. Возможно, мы взяли
хороший темп. А задал его Кирилл. Леса по обеим сторонам дороги постепенно превратились
из диких и заболоченных в какие-то по-домашнему добрые. Мы были встречены соснами
городка Липин Бор. Он абсолютно не был похож на все предыдущие города, нами виденные.
Затерялся среди могучих сосен и елей. Затрудняюсь даже описать, какие воспоминания у
меня об этом городе – настолько там хорошо! Наверное, не передать этого словами, нужно
только видеть!
На причале «Липин Бор» |
При въезде оказался совершенно уникальный магазин автозапчастей, в
котором были найдены необходимые инструменты. Проехав мимо хлебозавода, мы зашли в
магазин, чтоб закупить продуктов на торжественный ужин, потом проехали по улицам
городка, совершенно спокойным и тихим, с низкими домиками и запахом печного дыма.
После закупки всего необходимого, спустились на пристань, чтоб в очередной раз
полюбоваться на озеро-море, цвет которого был далеко не белым, лишь только белые
гребешки на волнах оправдывали название, перекатываясь в сторону берега. Дорога к
пристани тоже весьма своеобразна – едешь по зелёной улице, справа, кстати, памятник
погибшим во время Великой Отечественной Войны, далее – автостанция, а ещё дальше –
бескрайний простор воды, ограниченный только линией горизонта!
Узнал я в кассе автостанции, что автобус мой в 11:15, но за билетами
лучше подойти к шести утра. Ладно, надо, так надо. Придём. Далее нужно было подыскать
подходящую стоянку. В принципе, можно было расположиться прямо в лесочке между озером
и городом (наверное, это городской парк), но не хотелось лишний раз попадаться людям
на глаза, особенно с костром и палатками. Но не судьба найти другого места – остальной
лес по берегу был полон кочек, спать на которых явно не хотелось. Тем более, начал
накрапывать дождь, усиливаясь с каждой минутой. Решено было встать в парке. Хорошо,
что там есть длинная обваловка, внутри которой, предположительно, находится стрельбище.
Спрятавшись за ней, мы развели костер из шпалы, и Влад принялся готовить нереальный для
похода ужин – овощное рагу, капусту с лимоном и ещё много всякого-разного. Велосипеды
поставили около огромной двойной сосны, немало видавшей на своём веку (шишка от неё
сейчас лежит у меня дома). Над костром и импровизированным столом повесили сделанный
ещё утром тент – теперь никакой дождь не мог нам помешать.
11. Прощание с командой. Мне пора домой.
Спасибо вам, ребята, за такие проводы домой, за этот прощальный ужин.
Конечно, не хотелось вас бросать, там впереди ещё столько всего интересного и нового
для меня…. Но, как-нибудь в следующий раз, может быть, я сюда ещё вернусь. Передаю полномочия
Штурмана Кириллу – отдаю ему все карты в руки. «Веди их дальше, но теперь уже без меня. Главное
– не ругайтесь!»
Утром шёл неприятный дождь, как раз, когда мы пошли за билетами. Но он скоро
прекратился. И вот в моих руках два билета: мой и моего коня – багажный. До отправления оставались
сначала считанные часы, затем минуты. Провожали меня всей командой, только Владу пришлось остаться
в лагере. Побывал я и на берегу – простился с Белым озером. После чего, Настя и Кирилл так
упаковали велик, что он сам на себя не был похож! Настя обещала искупаться в Белом озере два
раза – за себя и за меня, потому что я уже этого сделать не успел. (И ведь искупалась!!!)
А вот и автобус. Мне пора. Пора прощаться до Москвы…. Не скучайте, там встретимся!
Через секунды нас уже разделяли сначала метры, а потом и многие километры. Глядя из окна автобуса,
я долго не мог понять, как мы едем, почему не по «трясучей» гравийной дороге. А потом вспомнил про
магистраль, проходящую мимо Ферапонтово прямо на Липин Бор. Теперь я смотрел на всю дорогу и поход
в обратном направлении в ускоренном темпе. Промелькнули мимо всего за три часа: Ферапонтово,
Никольский Торжок, деревня Алексеево, Новленское, Новое. А тут и Вологда рядом. Здесь мне ещё
предстояло задержаться на несколько часов. Наверное, чтобы тоже попрощаться. Поезд Котлас –
Москва отправлялся вечером, и у меня был впереди весь день.
Не долго думая, я сдал вещи в камеру хранения и поплёлся гулять по залитой
дождём Вологде. Поднимался я и на мост над железнодорожными путями, ходил в «Лавку у
Жириновского», чтобы купить еды в поезд. Заодно вспомнил, как идти к улице Засодимского
(вдруг когда-нибудь пригодится). Правда, заходить в гости к Галине Борисовне и Александру
Ивановичу не стал. Скоротал так около двух с половиной часов и вернулся на вокзал.
Проходя мимо того места, где у нас в третий раз лопнуло колесо в начале похода
(рядом с магазином автозапчастей), заметил, что уличную кафешку, в которой тогда
играла блатная музыка, убрали. В городе всё было серым и скучным, то ли от дождя, то
ли оттого, что я гулял по нему один без друзей…
Вечером поезд унёс меня и отсюда, обратно в Москву. А там – в новый
поход, за новыми впечатлениями! Но эта поездка стала первым моим велосипедным выездом.
Поэтому, да и не только поэтому, наверное, навсегда останется в памяти на долгие и
долгие годы. А воспоминания будут снова и снова греть душу!
11.02.2005 Тарелкин Вадим.
|