ZunderCom - Старица, пещера Дохлобарсучья

Столпотворение в Дохлобарсучьей.

(10–11 сентября 2005 года)

Поясняю: Дохлобарсучья – это одна из самых больших Старицких пещер. Протяжённость её ходов примерно 14,5 километров! Но отличается от подмосковных систем она малой посещаемостью. И, следовательно, довольно чистая и нетронутая.
Ещё в середине лета Насте взбрела в голову мысль поехать в Старицу, когда я вернусь с военных сборов из Курска. Но по возвращении не получилось выбраться так далеко, всё ограничилось Силикатами. А идея осталась в подсознании, а это значит, что рано или поздно мы её всё равно осуществим! Ближе к концу лета стали думать над сроками. Отъезд ориентировочно назначили на 17 сентября, я начал рассылать людям SMS-ки с предложениями поехать в одну из самых интересных пещер центрального региона. Приехав в Москву из деревни, я сам получил такую рассылку от Кирыча, но датой выезда было 10 сентября, чем был сильно удивлён. Начал обзванивать друзей, точно собирающихся поехать, дабы узнать у них, когда им удобнее 10-го или 17-го. Настя могла только 17-го, остальные мнения разделились примерно 60/40 в пользу 10 сентября. В спорах о дате отъезда, как полагается, родилась истина. Хотя, конечно, обидно, что Настя не поехала с нами, как ни крути, а она являлась инициатором этой идеи.
Второе, что меня удивило в подготовке к этой поездке, это то, что неожиданно откуда-то появился народ, желающий с нами поехать! И не просто народ, а толпа народа. Те, с кем я уже давно никуда не ездил, вдруг заинтересовались этой идеей, позвали своих друзей. В результате получилось так, что за полторы недели до отъезда набиралось аж 27 человек! Безусловно, это рекорд, но что делать с такой бандой, как ими всеми управлять и, главное, как всех довезти до Старицы?!! Билетов на автобус может не хватить! Хотел, было нанимать Икарус, но дороговато оказалось, собирался из Москвы на прямом ехать – тоже не годится, так как приедем поздно. Было решено: до Твери на электричке, там на 11 часовом автобусе в Старицу. А билеты забронировать заранее, чтобы точно быть уверенными в наличии для нас мест.
Число желающих постоянно менялось: 22, 27, 20… и к назначенному дню упало до 17. Бронирую билеты на 17 человек. А на следующий день срочно пришлось искать замену одному из желающих (моему бывшему однокласснику – Ване С.). Слава Богу, нашли. Бронирую в пятницу утром обратные билеты от Старицы до Твери на 18:20.
Всё, теперь осталось дождаться отъезда. Раскладка закуплена в Ашане, народ проинформирован. Общий сбор в 7:30 на Ленинградском вокзале, собирают Кирыч и Саня. Многие участники для них совсем новые, но один через другого все знакомы. Я и Паша вынуждены были поехать в Тверь на самой первой электричке 6:34, той самой, на которую мы успешно опоздали, когда ехали на Волчину в прошлом году. Повторения не хотелось хотя бы потому, что приехать менее чем за час до отправления автобуса для нас означало потерять забронированные билеты! Выход из ситуации был найден – пришлось мне ночевать у Паши (он от вокзала живёт в 20 минутах езды), а утром рвать на электричку. Вечером уже у него дома доделывали маркеры для пещеры, ламинировали карту, доупаковывали рюкзаки. А неугомонная бабушка всё бегала вокруг и суетилась, беспокоясь, что мы не выспимся. Накормила очень вкусными сырниками с вареньем, за что ей огромная благодарность!
Путь в утренней электричке ничем особенным не отличался, разве что большим количеством людей, желающих куда либо доехать, а также Пашиным термосом, который стал подтекать в наклонённом состоянии. В 8:12 (время отправления электрички основной группы) я узнал от Сани, что все 15 человек в сборе. «Что ну? Уже едем!» – написал мне в ответ Саня. Отлично! Наша электричка опоздала в Тверь минут на 12. Посмотрев на расписание обратных поездов, мы направились выкупать автобусные билеты.
