ZunderCom - Вихоревское соло. Первый этап


Вихоревское соло. Разведка

20 июля 2013 года

Текст и фото: Вадим Тарелкин

Открыть во весь экран
Открыть во весь экран
При подъезде к городу Вихоревка Иркутской области все поезда идут вдоль быстрой и не широкой речушки, сжатой осыпями и скалистыми выходами, которая несёт свои воды в попутном поезду направлении. Одни люди в вагоне просто не замечают её, другие – кидают скользящий взгляд, третьи замечают и называют место красивым... И лишь у редких пассажиров вид реки может вызвать радость и волнение, и они тотчас же представят, как сидят в байдарке с веслом в руках и плывут вниз по течению, обгоняя образованную порогами белую пену. Имя той речке – Вихорева, и она названа в честь русского служилого человека, стрелецкого сотника Вихора Савина, который, совершая плавание вверх по Ангаре, был убит в 1630 году местными тунгусскими племенами.
Открыть во весь экран
Открыть во весь экран
Для жителей города Вихоревка и окрестных деревень эта речушка самая что ни на есть родная. Для братчан – близкая, для приезжих вроде меня – совершенно незнакомая, и оттого очень интересная и заманчивая. Идея сплава кружилась в голове на протяжении всего отпуска в Братске, но так и не смогла быть осуществлена из-за отсутствия технической возможности – банально негде было взять байдарку или каяк (прокатов в Братске, увы, ещё не придумали, есть только велопрокат). А посмотреть на речушку хотелось. Компромиссом стал несложный однодневный пеший поход-разведка вдоль Вихоревских берегов и железнодорожной магистрали от посёлка Турма до города Вихоревка с целью изучения реки на предмет возможности дальнейшего сплава. По Вихореве, кстати, весной регулярно проводятся заплывы-соревнования в районе дачного посёлка Балага с участием спортсменов со всей Иркутской области. Основные пороги и перекаты находятся немного выше Балаги – в том месте река прорезает отроги Турминского хребта, а также после Балаги, ближе к Вихоревке, где она делает крутую петлю в сторону и прорывается между крутых сопок. Не зная точного названия этих мест, далее по тексту буду именовать их «Балагинским прорывом» и «Вихоревским прорывом».
Открыть во весь экран
Открыть во весь экран
Несмотря на все стращания со стороны родственников и местных газет о засилии медведей в окрестных лесах, здравый смысл всё-таки пересилил – вероятность того, что мишки пойдут гулять к железной и автомобильной дороге, ничтожно мала – ибо, они не дураки, понимают и тоже боятся человека и особенно грохочущих творений рук человеческих. Это позже подтвердил встреченный мной на маршруте местный житель, остановившийся у родника за водой: «Сколько лет по этой дороге езжу, ни разу не встречал. А в лесу медведи есть, постоянно попадаются».
Открыть во весь экран
Открыть во весь экран
В ожидании хорошей погоды, в пятницу поехать не получилось. Поход был назначен на субботу независимо от погодных условий. С вечера набил рюкзак всем необходимым: одеждой, перекусом, фототехникой, и завёл непривычный для отпуска будильник. Ехать до Турмы нужно с пересадкой. Первая электричка в 8:30 от станции Новобратск до Вихоревки, затем через 5 минут после прибытия от соседней платформы отправляется вторая – Вихоревка–Чунá. Субботним утром в вагонах много дачников: братские в основном едут на Моргудон, Вихоревские – в Балагу. На всём протяжении пути от Вихоревки до Турмы я пристально смотрел в окошко, рассматривая дорогу, где предстояло идти. Местами было грязновато, но в целом пройти можно.
Открыть во весь экран
Открыть во весь экран
Тем утром в пойме речки Вихоревы висел непроглядный туман, а всё небо оказалось затянутым монотонно-серыми тучами, готовыми того и гляди оросить землю дождиком. Посёлок Турма встретил не слишком приветливо. Прямо на платформе в лицо бросились крупные злые комары, с неба всё-таки закапал мелкий дождик, а каждая встреченная собака считала своим долгом злобно погавкать вслед одинокому путнику, уходящему по щебёночным улочкам прочь из посёлка в сторону окольцованных облаками сопок. От станции до реки около 5 километров через перелесок, где комары рассвирепели настолько, что вынудили надеть непрокусываемый костюм и накомарник – терпеть их нашествие больше не было сил. Да и вообще, признаться честно, шагать одному через незнакомую тайгу, наслушавшись рассказов о медведях, было неспокойно (один из рассказов, кстати, услышал уже в электричке из разговора между местными бабушками). Не понимаю, как люди в одиночку ходят сложнейшие маршруты?.. По мне, всё-таки путешествовать лучше в компании надёжных друзей – и веселее, и безопаснее. Ну да ладно, раз уж выбрался, надо идти! А чтобы зверьё знало о моём присутствии, пришлось шагать в режиме монолога. :)
Открыть во весь экран
Открыть во весь экран
Первоначально я запланировал пройти отрезок пути протяжённостью около 14 км между станциями Турма и Балага, на котором находится Балагинский прорыв. Там речка Вихорева течёт параллельно железной дороге (или дорога проложена вдоль речки). А если останутся силы и время, можно продлить маршрут до Вихоревки (плюс 11 км), тем более, что электрички, идущие через Балагу, в большом дефиците – одна утром, одна вечером.
