ZunderCom - Вело ПВД на остров Койонсаари


Домашняя Карелия

Вело-ПВД на остров Койонсаари

17 – 18 сентября 2016 года

Текст: Вадим Тарелкин
фото: Вадим Тарелкин, Галина Игнатьева

Открыть во весь экран
Видеоролик
Раннее утро, пропитанное прохладным питерским воздухом. Пустынный перрон Московского вокзала. Две пары ещё не проснувшихся велосипедистов-любителей, вынув из транспортировочных чехлов свой транспорт, приводят его в рабочее положение и закрепляют довольно объёмный багаж. Это вторая попытка успеть за выходные добраться до красивейшего и самого доступного из островов Ладожских шхер – острову Койонсаари.
Открыть во весь экран
Открыть во весь экран
Чтобы не повторять ошибок прошлой неудачной попытки попасть на остров и не ехать ещё раз пройденную часть маршрута, требовалось перенести точку старта поближе к посёлку Куркиёки (ближайшая станция Алхо).
Открыть во весь экран
Но плохая транспортная доступность этого района сильно затрудняла заброску в нужное место. Самой дальней точкой, куда можно уехать на электричке с Финляндского вокзала Санкт-Петербурга, является станция Кузнечное. Дальше можно добраться только дизельным пригородным поездом, расписание которого не предполагает его использование для заброски. Автобус же Питер–Сортавала хоть и существует, но на практике велотуристам не доступен из-за малого объёма багажного отсека и большого количества вещей у других пассажиров. На помощь снова приходит частный извоз, в лице Дмитрия Васильева (телефон +7(921)744-12-13) и его 8-местного микроавтобуса. Он согласился встретить нашу малочисленную группу у вокзала Приозерска и отвезти прямо в посёлок Куркиёки за 3000 рублей (750 руб./чел.). Заброска несколько затянулась из-за пробки, возникшей по причине аварии на петляющей дороге где-то между Приозерском и Кузнечным. Зато новое спрямлённое шоссе, которое осенью 2012 года только строилось, позволило долететь «с ветерком» от границы республики Карелия до поворота на Куркиёки.
Открыть во весь экран
Открыть во весь экран
Погода от самого Питера то пугала дождиком, то сменяла гнев на милость, озаряя осенние пейзажи косыми лучами золотистого солнца, что вселяло надежду на сухую дорогу. Очень не хотелось, как в прошлый раз, целый день крутить педали, до ниточки промокнув под холодным дождём. И нам повезло – с момента высадки на центральной площади Куркиёки до самого отъезда с неба больше не упало ни одной капли!
После закупки продуктов в центральном поселковом магазине, под колёсами однообразно зашуршал мелкий гравий дороги-грейдера. Асфальт закончился сразу при выезде из Куркиёки. Сложно представить, что недавно это была основная и единственная трасса, ведущая в Сортавалу! Начались
Открыть во весь экран
Открыть во весь экран
Открыть во весь экран
знакомые не понаслышке Карельские горки – дорога петляла, взбираясь на увалы и спускаясь в овраги ручьёв и маленьких речушек с тёмно-коричневой, почти чёрной водой. В одной из таких низин расположен поворот на Терву – деревню на берегу Ладожских шхер, эта же дорога ведёт и к нашей цели. В стороне от основной трассы обгоняющих и пылящих машин почти не стало – можно было спокойно ехать вперёд. Да и рельеф немного разгладился, постепенно спускаясь к берегам Ладоги. Пейзаж стал приятнее глазу: преимущественно сосновый лес с подлеском из спелой черники и брусники, валуны на обочинах дороги и даже блеснувшее сквозь деревья маленькое озерко Тауринлампи. На крупной развилке – направо, в сторону деревни Вятиккя. Здесь дорога вообще почти песчаная, ехать легко, лишь ямы мешают. У очередной развилки почти рядом с деревней стоит путевой камень с надписью «Vätikkä». Далее прямо, по небольшому участку асфальта до шлагбаума перед мостом на остров Койонсаари. Теоретически, проезд любых моторных средств запрещён, можно только пешком или на велосипеде. Только не понятно, почему дальше продолжается явно автомобильная колея? Осталась с дошлагбаумных времён? Будка охраны в те выходные пустовала, а шлагбаум закрыт на замок. Все, кто приезжал на машинах, оставляли свой транспорт перед КПП, а таковых оказалось не мало даже в столь прохладные дни.