Ну не могло же всё быть так гладко! Подойдя к кассе, я почти увидел высунутую в окошко дулю! Кассирша сказала, что автобуса на 11:00 не будет. Причём, на вопрос «что делать?» она ответила категорическим «ничего не знаю». Предел прочности моих нервов был превышен – я со злостью начал искать решение! Нашёл его у окошка диспетчера, объяснив ей ситуацию. Она тут же принялась куда-то звонить, что-то обсуждать. Минут через пять вышла из комнаты и повела меня к кассе, в которую не было очереди. Сказала, что поедем мы на автобусе «Тверь – Оленино», пояснила, почему отменяются рейсы – в связи с недавней аварией и жертвами Тверьавтотранс проверяют органы МВД. Далее она договорилась с кассиршей, и та молча, ничего не спрашивая, выбила 17 полных и 17 багажных билетов без учёта брони на 12:30 до Старицы. Что ж, лучше поздно, чем никогда!
Пока продолжалось моё противостояние, Паша нашёл себе собеседника – это был мужичок лет 50. Когда я вернулся, мы с чашками чая из термоса Паши, он с бутылочкой рассказывали друг другу, где бывали, куда направляемся. Оказывается, его сын летом ездил в какую-то экспедицию. «У него рюкзак был такой же большой, как у вас». Сам живёт не так уж и далеко от Старицы, про пещеры и слышать ничего не слыхивал. «Столько лет живу, а не знаю, что есть пещеры какие-то. Надо будет съездить, посмотреть». И тут он вспомнил, как в молодости (а именно, на медовый месяц) был в городе, тогда называвшемся Георгиу-Деж, ныне – Лиски. Бывал в Дивногорье, ходил по пещерным монастырям, в подземных ходах горы Шатрище, якобы уходящих под Дон. Обязательно советовал съездить. Отвлекаясь от темы, скажу, что идея туда поехать живёт у меня уже около года. А тут такие подробности! Когда он удалился вслед за объявленным автобусом до Лотошино, мы стали с нетерпением дожидаться основную группу, попивая чай, чтобы сообщить им «радостную» весть.
Скоро на улице под козырьком перрона появилась кучка людей с большими рюкзаками, и мы вышли к ним. Познакомились с теми, кого видели в первый раз, и стали дожидаться автобуса, разбежавшись, кто куда. Кирыч, например, поступил крайне неординарно – пошёл плющить 50 копеечную монету под колёсами тверского трамвая!
Когда подъехал автобус, из кабины вышел тот самый вредный водитель, который в прошлом году не хотел грузить наши рюкзаки в багажник, когда мы уезжали из Старицы составом из 7 человек, со словами: «У меня не грузовик». Было бы странно, если он в этот раз без разговора согласился погрузить наши вещи! Пришлось попререкаться! В результате «негрузовик» вместил в багажнике и в конце салона 13 больших рюкзаков! Во какие чудеса бывают!
Открыть во весь экран, 142 Kb
По дороге почти все спали, утомлённые электричкой, ожиданием и не выспавшись за ночь. В салон набилась ещё куча народу вне регламентированных мест. Вот так и ехали, ожидая встречи с уже знакомым мне красивым городком с говорящим названием Старица. Через полтора часа из-за деревьев показались купола собора, мелькнул сквозь ветки синий указатель, говоря нам, что мы приехали.
Всё это время у меня из головы не выходил сон, который я увидел ещё в конце августа, когда с трудом набиралось 8 человек. А сон был примерно такой. …Приезжаем на автобусе в Старицу, спешно выскакиваем из него, выносим вещи, потому что ему уже пора отправляться дальше (проходящий!). Автобус после этого почти пустеет. На площадке у автостанции образуется курган из рюкзаков выше моего роста! Я бегу к кассе, протискиваясь через толпу, покупаю пачку билетов…. За исключением кургана из рюкзаков всё остальное сбылось!!!
