ZunderCom - Братск


Ссылка в Сибирь по зову сердца

Город Братск

(Полуавтобиографический рассказ)
27 марта – 6 апреля 2009 года

Автор: Вадим Тарелкин

Многие из нас, живя в центральной части самой большой в мире страны, с огромным трудом могут по-настоящему себе представить её масштабы... Зацикливаясь между квартирой и дачей в ближайшем пригороде, мы порой и не знаем, что же такое Россия на самом деле! По-настоящему величие нашей необъятной Родины можно почувствовать, например, проехав на поезде дальнего следования в восточном направлении. Туда, где расстояния между ближайшими населёнными пунктами становятся очень большими, а людей в них всё меньше и меньше. Время поездки расставляет всё по своим местам. Поначалу чувствуешь перед собой бесконечность, потом постепенно привыкаешь к ней, ощущая, как расстояние накладывает свой отпечаток на твою жизнь, а вскоре и вовсе понимаешь, что расстояние – это и есть жизнь. С самого рождения мы учимся преодолевать различные дистанции: сначала совсем короткие, потом всё длиннее и длиннее, и вот однажды настаёт время, когда для тебя уже не существует непреодолимых расстояний.
Ещё с малых лет мою голову частенько посещали мысли о далёкой, но очень доброй Сибири, представлявшейся мне некой сказочной страной. Быть может, одна из причин тому – висевший на стене в той комнате, где я спал, ковёр с изображением оленей на фоне снежных вершин. Я часто смотрел на него своими детскими глазами, и мне казалось, что где-то в тех лесных дебрях у подножия горных вершин находится маленький домик, единственный во всём мире, где живёт добро: в нём тёпло, уютно и очень хорошо... Возможно, есть и другая причина моих грёз – это наши родственники, жившие в Тюмени и иногда приезжавшие к нам в Москву погостить. Вполне может быть, что их рассказы, подкреплённые гостинцами в виде кедровых шишек, навевали в моём детском воображении столь яркие картины.
Открыть во весь экран
Открыть во весь экран
А ещё из моего детства, лишь краешком захватившего последние годы существования Советского Союза, в подсознании наиболее громко доносились два названия, ставшие судьбоносными для многих тысяч советских граждан. Одно из них – Братская ГЭС – грандиозный советский проект; второе – БАМ – Байкало-Амурская Магистраль, главная Комсомольская стройка страны, завершившаяся как раз в год моего рождения, в 1984-м. Помню я обрывки рассказов воспитателей в детском саде и учителей в школе о масштабах той стройки, о дороге, изменившей судьбы людей. Тогда мне всё это казалось неким сказочным преданием, чем-то далёким и недостижимым, таким же, каким был и весь Сибирский край.
Шли годы, советские подвиги забылись, я вырос, а ковёр со стены мы отвезли в деревню... Но те свои воспоминания и ощущения я до сих пор бережно храню в своём сердце, как добрую сказку, рассказанную мне в далёком детстве. И только сейчас мне становится понятно, что детские грёзы не были простыми мечтами – они были чем-то вроде зова сердца, и спустя десятилетия, грандиозные «советские стройки» изменили и мою судьбу. А было это так...
В начале августа 2008 года во время долгой дороги на Северный Байкал, одними из наших соседей по вагону, с которыми мы общались, стали Даша и её бабушка Нина Васильевна, возвращавшиеся домой в город Братск. Незадолго до их станции назначения во время получасовой стоянки в Вихоревке мы всей компанией сфотографировались на память. А я по обыкновению записал адреса, чтобы, вернувшись, прислать фотографии. После похода, в середине сентября я разослал адресатам письма, в которых оставил номер своего мобильного телефона. И вскоре получил в ответ от Даши СМС-ку, которую она отправила с номера своей старшей сестры Насти, сказав, чтобы я писал на этот номер. Изредка переписываясь с Дашей, однажды я получил ответ от Насти. Так состоялось наше заочное знакомство. Постепенно мы стали друзьями по СМС переписке, общаясь на самые разные темы и самое главное, поддерживая друг друга в часто случавшихся в то время у нас обоих сложных психологических ситуациях. Постепенно эта взаимная поддержка нас сблизила, дав понять, что мы друг другу интересны уже не как простые друзья. И в один прекрасный момент нам захотелось познакомиться лично, после чего в течение нескольких секунд мне пришла в голову совершенно безбашенная мысль взять неделю отпуска и поехать в гости.
Вот так, в конце марта, когда московская весна начинала постепенно вступать в свои права, растапливая лёд и солнечно улыбаясь горожанам, а на востоке страны ещё продолжала царствовать зима, мне довелось одному преодолеть расстояние, несколько лет назад казавшееся непреодолимым, и совершить путешествие в сибирский город Братск, в котором в одну точку сходятся все мои детские грёзы, словно указывая невидимой стрелкой на место, где меня ждала судьба.
