Тверская кругосветка
Москва - Торжок - Сигово - Лопатино - Андреаполь - Торопец - Великие Луки - Москва
(3 - 8 января 2006 г.)
Начало путешествия. Москва – Торжок.
Ещё не успели в Москве утихнуть раскаты новогодних фейерверков, не
успел народ отойти от шумных праздников, когда трое энтузиастов, одержимые идеей зимнего
лыжного похода, уже паковали дома рюкзаки, чтобы ранним утром 3 января начать малое «кругосветное»
путешествие по Тверской области. Почему кругосветное? Да потому, что маршрут был проложен по
железным дорогам, образуя кольцо.
А предыстория этой поездки такова. Не желая смиряться с невозможностью
поехать к Рдейскому монастырю, Вадим, Саня и Лёша незадолго до нового года решили всё-таки пойти
в лыжный поход, ведь в России полно мест, куда можно поехать. Но лыжная часть была урезана до
минимума, а к ней добавлены несколько экскурсий по историческим городам запада Тверской области.
Планировалось приехать в Торжок, осмотреть главные его достопримечательности, заночевать в
гостинице и утренним поездом отправиться до станции Сигово – начальной точки лыжной части маршрута,
неподалёку от верхневолжских озёр. Главной его целью был Ширков Погост, расположенный в небольшой
деревеньке на берегу озера Вселуг. Интересно это место тем, что там находится прекрасный памятник
деревянного зодчества – церковь Иоанна Предтечи, которую иногда называют «Верхневолжскими Кижами».
Оттуда планировалось вернуться в посёлок Пено по льду озёр. На это отводилось два с половиной дня.
Из Пено на поезде собирались доехать до городка Торопец, где провести около суток для осмотра всех
его достопримечательностей, а уже оттуда отправиться в Псковскую область, город Великие Луки, чтобы
вернуться в Москву.
Изначально казалось, что всё продумано до мельчайших деталей. Но… в течение
всего похода нами будто бы кто-то руководил свыше, постоянно меняя планы. И, что самое главное, мы
оказались бессильны к обстоятельствам. Сначала проблемы действовали на нервы. Но не зря поговорка
гласит: «Что Бог ни делает – всё к лучшему». Так вот, устав нервничать, пришлось смириться. И, как
оказалось, правильно сделали. Наверное, это была проверка нашей готовности к таким путешествиям.
Результат виден невооружённым глазом: многое нужно менять, по-другому планировать маршрут, более
детально обдумывать запасные варианты и так далее. Но по общему впечатлению поход удался! Ведь это
был первый, пусть не серьёзный, но уже полноценный зимний поход на лыжах с одной ночёвкой в
палатке.
|
Первое разочарование ожидало уже в Торжке. Пригородный поезд Торжок – Осташков,
оказывается, ходит только по нечётным дням… Поезд Москва – Осташков – тоже! Таким образом, можно сделать
вывод, что по чётным числам на участке Торжок – Соблаго вообще ничего не ходит! Вот такая малодейственная
ветка! А завтра 4-е. Пока Лёша стоял в длинной двухчасовой очереди в билетную кассу, остальные
попытались разведать автобусный вариант. Безуспешно. Значит теперь на осмотр города времени очень
много – больше суток. На улице медленно стемнело, в руках у Лёши появились долгожданные билеты до
станции Сигово на 5 января на ночной поезд. Торопиться теперь было некуда, так как выяснилось, что
в гостинице «Околица» совершенно странные правила: если заселиться до 12 ночи, то расчётный час в 12
дня, если позже – 12 ночи. Нужно было как-нибудь убить время до полуночи. Перекусив в станционной
кафешке, слегка уставшие от дороги и ожидания разумного решения возникшей проблемы путешественники
подхватили рюкзаки и зачехлённые лыжи и неспешно поплелись по вечерним улицам города, стараясь не
поскользнуться на льду. «Встречайте нас, мы приехали в гости!»
В гостях у новоторов.
|
|
Редкие фонари сопровождали нас в центр города, освещая клочки заснеженной
Студенческой улицы. Она вывела к площади Революции – бульвару с аллеей из фонарей посередине и
чищеными дорожками. В самом начале установлен камень, заложенный в честь 50-летия ВЛКСМ, с посланием
потомкам в 2018 году. Площадь заканчивается памятником вождю – В. И. Ленину, упираясь в улицу Степана
Разина. Здесь начинается плавный спуск, ведущий к набережной Тверцы. Вслед за несколькими гулявшими
горожанами туда устремились и мы. Заканчивается он длинной лестницей, выходящей на улицу Красная Гора.
Спустившись сюда, начинаешь, наконец, чувствовать великолепие Торжка. Его старина смотрит на тебя с
тёмных улиц обветшалыми, но красивыми и неповторимыми домиками. Внизу, слегка подёрнувшись льдом,
спешит куда-то речка Тверца, оживляя картину почти уснувшего городка. Здесь через неё перекинут
пешеходный вантовый мост, украшенный новогодними гирляндами. Праздник ещё витает над Русской землёй,
вселяя в души людей радость и надежду, заставляя забыть проблемы и не нервничать по пустякам. Выйдя
сюда, мы поняли, что не зря представилась возможность погулять здесь именно ночью. Панорама,
открывающаяся с этого берега Тверцы, просто радовала глаз! На противоположном берегу сквозь темноту
проглядывали купола Спасо-Преображенского собора и Входоиерусалимской церкви. Рядом с мостом, на
|
площади 9 января есть часовенка, предположительно архитектора И. Ф. Львова, в которой сейчас
располагается церковная лавка Борисоглебского мужского монастыря. Сама площадь, кстати, тоже очень
впечатляет! Несмотря на то, что это центральная площадь города, на ней царит такое спокойствие, что
в это трудно поверить! Лишь изредка тишину пронизывают звонкие и радостные крики детей, доносящиеся
с ледяной горки у дома культуры. Побросав большие рюкзаки, мы тоже побежали кататься. В голове
мгновенно всплыли воспоминания о беззаботном детстве, когда, взяв первую попавшуюся картонку, бежали
на ледянку кататься! Такой был азарт! Даже на крики родителей: «Пора домой» почти не обращали
внимания, неустанно забираясь наверх и в который раз скатываясь по волнистому серому льду.