Открыть во весь экран, 102 Kb
Здесь рейсы никто не отменял, билеты свои взяли без каких либо осложнений. Пока стояли у станции, к нам подошёл мужичок с вопросом, не надо ли нас куда отвезти? Сейчас мы отказались, сил было ещё много, но визитку с номером телефона я у него взял на всякий случай, сказав, что завтра, возможно, нас придётся забрать от Федурново и привезти сюда. Цена также устраивала. Перекусив бутербродами, дружная компания двинулась в сторону деревни Федурново через город по мосту над Волгой. По пути любовались монастырём, видами на реку, разглядывали низенькие слегка обшарпанные домики, в окне одного из них, пригревшись на солнышке, дремал кот. Памятник вождю пролетариата бодро указывал путь к светлому будущему.
Пройдя почти до выезда из города, мы свернули налево около дворового стадиона, немного не дойдя до кладбища. И побрели по пыльной грунтовке в сторону Воробьёво и Федурново. По пути Колян нашёл в пыли затоптанную друзу! Ничего себе, если они даже на дороге попадаются, то, что же мы увидим в пещере! Правда, было у нас предположение, что это подземные вандалы, те, кто ломает сталактиты и ковыряет друзы, её оттуда принесли и выкинули, когда надоела. Жара на улице утомляла, рюкзак всё больше и больше врезался в плечи. Перед Воробьево потребовался привал. На улице было по-летнему тепло, и, разумеется, хотелось просто развалиться на травке и загорать!
Сосна около спуска
Путь между деревнями преодолели минут за 15 и снова привалились, потому что нужно было идти на разведку искать спуск к Волге, чтобы дальше двигаться вдоль берега к входу в пещеру. Дорога вниз оказалась совсем рядом – немного не доходя до большой раскидистой сосны примерно посередине деревни. В это время народ набрал яблок и слив в заброшенном саду, чтобы сварить компот. Стали спускаться вниз вдоль глубокого оврага и вскоре оказались на берегу. Тишина, вода гладкая, как зеркало, такая, что лес противоположного берега в отражении кажется чётче и яснее, чем он есть на самом деле.
Открыть во весь экран, 154 Kb
Далее предстояло вспомнить место, где находится тропинка, ведущая снова вверх, к Дохлобарсучьей. Это место из присутствующих знали только я и Саня, так как заходили туда во время байдарочного похода по Волге. А ещё у нас была привязка, скачанная из Интернета – «700 шагов после отступления леса от воды и две ели». Проблем не возникло никаких, тропинка вспомнилась сразу. А вот две ели там не очень-то и заметны – маленькие они! Для измученной группы оставалось последнее на сегодня силовое испытание – подъём на 50-60 метров вверх по тропинке довольно крутого склона! Осилили! Поднявшись, и я, и Саня, конечно же, узнали и раздвоенную сосну, и вход. Над пещерой довольно удобное место для постановки лагеря – луговина с высокой травой, у спуска площадка с кострищем. Один минус – на лугу полно кочек, правда их компенсирует трава, и мало дров, приходится искать.