Открыть во весь экран Открыть во весь экран Открыть во весь экран Открыть во весь экран
Открыть во весь экран Открыть во весь экран Открыть во весь экран Открыть во весь экран
Открыть во весь экран
Открыть во весь экран
И вот барьер пересечён, мы на мосту, под которым сплошные заросли камышей и узкий проход для лодок. Вокруг залива разноуровневый лес и ярусы скал. Спешим скорее вперёд, чтобы познакомиться с этим необычным островом! Чем же он так примечателен? Окружающий ландшафт вполне типичен для Северного Приладожья. Остров Койонсаари собрал в себе практически все возможные пейзажи, которые можно встретить в Карелии, разве что порожистых речек на нём нет! А в первую очередь завораживают огромные песчаные пляжи, протянувшиеся от одной скальной гряды до другой почти на километр. Всего их три по разные стороны острова. Когда с дороги сквозь лес начинает виднеться просвет, в душе нарастает почти детское волнение в ожидании встречи с чудом – невероятным простором Ладоги, лежащим прямо перед тобой. Плоскость воды где-то вдали смыкается с куполом сурового северного неба, образуя прямую линию
Открыть во весь экран
Открыть во весь экран
горизонта, спотыкающуюся о разбросанные, словно кораблики, острова. Извилистая береговая линия образует бухты, а прицепленные песчаными косами маленькие островки Еросари и Принцессины сторожат их покой. Притаившиеся в воде рядом со скальным берегом округлые каменные островки напоминают китов, приплывших погостить в тихой бухте. Монолитные гранитные плиты, отшлифованные волнами и отлого спускающиеся в студёную воду Ладоги, словно расчерчены дивными геометрическими орнаментами. А там, куда не достают волны – буйство жизни: разноцветные лишайники и мхи, вереск и брусничник, сосны-бонсаи и карликовые берёзки. Низкие берега между плитами, которым не досталось песка для своих пляжей, усыпаны крупной галькой, а рядом из воды как головы моржей торчат большие валуны. В глубину от берега растёт почти прозрачный сосновый лес с ковром из черники под ногами. В нём скрываются несколько разбросанных по острову каменных возвышенностей, похожих на фундаменты древних замков, сложенных из огромных блоков. Если взобраться на вершину, окажешься на белоснежном ковре из ягеля, из-под которого выглядывают бурые шляпки грибов-гномов.
Открыть во весь экран Открыть во весь экран Открыть во весь экран Открыть во весь экран
Несмотря на всю суровость северной природы, пейзажи острова плавностью линий и мягкостью красок привносят в восприятие картины какой-то домашний уют. Даже и представить сложно, что здесь бывают сильнейшие шторма, ветра и ливни. А как, наверное, здесь красиво во время белой летней ночи, разливающей по небу и воде все возможные тёплые оттенки красок!
Открыть во весь экран Открыть во весь экран Открыть во весь экран Открыть во весь экран
При всей своей сказочности чувствуется освоенность острова людьми. Много стоянок, кострищ, тропинок. Но при этом, вокруг чисто! На острове целая дорожная сеть и линия электропередачи, появившиеся вместе с попытками построить здесь базу отдыха. Сейчас дороги органично вписались в картину леса, и по ним теперь можно быстро добраться с одного конца острова на другой.
Открыть во весь экран Открыть во весь экран Открыть во весь экран Открыть во весь экран
Стоянку мы нашли на высоком скальном берегу с большой обзорной площадкой и уютным лесочком. Поблизости стояли ещё минимум две группы, но друг другу мы никак не мешали. С дровами вдоль берега проблема, остались только в глубине леса, но погреться и приготовить пищу хватает. А как тяжело было удержаться от соблазна набрать с собой черники! Пришлось ограничиться добавкой к завтраку.
Открыть во весь экран Открыть во весь экран Открыть во весь экран
