Вихоревское соло. Сплав
5 июля 2015 года
Текст и фото: Вадим Тарелкин
Два года пролетели как один день! Но главное качество упрямого характера в неотступности от задуманного!
В прошлый раз,
не имея в своём распоряжении лодки, чтобы сплавиться по верховьям речки Вихоревы, я пообещал себе, что в следующую поездку
обязательно возьму плавсредство с собой из Москвы. Одноместная байдарка «Викинг-3.6» компактно разместилась в рюкзаке, составив
компанию куче вещей, традиционно набираемых в дальнюю дорогу.
Незадолго до выезда я списался с братскими водниками, пытаясь разузнать, ходил ли кто из них намеченный
мною участок, и надеясь, что кто-нибудь предложит составить компанию. В целом советы свелись к тому, что летом там делать нечего,
река на этом участке проходима только весной. В это время года лучше идти несколькими днями на Кову. А попутно узнал занятную
историю про медведей:
С мишками там хорошо, несколько лет назад даже в лагерь выходил во время соревнований. Два дня выгоняли.
Жил в лесу между лагерями. Пестун без мамки, глупый ещё. А на следующий год с подружкой приходил в день заезда. Товарища моего
перепугал до чёртиков. Мы только заехали, он сидел костёр разводил, голову, говорит, поднимаю, а там два медведя стоят на меня
смотрят.
На подъезде к станции назначения, при взгляде из окна поезда на речку опасения лишь подтвердились –
из-за не по-сибирски жаркой и сухой погоды Вихорева обмелела настолько, что в русле остался сплошной шкуродёр. Ситуацию могли
спасти только недельные проливные дожди, коих не предвиделось. К тому же, детальное изучение спутниковых снимков сулило на не
изученном отдалённом от железнодорожного полотна участке реки большое количество одиночных «шлагбаумов» и многолетних завалов.
Всё это вынудило переосмыслить планируемый маршрут и начать сплав ниже города Вихоревки – от более полноводной речки Убь.
|
|
Выбранный мною день выдался пасмурным и дождливым, но это и лучше. В такую погоду очищается заполненное
дурными мыслями сознание, промываясь дождевой водой. Через 50 минут после отправления вихоревская электричка пересекла по мосту
речку Убь, ещё через минуту остановилась на платформе 272 километр. До реки метров 300. Предвкушая в выходной день толпы отдыхающих
на машинах, к своему удивлению оказываюсь на берегу под мостом совершенно один. Рядом с мостом магазинчик «У реки», где покупаю
минералку и начинаю собирать байдарку под удивлённые расспросы проходившей мимо местной жительницы. Дождик мелкий и не мешает,
немного нервируют вялые одинокие комары. Собрался быстро, упаковал в герму вещи, оттащил лодку выше моста, чтобы начать с прохождения
переката, и отчалил. Это мой первый одиночный сплав, но тем и хорош сей маршрут, что пролегает вблизи населёнки и имеет множество
промежуточных вариантов окончания. По первоначальной задумке я должен был дойти до станции Моргудон и одноимённого дачного посёлка,
чтобы уехать в город на трёхчасовой электричке. Но позже, войдя во вкус, решил послушать совета тестя и плыть до вечера с финишем
в деревне Анзёби.
|
Речка Убь петляет по окраине города Вихоревки, окружённая то еловым лесом, то ивовыми кустами. В нескольких
местах довольно шустрая: с быстринами и глубокими перекатами под красивыми осыпями. Ширина порядка 5–7 метров. Глубина везде проходимая.
Лишь один неприятный фактор – обилие намытого с берегов мусора, сильно портящего картину. Не пройдя и километра, почувствовал, что одна
из лопастей весла свободно вертится вокруг оси и мешает правильно грести – срезало фиксатор. Спасибо рыбаку, у которого в закромах
нашёлся гвоздь, исправивший проблему.
