Нижний Новгород
фрагменты мозаики
6 7 сентября 2008 года
Текст отчета: Виктор Подгорский
Фотографии: Николай Александров, Виктор Подгорский
Нижний Новгород встретил нас … Нет, не так. Никогда не любил стандартных начал. Да и приехали мы в город ночью, поэтому
ничем особенным встретить он нас не мог. Одно, впрочем, бросилось в глаза – чистота, приятная чистота вокзала и прилежащих улиц. Конечно, она не
была идеальной, но в большинстве городов и такой не бывает. И необыкновенно свободный воздух – чувствовалось присутствие реки.
По утру мы отправились в город. Промышленная часть города и спальные районы невольно напоминают о временах расцвета СССР, об
Горького спотыкаешься на каждом шагу, что, впрочем, не удивительно, поскольку известный писатель отсюда родом и даже город долгое время носил
название Горький.
Пока мы едем на метро от станции Парк Культуры до площади Ленина (проезжая, например, станцию с занимательным названием
Двигатель Революции) окунемся в историю.
История города Нижнего Новгорода начинается в 1221 году. Нижний Новгород был основан у места слияния великих русских рек
Волги и Оки князем Юрием (Георгием) Всеволодовичем в 1221 году как опорный пункт обороны русских границ от мордвы, черемисов и татар. Город
получил название “Нижний” – возможно, потому, что расположен был в “низовских” землях относительно Новгорода Великого, возможно, относительно
уже существовавшего в четырех верстах вверх по Оке “старого городка”, упоминание о котором сохранялось вплоть до начала 17 века.
|
Первая дерево-земляная крепость заняла чрезвычайно выгодное в военно-стратегическом отношении место – господствующую над
слиянием Оки с Волгой гору, прекрасно защищенную с одной стороны глубоким оврагом, с другой – со стороны Волги – крутыми обрывами, осыпями
берега. В первые годы в кремле были отстроены 2 белокаменных храма – явное подтверждение того, что город явно претендовал на особую роль в
системе земель Владимиро-Суздальской Руси, но монголо-татарское нашествие не дало этому сбыться. Сведения о Нижнем Новгороде 13 столетия крайне
скудны. Но известно, что после разгрома он быстро возродился. На короткий отрезок времени в нем была установлена “вечевая республика” по типу
Новгорода Великого. Месторасположение города и определило его дальнейшую судьбу. После окончания татарского ига Нижний Новгород постоянно
упоминается в русских летописях, укрепляясь, как крупный политический и экономический центр Северо-Восточной Руси, оставаясь духовным оплотом
православия в Поволжье. В это время он нередко служил объектом конфликтов при дележе сфер влияния между набиравшими силу Москвой и Тверью. Была
пора, когда Нижний был назван столицей великого княжества, которое просуществовало более половины столетия (1341 – 1392 гг.) и не уступало Москве
и Твери в стремлении главенствовать над Русью. Семнадцать раз за историю города подступали к Нижнему враги и не единожды разоряли его, но город
возрождался вновь и вновь.
Мы отправились в старую часть города. По пути заглянули в книжный, надеясь приобрести местную историческую или краеведческую
литературу. Ничего подобного, к сожалению, не обнаружили, видимо по незнанию правильных мест. Несколько разочарованные, отправились блуждать в
сторону старого города. Мимо «желтого дома», попетляв по окрестностям, вышли к Молитовскому мосту.
Наслаждаясь видами на Оку, прошли мост и поднялись по Окскому спуску. Утес на противоположном берегу завораживал и со стороны,
так что, оказавшись на нем, мы были всецело поглощены великолепными видами на город и стрелку Оки и Волги. Для начала решили форсировать реки по
побережью и двинулись по направлению к речному вокзалу. По дороге посмотрели на старые дома, разные маленькие достопримечательности, открывшиеся
виды. Вышли к памятнику Горькому.
На сей раз Алексей Максимович сидел, опираясь на трость, и уныло созерцал парящих над Волгой чаек. Внизу, будто игрушечная,
сияла «строгановская» церковь. Старинное здание училища имени Ломоносова казалось даже каким-то неуместным своей архитектурой для этой идиллии,
будто волшебной силой перенесенное сюда из латинских кварталов Европы. Куда больше вписывались в пейзаж купеческие палаты, являющие собой кровь
и плоть истории Нижнего Новгорода.
