Карельские горки
Кузнечное – Тиурула – Кузнечное
(22 – 23 сентября 2012 года)
Текст и фото: Вадим Тарелкин
Давняя идея веломаршрута вдоль севера Ладожского озера этим летом вновь напомнила о себе. Только не было достаточно свободного времени для её осуществления.
Всё лето расписано по дням, оставались только осенние выходные, а за выходные много не проедешь. Но в Карелию хотелось... Давно я туда не ездил. Вспоминались черничные ковры,
пропитанные запахом багульника и грибной сырости; поросшие мхом валуны, издали похожие на зелёные шапки; бесконечные береговые линии озёр и вода цвета чайной заварки, омывающая
мелкий песок нетронутых пляжей где-то среди корабельных сосен. Душа скучала по Северной природе, навсегда вплетённой в мою судьбу.
Если хочется встречи – значит, надо её устроить! И совершенно не обязательно проезжать сразу весь маршрут целиком, его можно разделить на части, одну из
которых и запланировать на сентябрьские выходные. Как раз в это время начинается золотая осень, и коротенькое «бабье лето» даёт возможность напоследок насладиться солнечными
деньками. Разноцветные леса полны ягод и грибов. А воздух ещё наполнен теплом уходящего лета.
Откуда начинать маршрут? И сколько мы сможем преодолеть за два дня? Вот основные вопросы, которые были поставлены в начале планирования путешествия. Опираясь
на опыт прошлых подобных поездок, с расстоянием определиться удалось. Точку старта задала железная дорога – самая дальняя станция, до которой можно доехать беспересадочно и не
теряя времени на ожидание – это Кузнечное, расположенная почти на границе Ленобласти и республики Карелия. Она является традиционной точкой старта не только для велосипедистов,
но и для альпинистов, тренирующихся на скалах у озера Ястребиного.
Финишной точкой, исходя из доступного километража, задали городок Лахденпохья, а точнее расположенную в нескольких километрах от него железнодорожную станцию
Яккима. Получилось примерно 80 километров. Но только ехать всё время по пыльному шоссе с гравийным покрытием вдоль красивейшего озера и не свернуть на его берег было бы не совсем
правильно. Родилась идея посетить остров Койонсари, расположенный среди Ладожских шхер. Остров отделён от материка узеньким проливом, через который переброшен мост. Уникален
Койонсари своими огромными песчаными пляжами, граничащими со скальными уступами и валунными берегами. При идеальном раскладе там можно было бы успеть устроить ночную баню!
Совсем недавно почти вся территория проложенного маршрута входила в пограничную зону, и без специального пропуска попасть туда было невозможно. С 2009 года
площадь погранзоны уменьшилась, и стало возможным посещать эти места.
Команда собралась довольно быстро: я (Вадим), Саня, Коля, Паша и Серёга. Билеты на поезда куплены за 45 суток. Казалось бы, всё продумано и готово, осталось
только дождаться осени... Но, как уже стало устойчивой традицией, за некоторое время до отъезда начались отказы участников. Сначала Паша, а чуть позже и Серёга сдали билеты.
Замену ребятам найти не удалось, мы остались втроём. Столь протяжённый маршрут казался теперь бессмысленным, и после дискуссий и обзора вариантов было решено всё равно ехать в
Карелию той же дорогой, но без какой-то конкретной цели, и остановиться в каком-либо другом месте на берегу Ладожского озера. А на следующий день вернуться обратно в
Кузнечное.
Оперативно собравшись по прибытии в Питер, мы распрощались с Настей, а сами довольно быстро докатили до Финляндского вокзала. В принципе, уже в начале
восьмого утра наша «тройка» уже могла ехать дальше. Жаль, что первая электричка до Кузнечного отправляется только в 8:17. Целый час драгоценного походного времени потерян
на вокзале. Правда, не бессмысленно, а в устранении последствий традиционного «стартового» прокола колеса.
|
И вот мы в электричке, наполненной грибниками, расползающимися по пригородным лесам, водниками, спешащими покататься на Лосевском пороге, альпинистами,
которым на Ястребиное озеро, студенческим турьём, у которого слёт на «Пьяной поляне», а также просто дачниками. Саня по сложившейся традиции спорит с контролёрами о том, что
за провоз велосипеда со снятым передним колесом платить не надо. По пути разговариваем с интересным мужичком-велотуристом, объехавшим вместе с женой пол-России. Они даже по
Камчатке катались. После Приозерска вагон опустел – скоро Кузнечное. За окном родные пейзажи: серебристые озёра, коричневые скальные выходы, жёлтые болота с сухостоем!