От дома культуры мимо тёмных и будто прячущихся в темноте недействующих
церквей дороги привели нас к мемориалу «Аллея памяти» погибшим в Великую Отечественную. Нет, наверное,
в России такого города или посёлка, которого бы не коснулась кровавая лапа войны. Везде встречаешь
десятки, сотни и тысячи имён, выбитых на мраморных досках. Вечная Память вам, Новоторы!
Отсюда мы решили пройти отдалёнными от центра улицами и посмотреть, как живут
люди на окраинах. Запомнилась Больничная улица с красивыми наличниками на окнах одноэтажных
деревянных домов. Но долго бродить по старым улочкам не стали – вернулись к Тверце по Пионерскому
переулку. Здесь катающиеся на санках дети навели на мысль встать на лыжи и провести что-то вроде
тренировки и обкатки снаряжения, к тому же, время позволяет, да и на улице достаточно тепло – минус
один градус. Быстро переобувшись и нацепив лыжи, мы двинулись вдоль берега по Мобилизационной
набережной. Называется в настоящее время она так, скорее всего из-за расположенного на ней военкомата.
Зайдя за заборы домов, улочка постепенно превращается в тропинку, которая, в свою очередь, упирается
в канаву с журчащим в ней ручьём. Идти дальше некуда. Вот оно, первое препятствие, встреченное нами
на лыжах! Правда, здесь обойти его не составило труда – вернулись назад и прошли по улице Зелёный
городок, облаянные мелкими собачонками, которым лыжники были явно в диковинку. И вышли ко второму
автомобильному мосту через реку.
Несмотря на оставшиеся около двух часов до полуночи, уставшие путешественники
сняли лыжи и побрели в направлении гостиницы Околица, попутно заглянув в круглосуточный магазин
Перекрёсток. Что касается самой гостиницы, то Околица – это ещё мягко сказано! Находится она в
такой подворотне, что жуть берёт! Нужно пройти мимо каких-то киосков, рынка, автомастерских и
ещё непонятно чего, прежде чем справа появится «совковое» двухэтажное здание за бетонным забором.
Вот тут нас разобрал нервный смех: «Что это? Жёлтый дом?» Но шутки шутками, а пора отдыхать.
Заходим, несмотря на то, что время только 15 минут двенадцатого. После недолгой беседы с
администраторшей: «А если бы мы пришли через 45 минут?..», удалось её уговорить поселиться до 22:00
завтрашнего дня. Трёхместный номер оказался довольно просторным и уютным. Раскидав вещи по углам
комнаты, мы улеглись спать.
|
|
Наутро термометр за окном показывал минус девять. Похоже, прогноз начинал
сбываться, и вполне вероятно, что на Рождество будет 20-градусный мороз!.. А у нас это должен быть
второй день на лыжах… «Ничего, прорвёмся!» – оптимистично решили мы. Перекусив и составив раскладку,
двинулись гулять по давно проснувшемуся городу. Переулок, на котором расположена гостиница, днём
выглядит очень мирно. Центральная улица, Ленинградское шоссе, оживилась. Здесь полно машин, куда-то
спешат тепло одетые пешеходы, стараясь не упасть на скользких тротуарах. Постепенно наша маленькая
компания растворилась в этой праздничной городской суете. Пройдя мимо музея А. С. Пушкина, вышли к
Ильинской площади. Здесь по выходным работает рынок, а над шумными торговыми рядами высится колокольня
реставрируемой Ильинской церкви. У одного из ларьков постоянно крутилась стайка голубей, а продавщица
уже просто не знала, как с ними справляться – иногда они лезли на прилавок и пытались стащить крупу.
Решив хоть немного помочь отогнать назойливых птиц, мы закупили здесь продукты к раскладке. А потом
побрели вниз по Красной Горе к уже знакомому пешеходному мосту. Днём здесь всё совершенно иначе.
Дома не прячут своих нарядных фасадов, а радостно улыбаются многочисленным прохожим. Тверецкая
набережная прямо-таки дышит стариной. Дома отреставрированы, над дверями красуются вывески:
«Аптекарскiй и парфюмерный магазинъ», «Золотой петушок», а дальше – главная гостиница Торжка – «Тверца»,
разумеется, и самая дорогая.
На другом берегу напротив здания администрации красуются щиты с гербами
городов, с которыми у Торжка установлены «дружеские связи»: Москва, Валдай, Мелле, Савонлинна,
Слоним. Спасо-Преображенский собор и Входоиерусалимская церковь поражают красотой своей архитектуры,
жаль только, что крестов на них нет – пустуют.
Тем временем мороз крепчал, хватая за щёки, нос и пальцы рук. Серые тучи на
небе разбегались в стороны, открывая по-зимнему блестящее солнце. Сегодня выдался самый настоящий
январский денёк. А мы, чтобы не замёрзнуть, спешили вдоль Новгородской набережной к Борисоглебскому
монастырю. Немного не доходя, справа показалась возвышенность – Земляной вал. Взобравшись наверх,
перед нами предстала панорама почти всего города. Поражало бесчисленное количество церковных куполов,
куда ни глянь! Отсюда все они были видны, как на ладони. Ведь когда-то в Торжке стояло почти сорок
церквей, а сейчас остались действующими лишь пять. Очень хочется надеяться, что тяжёлые последствия
советской борьбы с религией и верой всё-таки уйдут в прошлое. И заблестят кресты на дремлющих
обителях, зазвенят колокола, разносясь радостным многоголосьем по старинному русскому
городку.
