Поездка в Льгов.
(3 июля 2005 г.)
Герб Льгова |
На улице стоял жаркий июль, почти середина лета… И угораздило же
меня на месяц загреметь на военные сборы, и не куда-нибудь, а в славный город
Курск! Сами
сборы – тема для отдельного рассказа, а вот об одном из увольнений хочу написать здесь.
Было это после принятия Военной Присяги 2 июля. По случаю такого «праздника» всем
курсантам нашего военного городка вручили увольнительные на субботу и на воскресенье,
а тем, к кому приехали родители – на оба дня с ночёвкой. Я относился ко второй группе
и получил в подарок оба выходных на свободе. А про то, что родители уезжают вечером в
субботу, разумеется, никому не сказал. Очень уж не хотелось в часть возвращаться!
Итак, проводив папу с мамой в Москву, я отправился прямиком на вокзал, чтобы узнать
про комнату отдыха – надо было переночевать, а в гостиницах то не было мест, то цены
запрашивали такие, что не укладывались они в размер солдатского кошелька. И вот,
шумный вокзал приютил меня всего за 162р. Держа в руках атлас Курской области, я
размышлял, куда можно завтра направиться. Курск посмотрели с товарищами в прошлые
выходные – не годится, да и с купанием здесь плохо: начальство застукает – проблем
не оберёшься. Кроме этого нашёл ещё три места: Щигры, Прохоровка и Льгов. Прохоровка
сулила что-то связанное с Курской битвой – опять о войне, нет, надо немного отвлечься.
Щигры – вполне можно поехать, и близко, к тому же там обещан интересный краеведческий
музей. Льгов – название громкое и историческое, да и искупаться есть где. Я колебался
теперь между Льговом и Щиграми. Многим последний критерий выбора может показаться
странным, но было так. Если уж ехать куда-то на поезде, то это должен быть поезд на
тепловозной тяге, потому что нравятся мне такие дороги, от них ещё веет железнодорожной
романтикой и уютом, чего никогда не скажешь про обычную электричку! Итак, если до Льгова
дорога не электрифицирована, то еду туда. Вечером, после уточнения расписания, я
поднялся на пешеходный мост, чтобы посмотреть на отправление поезда в Льгов – так
и есть: тепловоз 2ТЭ10М с несколькими плацкартными вагонами уже дымил на втором пути,
собирая пассажиров и дожидаясь времени отправления. Со спокойной душой я побрёл в
комнату отдыха. Вставать в 7:00, поезд в 8:20. Нужно выспаться.
Утро выдалось таким же жарким, как и предыдущее – солнце, несмотря на ранний
час, уже во всю припекало. Я запасся дорожным пайком и сел в вагон, насквозь
просвечиваемый этим самым солнцем. На время забыл про часть, про то, что я на сборах,
и превратился в обыкновенного путешественника в гражданской одежде с маленьким рюкзачком
на плечах, стремящегося к новым приключениям. Хотя, где-то подсознательно чувствовал
себя «цепным псом», которого отпустили погулять, но как только подойдёт время – нужно
возвращаться назад.
Поезд отправился, и назойливое солнце немного отстало – ветка повернула на запад,
и оно теперь светило не в окно, а в хвост последнего вагона. Не успели доехать до первой
остановки, как всё вокруг поменялось: каменные громады городских домов сменились вершинами
деревьев, площади – лугами, проезжая по мосту через Сейм, я видел внизу многочисленных
купающихся на маленьком пляжике. Поезд уносил меня в тихую степную даль, размеренно
постукивая колёсами. А я сидел на боковушке, разложив карту на столике, и следил за
дорогой. Всё реже проезжали большие станции в крупных городах областного значения, чаще
это были полустанки, расположенные посреди деревень, где прямо у железнодорожного полотна
посажена картошка, по которой гуляют куры и гуси, на лугах лежит только что скошенная
свежая трава. Иногда даже казалось, что её аромат доходит и до меня сквозь толстые стёкла
вагона. А когда деревья расступались, взору открывалась безбрежная даль степи с холмами
и оврагами на горизонте, выглядевшими, словно далёкие горы. Мимо пробегали деревни,
хуторки, поблёскивали на солнце, выглядывая из-за деревьев, купола церквей. Поезд с
каждой минутой приближал меня к цели моего путешествия – городу Льгову. Душа наполнялась
ожиданием. В один момент мне даже наскучило глядеть в окно, просто так слушая стук колёс.