Через 40 минут после высадки в Турме я выбрался к железной дороге у моста через приток Вихоревы – речушку Турму. При составлении маршрута дома была идея подняться сразу за мостом на склон сопки по лесовозке, уходящей к вершине, чтобы посмотреть сверху на речку и окрестности. Перейдя по мосту и оценив обстановку, решил вверх не ходить: после дождей грузовики размесили дорогу в кашу, а вершина сопки всё ещё пребывала в облаке – всё равно ничего оттуда не увижу, только испачкаюсь по уши. Да и вероятность встретить Хозяина тайги в стороне от железнодорожного полотна гораздо выше.
Открыть во весь экран
Открыть во весь экран
Через 20 минут после моста справа сквозь кусты блеснула вода Вихоревы, усеянная кругами от мелкого дождика. Здесь речка спокойная, ширина 10–15 метров, вдоль правого берега растут высокие лиственницы, ёлки и сосны. Много упавших в воду деревьев, но полностью перегородивших реку я не заметил, ровно как и больших непроходимых завалов. Было бы плавсредство – начинал бы сплав тут. Собраться можно прямо на грунтовке, тянущейся вдоль всей железной дороги, да и подход к воде вполне приемлемый. Берега весьма живописные, даже «железка» практически не портит вид, органично вписываясь в гористо-скалистый пейзаж. Поезда также не особенно мешают, следуя не чаще одного в час, автомобилей до самой Балаги вообще не встретилось.
Открыть во весь экран
Открыть во весь экран
Ниже по течению на реке находятся несколько перекатов и разливов, есть приметное раздвоение русла с островом перед большой зелёной поляной на левом берегу между дорогой и рекой. По рассказу местного жителя именно эта поляна является стартовой на весенних соревнованиях: «Вся лужайка палатками заставлена». Место очень удобное как для лагеря, так и для стапеля. Добираться на поляну лучше со стороны Балаги. Ещё от места стапеля можно совершить небольшую радиалку в соседний распадок со стороны Турмы, где сохранились остатки лагеря японских военнопленных. Сам я туда не ходил, но при случае заглянул бы.
Открыть во весь экран
Открыть во весь экран
Метров через 200 от поляны речка прижимается к путям и лысому склону левого берега с красивыми скальными выходами. На правом берегу крутой осыпной склон. Там же начинаются пороги Балагинского прорыва. Большинство из них при летнем уровне воды всего-лишь мелководные перекаты, по паводковому уровню становящиеся хорошими порогами. В целом, при наличии воды, этот участок довольно динамичный для прохождения. Плёсы практически отсутствуют, а больших камней в русле достаточно для хорошего слалома. Под следующим безлесным склоном находится узкое горло с косым сливом. Скорее всего, здесь весной наиболее техничное место на реке. Скорее всего, это место полуискусственного происхождения и образовалось во время отсыпки железнодорожной насыпи, но при этом не менее эффектно по сравнению с естественными препятствиями. Береговая страховка возможна на всём протяжении участка, пока река тянется вдоль путей. Подход осложняется лишь там, где Вихорева отклоняется на юго-запад от магистрали. Остатков моста в том месте почти не сохранилось, зато лесок между рекой и железной дорогой довольно удобный для промежуточного лагеря, если идти на несколько дней.
Открыть во весь экран
Открыть во весь экран
Перед Балагой река вновь на некоторое время возвращается к путям. Здесь можно закончить поход в случае, если планировалось пройти только 5-километровый Балагинский прорыв и нет желания лопатить плёсы до Вихоревского прорыва. В качестве ориентира для выброски может служить вытекающий из-под дороги родник, куда жители Вихоревки ездят за водой. Если же не пугают надоедливые петли спокойной воды с возможными завалами и хочется помимо слалома спокойного сплава по таёжной речке – можно продолжать путь до города Вихоревка (это около 17 км). Короткий порожистый участок есть лишь в том месте, где река вновь резко уходит в южном направлении и ныряет в узкий распадок между сопок, огибая петлёй одну из них. К сожалению, посмотреть это место не с воды вообще нет никакой возможности. Поэтому перед прохождением порогов крайне желательна чалка и тщательный осмотр. Надеюсь, когда-нибудь мне доведётся увидеть это место на маршруте, наиболее удалённое от цивилизации.
Открыть во весь экран
Открыть во весь экран
После Балаги прогулка вдоль путей уже не столь интересна: горы отступают, речка прячется в лес и уходит в сторону, на дороге всё чаще встречаются автомобили. Очень примечательно, кстати, что водители каждой из проезжающих мимо попутных машин останавливались с предложением подбросить до Вихоревки. Всё-таки в тайге взаимопомощь между незнакомыми людьми ещё не иссякла. Но от их помощи я вежливо отказывался, решив пройти пешком весь задуманный маршрут. Разведать речку в этой части не удалось из-за удалённости от дороги. Только в одном месте довелось спуститься к ней, где она оказалась очень похожа на ту, что была за Турмой.
Финиш возможен у автомобильного моста на шоссе Братск–Вихоревка. Либо в черте города, поближе к вокзалу. А при наличии времени, да в хорошей компании можно устроить ПВД и пройти ещё дальше, например, до разъезда Моргудон.
На вокзале в Вихоревке протяжённость моего маршрута составила почти 25 км. Пройдены эти километры не зря. Главная цель разведки достигнута – Балагинский прорыв изучен довольно пристально. И если в следующий раз мне доведётся оказаться в тех краях – обязательно нужно брать с собой плавсредство, чтобы всё-таки пройти Вихореву, пускай и в сольном варианте.

12.09.2013

При написании использованы материалы сайтов wikimapia.org и bam.railways.ru.



Схема маршрута
Hosted by uCoz