Монастырь сейчас лишь частично восстановлен, некоторые церкви пока ещё не
действуют. Очень красива и необычна по своей архитектуре церковь во имя Нерукотворного образа
всемилостивого Спаса с колокольней над Святыми воротами. Интересна также и Свечная башня,
расположенная на углу каменной стены. Борисоглебский собор понемногу восстанавливается и, судя по
крестам на куполах, уже действует. Монастырская стена местами разрушена. Но в целом, монастырь
выглядит очень величественно!
Дальше по берегу, из-за куполов монастыря, скромно проглядывал тёмный
силуэт деревянной церквушки. Это Вознесенская (Тихвинская) церковь. Памятуя о наших планах увидеть
«верхневолжские Кижи», мы устремились к ней. В последствии, она и стала тем единственным памятником
деревянного зодчества, увиденным в этом походе.
|
Нам повезло. Когда подошли к храму, рядом появилась женщина, разрешившая
зайти внутрь. Потянув за кольцо, я приложил немалое усилие, чтобы открыть дверь. Но вот она тяжело
скрипнула и впустила путешественников. Женщина оказалась работницей музея и немного рассказала нам
историю этой церкви. Оказывается, высоко под куполом даже сохранились фрески, да как сохранились!
В свою очередь, мы поведали о своих планах увидеть Ширков погост, а напоследок приобрели у неё
каждый по сувениру – маленькой торжокской игрушке-собачке, ведь наступивший год – год Красной
собаки. Уходя, мы ещё долго оглядывались на стройный силуэт этой церквушки, похожий на свечу,
пламя которой неподвижно из-за полного штиля на улице. Мне вспомнилась похожая «церковь-свеча»
в Белозерске. Но её маковка, будто под действием сильных ветров, дующих с большого озера, слегка
наклонена в сторону.
Старицкая улица, проведя нас мимо монастырских стен, вывела к одному из
самых красивых храмов города – Михаило-Архангельской церкви, расположенной на возвышенности. Её
белоснежные стены, башенки и колокольня, увенчанные синими куполами с золотыми звёздами, просто
не дают оторвать взгляд! Не зря именно этот храм красуется с обложки атласа Тверской
области!
Но солнце клонилось к закату, разливая по улицам тёплый предвечерний
свет. Наша прогулка подходила к концу, и мы неторопливо двигались обратно в сторону гостиницы
уже привычным маршрутом по самой, на мой взгляд, красивой улице Торжка – Красной Горе. Нам ещё
предстояло пообедать и немного передохнуть перед отъездом. Ведь дальше начинается самая серьёзная
часть нашего путешествия.
Покинули гостиницу ровно в десять вечера, а администраторша удивилась,
почему так рано уходим. Она-то думала, что мы поселились до десяти утра! И вот трое странников
с большими рюкзаками опять плелись по уснувшим улицам, прощаясь и благодаря за гостеприимство
прекрасный старинный русский город Торжок и его жителей – новоторов. А едва успело наступить 5
января, как подъехал поезд, который повезёт нас к верхневолжским озёрам по заповедной
железнодорожной ветке Торжок – Соблаго.
Заповедными путями. Торжок – Сигово.
Мороз на улице в этот поздний час был уже не шуточный – около минус 15!
Помню, пока добежали до нашего вагона, дрожать от холода начали. Проводница, впустив нас в тёплый
вагон, ещё долго расспрашивала про столь смелый поступок – зимний поход, удивляясь и восхищаясь
нашей решительностью. Но одного решения мало, теперь нужно найти в себе силы и преодолеть все
трудности и препятствия! Чтобы не будить остальных пассажиров, мы мирно разошлись по своим полкам
– пора и нам отдыхать и набираться сил. Поезд еле заметно отошёл от пустынной платформы и медленно
покатился на запад.
Я ещё долго не мог уснуть. Всё прислушивался к размеренному стуку колёс, не понимая, почему
больше не набираем скорость. Огни города, где мы провели больше суток, уплывали в прошлое,
промелькнула под мостом шустрая Тверца… На улице воцарилась ночь. Самая настоящая зимняя ночь,
белеющая от каждого огонька. Я прижался к окну и стал вглядываться в тёмные таинственные пейзажи.
Как ни крути, а люблю ездить именно ночью, за то, что она хранит в себе множество тайн, и
привычные вещи кажутся во тьме безумно загадочными. Воображение получает полную свободу, и
рисует такие картины, что любой художник мог бы позавидовать!
В один прекрасный момент я даже собрался не спать до самого Сигово,
хотел выходить на больших станциях на улицу, чтобы вдохнуть воздух этих посёлков и представить
себе, как там живут люди. Какие интересные названия: Кувшиново, Селижарово, Соблаго, Пено! Но
проводница ушла спать, да и мне следовало немного вздремнуть, а то какой из меня лыжник после
бессонной ночи?! Заснул я в раздумьях, что это за ветка такая интересная.