И взбрела в голову мысль – а что если попробовать скорость измерить по этим стукам. Так и
составил я целую таблицу в тетрадке, по которой можно узнать с какой скоростью едет поезд,
если иметь при себе секундомер и засечь время между ударами на стыках. Прошло где-то около
двух часов, и народ в вагоне начал суетиться – подъезжаем.
Когда я вышел на перрон, мне в лицо будто бы пахнуло чем-то украинским, сам не
знаю почему. Пока я переписывал расписание поездов, а также заходил в кафешку, поезд
убежал дальше, народ разошёлся. В общем, вокзал опустел, и остались на нём только я,
да несколько вагонов фирменного поезда «Сейм» сообщением Москва – Льгов. Чтобы разобраться,
куда дальше идти, я взошёл на пешеходный мостик над путями, поглядел в ту сторону, откуда
приехал, посмотрел в карту. До города отсюда километров семь – восемь. Хотел идти пешком,
но потом понял, что так я просто потеряю время и ничего толком не посмотрю. Спросил у
бабульки на автобусной остановке, как до города добраться, а главное, что там интересного
посмотреть можно. Оказывается, отсюда каждые 15 минут ходит маршрутка прямо туда, куда
мне нужно. А вот относительно посмотреть она ответила примерно так: «Да чего там
посмотреть, нет там ничего особенного…» Для неё, может, и нет, а для меня всегда найдётся,
поэтому я не придал никакого значения её словам, уселся в автобус и покатил по узеньким и
разбитым деревенским дорогам в центр Льгова. Немного потряслись по колдобинам и выехали
на шоссе, с которого уже виднелся Сейм, а слева я успел заметить небольшую кирпичную то
ли ротонду, то ли колонну, стоящую на краю леса в стороне от дороги. В последствии я
узнал, что это знаменитая башня Шамиля.
Я выскочил из маршрутки на полную людей площадь, окружённую киосками, ещё раз
обратился к карте и побрёл по центральной улице вверх в сторону от реки. И первым делом
мне в глаза бросилась Николаевская церковь, величественно возвышающаяся над низенькими
кирпичными домиками. Перед церковью почти на площади располагается гостиница. А дальше
аллея вела меня всё выше и выше вверх, мимо небольшого парка с памятником А. П. Гайдару.
Оглядываясь назад, можно было представить себе, что ты поднимаешься на гору, у подножья
которой медленно течёт Сейм, и скоро все постройки, деревья, улицы станут видны, как на
ладони. Этого не произошло, и дорога, дойдя до Красной площади со зданием администрации
и домом культуры напротив, раздвоилась и начала спускаться. Я поинтересовался у единственной
встретившейся мне жительницы, где находится какой-нибудь музей. Она и все последующие
направляли меня направо и вниз по улице к дому-музею Н. Н. Асеева. Дом нашёлся быстро,
а вот вход в него не сразу.
Хранители оказались очень добрыми людьми, обрадовавшимися посетителю в моём лице.
