ZunderCom - Переславль-Залесский - музей Чайников - музей УЖД в Талицах


Поход вокруг Плещеева озера

16 – 18 сентября 2005 года

Смотри также:
Этот поход был в некоторой степени экспромтом, во всяком случае для меня. Дело в том, что у Сани, который живет в Переславле, в начале сентября был День рождения, и он еще в конце августа сообщил нам, что ждет нас всех 10-11 сентября на шашлыки. Но в эти дни состоялась поездка на Старицкие каменоломни, куда смогли выбраться аж 17 (семнадцать) человек. О культурно-массовом мероприятии в Переславле напомнил Саня среди недели, разослав всем SMS’ки примерно следующего содержания: «Na vyhodnye priglashayu v peshku vokrug Plescheeva ozera. Avtobus na Pereyaslavl’ uhodit v pyatnicu dnem. Otgovorki tipa ‘ne mogu’ vedut k snyatiyu s marshruta.” О шашлыках не было ни слова. Отговорок не нашлось у шести человек: у Тани, ее брата Юры, Игоря, Добрыни, Вадика и меня.

* * *

Команда у музея чайников
16.09. Отъезжали мы с Щелковского автовокзала, он находится около метро, поэтому договоролись встретиться на “Щелковской” за 15 минут до отъезда автобуса. Я сначала подумал, что 15 минут маловато будет, но народу немного, все вроде дисциплинированные.
К назначенному времени собралось четыре человека: я, Вадик, Добрыня, ну и Саня, естественно. Спустя минуты три появился Игорь, извинился за опоздание и удивленно спросил: «А где эти двое? Они же раньше меня вышли». Пришлось разделиться: мы с Саней и Добрыней побежали держать автобус, а Вадик с Игорем остались дожидаться опаздывающих. До отхода остается минут пять, у автобуса целая очередь желающих проехать на наших местах. Хорошо хоть тетя-кондуктор хорошая попалась, до последней минуты ждала, не пускала безбилетников в автобус. Мы уже начали погружаться в автобус, когда услышали Танюхины крики: «Мы здесь! Бежим!!!» Они с Юрой, оказывается, через другой выход вышли.
В конце концов все уселись, поехали. Рядом с нами стоял дядя лет пятидесяти, поинтересовался, куда мы едем. Когда узнал, сказал, что-то вроде это же долго, вокруг озера километров тридцать идти. Потом он открыл бутылку джин-тоника, и по мере уменьшения уровня жидкости длина маршрута возрастала, а дядин первоначально добродушный настрой уменьшался вместе с джин-тоником. Под конец он начал делать Танюхе какие-то двусмысленные комплементы и недвусмысленно нарываться на драку. Но все обошлось.
В Переславле нас уже ждали Санины родители с оладьями и салатом. Всеобщую радость передать невозможно. Потом погрузили вещи в машину и отправились пешком до шоссе, идущего вокруг озера. По пути зашли в магазин, и тут выяснилось, что никто не имеет четкого представления о том, что же нам нужно купить. Применив метод мозгового штурма, в течение получаса мы все же купили нужные продукты, а также коробку конфет для Юрика, у которого завтра День рождения.
Потом мы шли по старой части города, любуясь красивыми домишками и огромной полной луной. Скоро дошли до шоссе, выгрузили вещи из машины, попрощались с родителями Сани и отправились в путь. Было уже темно, часов девять, мимо нас изредка проносились машины, вокруг ни души, в большинстве домов света уже нет. Добрыня стал распевать какую-то попсовую песенку на мотив марша, все стали подпевать, шагать стало веселее. Сначала мы хотели дойти до села Веськово, где расположен музей чайников. Музей был, естественно, уже закрыт, но мы хотели поставить лагерь на окраине села, чтобы с утра сразу пойти в музей. Однако, дойдя до села, подходящих для стоянки мест мы там не обнаружили, поэтому решили пройти назад километра на полтора, где у самого озера была неплохая на вид полянка. По пути мы с Таней продолжили начатое еще в предыдущем походе в Старицу расследование, где же мы все-таки могли видеться раньше. Дело в том, что в том походе мы друг друга сразу «узнали», хотя до этого вроде как не виделись. Стали вспоминать все походы, встречи, гусятники – выяснилось, что ни на одном из них мы не пересекались. Предположение о том, что мы знаем друг друга по фотографиям никак не объясняло того, что нам знакомы даже голоса и манера поведения друг друга. Короче говоря, мистика сплошная. Ребята нам посоветовали на это дело забить, чтобы крыша не поехала.
Между тем мы дошли до той самой полянки и стали по ней бродить. Все вроде хорошо, только дерева на ней ни одного нет, дорога очень близко, да и какая-то она неровная, антиэргономичных кочек до черта. После десяти минут блужданий в произвольных направлениях Вадик начал заводиться, стал говорить Сане что-то в том духе, что ты же здесь живешь, все знать должен, да еще и походом взялся руководить, а мы даже место для стоянки найти не можем. Саня, явно не готовый к такому повороту событий, вяло отвечал, что он не GPS-приемник, с точностью до сантиметра местность знать не может, да и вообще это, конечно, хорошо – на него все свалить, вместо того, чтобы всем вместе стоянку искать. На том и порешили: Вадик, Саня и Добрыня удалились метров на сто, там нашлась небольшая рощица и даже кострище. Поставились, мы с Юриком пошли за дровами; идти пришлось через дорогу, туда, где виднелось что-то, что с большой натяжкой можно было назвать лесом. Набрали дров, сделали ужин, попели песни. Всем хорошо!

