Вихоревское соло. Разведка
20 июля 2013 года
Текст и фото: Вадим Тарелкин
При подъезде к городу Вихоревка Иркутской области все поезда идут вдоль быстрой и не широкой речушки,
сжатой осыпями и скалистыми выходами, которая несёт свои воды в попутном поезду направлении. Одни люди в вагоне просто не
замечают её, другие – кидают скользящий взгляд, третьи замечают и называют место красивым... И лишь у редких пассажиров вид
реки может вызвать радость и волнение, и они тотчас же представят, как сидят в байдарке с веслом в руках и плывут вниз по
течению, обгоняя образованную порогами белую пену. Имя той речке – Вихорева, и она названа в честь русского служилого человека,
стрелецкого сотника Вихора Савина, который, совершая плавание вверх по Ангаре, был убит в 1630 году местными тунгусскими
племенами.
|
|
Для жителей города Вихоревка и окрестных деревень эта речушка самая что ни на есть родная. Для братчан –
близкая, для приезжих вроде меня – совершенно незнакомая, и оттого очень интересная и заманчивая. Идея сплава кружилась в
голове на протяжении всего отпуска в Братске, но так и не смогла быть осуществлена из-за отсутствия технической возможности –
банально негде было взять байдарку или каяк (прокатов в Братске, увы, ещё не придумали, есть только велопрокат). А посмотреть
на речушку хотелось. Компромиссом стал несложный однодневный пеший поход-разведка вдоль Вихоревских берегов и железнодорожной
магистрали от посёлка Турма до города Вихоревка с целью изучения реки на предмет возможности дальнейшего сплава. По Вихореве,
кстати, весной регулярно проводятся заплывы-соревнования в районе дачного посёлка Балага с участием спортсменов со всей
Иркутской области. Основные пороги и перекаты находятся немного выше Балаги – в том месте река прорезает отроги Турминского хребта,
а также после Балаги, ближе к Вихоревке, где она делает крутую петлю в сторону и прорывается между крутых сопок. Не зная
точного названия этих мест, далее по тексту буду именовать их «Балагинским прорывом» и «Вихоревским прорывом».
|
Несмотря на все стращания со стороны родственников и местных газет о засилии медведей в окрестных лесах,
здравый смысл всё-таки пересилил – вероятность того, что мишки пойдут гулять к железной и автомобильной дороге, ничтожно мала
– ибо, они не дураки, понимают и тоже боятся человека и особенно грохочущих творений рук человеческих. Это позже подтвердил
встреченный мной на маршруте местный житель, остановившийся у родника за водой: «Сколько лет по этой дороге езжу, ни разу не
встречал. А в лесу медведи есть, постоянно попадаются».
|
В ожидании хорошей погоды, в пятницу поехать не получилось. Поход был назначен на субботу независимо от
погодных условий. С вечера набил рюкзак всем необходимым: одеждой, перекусом, фототехникой, и завёл непривычный для отпуска
будильник. Ехать до Турмы нужно с пересадкой. Первая электричка в 8:30 от станции Новобратск до Вихоревки, затем через 5 минут
после прибытия от соседней платформы отправляется вторая – Вихоревка–Чунá. Субботним утром в вагонах много дачников: братские
в основном едут на
Моргудон,
Вихоревские – в Балагу. На всём протяжении пути от Вихоревки до Турмы я пристально смотрел в окошко,
рассматривая дорогу, где предстояло идти. Местами было грязновато, но в целом пройти можно.
|
|
Тем утром в пойме речки Вихоревы висел непроглядный туман, а всё небо оказалось затянутым монотонно-серыми
тучами, готовыми того и гляди оросить землю дождиком. Посёлок Турма встретил не слишком приветливо. Прямо на платформе в лицо
бросились крупные злые комары, с неба всё-таки закапал мелкий дождик, а каждая встреченная собака считала своим долгом злобно
погавкать вслед одинокому путнику, уходящему по щебёночным улочкам прочь из посёлка в сторону окольцованных облаками сопок. От
станции до реки около 5 километров через перелесок, где комары рассвирепели настолько, что вынудили надеть непрокусываемый
костюм и накомарник – терпеть их нашествие больше не было сил. Да и вообще, признаться честно, шагать одному через незнакомую
тайгу, наслушавшись рассказов о медведях, было неспокойно (один из рассказов, кстати, услышал уже в электричке из разговора
между местными бабушками). Не понимаю, как люди в одиночку ходят сложнейшие маршруты?.. По мне, всё-таки путешествовать лучше
в компании надёжных друзей – и веселее, и безопаснее. Ну да ладно, раз уж выбрался, надо идти! А чтобы зверьё знало о моём
присутствии, пришлось шагать в режиме монолога. :)
|
Первоначально я запланировал пройти отрезок пути протяжённостью около 14 км между станциями Турма и Балага,
на котором находится Балагинский прорыв. Там речка Вихорева течёт параллельно железной дороге (или дорога проложена вдоль речки).
А если останутся силы и время, можно продлить маршрут до Вихоревки (плюс 11 км), тем более, что электрички, идущие через Балагу,
в большом дефиците – одна утром, одна вечером.
