ZunderCom - Водный поход III к.с. по реке Мста


Водный поход III к.с. по реке Мста

29 апряля – 3 мая 2006 года

Текст: Паша Калашников
Фото: Вадим Тарелкин,
Кирилл Сорокин


К походу на Мсту подготовка началась, наверное, еще до того как мы уехали на практику в Дзержинск. Кирыч с Вадиком затеяли модернизацию фартуков и придумали, как крепить к ним юбки. Кроме того, этот поход ознаменовался новой, вернее очень старой, но юзанной раза два, байдаркой, которую мне по доброте душевной отдал сосед. Потом выянилось, что Маше тоже захотелось экстрима, потом Кирыч сообщил, что без касок и спасов на Мсте делать нечего, что Захарычев и компания туда ходили две недели назад и чуть ли не задевали веслами провода ЛЭП. А на порог Лестница они вроде бы даже смотреть боялись. В общем, поход, как всегда, обещал быть веселым и насыщенным. А тот факт, что все три участницы носили имя Мария, придавало ему особый колорит.
Открыть во весь экран, 240 Kb Открыть во весь экран, 178 Kb Открыть во весь экран, 158 Kb

*     *     *

Открыть во весь экран, 152 Kb
Открыть во весь экран, 49 Kb
30.04. Отъезд прошел без особых приключений. Маршрут предстоял немного кривой: сначала до Бологого, затем на местном поезде до остановки Мста. На месте мы были около 4 утра, поставили пару палаток для особо сонных. Не особо сонные между тем сначала лазили по мосту, потом любовались рассветом, а потом поделились на кашеваров и, так сказать, сервисную службу, которая занялась сборкой байдарок. С этим возникли определенные сложности. Кирыч проанализировал недостатки системы крепления фартуков, применявшейся в летнем карельском походе на Суну и вместе с Вадиком они изобрели новую. Через прорези в фартуке веревка протягивалась через нашитые по двум бортам кольца, закрывая байдарку наглухо. Однако время распаковки и особенно упаковки при этом сильно возрастает. Посмотрим, как пойдет. Рядом с нами собираются ребята из Рязани, видимо члены какого-то турклуба. Сначала они несколько раз ходили к станции и обратно, потом спросили у нас, нет ли поблизости почты. Они, видите ли, обязаны отправить телеграмму о начале маршрута. Наверное, это не поход, а мучение: все время кому-то что-то сообщать, река-то не шестерочная все-таки.
Открыть во весь экран, 35 Kb
Открыть во весь экран, 94 Kb
Скоро стало светлеть, начало подниматься солнце. Все забрались на мост встречать рассвет. Потом продолжили упаковку байдарок, и, когда уже было совсем светло, отплыли. Все пороги находятся в последней трети маршрута, поэтому сегодня и завтра нам предстоят относительно спокойные дни. Пока встречаются небольшие шиверки. Скоро замечаем на берегу колоссальный плот, снабженный покрышками и рулями, размером метров 15 на 7. Вдали на берегу слышны голоса, видно ребята основательно готовились. Несмотря на теплую погоду, кое-где видны пласты снега до полуметра толщиной. Сегодня гребем весь день, хочется пройти побольше на случай непредвиденных ситуаций на порогах.
Открыть во весь экран, 164 Kb
Открыть во весь экран, 215 Kb
При подходе к деревне Сельцо-Карельское на высоком берегу издалека видны очертания колоссального сооружения. Церковь с колокольней и колоннадой снаружи отреставрирована наполовину, внутри – неизвестно, так как она была закрыта.
Ближе к вечеру начинаем искать место для стоянки, по берегам – луг, метров через двести сменяющийся лесом. Местный рыбак сказал, что недалеко за ручьем есть хорошая стоянка. Плывем, плывем, а ручья все нет и нет. Все уже притомились за день и поэтому в какой-то момент мы встали и начали выгружаться. Кирыч очень хочет узнать, что же такое по местным меркам хорошая стоянка, и поплыл посмотреть. Скоро он вернулся, сказав, что мы не доплыли метро сто, стоянка действительно хорошая и большая. Там уже какая-то группа стоит, но они против нашего соседства не возражают. Однако у нас процесс разборки уже принял необратимый характер, больше половины вещей на берегу. Чета Андрияновых куда бы то ни было плыть сегодня отказывается категорически. Колян между тем поймал ужа и начинает всем его демонстрировать. Под это дело байды постепенно пустеют и остается последний рывок: допереть их те самые двести метров до леса. Наконец и это сделано и начинается приготовление еды.
У меня еще утром начало побаливать горло. Сейчас ощущение такое, что его кто-то постоянно трет наждачной бумагой. Кирыч предлагает проверенный рецепт: крышечка спирта и бутерброд с горчицей. Я к этому добавил еще полоскание настойкой календулы. Петь сегодня не получится, говорю еле-еле.