Выбравшись на платформу, не можем нарадоваться на прекрасную тёплую погоду и на то, что мы в этом году всё-таки попали в Карелию. А дальше наш путь вместе
с немногочисленными автомобилями преградил остановившийся на переезде поезд. Но, в отличие от машин, мы смогли его обойти по насыпи, что дало возможность некоторое время быть
королями шоссе.
Кузнечное – небольшой посёлок на окраине Ленинградской области, окружённый хвойными лесами и гранитными карьерами. На северной окраине есть маленькое озерко
с красивым песчаным берегом и оборудованным пляжем, по которому разбросаны полированные гранитные блоки. Поселковая купальня. Но этим тёплым осенним деньком желающих искупнуться
не оказалось. Проезжающие лишь останавливались полюбоваться озером. Для нас оно стало удобным местом для перекуса. Пока стояли, встретили грибников с полными корзинками лесных
даров, причём один гриб был сорван в двух метрах от нас.
|
Дальше неширокая дорога идёт через лес, переполненный осенними ароматами, то поднимаясь на каменистую возвышенность, то скатываясь вниз. Рядом с лесопилкой
воздух пронизан запахом свежей древесины, который так приятно вдыхать после городской гари. Через 7 км от станции наша тихая лесная дорожка вышла на шоссе А-129 Санкт-Петербург
– Сортавала прямо у границы с республикой Карелия напротив соответствующего указателя. Здесь же начинается и асфальт на этой порядком разбитой дороге. Один из водителей,
держащих путь из Питера, даже поинтересовался, будет ли ещё плохая дорога. Пришлось его разочаровать – ведь асфальт на этом шоссе скорее исключение, чем правило. Скажу даже
больше – кажется, будто жители посёлков, через которые проходит магистраль, сами скидываются себе на асфальт, чтобы не нюхать постоянную пыль, так как покрытие начинается и
заканчивается чётко по границам населёнки.
|
Нам тоже не очень хотелось катить по этой пыльной дороге среди машин, поэтому ещё при планировании мы заметили старую лесную грунтовку, идущую вдоль бывшей
погранзоны. Поехав по ней, мы сокращали бы себе путь на 7 километров! Однако, смущали два факта: по всем описаниям мост на ней через реку Асиланйоки давно сгорел, но совсем
недавно на месте старой дороги развёрнута стройка спрямления шоссе А-129 в обход посёлка Хийтола. Требовалась разведка. Саня, скинув свой заплечный рюкзак, отправился по
строящейся насыпи в сторону моста. Расстояние в 2 километра налегке он преодолел очень быстро, вернувшись со словами: «У меня две новости: плохая и хорошая. С какой начинать?»
«Хорошая – мост есть, наплавной; а плохая – там дорога просто ужас! Крупный гравий, не утрамбованный, ехать мы просто заколебёмся...»
|
В связи с неутешительными результатами разведки пришлось поехать по А-129. По закону подлости, стоило только нам покатить вперёд, автомобильный трафик возрос,
появились грузовики, из-за которых требовалось постоянно смещаться на обочину. Как и предсказывала карта, ровный асфальт скоро закончился, уступив место разбитому грейдеру, местами
похожему на лунную поверхность, местами – на стиральную доску. И всё это вместе со сменяющими друг друга подъёмами и спусками. Ехалось прикольно: сначала пару минут пыхтишь,
карабкаешься в горку на повороте, едва дотягивая до 7 км/ч, а потом скатываешься вниз, отдыхая от педалей и разгоняясь под 40 км/ч. За небольшим ровным участком вновь подъём.
И так без конца! Отступающие в сторону леса открывали панорамы далёких холмов, словно разноцветные шапки высящиеся над речной низиной.
|
В Куликово переезд через ж/д Кузнечное – Сортавала, вновь асфальт, который воспринимаешь как подарок судьбы. Пока есть возможность, наслаждаешься ровным
покрытием. Небольшая передышка, и мы вновь неспешно крутим педали. Следующая контрольная точка – городок Хийтола. В 1996 году ему исполнилось 600 лет. В его центре возвышается
высокая коричневая скала, на которой приютились радиовышки. К скале заезжать не стали, а направились дальше, чтобы больше времени уделить природе и Ладожскому озеру. Меня всё
ещё не покидала надежда ночью попариться в бане, а Саню – покидать спиннинг на вечерней рыбалке. На выезде мост с деревянным настилом через речку Кокколанйоки, весьма необычно
вписывающимся в асфальтовое шоссе.
|
В 4 км от Хийтолы поворот на деревню Тиурула. Нам туда. Мы решили дальше по шоссе не ехать, а добраться до острова Кильпола и встать на нём. В первые же
минуты почувствовалась разница по сравнению с шоссе – машин нет, и дорога почти не разбита. Слева возвышается красивая лесистая скальная стена. А переехав через насыпь строящегося
шоссе (того самого, по которому не получилось сократить путь), вообще показалось, что вся цивилизация осталась за спиной. Чем ближе к Ладоге, тем интереснее становились пейзажи.