Билет стоил 5 рублей со студентов, но вот сдачи с 50 у них не оказалось, поэтому они
решили денег с меня не брать вообще. А экскурсия была очень интересной. До сих пор не
зная об Асееве, я узнал для себя очень много нового и интересного. Особенно, когда всё
было так хорошо преподнесено и рассказано. Экспозиция музея большая, но кроме традиционных
предметов быта, книг, фотографий и мебели, меня заинтересовали картины на стенах в
последних комнатах – на большинстве из них был изображён Сейм: весной, летом, зимой,
в закате, на рассвете… Все они написаны современным Льговским художником и подарены
музею. Глядя на них, чувствуешь, с какой любовью художник изобразил родные места, родную
реку, удивительно чётко и тепло передал моменты, цвета. Поблагодарив хранителей музея
за прекрасный рассказ о жизни поэта, я пошёл искать теперь краеведческий музей, о котором
мне также поведали здесь. Но больше не стал позориться и разменял деньги в продуктовом
магазинчике по пути.
Расположен он неподалёку от Красной площади. И здесь меня встретили, будто я
единственный посетитель за несколько дней. Экспозиция музея рассказывает о прошлом
этих земель примерно со времён мамонтов, о набегах кочевников, о том, что раньше город
назывался Ольгов – по имени князя Олега Святославича, о нелёгкой судьбе города во
времена Великой Отечественной войны в битве на курской дуге. Так понемножку в музее
рассказана почти вся история «тихого уездного города». Уходя, я купил маленький буклетик
о городе и керамическую игрушку-свистульку, сделанную мастерами из деревни Шерекино, а
также оставил в журнале отзывов запись о своих впечатлениях.
Вот, а то кому-то там смотреть нечего в городе… А ещё есть и третий музей – музей
Гайдара, но на него меня уже не хватило – слишком много новой информации, и она может
перемешаться. К тому же, времени хоть и оставалось около четырёх часов до поезда, но
хотелось ещё и искупаться, позагорать на солнышке, отдохнуть от душной военной формы.
Тем более что погода к этому располагала. Спустившись снова на площадь около гостиницы,
я пошёл по тропе вниз к реке, а точнее к полузатопленному пешеходному мостику, построенному
на месте разрушенного во время войны большого моста. Он буквально плавал на воде, а с
него в воду прыгала ребятня, купались льговчане. До другого берега мостик меня так и не
довёл – оборвался метрах в пяти, после чего я развернулся и пошёл искать более тихое
место, чтобы просто ото всех отдохнуть. И нашёл, пройдя с полкилометра выше по течению,
туда, где на этом берегу раскинулся широкий слегка заболоченный луг, а на другой стороне
высился лес. Обернувшись назад, в сторону города, я увидел его возвышающимся над
окрестными лугами, стоящим на холме на берегу реки. А над всем этим чудесным зрелищем
ещё выше понималась колокольня Николаевской церкви, будто бы говоря, что здесь и есть
самое главное место в городе!
Окружающая тишина и спокойствие реки позволили мне отвлечься от проблем насущных.
Глядя то в небо, то на город и дыша ароматами луговых трав, я провалялся здесь почти три
часа, изредка залезая в тёплую воду Сейма. После этого собрался, дожевав дорожный паёк,
и побрёл в сторону остановки, полный сил и уверенности, что оставшиеся две недели сборов
после такой поездки пролетят незаметно!
Что касается Щигров, то туда я поехал через неделю, в воскресенье. Но в краеведческий
музей не попал, по причине замка на дверях в 15 часов, несмотря на табличку «время работы
до 17:00». И экскурсия свелась к хождению по улицам городка и купанию в большом городском
пруду на речке Щигор. После чего я понял, что не зря выбрал первым местом для путешествия
именно Льгов! Кстати сказать, эти два городка отличаются ещё и тем, что часть Щигров
расположена по склонам берегов вокруг того самого пруда, а Льгов, наоборот, величественно
возвышается над окрестностями!
Время обратной дороги пролетело гораздо быстрее, и вот снова Курск, военный
городок и друзья-товарищи, удивлённо расспрашивающие меня, зачем я мотался за 70
километров в «какой-то там Льгов»… Без комментариев! КАЖДОМУ СВОЁ!!!
16.12.2005 Тарелкин Вадим.
|