После впадения в Вихореву русло распрямляется и расширяется до 10-15 метров, перекаты исчезают, уступив место
длинным водорослям. Берега становятся похожими на привычные жителю центральной России: омуты, осока, купающийся в воде ивняк, редкие
берёзы, наверху вытоптанные коровами луговины с просёлочными дорогами и заросшими речными старицами; да дружные вереницы деревенских
домиков, притаившихся на высоком берегу в зелёных зарослях. Если бы мне показали эти фотографии, я б ни за что не поверил, что сняты
они в Иркутской области!
|
|
Но отличия всё же были! Оставив позади деревню Кузнецовка, река не надолго нырнула в таёжные перелески. Пейзаж
поменялся: теперь над рекой возвышались стройные свечки ёлок среди нарядных берёз, и даже могучий кедр почтил реку своим присутствием.
За каждым кустом вспархивала какая-нибудь птица, услышавшая стремительно плывущую по реке «невиданную рыбу». Каждые 10-15 минут из-под
берега с громких хлопаньем взлетала цапля, ни разу не позволившая её сфотографировать, как я ни старался. Лишь однажды, за журчанием
небольшого переката она не слышала моего приближения, и дала подплыть метра на два. Но в тот момент я не был готов к фотосъёмке, зато
успел разглядеть её большую голову и массивные крылья, которыми она спешно махала, срываясь с очередного места.
|
За несколько километров до Моргудонских дач на берегу стали встречаться рыбаки – значит, рыба в реке ловится!
На подступах к горе есть одно приметное местечко с высоким слоистым обрывом на правом берегу. А вскоре над прибрежными кустами гордо
встаёт безлесный склон горы Моргудон, подпоясанный цепочкой дачных построек. Здесь количество рыбаков достигает своего максимума.
Последний километр перед железнодорожным мостом несколько портящих тишину водокачек. Маршрут можно завершить на правом берегу у моста,
от которого метров 500 до платформы. Пройдено 23 километра. Если идти не столь расслабленно, как двигался я, запросто можно успеть на
дневную электричку, которая прошла через 10 минут после моего прибытия.
|
Но мне не хочется пока расставаться с рекой. Обедаю окроплёнными дождиком бутербродами и отправляюсь дальше
мимо двух неприветливых рыбаков. После моста речка делает петлю в сторону, затем вновь возвращается к подножию горы за станцией. Там
тоже можно завершить маршрут, до платформы идти столько же, сколько от моста, но маршрут удлинился на 2 км. А дальше на Вихореве
начинаются петли-гармошки по широкой луговой пойме в районе старой Анзёби. Места выглядят более дикими, хотя рыбаки встречаются также
часто. В основном ловят на многочисленных старицах, там рыба чистая. А в реке может попадаться с химическим запахом, поднявшаяся сюда
с низовьев, где сливаются пенные стоки БЛПК.
Вернувшись к склону Моргудона и железной дороге, река образует несколько быстрин и перекатов. Дальше много не
успевших полностью обособиться стариц, в которые при желании можно заплыть и порыбачить. Одна промоина совсем свежая, на многих картах
её ещё нет, а на реке, если б не течение, можно было бы заблудиться. Здесь же реку поочерёдно пересекают 3 и 6 двухниточных ЛЭП 220 кВ,
питающие завод ферросплавов и БрАЗ соответственно. Город близко.
К вечеру дождик заканчивается, низкие тучки поднимаются вверх, и даже пытается проглядывать солнце. Перед финишем
река дважды подмывает берег посёлка Чекановского, каждый раз вновь ныряя в лес и вселяя непонимание, когда же мост. Он появляется внезапно
из-за кустов. Вот и финиш. Пройдено 44 км. Теперь главное успеть на последний автобус из посёлка Бикей, проходящего через Анзёби около 19
часов. Если опоздать – придётся либо вызывать такси, либо идти пешком до города почти 10 км!
Вопреки первоначальной задумке, этот сплав стал не повтором, а продолжением моего
пешего разведочного маршрута,
выстроившись в линию от Турмы до Анзёби. Теперь если когда-нибудь посчастливится попасть сюда весной, с удовольствием поучаствовал бы
в соревнованиях по технике водного туризма или прошёл недоступные летом верховья.
31.07.2015
Схема маршрута
|