Вскоре справа засинелся залив Тиуруланселькя, окружённый жёлто-зелёно-красными высокими берегами. Вот и могучее Ладожское озеро. Хотя, здесь оно пока похоже на небольшую лесную
ламбушку, нежели на «окиян-море».
|
От деревни Тиурула, затерявшейся среди карельских лесов, повеяло по-домашнему северным теплом и добродушием, какое ощущаешь всегда, когда видишь эти маленькие
домики, разбросанные под высокими соснами; натоптанные тропинки, усыпанные хвоей; редкие, но яркие цветы в палисадниках. Вдали от дома чувствуешь себя дома!
Через километр после Тиурулы дорога резко спускается вниз к дамбе и мостику через пролив, оккупированный рыбаками. Саня, увидев это зрелище, тоже решил остаться
покидать спиннинг. Мы с Колей направились на остров искать местечко для ночлега, с каждым следующим метром разочаровываясь в выбранном направлении. Дело в том, что большинство
доступных нам карт просто не отражают реальной ситуации с застройкой острова. Через каждые триста метров то справа, то слева от дороги возвышаются коттеджи, именуемые рыболовными
и охотничьими базами, путь к заливам преграждают шлагбаумы с табличками «Проезд и проход запрещены! Частная территория!». И даже небольшие грунтовки в сторону озера оказывались
подъездами к очередной базе. Через полтора километра поисков стало понятно, что ловить нам тут нечего. Вернувшись к Сане, пришлось сообщить ему одну только плохую новость, хороших
не было. «Вот и пускай вас после этого на разведку», – усмехнулся он.
|
|
Тем временем солнце клонилось к горизонту, освещая всё вокруг золотым предвечерним светом через мелкие облачка на небе. Закат был неотвратим, причём, очень
скоро. Белые ночи давно закончились, наступило осеннее равноденствие. Времени мало, а ночевать где-то нужно. Волевым решением нам пришлось развернуться назад и по предложению
Сани поехать на Хийтольские скалы, находящиеся неподалёку – одно из мест тренировок питерских альпинистов. «Уж если там альперы тусуются, значит, стоянки быть должны», – решили
мы. По пути около хутора Маримяки во время одной из остановок наткнулись на заросли спелой черники, составляющей подлесок среди редких сосен. Вот что значит соскучились по свежей
северной ягоде! Минут на 40 мы там зависли, ползая на корточках и совсем забыв про время. Но оторваться было невозможно! Так уж сильно манили к себе крупные тёмно-синие ягоды.
Вдоволь перемазавшись ягодными чернилами, пришлось продолжить путь. Если бы существовала прямая дорога, это сократило бы путь километра на 3, но там скала, и её нужно объезжать,
возвращаясь на строящуюся насыпь.
|
Дорожка к скалам начинается мостиком через Кюляярвен канаву и дальше тянется по прямой линии без подъёмов и поворотов. Это бывшая насыпь узкоколейки, которая
шла на берег залива. Теперь по ней проложена автомобильная грунтовка, порядком разбитая и грязная. На великах ехать можно, а вот одна из машин, направлявшаяся в ту сторону,
застряла, съехав правыми колёсами в канаву.
Как тут не помочь? Пока местные на Митсубиши ездили за тросом, мы всей толпой потихонечку вынесли «четвёрку» на ровную дорогу, а потом и завели с толкача.
Прямо как «Два солдата из стройбата...»
– Мужики, приходите с нами водку пить! – пригласили высвобожденные из грязевого плена рыбаки.
– Спасибо, мы не пьём. А где тут на ночёвку остановиться можно? – спросили мы.
– Вам платно или бесплатно?
– Конечно, бесплатно!
– Если бесплатно, езжайте по дороге до конца, там много стоянок наверху. А если всё-таки захотите за деньги – на развилке поворачивайте направо, там база,
есть оборудованные площадки с дровами. Спросите Марьяну, она вам всё покажет.
Платить лишние рублики мы не планировали, поэтому отправились вперёд. Как оказалось, туда же приехали и эти мужики, планировавшие уйти на ночную рыбалку.
Саня даже загорелся мыслью собраться с ними, дабы оправдать взятый из Москвы спиннинг. Но дневная усталость сделала своё дело, и, погрузившись в палатку, Геннадич заснул
первым.