В распоряжении у меня была всего неделя и выходные, и две трети этого времени у меня заняла дорога. В ту пятницу, отпросившись с обеда, я прямо с работы, нагруженный большой и тяжёлой сумкой, отправился на Казанский вокзал, где меня ожидал «Тындекс» (так я назвал скорый поезд Москва – Тында). Моими соседями на двое из трёх суток стали школяры, заполнившие весь вагон вокруг меня. Они возвращались в Новосибирск с экскурсий по двум Столицам, которым посвятили все свои весенние каникулы. Среди шума и детского веселья время дороги летело очень быстро, даже несмотря на томное ожидание встречи. Лёгкости той дороге добавлял ещё и проводник из Азербайджана по имени Бюль-Бюль Михаэль Оглы. Этот весёлый и добрый дядька не проходил мимо кого-либо из пассажиров без шуток и историй.
Выезжая из дома, мне казалось, что в Сибири меня поджидают суровые морозы. Но чем дальше поезд уносил меня от Москвы, тем теплее становилось на улице и всё меньше вокруг оставалось снега. А в Новосибирске вообще уже полноправно господствовала весна, прогрев воздух до 20 градусов. Так приветливо меня встречал Сибирский край.
Когда дети вышли, их место заняли незнакомые разномастные пассажиры, душа заполнилась волнением, время стало тянуться очень медленно, а впереди были ещё целые сутки пути. Но и они остались позади. Вот уже, подъезжая к Вихоревке, я узнал знакомые гористые пейзажи. Уж никак не мог я год назад представить, что попаду сюда вновь. Волнение нарастало... И через час состоялась долгожданная встреча.
Открыть во весь экран
Открыть во весь экран
Проезжая по улицам ночного Братска, я поглядывал в окно и пытался сориентироваться, но так и не смог ничего понять. Привыкшему путешествовать мне никак не верилось, что всё происходит наяву, и я действительно в Братске. Нереальности во всё добавлял и 5-ти часовой временной сдвиг, полностью сломавший мой привычный режим.
Днём Братск ожил и окунулся в свою привычную жизнь. Как только солнце поднялось повыше, ночной мороз спрятался в тенях невысоких зданий. По людям на улицах было заметно, как они радуются наконец-то наступившему теплу. А мне было приятно и интересно наблюдать и исследовать незнакомый мне доселе город в компании той девушки, которую я реально видел всего лишь несколько часов, и к которой меня привела длинная череда событий, всё ещё не веря в происходящее.
Открыть во весь экран
Открыть во весь экран
В улицах Братска чувствуется сибирский размах и простор – большинство из них очень широкие, а некоторые сделаны в виде бульваров, по-местному «бродвеев», с аллеями посередине, цветниками и фонтанами, правда, пока ещё забитыми слежавшимся серым весенним снегом. Снег и лёд, накопившийся за зиму, в отличие от Москвы, убирать не принято. Он так и лежит на дорогах и тротуарах, пока сам не растает, создавая огромные лужи грязи и быстрые ручьи на асфальте.
Застройка Братска в основном пяти и девятиэтажная, есть всего несколько 14-этажных домов, которые называют «высотками».
Открыть во весь экран
Открыть во весь экран
Забавно смотреть на всё это глазом, привыкшим к несколько другой жизни. Кажутся необычными раскрашенные в яркие цвета пятиэтажки, редкие щиты на улицах с местной рекламой, вывески на небольших магазинах или салонах, ставших уже редкостью для Москвы. Порой даже появляется ощущение, будто поезд унёс тебя на несколько лет в прошлое, куда-то в начало 90-х годов.
Подсознательно постоянно задаёшь себе один вопрос: «чем здесь люди живут?» Оказывается, как и везде в России, жизнь в Братске совсем не лёгкая. За многое платить приходится больше, чем жителям Столицы, а деньги даются крайне сложно.
Открыть во весь экран
Открыть во весь экран
Хорошо зарабатывают только те, кто работает на БрАЗе (Братском Алюминиевом Заводе), на Братской ГЭС и те, у кого есть свой бизнес. Остальным приходится сводить концы с концами, получая гроши и большинство денег тратя на оплату коммунальных услуг, продукты и предметы первой необходимости. Но почему же такая несправедливость? Обидно за Россию и стыдно, что в самой большой стране мира с огромными ресурсами и возможностями царит такой бардак!.. Канул в лету Советский союз, а вместе с ним и то хорошее, что было заложено в освоение Сибири, давшее жизнь многим городам, подобным Братску. Слава Богу, что несмотря на это, на необъятных просторах нашей страны ещё остаются хорошие, добрые и ценящие простую человечность люди.
Но всё же есть в жизни Братска и множество положительных сторон. В частности, цены на услуги приятно удивляют. К примеру, поездка по городу на такси обходится всего в 50 рублей. Получается некая смесь из двух эпох: современности и недавнего прошлого, о котором, кстати, напоминает памятник Ленину, расположенный напротив здания администрации.
Открыть во весь экран
Открыть во весь экран