Установили аж 9 палаток! Не знаю, откуда столько и взялось-то… и стали вчетвером (я, Кирилл, Саня, Паша) облачаться в пещерную «форму». Мы проводники, нам нужно посмотреть, куда вести людей, что показать, да и запомнить немножко ходы, дабы не заблудиться потом… с группой. Остальные пока должны были приготовить вкусненький, скорее всего, ужин, потому что время обеда прошло. Переоделись и ушли под землю. Несмотря на то, что прошло полтора года, я, совершенно не задумываясь, провёл нас в то место, до которого мы тогда дошли и думали, что упёрлись в тупик. Сложного здесь ничего нет – идёшь по прямой и, уткнувшись в монолит, поворачиваешь налево, переходишь по плитам, оказываешься в гроте. Оказывается, это тот самый грот «Лена». Там до сих пор висела люстра, но вместо свечек на ней лежала проросшая луковица, поэтому, на весь грот пахло луком. Между стенами был натянут полиэтилен – для сбора дефицитной в этих местах воды. Вот теперь мы развернули карты – нужно искать выход из Лены в грот «Чавкино». Его нашёл Кирыч. Идём под надпись «pascal.sources.ru», на ближайшем повороте пролезаем направо. Оказываемся в небольшом зале с чавкающим глиняным полом – отсюда и название. Но в резиновых сапогах нет никаких проблем! Из Чавкино только один нормальный выход – в шкуродёр глыбового завала в противоположном конце грота. Он не длинный и не сложный. Главное – ничего там не ронять, упадёт между камней – пиши пропало. Выходим к металлической табличке «25». Потолок снижается, но не сильно. Идём согласно карте. Слева завалы, поворачиваем направо, там ход раздваивается. Дальнейшее описание того, как мы шли, не привожу, так как нас охватил азарт, и Кирыч повёл по наиболее натоптанным штрекам, а также там, где есть верёвки, я просто не успевал сверяться с картой. Скажу одно: маркеров, обозначенных на старой карте, уже не существует, за исключением совсем древних, типа «825». В результате блужданий побывали в «URLAND», гротах: Кулёмы, Каброны, Покер…, Сахарная стена. Дошли до местечка под названием «Хот 1000 палок». Идёшь сквозь лес подпорок самой различной толщины и формы. После чего развернулись и стали искать выход. По верёвкам выйти не удавалось, пришлось сверяться с картой. Нашлись, когда оказались у большой вертикально поставленной плиты с крестом с одной стороны и ласточкой с другой. Ход, уходящий за неё был действительно опасен – с потолка свисали плиты, не понятно на чём держащиеся! Нам в другую сторону. Вышли.
Обед был на подлёте. Мы принялись делиться на две группы, которые по-очереди пойдут под землю. Кирилл сказал, чтобы мы с Саней шли первыми. Состав групп оказался неравномерным: с нами Колян с Машей, Ира с Лёшей, Надя, Илюха, Ольга, Добрыня. Девчонки (Марина, Полина, Лера, Таня) достались Кириллу и Паше. Игорь остался ждать ночного спуска, чтобы пофотографировать в спокойной обстановке.
Вкусно пообедав, первая группа переоделась, мы провели небольшой дополнительный инструктаж. Итак: спуск. Оказалось, что у нас было 7 новичков (чайников). Теперь я почувствовал себя настоящим гидом, проводящим экскурсию по уникальной пещере Дохлобарсучья. До «Лены» дошли без осложнений, послушали в полной темноте капели. Небольшая заторможка произошла с продвижением из Чавкино через завал. Ребята пролезли, а вот девчонки забоялись сразу лезть, но очень быстро преодолели себя, Илюха уронил-таки здесь рассеиватель от фонаря, пытался искать, но безуспешно. Теперь главным, что я видел, стали карта и уходящие вперёд коридоры, а Колян сразу же обнаружил в стенах и потолке множество друз, в трещинах сталактиты, за что был сразу же окрещён Друзоискателем. Многие оказались настолько красивы, что вокруг них собирались кучками и разглядывали, как настоящие экспонаты! Неспеша продвигались всё дальше и дальше вглубь пещеры, то теряясь, то снова ориентируясь по карте. На этот раз посетили гроты Шик, Мальчик и Запах Яблок. Зажгли пару свечек. Захотелось найти место, через которое можно попасть в дальнюю часть системы – некий шкурник Классический, как гласила карта. Нашли похожее место, упёрлись в небольшой шкуродёр с подпоркой внутри и мокрым глиняным полом. Я, Илюха и Добрыня туда даже пролезли. Там зал с несколькими завалами, из которого ведёт ещё один шкуродёр, куда мы уже не полезли, решив оставить на ночной спуск. После этого стали потихоньку выбираться к выходу (заканчивались выделенные два часа), в некоторых местах ориентируясь по оставленным маркерам – картонным табличкам с цифрами, верх которых указывал в ту сторону, откуда пришли. Вышли без проблем. Когда луч моего фонаря осветил верхушку сосны у входа, сверху послышались восторженные крики и музыка – заждались!