Дорога упирается в край залива Тиуруланселькя. Слева от неё возвышается каменный уступ, на котором есть несколько неплохих оборудованных стоянок со столиками,
скамейками, костровищами, умывальником. Некоторые из них с красивым видом на залив. Один только существенный минус у всех стоянок – поблизости совсем нет дров. Чтобы сварить ужин,
нам пришлось собирать в темноте тоненькие веточки. Ни о какой бане и речи быть не могло. Что-то не банный год выдался – с самого своего дня рождения весной безуспешно пытаюсь баню
устроить...
Перед сном, в ожидании ухудшения погоды, все велики и вещи накрыли тентом. Возвращаться точно решили в Кузнечное – всё равно маршрут не получился. Да и если
дождик ожидается, то можно и пораньше отсюда уехать. Саня предложил успеть на электричку в 16:11.
Примерно в 3 ночи, как по расписанию, по палатке забарабанил дождик. Он был не сильным, впечатление усиливалось высоким тополем, с кроны которого периодически
осыпались крупные капли, создавая ощущение сильного ливня. Вот так буквально за одну ночь произошла смена времён года. Но Карелия прекрасна в любое время. А моросящий дождик –
это вполне нормальное явление. Даже в утреннюю серость, сырость, туман и холод всё вокруг виделось безумно красивым! Пожухлая трава, набухшие листья папоротника, прибрежные кусты
осоки, блестящие и скользкие камни, туман над заливом, скрывающий очертания даже ближайших островков. Всё было как на картине. И если б не время, я бы задержался там ещё, чтоб
побыть наедине с природой.
|
До финиша 27 километров. Вялость и сонность, навеянные дождиком, не дали рано встать и быстро собраться. Спустились со скалы мы только ближе к обеду. Вернулись
с воды без улова знакомые рыбаки, сказав, что рано утром кто-то всё же взял пять щук по килограмму, а им так и не посчастливилось – погода помешала. Да, если в такую погоду даже
рыба не ловится, что делать нам, ведь предстоит несколько часов педалировать по грязной и разбитой дороге. Но мы на природу абсолютно не в обиде. Напротив, даже здорово, что за
эти два дня Карелия сумела показать себя с разных сторон. Принимаем дождь, как должное, облачаемся в непромокаемые костюмы и едем месить грязь. По пути останавливаемся у Хийтольских
скал (правильнее было бы назвать их Тиурульскими), чтобы лучше их рассмотреть. Днём, хоть и в пасмурную погоду, вид намного интереснее и величественнее. На камнях видны пробитые
шлямбурные маршруты. Можно приезжать на тренировки, правда, ехать далековато.
Обратный путь по шоссе ничем особенно не запомнился, слившись в сплошную серую полосу грейдеро-асфальта вперемешку с карельской глиной, ровным слоем покрасившей
велосипеды и рюкзаки. Мимо в обе стороны носились такие же «глиняные» автомобили. Мелкоморосящий дождь не прекращался ни на минуту, навевая в голове циклически повторяющийся и
слегка перефразированный куплет песни:
Эта осень в Похъёле
Нас погодой не балует.
Вот и кончилось лето,
До свиданья, Карелия!..
Удивительным образом вода смогла проникнуть через непромокаемые костюмы и плащи. Подъезжая к Кузнечному, я даже немного жалел, что не прихватил с собой
гидрокостюм. А на финише, по закону водника, мы должны были стать непомерно счастливыми в виду полного отсыревания пятой точки. Спасибо маленькому деревянному вокзальчику,
пригревшему нас на некоторое время вместе с группой таких же мокрых альпинистов. И отдельное спасибо добродушному дядечке-контролёру из Кузнечного, не выгнавшему нас с великами
из зала ожидания. С ним даже спорить было стыдно насчёт багажного билета на велосипед – мы с Колей купили, не раздумывая. Как просочился Саня, остаётся загадкой.
Обратная электричка оказалась холодной – отопление так и не включили, за что только деньги платим? Во время долгой дружеской беседы рождались разные мысли
по поводу будущих поездок в эту сторону. Появилась идея водного похода по шхерам Ладожского озера – ведь теперь мы воочию их увидели и остались под приятным впечатлением. А водник,
он от дорожника тем и отличается, что может добраться до любых самых диких островков и мысов, и ему совершенно не страшны шлагбаумы и заборы! Ну, и полный веломаршрут мы тоже не
забросили. Просто нужно больше времени и участников для его осуществления. Будем ждать. В вечернем Питере было немного теплее, да и морось ненадолго прекратилась, что благоприятно
сказалось на впечатлении от короткой велопрогулки по городу. Можно когда-нибудь приехать покататься.
Вернувшись на Московский вокзал, встретились с Настей, несколько раз поочерёдно посетили кафе в ожидании ночного поезда, а потом отправились в родную Москву,
делясь впечатлениями и возлагая большие надежды на новые путешествия.
02.10.2012
Схема маршрута
|