17.09. Утро встретило холодом, мелким дождиком и постоянно дующим ветром. Танюха собирается разболеться, они с Игорем еще вчера в своей палатке чумной барак организовали. У нее голос и так низкий, а сейчас ее вообще с поздним Бутусовым спутать можно. Но в целом все нормально. Потом омыли сапоги и миски в Плещеевом озере. После завтрака наблюдали забавную сцену: на поляну вдруг вышла корова и не спеша направилась к нам, потом передумала и пошла дальше. Минут через пять показалась вторая корова, эта уже неслась чуть ли не галопом, за ней бежал юноша в камуфляже и орал дурным голосом: «А ну стой, с*** (censored)!» За ним бежали, вернее как-то хаотично двигались две собаки, которым все происходящее, очевидно, доставляло огромное удовольствие. Всплыла в памяти фраза из легендарного фильма: «Корову на мясо, пилотов под арест... Домашний». Часам к одиннадцати собрались и двинулись дальше; ни спортивных коров, ни зеленых человечков в поле зрения не наблюдается. Через несколько минут были в Веськово, около музея чайников.
Открыть во весь экран, 131 Kb
Открыть во весь экран, 162 Kb
Музей видно сразу. Обычный по архитектуре деревенский дом, разукрашенный во все мыслимые и немыслимые цвета, с изображением гигантского чайника на крыше. Открылся он несколько лет назад, принадлежит частному лицу, поэтому там нет строгих седовласых женщин, ревностно следящих, чтобы кто-нибудь не сфотографировал или, боже упаси, не дотронулся до экспонатов, зато есть приветливые девушки, готовые рассказать о любом артефакте и продемонстрировать его в действии. Надо сказать, что на относительно небольшой площади размещается действительно много самых разных вещей. В первую очередь, конечно, чайники объемом от 1мл до 40л, и вообще все, что связано с культом чаепития на Руси. А также множество предметов повседневного быта русской старины. На мой взгляд, наиболее эффектные вещи – это ручная машинка для заточки лезвий и дэвайс для удобного разувания, представляющий собой чугунного жука, рога которого как раз и удерживают обувь. Отдельно стоит сказать о стенке, расписанной текстами поговорок с развешенными на ней иллюстрациями к ним.
Открыть во весь экран, 164 Kb
Открыть во весь экран, 113 Kb
На выходе из музея поджидал дождь, который сопровождал нас почти весь путь. Следующая достопримечательность, обязательная к посещению для всех приезжающих на Плещеево озеро – это ботик Петра I. В этом музее в то или иное время успели побывать уже все участники, поэтому мы лишили себя удовольствия ходить вокруг ботика в толпе иностранцев и направились в другое местечко, куда туристов не водят, хотя находится оно в каких-нибудь тридцати метрах от музея. На небольшой полянке без каких бы то ни было указателей и поясняющих надписей стоят несколько образцов отечественной военно-конструкторской мысли, а именно: крылатая ракета, достаточно древняя зенитка, последняя ступень какой-то ракеты с местом под боеголовку и шестизарядная пушка большого калибра на мощной станине. Из всего «постреляли», по всему полазили, Саня утверждает, что в воздухозаборнике крылатой ракеты могут поместиться два человека. Все это, конечно, очень круто, но, с другой стороны, весьма прискорбно, что в России по-настоящему хорошо умеют делать только две вещи: машины смерти и нефть.
До еще одной цели, музея паровозов, причем не абы каких, а узкоколейных, предстояло топать еще около 20 км под дождем. Когда мы прошли почти половину пути, Саня как-то не очень уверенно заговорил о том, что здесь иногда ходит автобус. Почему-то в это всем хотелось верить, особенно Танюхе, чьи ногти по цвету были, как диплом о высшем образовании без отличия. На первой же встретившейся остановке мы сделали привал, немного подкрепились бутербродами, потом начали петь песни под гитару, потом начали орать песни под гитару, а потом и без гитары. Но на расписание автобуса сии шаманские ритуалы никак не повлияли, видимо оно было защищено древним и мощным проклятием. Проторчав на остановке больше часа, мы поняли, что если сейчас не двинемся дальше, то замерзнем совсем. Возражения типа «Вот сейчас мы метров триста пройдем и нас обгонит автобус» к рассмотрению уже не принимались. Автобус нас так и не обогнал. Однако у заклинаний обнаружилась любопытная недокументированная функция: скоро закончился дождь.
Открыть во весь экран, 113 Kb
Это подействовало ободряюще, поэтому скоро мы дошли до деревни Талицы, от которой до музея паровозов в сторону от озера отходит лесная дорога. Лес сосновый и деревья в нем в основном молодые, создается впечатление, что идешь по коридору со стоящими одна за другой полупрозрачными рыжими стенками. Красота!