Как и множеству городов России, жизнь Братску дала река. Именно здесь, в Падунском сужении Ангары руководству СССР захотелось воздвигнуть исполинскую громадину – самую крупную на тот момент в мире гидроэлектростанцию. В результате постройки плотины были затоплены огромные площади тайги, прилегавшие к берегам Ангары. Сейчас на их месте раскинулось водохранилище, именуемое здесь «Братским морем». Даже издалека оно поражает своими размерами, а вблизи и правда кажется, будто перед тобой раскинулось море, холодное северное море, скованное льдом и подёрнутое лёгкой дымкой тумана, прячущего и без того еле различимый далёкий гористый берег. Оборачиваешься, и безмолвное спокойствие прерывается городской жизнью, в которую уже вовсю вливалась весна: бежали ручьи, подмывая рыхлые грязные сугробы и образуя на дорогах моря в миниатюре.
Открыть во весь экран
Открыть во весь экран
Территориально Братск состоит из нескольких районов: Центрального и находящихся на некотором отдалении от него посёлков Падуна, Энергетика и Гидростроителя. Причём, последний расположен уже по другую сторону Ангары. Между всеми районами курсируют автобусы и маршрутки. Во время поездки в Энергетик, которая длится всего около 30 минут, полный любопытства взгляд, впервые видящий окрестности города, пытался смотреть сразу во все окошки. Мне дорога показалась очень интересной и даже красивой, особенно когда взобрались на склон сопки, откуда открылся вид на весь город, дачи и предприятия, органично вписавшиеся в холмистый таёжный ландшафт.
Открыть во весь экран
Открыть во весь экран
Район Падун – самый настоящий посёлок, состоящий в большинстве своём из частных домов. Сохранились ещё старые деревянные, но всё больше появляется коттеджей, принадлежащих бизнесменам. Те, у кого есть такая возможность, предпочитают жить здесь, работая в центре. Это связано с тем, что экология во всех районах, отдалённых от Центрального, намного лучше, так как сюда не доходят периодически случающиеся на промышленных предприятиях химические выбросы.
Посёлок Энергетик – район с городской застройкой. Название его говорит само за себя. Находится он в непосредственной близости от ГЭС. От остановки у гостиницы «Турист» до плотины 10 минут пешком по улице Студенческой, которая выходит прямо на дамбу и становится шоссе на Усть-Кут, равняясь с железной дорогой, огибающей жилой квартал с противоположной стороны. Слева, у въезда на территорию электростанции в качестве памятника установлено рабочее колесо турбины, электронное табло на котором информирует о количестве произведённой электроэнергии с момента пуска.
Открыть во весь экран
Открыть во весь экран
Длина плотины около километра. По ней железная и автомобильная дороги проходят двумя ярусами: сверху по БАМу идут поезда, внизу едут машины, и есть тротуар для пешеходов, по которому можно пройти вдоль всей плотины и понаблюдать с высоты тридцатиэтажного дома, как из-под машинного зала электростанции «бьёт ключом» вода освободившейся из бетонных оков Ангары. А весной во время паводка здесь можно видеть самые настоящие водопады, когда через водосбросные каналы сливается избыток воды из водохранилища. Берега Ангары ниже по течению представляют собой высокие чёрно-коричневые скалы, сверху поросшие редким лесом и утыканные опорами высоковольтных линий. А вдали сквозь туманный воздух безмятежно проглядывают белёсые от снега склоны сопок.
Открыть во весь экран
На обратном пути я многократно прокручивал в мыслях свои воспоминания и ещё долго оглядывался на соединение в одной точке трёх наиболее ярких воображений детства, удивляясь тому, как ещё в раннем возрасте я мог знать о месте, способном повернуть мою жизнь в русло простого человеческого счастья. И теперь могу с радостью сказать, что нашёл тот добрый и сказочный мир, встретив свою половинку!
Открыть во весь экран
На исходе третьего дня встреча в Братске подходила к завершению. Ночной поезд из Северобайкальска увёз меня обратно в Столицу к привычным рабочим будням, оставив предвкушение новой жизни, ждать которую оставалось совсем недолго.
Скоротать трое суток обратного пути мне помогли хорошие соседи, беседовать с которыми было очень интересно: одному из них лет тридцать, и он ехал в Екатеринбург устраиваться на работу, другой – уже пожилой дядечка, бывший машинист из Железногорска-Илимского, он направлялся через Москву на Украину в гости к своей сестре. Рано утром, прибыв на Казанский вокзал и дождавшись открытия метро, он поехал на Киевский вокзал ждать следующий поезд, а мне в этот день пора было выходить на работу.
И каким бы безумством ни казалась моя поездка, я уверен, что она была проверкой искренности, и стоит однажды преодолеть такое расстояние, потратив частичку своей жизни ради будущего длиною в жизнь!

Рассказ написан 08.04.2010

Hosted by uCoz