Может показаться странным, но в наше время ещё сохранились железные
дороги, где вместо светофоров ещё стоят семафоры, систем автоматизации нет, стрелки переводятся
вручную. Сразу представляется бородатый дедушка-стрелочник, покуривающий махорку и терпеливо
дожидающийся команды от диспетчера. Но воображение рисует на путях даже не тепловоз, а тяжело
пыхтящий паровоз и разбрасывающий во все стороны клубы сизого дыма… Да, да, именно, причём в
это даже начинаешь верить! Но торможение около очередного полустанка прерывает мысль… А ведь
вымышленным оказался только паровоз. Всё остальное действительно так. Эта железнодорожная ветка
является так называемой «заповедной», то есть, живым музеем. Говорят, здесь даже насыпи песчаные,
когда давным-давно все дороги стоят на гравии! А как приятно ехать по такой ветке, как будто в
прошлом побывал. Впечатления сравнимы с поездкой по УЖД. Вот только шансов на выживание у этой
дороги гораздо больше…
Поезд продолжал ехать со скоростью около 30 км/ч. В какой-то момент
меня всё-таки подхватил сон, быть может, стук колёс так подействовал. Проснулся только на
станции Жукопа. «Сейчас будем проезжать озеро Волгó», – заторопился я и снова прилип к окну,
закрывшись занавеской от лишнего света. Через пару минут лес расступился, открыв чуть затуманенный
снежный простор, окаймлённый частоколом силуэтов остроконечных елей. В душу пришла приятная
радость, прогнав остатки сна. Поезд стал снижать скорость, за окном промелькнули несколько ручных
стрелок – прибыли на узловую станцию Соблаго. Стоянка около получаса. Здесь заповедная ветка
заканчивается. Хотелось выйти на улицу, но дверь опять никто не открыл. Народ выходил лишь на
станции Пено. Судя по внешнему виду и разговорам, в основном это были рыбаки. Приехали на зимнюю
рыбалку на одноимённое озеро. Теперь закопошились и мы – наша станция следующая.
Эх, пригрелись мы в вагоне… Но пришлось его покинуть и выпрыгнуть на
занесённую платформу, оказавшись по колено в снегу. И только поезд уехал, как всё вокруг опять
погрузилось в темноту. А мы, найдя тропинку, отошли чуть-чуть в сторону и стали готовиться к
старту.
Горе-лыжники. Сигово – Лопатино.
Достав сапёрную лопату, принялись расчищать местечко для палатки. Нет,
не спать собрались! Просто, пока на улице темно, всё-равно не увидим, куда идти. Было решено
приготовить завтрак на газовой горелке. Сварили самое простое – макароны с тушёнкой.
Тем временем пришёл рассвет, скинув с окрестностей пелену таинственности.
Оказалось, что мы в паре сотен метров от деревни. Пора. Все вещи опять исчезли в холодном рюкзаке,
мы встали на лыжи и пошли обратно по платформе. Станционный домик заперт на замок, рядом с ним
стоит занесённая снегом скульптура. Я взял в руки карту, пока не совсем понимая, куда следует
идти. Должна быть дорога, связывающая Сигово с деревней Лопатино, но пока ничего похожего не
наблюдалось. И тут появился мужичок, идущий вдоль путей. В указанную им сторону мы и пошли.
По натоптанной тропинке вдоль серого забора мимо редких домов и сараев. Здесь появилась широкая
охотничья лыжня в нужном нам направлении. Пошли по ней, надеясь, что та выведет на искомую
дорогу. Но… слегка поплутав, лыжня закончилась около свежесрубленной ели. «Понятно, за ёлкой
ходил!» А дальше – нетронутая никем, кроме мелких животных, снежная целина, уходящая в почти
таёжный хвойный лес! Красота неописуемая! Все деревья одеты в шапки и шубы, и от тяжести
опустили свои ветви. Снег на полянах похож на застывшее море, с волнами и гребешками! Подлесок
местами настолько густой, что приходилось буквально протискиваться сквозь тонкие
ветви.
|
Несмотря на наслаждение красотой зимнего леса, нас не покидало
беспокойство: «А где же дорога?» Ведь если мы на неё не выйдем, то сквозь эту чащу будем
пробираться намного дольше. В результате, потеряв надежду, мы двинулись по компасу напролом
сквозь лес. Это уже напоминало школу Дмитрия Алексеевича Денисова. В один прекрасный момент
между деревьями я заметил строения – это было окончание деревни Сигово, уходящее в лес. Если
верить карте, то именно отсюда должна начинаться грунтовка. Так и есть! Но ей явно давно никто
не пользуется. Между колеями уже успели вырасти молодые деревца, да и сами колеи просматривались
на глубоком снегу крайне слабо. Все дома оказались закрыты, спросить не у кого. Другой дороги
нет, идём. Но недолгой была наша радость. Выйдя на небольшое поле, колея пропала, и мы в раздумьях
остановились на передышку под одиноким деревом. Всё-таки неудобный рюкзак давал о себе знать. Да
и вес его был явно завышен для такого похода.
|
Решили дальше идти опять по компасу. Успокаивало только то, что до Лопатино
по прямой всего около 6 километров. Вот мы снова в лесу и пробираемся сквозь снежные джунгли. Через
непроглядные утренние тучи проблеснуло солнышко, и всё вокруг засверкало, приобрело более радостный
вид. Картины каждую минуту сменяли друг друга: то редкий лес, то пригорок с маленькими ёлочками, то
частый кустарник, мешающий движению. Иногда заснеженные зелёные великаны расступались, открывая нам
маленькую полянку, на которой, как статуи стояли молодые деревца, походя то на динозавров, то на
сказочных зверей.
В какой-то момент путь нам преградил овраг маленького ручья. С одной
стороны – это неприятно, дополнительное препятствие для движения на лыжах, да ещё и с рюкзаком.
С другой стороны, он позволил примерно определить наше местонахождение. А когда мы его пересекли
во второй раз, я интуитивно взял правее и… вот она дорога! Здесь колеи были значительно лучше, и
никаких деревьев посередине не росло. Сил прибавилось, и мы поспешили вперёд. Дорога вывела
сначала на поле, а потом в деревню около большого хозяйственного строения, заполненного
тюками слежавшегося сена. Да, эти 6 километров нам дались очень тяжело. На часах было около
половины второго. Настало время обеда.