Открыть во весь экран, 166 Kb Открыть во весь экран, 93 Kb Открыть во весь экран, 62 Kb


01.05. Утро встретило солнцем и теплом. Не грела только мысль о переносе байдарок к реке, но от этого никуда не денешься, сами затащили. Сегодня нам предстоит весь день плыть по спокойной воде. Еще вчера заметили, что кое-где горит трава, сегодня встречаем это сплошь и рядом. Делается ли это из хулиганских побуждений или на Руси за отсутствием минеральных удобрений возрождается подсечно-огневое земледелие, сказать сложно. Одно можно сказать точно: польза от этого дела сомнительная, а вот вред очевидный. Не далее как на позапрошлой неделе в Нижегородской области мы видели несколько горящих сараев.
Когда мы проплывали под телеграфной линией, Кирыч сказал, что Захарычев с компанией, которые ходили сюда тремя неделями раньше, чуть ли не задевали провода веслами, сейчас до них метров пять минимум. Неудивительно, что взрослые мужики не стали проходить Лестницу; они, конечно, горячие головы, но не камикадзе.
Плывем дальше и через пару часов после впадения Увери встаем на лесной поляне перед перекатом.

Открыть во весь экран, 256 Kb Открыть во весь экран, 192 Kb Открыть во весь экран, 71 Kb Открыть во весь экран, 83 Kb


02.05. С утра заряжаемся плотным завтраком, потому что сегодня будет трудный день. Надо пройти все пороги, а вечером нас уже ждет поезд на Москву. До порога Малый около 5 км с небольшими перекатами. Солнце, можно сказать палит.
Открыть во весь экран, 117 Kb
Открыть во весь экран, 94 Kb
В какой-то момент обгоняем виденный нами в первый день плот. Команда на нем под стать плавсредству: около 12 веселых мужиков лет 30-40, один из них непрерывно играет на баяне, другой жарит шашлык в мангале (!), третий кипятит самовар и т.д. Над плотом развеваются хоругви. Когда мы их опережали, веселье у них усилилось, а самый предприимчивый из них стал предлагать нам сапоги в обмен на сгущенку. Интересно было бы посмотреть на этих ребят, так сказать, в миру. Как знать, может в городских условиях это солидные господа при галстуках, принимающие ответственные решения.
Перед Малым останавливаемся на просмотр, надобность в котором, на мой взгляд, необязательна, потому проходится он в основной струе почти без маневров.
Открыть во весь экран, 95 Kb
Открыть во весь экран, 183 Kb
А на Большом пороге расположились какие-то спортсмены, у которых все серьезно: судьи с планшетками, ворота в самых «злачных» местах и прочие прибамбасы. Быстренько проходим порог по валам, чтобы никому не мешать и направляемся к, наверное, самому красивому месту на Мсте, устью Понеретки. Замечательна эта речка тем, что часть своего течения, около 2 км, она протекает под землей и только уже у самой Мсты выходит на поверхность из обрыва потрясающе красивым ступенчатым каскадом. Пока мы обедали, мимо с криками и песнями по валам пролетели наши знакомцы на плоту. На таком танкере им, наверное, что порог, что ни порог – все поровну.
Открыть во весь экран, 206 Kb
Открыть во весь экран, 159 Kb
Пообедав, мы двинулись к новому приключению – порогу Лестница. Он представляет собой слив с лежащей поперек всей реки плиты. Плита лежит глубоко, однако бочка от нее получается нешуточная. Под левым берегом ее можно пройти совсем легко, но это же неинтересно! Так что вся прелесть этого порога заключается в его прохождении по той грани, где, как говорится, кончается экстрим и начинается п??&ц. И нашему экипажу это удалось. Маша, конечно, была нашим специальным звуковым сигналом, однако, у нее теперь есть еще один повод для гордости, особенно, если учесть, что сплавлялась она вообще первый раз. А потом пришлось существенно прибавить скорость, потому что времени оставалось в обрез, а впереди было еще около 10 км, на двух из которых расположены Ёглинские пороги. Река там достаточно быстрая и кое-где есть высокие валы.
Эти 10 км мы отмахали на максимальной скорости без остановок. И вот он, долгожданный финиш – мост в Боровичах. Около моста уже собирается множество экипажей, стали собираться и мы. До вокзала быстрым шагом около 15 минут. Дойдя до него, мы не обнаружили ничего, кроме одинокого товарного вагона. Все в непонятках смотрят на часы, по которым до отправления поезда еще минут пять. Потом Кирыч, как в замедленной киносъемке лезет в рюкзак и достает конверт с билетами, на котором написано время отправления на сорок минут раньше предполагаемого. Немая сцена…
Открыть во весь экран, 180 Kb
Открыть во весь экран, 169 Kb
Приключения продолжаются. Железная дорога не проходит Боровичи насквозь, а заканчивается тупиком, поэтому «на собаках» отсюда не доберешься. Но это стало причиной хорошо развитой сети такси. Мы поговорили с таксистом на площади, он позвонил своему напарнику и уже минут через 20 мы с ветерком ехали в Окуловку, надеясь если не догнать поезд, то хотя бы купить билеты на ближайший. По приезде выяснилось, что таких билетов всего два, и мы отправили в Москву Вадика и сестру Коляна, для них опоздание было критично. А нам предстояла ночевка на уютном и удивительно чистом вокзале, а потом часть классического «питерского» маршрута на электричках по пунктам Окуловка – Бологое – Тверь – Москва. Опоздание составило около 12 часов. Кстати, контролерам мы предъявляли билеты нашего ушедшего поезда и это прокатывало.
Вот такое вышло путешествие!

Hosted by uCoz