Узкоколейный железнодорожный транспорт еще несколько десятков лет назад был очень широко распространен на европейской части СССР. О его эффективности можно спорить, но тот факт, что даже сейчас, когда большинство узкоколеек демонтированы, те из них, которые еще остались, подчас являются единственным средством связи отдаленных деревень с «большой землей», бесспорен. Музей создан энтузиастами, которые хотели отдать дань уважения узкоколейкам, о которых в широких кругах мало что известно.
Открыть во весь экран, 143 Kb
Открыть во весь экран, 80 Kb
Примечателен музей также тем, что один из экспонатов действующий, и на нем за определенную плату даже можно покататься. Речь идет о дрезине с зубчатым приводом, но об этом позже. В целом состояние музея не ахти какое. Видимо, еще не нашелся такой фанат железной дороги, обладающий деньгами, достаточными для восстановления и поддержания музея в нормальном состоянии. А экспонаты там представлены действительно уникальные, это видно даже человеку несведущему. Чего только стоит черный «членовоз» годов 30-х, поставленный на узкоколейные колеса. Ну а такая вещь как стол со скамейками по двум сторонам, эдакий вагон-ресторан на открытом воздухе, вызвал всеобщий восторг.
В более или менее приличном состоянии находятся: цистерна объемом около двух кубов с надписью аршинными буквами «МАЗУТ», после реставрации скорее всего не видевшая и следов этого самого мазута, ну и уже упомянутая дрезина. Проехать на ней можно только метров 800, дальше стоит запрещающий знак. Несмотря на несколько несерьезный внешний вид, разогнать эту шайтан-машину можно прилично. Если постараться, 40 км/ч из нее выжать можно.
Открыть во весь экран, 132 Kb
Открыть во весь экран, 147 Kb
После покатушек, прошедших под орание песен и просто орание, концентрация адреналина в крови стала спадать и ко всем стало постепенно возвращаться осознание того, что время близится к вечеру, а на много километров вокруг простирается территория заповедника, постановка палаток и разведение костров на которой строжайше запрещено, о чем всех сомневающихся постоянно информируют плакаты вдоль шоссе. Когда Игорь предложил это проигнорировать и встать «где-нибудь здесь», хранитель музея сказал, чтобы мы даже не думали, так как здешние егеря не красивая легенда, а суровая реальность и штрафы у них якобы запредельные. Так что сначала надо было дойти до шоссе, а там уже принимать какое-то решение. Легкий на первый взгляд выход в виде гостеприимно организованных стоянок с готовыми кострищами, дровами и чуть ли не столиками имел один большой подводный камень: все это удовольствие было платным. Подкармливать и без того разжиревших местных егерей мы были не намерены и решили, пока светло, идти обратно. Сумерки спустились километра через три, а заповедная территория все никак не кончалась. Тогда мы, посовещавшись, все-таки свернули в лес, зашли вглубь и стали уже раскладываться, как вдруг на лесную дорогу метрах в двухстах от нас вынырнула машина и так же неожиданно исчезла. Догадки о том, кто ей управлял, были самые разные, но две основные – это лесники, патрулирующие лес в поисках легкой наживы и они нас просто не заметили; противоположная, и более вероятная версия – такие же как мы любители природы, принявшие нас за лесников, а потому моментально скрывшиеся. Эта неопределенность всем очень действовала на нервы и кто-то, не помню уже кто, предложил Сане вызвонить его папу с машиной для проведения эвакуации. Вадик начал было говорить, что мы же туристы, а не дети малые, но как-то вяло и неубедительно. Он и сам понимал, что засыпать с мыслями о возможной разборке с хранителями природы будет непросто. Кончилось дело тем, что Саня достал мобильник и объявил, что вступает в действие план «Б».
Открыть во весь экран, 170 Kb
Открыть во весь экран, 138 Kb
Очутившись в теплом сухом помещении с пельменями и горячим чаем, народ расслабился совсем и вещи как-то сами собой разбрелись по квартире. На следующий день их долго искали по разным углам. Погода резко изменилась на солнечную и Саня предложил совершить вылазку к Синему камню. Пересказывать все связанные с ним байки не буду, достаточно сказать, что народная молва приписывает ему множество сверхъестественных свойств, от способности к самостоятельному передвижению, в том числе по воде, до влияния, говоря канцелярским языком, на общественно-политическую сторону жизни в России. На вид ничего необычного, просто больной булыжник и даже не синий. С другой стороны, местность сложена породами осадочного происхождения и камней здесь нет вообще.
Открыть во весь экран, 147 Kb
Дорога до Москвы тоже оказалась извилистой. Прямых билетов уже не было, поэтому пришлось ехать на автобусе до Сергиева Посада, а оттуда добираться на электричке.
Поход получился немного сумбурный, но все, как всегда, были довольны. А Саня говорил, что если бы у нас на один день больше было, обязательно бы обошли вокруг озера. А если бы у меня было на одну ночь больше, я бы все экзамены на «5» сдавал, гы-гы.

Калашников Павел

Hosted by uCoz