Пока Саня раскочегаривал горелку, я быстренько переоделся и побежал
искать выход из сложившейся ситуации. Было совершенно понятно, что задуманного нам не осуществить.
Идти опять напролом через лес – занятие бесполезное. Тем более что нужной грунтовки опять не видно.
Сначала была идея рвануть по автомобильной дороге в сторону Пено и там где-нибудь свернуть к озеру
Вселуг. Но когда я вышел на асфальт, то увидел полное отсутствие снежного покрова на нём. Не годится
– лыжи жалко. Тогда пришлось, как командиру, принять волевое решение – надо отсюда уезжать. Вот
только на чём? У вышедшей на улицу бабушки я смог узнать, как здесь ходят автобусы. Оказывается –
плохо! Сегодня нам надеяться было уже не на что. Если только ловить попутку. А завтра утром должен
быть автобус до Пено.
Значит, не судьба нам дойти на лыжах до Ширково. К тому же, мы и так
отставали от графика на один день, истраченный в Торжке. Вернувшись к ребятам, я сообщил им о
своём решении. Честно говоря, они приняли его с каким-то безразличием. Правда, предложили вариант
пешком пройти по дороге. Не пойдёт! Это, наверное, оттого, что оба они так и сидели, не переодевшись
и не переобувшись. Один смотрел на таящий в кастрюле снег, другой мечтал, усевшись на рюкзак и даже
не пытаясь переодеться… Разве так можно! Ещё не хватало замёрзнуть! «Быстро ставим палатку», –
рявкнул я, и мы с Лёшей принялись расчищать место и устанавливать наш «дом». А потом загнал их
обоих внутрь вместе с горелкой, чтобы переоделись и грелись.
Спустя несколько минут, палатка стала похожа на стоящий неподалёку дом,
из трубы которого вертикально струился дым. Из-под вентиляционных «ушей» нашего дома тоже повалил
пар – вода в кастрюле всё-таки закипела.
И тут со стороны деревни к нам стала приближаться лошадь с пышной гривой
и хвостом. Ей явно было интересно, что это за люди такие (мы). «Да, если конь нами заинтересуется
– у нас могут быть проблемы», – с некоторым подозрением произнёс Лёша. Но лошадка не подошла
ближе пятидесяти метров и свернула в сторону, начав скакать по глубокому снегу, резвиться и
весело ржать. Скоро появился её хозяин, и, матерясь, отвёл обратно.
Я тем временем решил ещё разок наведаться в деревню и уточнить ситуацию
с автобусами. На этот раз мне повстречались два мужика. «Завтра будет автобус в Пено, и в
Андреаполь будет, в девять утра и полдвенадцатого». Девятичасовой подошёл бы нам идеально, мы
даже успели бы немного посмотреть этот посёлок. А в обед сесть на поезд и уехать в Торопец. Так
и решили: встанем часиков в восемь, соберёмся и пойдём на остановку. Поесть можно будет в
Пено.
|
Пока я бродил по деревне, на округу стали опускаться сумерки. Такие
мягкие и тихие. Просвечивая сквозь голые ветви деревьев, закат создавал впечатление пылающего
леса. Но с каждой минутой пламя становилось всё тише и тише, пока, наконец, не погасло, оставив
на низких облаках холодное малиновое зарево, окрашивающее сугробы в тёплые цвета. Когда я взглянул
на горизонт, в душу мне пришло какое-то странное и непонятное ощущение. Почувствовал, будто держу
на себе весь этот щит из облаков, почувствовал всю его тяжесть и мощь. А главное, невиданную силу
этого мгновения, ощущение от которого могу вспомнить даже сейчас, спустя год, просто закрыв глаза.
И теперь я готов пойти в зимний поход, готов терпеть все его трудности просто хотя бы ради того,
чтобы вновь увидеть и испытать такое!
Когда лес окончательно погас, в окнах домов зажглись огоньки. На небе сквозь облака проглядывал
размытый силуэт месяца. Вот и наступила длинная зимняя ночь. А мы сидели в палатке и доваривали
ужин. Чтобы не дуло внутрь, палатку вокруг обсыпали снегом, закопав заодно свои лыжи. Термометр
показывал на улице минус 12 градусов.
Несмотря на это, спалось очень хорошо, без единого намёка на замерзание. Всё благодаря современным
спальникам! Утром у Сани зазвонил будильник. Включив фонарь, подвешенный к потолку, мы увидели
потрясающее зрелище. Вся палатка изнутри была покрыта толстым слоем инея, таким, что при сворачивании
материал хрустел, будто это была не ткань, а лист металла. Объём свёрнутой палатки после этого
увеличился вдвое! А пока она ещё стояла, и мы собирали вещи, с фонариком произошло нечто
неприятное: одна щелочная батарейка, видимо, не выдержала нагрузки на морозе и лопнула, залив
электролитом внутреннее пространство корпуса.
Надев все самые тёплые вещи, выходим к автобусной остановке.
Эвакуация в Андреаполь.
На улице ещё темно, изредка по дороге проезжают машины, освещая фарами
три человеческих силуэта, притаившихся на остановке рядом с большими рюкзаками. Не знаю, на кого
мы были тогда похожи, но Саня, например, взяв топор и надев балаклаву, вышел на проезжую часть.
Ради шутки, разумеется! Но шутки шутками, а прошло уже больше получаса с того момента, когда должен
был приехать автобус. Что случилось? Куда он делся? Ситуация снова начала пугать неизвестностью.
Подождав ещё около 30 минут, мы стали пытаться остановить машину, причём в любую строну. Нам было
все-равно, где садиться на поезд: в Пено или Осташкове. Но все попытки оказались тщетны. В основном
проезжали легковушки, водителям которых и дела нет до каких-то туристов. Никто даже
не притормаживал.