В суете обустройства лагеря под тихое журчание мелкого прибоя опустился синий занавес осенней ночи. С берега яркими оранжевыми точками заблестели костры, далёкие огни Приозерска подсветили из-за горизонта низкие облака. На утро оставался беглый осмотр острова с поездкой ко второму пляжу. Он плавно выходит из леса, образуя широкую «парковую зону» отдельно растущих на песке раскидистых сосен, более дикий и немного зарос травой вдоль берега. Упирается в каменную гору на дальнем краю острова.
Открыть во весь экран Открыть во весь экран Открыть во весь экран Открыть во весь экран
Открыть во весь экран
Открыть во весь экран
Открыть во весь экран
Открыть во весь экран
На этом наше пребывание на Койонсаари заканчивалось. Более детальное изучение придётся оставить на будущее. Слишком мало времени, чтобы хорошенько осмотреть остров, сюда нужно ехать летом на несколько дней, чтобы не торопиться и иметь возможность искупаться и позагорать. Надо же было ждать этой встречи 5 лет, чтобы пробыть тут меньше суток! Но оно того стоило – сознание наполнилось глубоким карельским умиротворением, чтобы можно было со спокойной душой крутить педали в направлении дома. Путь второго дня предстоял не близкий – целых 30 километров против вчерашних пятнадцати! Дорога от острова к бывшему шоссе на Сортавалу теперь шла в горку, зато само шоссе дальше стало асфальтированным. Оно петляло среди лесов и небольших полей, вновь ныряло и поднималось, а колёса медленно, но уверенно накручивали на счётчике километр за километром. Примерно через треть пути, на перекрёстке дорог на Элисенваару, Лумиваару и Сортавалу старое шоссе заканчивается, вернее, не совсем логично выходит на новую федеральную трассу, которая через километр продолжается по той же старой дороге, только с отремонтированным покрытием. Всё по-русски!
Открыть во весь экран Открыть во весь экран Открыть во весь экран Открыть во весь экран
Открыть во весь экран Открыть во весь экран Открыть во весь экран Открыть во весь экран
Открыть во весь экран
Открыть во весь экран
На трассе прибавился и трафик автомобилей! По ней понеслись фуры, заставляя ехать крайне осторожно по самой кромке не широкой обочины. А учитывая крутизну поворотов, ограничивающих видимость, езда по такой трассе оказалась не самым приятным впечатлением, не смотря на свою живописность. Незаметно колёса докатились до моста через реку Ихаланйоки (Иййоки), за которым показались дома бывшего финского посёлка Ихала. В воздухе пахнуло близкой сердцу деревенской жизнью – печным дымом вперемешку с хвойным ароматом, доносящимся с лесопилки. Тут и железная дорога, сиротливым блеском стальных нитей уходящая под полосатые осенние облака куда-то к горизонту. Около деревянного вокзальчика станции Ихала завершилась основная часть этой велопоездки. Оказалось, что здание давно уже используется как жилой дом – с обратной стороны от путей участок с огородом и садом, куда гостеприимные хозяева нас сразу же по приезду пригласили, чтоб дожидаться поезда в тепле около костерка. Отдельной страницей этой поездки стал дизель-поезд, увозивший нас по той старой ветке через карельскую глушь под свет угасающего дня.
Открыть во весь экран
В электричке от Кузнечного до Питера нам довелось послушать целый концерт в исполнении питерских студентов. А ещё это был последний в 2016 году день, когда действовала амнистия для велосипедистов в виде бесплатного провоза великов в пригородных поездах. Напоследок, как перемотка в обратную сторону утренней субботней поездки, поход дополнила воскресная покатушка по вечернему Питеру.
Открыть во весь экран
Ура! Вопреки всем неудачам этот маленький велопоход состоялся! И запомнится он, прежде всего, спокойствием и умиротворённым настроением карельской осени, плавно остужающей землю к приходу долгой зимы.
В завершение, выражаем благодарность начальнику поезда Санкт-Петербург–Москва за помощь в размещении велосипедов в нерабочем тамбуре нашего вагона!

04.06.2017

Hosted by uCoz