Мы отправились к «строгановской» церкви, дабы разглядеть это чудо поближе. А пока мы идем, еще немного истории.
|
Храм в честь Собора Пресвятой Богородицы был построен купцами Строгановыми, поэтому его часто называют Строгановским. К 1701
году строительство храма было завершено, но случился пожар, и восстанавливалась церковь уже женой Григория Дмитриевича Строганова Марией Яковлевной
(в девичестве Новосильцевой). Освящен храм был в 1719 году преосвященным Питиримом (1719 – 1738), архиепископом Нижегородским. В Нижнем Новгороде
Строгановы обосновываются в XVII веке. Это было связано с выгодным географическим положением города и с экономическими преимуществами, которое оно
давало. В начале Строгановы обосновались за рекой, в Гордеевке, а потом перебрались в нагорную часть – туда, где кипела торговая жизнь города. Вот
здесь-то Григорий Дмитриевич Строганов и занялся возведением храма в честь праздника Собора Пресвятой Богородицы, отмечаемого на следующий день
после Рождества Христова. Всего Строгановы построили в России пять храмов, два из которых находятся в Нижнем Новгороде. Историки архитектуры говорят
об особом стиле – «строгановском барокко», который характеризует храмы, созданные представителями этой династии. Среди выстроенных Г. Д. Строгановым
храмов нижегородская церковь в честь Собора Пресвятой Богородицы отличается особой монументальностью образа, изысканным, ювелирно выполненным пышным
декоративным убранством. Строгановская церковь двухъярусная: наверху расположен трехапсидный алтарь, моленный зал, бесстолпная трапезная и паперть.
Храм пятиглавый, главы поставлены по сторонам света, как в деревянных церквях. В подцерковье под трапезной располагались три изолированные кладовые.
Снаружи и внутри храм украшен белокаменной резьбой (окна, порталы входов, приставные колонны). Рождественская же церковь в полугоре над слиянием Оки
с Волгой стояла издревле. Безымянный летописец в записи, относящейся к 1521 году, сообщал, что при нападении на Нижний Новгород казанцы "сожгли
церковь Рождества Пресвятые Богородицы да 240 дворов по Гремячей ручей". В 1653 году торговый гость С. Ф. Задорин отстроил Рождественскую церковь
впервые каменной, а в 1685 году граф Григорий Строганов пристроил к задоринской Рождественской церкви в честь своего небесного покровителя святого
Григория Богослова каменный придел. В XIX веке Рождественская церковь, стоявшая неподалеку и давшая название одной из крупных торговых улиц Нижнего
Новгорода, была разобрана. Но нижегородцы по старой памяти Рождественским называют храм, воздвигнутый Строгановым. Храм в честь Собора Пресвятой
Богородицы был освящен в 1719 году, а спустя три года в Нижний Новгород приехал император Петр I. Был он на Божественной литургии в Строгановской
церкви. После этого храм был закрыт. Возможно, произошло закрытие церкви из-за того, что в двух иконах местного чина (они сохранились и до настоящего
времени) император узнал иконы, которые он заказал мастеру Караваку для Петропавловского собора Санкт-Петербурга. Григорий Дмитриевич Строганов
заботился об украшении своей церкви и, увидев их в мастерской художника, тайно от государя купил их, попросив Каравака для Петропавловского храма
написать другие.
Узнав иконы, Петр I разгневался и повелел закрыть храм, построенный Строгановым в Нижнем Новгороде. На колокольне Строгановской
церкви находятся часы, которые кроме течения времени показывали течение солнца и фазы луны. Эти часы удивляли гениального нижегородского
изобретателя-самоучку Ивана Петровича Кулибина, и, возможно, содействовали пробуждению у него интереса к механике. Храм неоднократно горел
(в 1768, 1782, 1788 годах). Колокольню, которая раньше стояла отдельно, по уровню второго яруса соединили с папертью крытым переходом. В 1913
году храм был полностью отреставрирован снаружи и внутри. Закрыт большевиками в 30-е годы. Во время Великой отечественной войны в помещении церкви
располагался аптечный склад, благодаря которому был сохранен иконостас. Все остальное убранство было потеряно. В 60е годы XX века Строгановская церковь
была передана краеведческому музею под один из филиалов, который и занимал ее до 1993 года. В храме сохранился уникальный иконостас. Из 46 икон конца
XVII столетия до нашего времени дошло 43. 3 июня 1993 года Строгановская Рождественская церковь была заново освящена митрополитом Нижегородским и
Арзамасским Николаем.
|
После мы отправились вдоль берега к программным, но не ставшим от этого менее интересными, достопримечательностям – новгородскому
кремлю и чкаловской лестнице.
Лестница была построена недавно, в 1960 году, тогда же наверху был установлен памятник Чкалову. Позже, в 1996-м, лестница была
перестроена в стиле, напоминающем отдаленно московское барокко. Новгородский кремль же достаточно древний, заложен был в 1509 году Петром Фрязиным,
сохранился плохо и позднее был восстановлен С. Л. Агафоновым. От стен этого кремля выступили в свой поход Козьма Минин и Дмитрий Пожарский в далеком
1612 году.
Конечно, прошли по Большой Покровской, заглянув по пути в музей декоративно-прикладного искусства, накупив хохломы и посетив
симпатичное местечко под названием «СССР», не первый раз за эту поездку напомнившее о государстве, которое было нашей родиной. В конце улицы нас
снова ожидал памятник Горькому.