Открыть во весь экран, Kb
Выйдя на поверхность, все тут же принялись делиться впечатлениями: где были, что видели, как через завал пролезали! Вторая группа тем временем начала готовиться к спуску. Им, как и нам выделили два часа на экскурсию. Я же, рассказав Кириллу, где на что стоит обратить внимание, про оставленные маркеры и свечи, пошёл в палатку немного поспать, попросил разбудить, когда они вернутся. И сразу заснул. Помню только, что приснился мне неприятный сон, что вроде бы я нахожусь в узком, тесном и душном шкурнике, не могу вылезти…. Проснулся от радостных криков со стороны костра и сразу почувствовал, что у меня замёрз нос! На улице резко похолодало. Через минуту исполнили мою просьбу – пришли будить, а я никак не мог себя пересилить и вылезти из тёплого спальника. Когда вылез, напал колотун, и, чтобы от него избавиться, заторопился к костру, где участники второго погружения громко рассказывали, как они блуждали 1,5 часа в поисках выхода. Кирилл – главный «сусанин» – проигнорировал карту и повёл народ блуждать. Да, есть у него такой талант!
Меня начали поторапливать с ночным спуском. А я никак не мог отойти от сна, вроде уже и не холодно было, а лезть всё равно почему-то не хотелось. К трём часам ночи я всё-таки нашёл в себе силы. Заправили термос чаем, сложили фотоаппаратуру в рюкзак. А остальные наши проводники к этому времени уже раскисли и никуда идти не захотели. В результате спустились мы втроём: я, Игорь и Таня. Как потом оказалось, оно и к лучшему, потому что не каждый выдержит порой 30 минутную настройку аппаратуры, чтоб заснять всего один красивый натёк или друзу.
Открыть во весь экран, 111 Kb
Открыть во весь экран, 144 Kb
Таня искала нам объекты для съёмки, а мы с Игорем по-всякому изворачивались с камерами, чтобы сделать красивое фото. Жаль, но штатив сломался по дороге – не выдержал давления вещей кронштейн. А камни и термос плохо его заменяли. Первым делом пошли в грот Кулёмы по довольно длинному коридору с забутованными стенами. В углу на потолке есть довольно широкая щель, залитая натёками, один из них похож на голову слона. В потолке огромное количество друз самой различной формы – только успевай замечать! Из Кулём направились в грот Сахарная стена, потому что заинтересовало название. И пока пробирались через завал, подняв голову, заметили, что сверху с камней свисают почти люстрообразные друзы до 10 см в диаметре! Застряли здесь минут на 30 – нельзя было упускать такую возможность для съёмки! Таня тем временем пролезла в грот. Сахарной стены в моём понимании там не оказалось, всего лишь небольшие натёки на стенах и в трещинах. Позже Игорь мне сказал, что ожидал сначала увидеть немного иное зрелище, как в естественных пещерах, но потом сам понял, что здесь это невозможно. Когда вышли, времени было уже много, Таня замерзала и начала подкашливать, поэтому мы не стали пытаться забраться дальше в систему и пошли в сторону выхода. Под те свисающие с потолка плиты – проход в гроты Слоний, Клетчатый и Мышиный Тупик. В одном из них на стене имеется забавная надпись: «Страна седоволосых мальчиков, питающихся запахом яблок». Потому и седоволосые, что одним запахом питаются! Хотя, где в пещере настоящие яблоки взять? Да и за исключением запаха лука в «Лене» ничего, кроме пещерной сырости не было! В этих гротах, в принципе, можно вставать на ночёвку. Пройдя указатель «Туда» в обратную сторону, через несколько залов мы оказались у таблички с номером 25, далее – на автопилоте. Приблизившись к выходу, я почувствовал, как мне в лицо пахнуло теплом. Небо затянуло тучами, и пошёл дождь, поэтому значительно потеплело. Интересно получилось: когда залезали в пещеру, там было теплее, чем на улице, когда вылезли – на улице стало теплее.