Прошло больше двух часов с момента, когда мы сюда пришли. Но ничего не
изменилось. Начиная подмерзать от бездействия, мы пинали комки снега, прыгали на месте… «Неужели
автобус так и не придёт?!!» Как вдруг, из-за поворота (нет не автобус приехал!) выходит вместе с
сыном тот самый мужик, у которого я вчера уточнял расписание. Он сильно удивился, когда я сказал,
что утреннего не было. Когда часы показывали 11:35, забеспокоились все вместе. «Щас придёт. Надо
в Пено ехать», – бормотал мужичок и прислушивался к каждому звуку машин из-за леса со стороны
Осташкова. «Едет!» Опоздал аж на 20 минут!
|
Подъехал довольно новый «Икарус». Пассажиров в салоне оказалось немного,
и мы без труда смогли разместиться на мягких сиденьях. Решили сразу ехать в Андреаполь, потому
что поезд в это время уже должен был проследовать Пено. Сквозь запачканное окно автобуса можно
рассматривать окрестные пейзажи. Сразу за Лопатино начался высокий и стройный еловый лес, укрытый
снегом. Дорога узкой лентой уходила сквозь него, то поднимаясь в горку, то спускаясь вниз. Как
жаль, что у нас не получилось пройти заданным маршрутом и насладиться этими красотами… За очередным
спуском впереди показалось озеро Пено, берега его тесно утыканы маленькими домиками. Наш автобус,
забрав около станции пассажиров, продолжил свой путь. Пару километров автомобильная и железная
дороги идут здесь по самому берегу озера. На занесённом льду сидят многочисленные рыбаки. Около
дороги выстроились в ряд деревянные лодки. Сейчас они дремлют под снегом, дожидаясь весеннего
пробуждения озера.
Скоро Пено осталось позади, промелькнул мимо маленький посёлок Соблаго.
После него остановка только в деревеньке Охват, на берегу одноимённого озерка. Отсюда обычно
начинаются байдарочные маршруты по Западной Двине. Сейчас озеро замёрзло, и осталась только
узенькая петляющая протока. Сразу за Охватом автомобильная трасса пересекла железную дорогу по
высокому мосту, и резко ушла в сторону, к населённым пунктам. На смену лесу пришли широкие поля.
Вдоль дороги вереницами треугольных крыш выстроились деревеньки. Здесь в селе Луги даже есть
небольшая церквушка.
|
Спустя ещё около 30 минут, за окном начался Андреаполь. Внешне его постройки
не представляют особого интереса – дома, как дома. А переехав мост через Западную Двину, автобус
вскоре остановился около стандартного зелёного вокзальчика. Поезд мы обогнали почти на час.
Следовательно, появилось время на осмотр этого маленького городка. Саня и Лёша никуда идти не
захотели, смотря на меня голодным взглядом. Ведь мы со вчерашнего вечера ничего не ели! Пойду
за едой.
Первое, что бросается в глаза при выходе из вокзала – это памятник
воину-освободителю города. А дальше начинается центральная улица, ведущая прямо к реке. По
домам виден резкий контраст по сравнению с Торжком. Все они оказались обшарпанными, стандартной
постройки. Неприглядности и серости в их вид добавляло монотонное свинцовое небо. А ведь какое
название: Андреаполь! В голове возникает ассоциация с чем-то греческим. Но история говорит
другое.
«В XVIII веке существовали земли, которые располагались на левом
берегу реки Западная Двина, вокруг сельца Мачихино. Владел ими Андрей Кушелев. Его имение с
1783 года и стало называться Андреяно Поле. Когда в 1906 году мимо села проложили железную
дорогу и возник пристанционный населенный пункт, за ним закрепилось название Андреяполь, что
позднее и трансформировалось в современное Андреаполь»
(Взято с сайта города).
Я знал, что в городе есть памятник «Пути из Варяг в Греки», вот
только где он находится? Всё оказалось проще, чем можно себе представить! Конечно же,
памятник расположен на берегу того самого «Пути»! Представляет собой стоящие на пригорке
каменный крест и камень с маленькой ладьёй наверху. На камне выбита надпись: «По Западной
Двине проходил путь из Варяг в Греки. В лета 1489 здесь стояло сельцо Дубна».
Помимо этой ладьи меня интересовал старый узкоколейный ж/д мост,
используемый теперь как пешеходный. Но по карте до него около километра. А времени уже
совсем не оставалось. Пришлось быстренько заскочить в магазин, а потом бегом помчаться к
станции, чтобы не опоздать на поезд и не ночевать в этом городе.
До Торопца пригородный поезд, состоящий из тепловоза ТЭП70 и четырёх
сидячих вагонов, идёт достаточно долго. Это и хорошо. Можно опять
полюбоваться почти таёжными пейзажами.
Всё-таки, как интересно ехать в вагоне по одинокой колее среди нетронутой природы и
вдыхать на остановках чистый морозный воздух! Проезжая мимо, я увидел озеро Бабынинское – место,
от которого хотелось бы начать летом байдарочный маршрут по Торопе – реке, давшей название
городу Торопец.
В гостях у XVIII века. Торопец.
На отрогах Валдая
Возле древних дорог
Милый сердцу Торопец
Рядом с озером лёг.
Стоит город на берегу озера Соломено, там, где из него вытекает
Торопа, образуя остров. Но приехав на станцию, оказываешься сначала далеко от исторических
мест города. Вокзал расположен на самой окраине. Чтобы попасть в центр, нужно пройти по
улице Советской около полутора километров.
|
|
На станции вместе с нами из вагона вышла целая толпа народа.
Главное, что требовалось сначала сделать – это отыскать гостиницу и поселиться в ней.
Расположена она всё на той же Советской улице напротив дома культуры. Первое, что попадается
на глаза по приближении к центру города – это две очень старые церкви: Покровская и Никольская.