Миновав несколько старых улиц и другую сторону Кремля, спустились вниз, по пути убедившись в качестве копии московского памятника
Минину и Пожарскому, и вышли на близлежащий мост.
Как Волга невозможна без Нижнего, так Нижний невозможен без Ярмарки. Вот к ней мы и отправились. Пока мы всеми правдами и неправдами
до нее добираемся, еще один маленький экскурс в историю.
В 1816 году в Макарьеве сгорел незадолго перед тем возведенный комплекс ярмарки. После этого всероссийское торжище было перенесено
на Стрелицу Оки и Волги под Нижний Новгород, что кардинально изменило облик и характер жизни города. По проектам и под руководством А. А. Бетанкура
был возведен ансамбль ярмарки. Тем самым торговое значение города еще больше возросло, выдвинув Нижний Новгород на положение третьего города в России.
Она просуществовала более столетия и имела исключительное значение не только в истории русской торговли и формировании всероссийского рынка, но и
относилась к числу крупнейших ярмарок в мире.
|
Современный вид Ярмарки несколько разочаровал. Но это было с легкостью скомпенсировано Спасским собором и собором Александра
Невского второй половины 19 века. Спасский собор был построен Монферраном в 1818 году и был некой репетицией перед возведением Исакия в Петербурге,
оттого очень заметно сходство собора с типичной питерской архитектурой. Настроение он создает, впрочем, совсем иное, и впечатление производит не менее
грандиозное. Располагаясь напротив Ярмарки, храм создает с ней единый ансамбль, пленяющий своей скромной красотой.
|
Добавив в коллекцию за одно и памятник Ленину неподалеку, мы со спутником вернулись на Покровскую и провели там весь оставшийся вечер.
Старая и потому очень красивая улица, она вместе с тем очень легкая и воздушная, есть в ней и не характерные для города чеховские нотки. Красивейшее здание
банка, построенное незадолго до революции архитектором Покровским, смотрится здесь как нельзя к месту. Очень симпатичен и нижегородский театр. Всё вместе
создает непередаваемую атмосферу покоя, невозмутимости и некоторой простоты, не простоты неумелого подмастерья, но простоты и легкости с какой творит
настоящий мастер.
На второй день мы снова двинулись в район Окского спуска. Нашей целью был старый город глубже от реки, и начали свой путь мы с улицы
Белинского. Нашей ближайшей целью, кроме самих улиц, был маленький парк на месте старого кладбища и могила Кулибина. Странное, тяжелое впечатление оставило
это место. Осталось ощущение, что о нем и о том, что здесь было, усиленно хотят забыть и местные жители и городские власти. Парк реставрировали в связи с
надвигающимся днем города, логическим центром сделали памятник Горькому (перефразируя Хармса: «опять об Горького!»), могилу Кулибина и церковь, которая
когда-то стояла при погосте, было найти не просто.
В течение некоторого времени мрачный настрой не покидал нас, потому, когда мы дошли до памятника жертвам революции 1905 года и остову
острога того же времени, без циничных шуток не обошлось. Памятник фотографировать не стали, причиной тому, как печальное его состояние, так и намеренное
усугубление оного со стороны плиты с упоминанием Ягоды старшего. Его, очевидно, ни в советское время, ни в нынешнее здесь не жаловали.
Далее путь наш лежал в сторону Вознесенского монастыря.
Печерский Вознесенский мужской монастырь основан Св. Дионисием между 1328 и 1330 годами неподалёку от Нижнего Новгорода на берегу Волги,
«в полугоре». В некоторых источниках говорится об основании обители Св. Благоверным Георгием Всеволодовичем в 1219 году. Однако общепринято говорить именно
о создании монастыря святителем Дионисием. Этот монах Киево-Печерского монастыря пришёл с несколькими иноками в Нижний Новгород и ископал в трех верстах от
города пещеру, где и поселился.
Пополнив запасы съестного, двинулись далее. Долго сидели на берегу гребного канала, вглядываясь в синеющую водную гладь и золотого
цвета песок побережья. После чего двинулись на паромную станцию, а оттуда в маленький городок Бор.
Городок маленький и довольно старый, хотя моложе Нижнего Новгорода, сейчас живет вокруг завода «Теплоход» и знаменитого Борского
стекольного завода. Мы отправились туда из любопытства и в какой-то степени для полноты картины – пригороды и города-спутники тоже определенным образом
характеризуют город.
В Боре нас ждали чудесные деревянные дома, несколько приветов из прошлого, очередной Ленин для коллекции и безумно красивый закат над
Волгой. Далее фотографии все скажут сами за себя. А я лишь добавлю, что по возвращении из Бора мы вернулись снова… правильно, на Большую Покровскую. Это
магическое место мы покинули лишь в самый последний момент, когда пора было отправляться на вокзал.
|