Через 40 минут после высадки в Турме я выбрался к железной дороге у моста через приток Вихоревы – речушку
Турму. При составлении маршрута дома была идея подняться сразу за мостом на склон сопки по лесовозке, уходящей к вершине, чтобы
посмотреть сверху на речку и окрестности. Перейдя по мосту и оценив обстановку, решил вверх не ходить: после дождей грузовики
размесили дорогу в кашу, а вершина сопки всё ещё пребывала в облаке – всё равно ничего оттуда не увижу, только испачкаюсь по уши.
Да и вероятность встретить Хозяина тайги в стороне от железнодорожного полотна гораздо выше.
|
Через 20 минут после моста справа сквозь кусты блеснула вода Вихоревы, усеянная кругами от мелкого дождика.
Здесь речка спокойная, ширина 10–15 метров, вдоль правого берега растут высокие лиственницы, ёлки и сосны. Много упавших в воду
деревьев, но полностью перегородивших реку я не заметил, ровно как и больших непроходимых завалов. Было бы плавсредство – начинал
бы сплав тут. Собраться можно прямо на грунтовке, тянущейся вдоль всей железной дороги, да и подход к воде вполне приемлемый.
Берега весьма живописные, даже «железка» практически не портит вид, органично вписываясь в гористо-скалистый пейзаж. Поезда также
не особенно мешают, следуя не чаще одного в час, автомобилей до самой Балаги вообще не встретилось.
|
Ниже по течению на реке находятся несколько перекатов и разливов, есть приметное раздвоение русла с островом
перед большой зелёной поляной на левом берегу между дорогой и рекой. По рассказу местного жителя именно эта поляна является
стартовой на весенних соревнованиях: «Вся лужайка палатками заставлена». Место очень удобное как для лагеря, так и для стапеля.
Добираться на поляну лучше со стороны Балаги. Ещё от места стапеля можно совершить небольшую радиалку в соседний распадок со
стороны Турмы, где сохранились остатки лагеря японских военнопленных. Сам я туда не ходил, но при случае заглянул бы.
|
|
Метров через 200 от поляны речка прижимается к путям и лысому склону левого берега с красивыми скальными
выходами. На правом берегу крутой осыпной склон. Там же начинаются пороги Балагинского прорыва. Большинство из них при летнем
уровне воды всего-лишь мелководные перекаты, по паводковому уровню становящиеся хорошими порогами. В целом, при наличии воды, этот
участок довольно динамичный для прохождения. Плёсы практически отсутствуют, а больших камней в русле достаточно для хорошего
слалома. Под следующим безлесным склоном находится узкое горло с косым сливом. Скорее всего, здесь весной наиболее техничное место на реке.
Скорее всего, это место полуискусственного происхождения и образовалось во время отсыпки железнодорожной насыпи, но при
этом не менее эффектно по сравнению с естественными препятствиями. Береговая страховка возможна на всём протяжении участка, пока
река тянется вдоль путей. Подход осложняется лишь там, где Вихорева отклоняется на юго-запад от магистрали. Остатков моста в том
месте почти не сохранилось, зато лесок между рекой и железной дорогой довольно удобный для промежуточного лагеря, если идти на
несколько дней.
|
Перед Балагой река вновь на некоторое время возвращается к путям. Здесь можно закончить поход в случае, если
планировалось пройти только 5-километровый Балагинский прорыв и нет желания лопатить плёсы до Вихоревского прорыва. В качестве
ориентира для выброски может служить вытекающий из-под дороги родник, куда жители Вихоревки ездят за водой. Если же не пугают
надоедливые петли спокойной воды с возможными завалами и хочется помимо слалома спокойного сплава по таёжной речке – можно продолжать путь до города
Вихоревка (это около 17 км). Короткий порожистый участок есть лишь в том месте, где река вновь резко уходит в южном направлении
и ныряет в узкий распадок между сопок, огибая петлёй одну из них. К сожалению, посмотреть это место не с воды вообще нет никакой
возможности. Поэтому перед прохождением порогов крайне желательна чалка и тщательный осмотр. Надеюсь, когда-нибудь мне доведётся
увидеть это место на маршруте, наиболее удалённое от цивилизации.
|
После Балаги прогулка вдоль путей уже не столь интересна: горы отступают, речка прячется в лес и уходит в
сторону, на дороге всё чаще встречаются автомобили. Очень примечательно, кстати, что водители каждой из проезжающих мимо попутных
машин останавливались с предложением подбросить до Вихоревки. Всё-таки в тайге взаимопомощь между незнакомыми людьми ещё не иссякла.
Но от их помощи я вежливо отказывался, решив пройти пешком весь задуманный маршрут. Разведать речку в этой части не удалось из-за
удалённости от дороги. Только в одном месте довелось спуститься к ней, где она оказалась очень похожа на ту, что была за Турмой.
Финиш возможен у автомобильного моста на шоссе Братск–Вихоревка. Либо в черте города, поближе к вокзалу. А
при наличии времени, да в хорошей компании можно устроить ПВД и пройти ещё дальше, например, до разъезда Моргудон.
На вокзале в Вихоревке протяжённость моего маршрута составила почти 25 км. Пройдены эти километры не зря.
Главная цель разведки достигнута – Балагинский прорыв изучен довольно пристально. И если в следующий раз мне доведётся оказаться
в тех краях – обязательно нужно брать с собой плавсредство, чтобы всё-таки пройти Вихореву, пускай и в сольном варианте.
12.09.2013
При написании использованы материалы сайтов
wikimapia.org и
bam.railways.ru.
Схема маршрута
|