Несмотря на то, что стены их давно просят реставрации, архитектура оставляет очень хорошее
впечатление! Сразу за перекрёстком, по другую сторону улицы находится гостиница «Торопа».
Это двухэтажное здание конца XIX века с угловым входом и балконом над ним. Вот только сейчас
она оказалась на ремонте – весь нижний этаж был огорожен деревянным забором, на котором
еле-еле удалось рассмотреть объявление: «Вход со двора по пожарной лестнице на второй этаж».
Неплохо! Особенно, когда поднимаешься по скользким металлическим ступеням с большим рюкзаком
за спиной! Цена трёхместного номера здесь оказалась примерно такой же, как в Торжке. Зато
сутки начинаются тогда, когда въехал, а не когда взбредёт в голову руководству! Совершенно
не раздумывая, селимся в трёхместный номер и пока не придаём значения словам администраторши
о том, что в номерах в связи с ремонтом прохладно. У нас же есть спальники! Разочарование
пришло только тогда, когда мы открыли дверь. В маленькой комнатушке едва помещались три
кровати с застиранными до блеска покрывалами и стол с заварным чайником. Под подоконником
торчали из стены кирпичи – недавно здесь установили новые батареи отопления. А толку? Как
показали измерения температуры, у окна было +6, у двери +10. Это они называют «прохладно»?!!
Не знаю, что бы мы делали, не будь у нас зимних спальников! Но и это ещё не всё. В кране
была только холодная вода, а в прейскуранте красовалась строчка: «Пользование чайником 25
руб./сут.»! Для сравнения: в торжокской «Околице» чайник кипятился совершенно бесплатно по
первому требованию постояльцев. Да, состояние гостиницы немного ухудшило наше первое
впечатление о городе.
Но безумно хотелось есть! А платить за чайник, пусть даже такую
невысокую цену, гордость не позволяла! Вот и сработала туристическая смекалка. Дверь в
санузел располагалась внутри номера, то есть этим туалетом могли пользоваться только мы.
На удивление внутри было очень чисто, пластмассовая крышка унитаза просто блестела. Вытяжка
была только в туалете, поэтому горелку можно было поставить только там. Таким образом,
закрыв унитаз, мы разместили на нём систему баллон–горелка–кастрюля, и уже через час по
нашей комнате витал аромат свежеприготовленного супа, а в коридоре гостиницы – нет! Вот
такая конспирация. При первом взгляде на нашу «кухонную плиту» появилась главная крылатая
фраза похода: «Толчёчек, вари! Толчёчек, не вари!»
Пока мы тут утоляли голод, на улице стемнело – настало время
вечерней прогулки по Торопцу. Оказывается, в городе есть ещё одна гостиница «Кривитеск»
(это древнее название Торопца). Судя по внешнему виду, она совсем новая и, разумеется,
дорогая. Между домами центральной улицы ещё натянуты новогодние гирлянды. Праздник
продолжается! А ведь завтра Рождество!
|
Несмотря на ранний вечер, людей на улице уже почти не было. В
городе воцарились спокойствие и тишина, изредка нарушаемые торопящейся куда-то машиной.
Старинные купеческие домики выстроились вдоль улицы в ровную и красивую шеренгу. Все они
похожи друг на друга, но каждый имеет что-то своё неповторимое. Проходя мимо светящихся
окон, так и тянет зайти в гости. Почему-то кажется, глядя на внешний облик этих старых
особняков, что все их хозяева очень добрые и интересные люди. Быть может, это так и есть.
Здесь нет бешеного ритма, к которому привыкли жители больших городов, где каждый только и
стремится успеть урвать свой куш, да побольше. А тут сразу видно, что жизнь медленно течёт
своим чередом, поэтому люди честнее и добрее.
|
От гостиницы до реки около пяти минут ходьбы. Перед мостом
располагается центральная площадь города – Торговые Ряды. Место весьма интересное. По
краям стоят своеобразные домики, многие из которых не похожи на дома центральной улицы.
И есть один, привлекающий особое внимание, – это одноэтажный «дом с колоннами». По левую
сторону от моста в честь 40-летия победы установлен самолёт Су-9. На площади стоит нарядная
ёлка, сверкая огнями. А дальше… Кажется, будто за мостом начинается другой мир. Там фонарей
почти нет. Внизу журчит незамёрзшая Торопа. Правду говорят, что даже в сильные морозы
здесь не встаёт лёд. Не зря именно это место – остров – выбрали наши предки для постройки
своего первого укрепления. Повернувшись налево, можно было созерцать чистый тёмный
простор озера Соломено. Правда, мы пока ещё не знали, что попали на остров. На нашей карте
сразу за мостом город заканчивался. Поэтому мы принялись искать Малое Городище. Но каким
было наше удивление, когда, пройдя вперёд, наткнулись на ещё один мост! На острове стоит
Богоявленская церковь, красоту которой мы не могли оценить в темноте. Зато увидели
единственный в России памятник просто Учителю, установленный напротив школы. От второго
моста мы свернули влево на дорогу и, описав петлю вдоль берега озера, вышли к первому
мосту. Зато, какая панорама центральной площади открывается отсюда! Не найдя с левой
стороны острова никаких намёков на Городище, мы направились обходить правую. Рядом с
мостом заметили ледяную горку, но кататься не потянуло, потому что не было рядом детей,
способных своими радостными криками завлечь сюда кого угодно!
|
Замкнуть кольцо нам не удалось: тропинка вывела к курганам –
остаткам вала. «Это и есть Городище?», – разочарованно вздохнули мы. На лыжах здесь
точно не покатаешься… Делать нечего – возвращаемся назад. На самом же деле, мы нашли
остатки Торопецкого кремля. Он находился именно на острове, будучи защищённым со всех
сторон водой.