Бродили мы больше трёх часов, время – начало седьмого утра, все спят, никто нас не встречает, на «скамейках» мокнет чья-то куртка, еда, моется кан. Выпив чаю и пожевав мокрой колбасы, мы накрыли вещи полиэтиленом и разошлись по палаткам. Требовался отдых. Ведь впереди ещё целый день.
Открыть во весь экран, Kb
Вход
После 10 часов утра полянка начала постепенно оживляться, несмотря на мелкий и противный дождик. Это оказались самые выносливые, те, кто решился готовить завтрак. Я позвонил тому мужику из Старицы и договорился, чтобы он ждал нас в 17:00 у сосны в Федурново. Приехали местные из Стегнишено, спросив, где тут пещера. Удивительно, живут здесь, а не знают о наличии такого уникального места. Зря я у них спросил, как проще пройти в Федурново! Они сказали, что если идти по тропинке по краю склона, то она приведёт прямо в деревню… Далее расскажу, что из этого получилось. Когда дождик закончился, и из кана пахнуло вкусненьким, вылезли и остальные. Не знаю, то ли это макароны мои так на них подействовали, то ли они просто выспались, но у половины группы появилось желание спуститься ещё раз. А я уж и не надеялся. Костяк этой группы составили те, кто вчера поблуждал в поисках выхода и, как я понял, не видели ни друз, ничего другого. В запасе было 1,5 часа, и я согласился на четвёртое в этом выезде погружение. Повёл в основном в те места, где мы фотографировали, потом сводил в «Хот 1000 палок», после чего развернулись и вышли минут за 20, сфотографировавшись на память в привходовом зале.
Открыть во весь экран, 143 Kb
А дальше, как обычно: сборы, приготовление компота из яблок, фотография на фоне Волги. Отправились в обратный путь в 16:12 и, поверив тому, что утром наплели местные, пошли по тропке вдоль склона – спускаться по мокрой тропе никому не хотелось. Да, после нашей толпы оставалась вполне натоптанная тропинка даже там, где та, что шла вдоль берега выродилось в заячью! Крюк мы сделали нереальный! В результате вышли на дорогу, по которой эти самые местные приезжали, метрах в трехстах от места стоянки… Водила уже звонит, беспокоится, а мы только в сторону Федурново повернули… Опоздали минут на 15. В Старицу поехали двумя партиями. Когда прибыли вторые, выяснилось, что Кирыч отстал и чуть не заблудился, пройдя мимо поворота. Но всё обошлось! На автостанции подкрепились местной выпечкой, так как был открыт буфет. А Полина с Лерой тем временем ходили фоткаться на мост.
Автобус в противоположность прошлому разу прибыл большой, с огромным багажником, куда не то, что 13 больших рюкзаков влезут, мы все поместимся! Уставшие, но довольные прибыли в Тверь, пересели на электричку, заплатив 200 рублей «живым турникетам». Контролёр был, но и с ним договорились! По дороге пели песни, доедали рыбные консервы, тушёнку, хлеб. Но всё доесть было невозможно – половина раскладки осталась!.. Познакомились с ещё одним спелеологом, пригласившим нас весной в пещеру ледяную там же, под Старицей.
Итак, конечно же, те наполеоновские планы, которые у меня были, так и не воплотились в жизнь (разведка дальней системы, топосъёмка ближней части). Но зато получилась познавательная экскурсия по ближней части пещеры, как для новичков, так и для тех, кто сюда ещё вернётся с исследованиями. В общем, я доволен поездкой – наконец-то насмотрелся на те пещерные красоты, которых никогда не увидеть в подмосковных системах (Сьянах, Киселях, Силикатах и прочих посещаемым тусовочных местах).