Ещё немного погуляв по тёмным и тихим улочкам городка, мы около
девяти вернулись в гостиницу, выпили чаю и легли спать. Договорились завтра встать пораньше,
чтобы успеть покататься где-нибудь на лыжах, да и город днём осмотреть.
Утром на Торопец опустился сильный туман, такой, что дальнего края
озера видно не было. Зато в магазине «Клякса», что расположен в «доме с колоннами», смогли
купить нормальную карту города. Теперь мы поняли свою вчерашнюю ошибку и направились на
поиски Малого Высокого Городища. При свете дня удалось рассмотреть всю прелесть архитектуры
Богоявленской церкви. В настоящее время в ней находится краеведческий музей, да и тот
оказался закрыт на ремонт. Корсунско-Богородицкий собор был весь снаружи обставлен лесами,
сквозь которые уже проглядывала свежая краска, вселяя надежду на то, что и все церкви города
в скором времени будут отреставрированы.
|
За вторым мостом через Торопу начинается кривая улочка с нарядными
деревянными домами. Пройдя по ней с полкилометра, слева видим высокий вал (около 15 метров)!
Вот это и есть Городище. Наверх ведёт крутая, но нахоженная тропинка. Сверху открывается
сказочная панорама: на берегу озера ютятся, прижимаясь друг к другу, маленькие серенькие
домики с белыми от снега крышами. Чуть дальше над ними поднимается ещё один вал, но меньшей
высоты – это Большое Высокое Городище, рядом с ним стоит церковь. Повернувшись налево,
полностью видно замёрзшее озеро, потихоньку сбрасывающее пелену тумана и открывающее далёкий
лесистый берег! Само Малое Городище наверху напоминает кратер потухшего вулкана – края выше,
чем середина, диаметр его около ста метров. Когда-то здесь стояла крепость, а внутри
располагались княжьи хоромы.
Внутренний рельеф Городища показался нам более чем пригодным для
катания на лыжах. Горку здесь можно было найти на любой вкус! Катались мы тут хоть и
недолго, зато получили массу удовольствия. Не зря же мы таскаем с собой лыжи. Без падений
тоже не обошлось. Один раз Саня так художественно грохнулся, что одна из палок в момент
падения вылетела вверх на несколько метров, как брошенное копьё!
|
В планах на остатки сегодняшнего дня был осмотр других улиц города
и стоящих на них храмов и домов. Рождественский мороз потихоньку спадал, в результате чего
снег на крышах начинал закатываться, как ковёр. Перейдя мост и выйдя на центральную площадь,
мы свернули около дома, когда-то принадлежавшего купцу Безносову. Сейчас на первом этаже
находится магазин «Копеечка». На улице Никитина приютилась небольшая Спасо-Преображенская
церковь. Напротив неё находится дом, в котором провёл своё детство XI Патриарх Московский
и Всея Руси Тихон. Выйдя на улицу Соловьёва, сразу видишь впереди церковь в честь Казанской
иконы Божией Матери. Дорога будто бы упирается в храм, приглашая зайти. Рядом с церковью
было много людей – ведь на дворе Рождество Христово!
Прошли мы по улицам Ерёменко, Ленина и Александра Невского. Там
кроме каменных строений сохранились и большие деревянные дома, также двухэтажные. Вышли у
самолёта, описав около центра круг. Да, городок прямо-таки дышит стариной. Каждая улица,
каждый дом – это частичка истории. Гуляя по Торопцу, кажется, что ты попал в XVIII век с
его размеренной и неторопливой жизнью. Даже автомобили не прогоняют это впечатление.
Приятно, что есть в России ещё такие места, которые хранят для потомков живую историю!
Лёше с Саней этот городок не очень приглянулся. Они всё пытались сравнивать его с Торжком.
А я считаю, что оба этих провинциальных городка по-своему красивы! Только красота Торжка
лежит на поверхности и видна каждому, а чтобы увидеть прелесть Торопца, надо почувствовать
его приятную умиротворяющую атмосферу. И тогда всё встанет на свои места. Мне кажется, что
я сумел её для себя раскрыть.
Но настал час расставания. Нужно ехать в конечный пункт нашего
малого кругосветного путешествия – город Великие Луки, в котором я тоже давно мечтал
побывать. Когда пришли к вокзалу, заметили ещё одну красивую картину. Утренний туман
осел на ветви деревьев, сделав берёзы серебристыми, а сосны – седыми!
Окончание. Торопец – Великие Луки – Москва.
В Великие Луки прибыли около шести вечера. В связи с праздником
билетов на поезд до Москвы было крайне мало. Удалось купить только на сидячие места.
Причём меня просто взбесила политика продажи билетов. В независимости от того, когда их
покупаешь, с пассажира ещё взимается кассовый сбор в размере 50 рублей. Это вообще как
понимать? Сидячие места по цене плацкартных?!! Что-то новенькое! С тем же успехом мы могли
бы приобрести эти билеты заранее в Москве, и ехать лёжа, а не сидя! При попытке сдать
рюкзаки в камеру хранения, нам тоже заломили такую цену, что у ребят разом пропало желание
идти смотреть город!
|
|
Немного успокоившись, я взял в руки карту и пошёл на улицу Гагарина.
Там сел на маршрутку и поехал на берег реки Ловать. Главную водную артерию города покрывал
толстый слой льда. По нему жители проложили тропу, чтобы не обходить по мосту. Рядом с
площадью Ленина стоит маленькая часовенка. Сама же площадь просто сияла от большого количества
огней. В центре её стояла большая и нарядная ёлка, а от неё натянуты гирлянды разноцветных
лампочек на соседние здания. Получился огромный шатёр. Эффект дополняли разрывы запускаемых
фейерверков. По ту сторону реки на возвышенности стоит стела в память о погибших в войне.
Если подняться по лестнице на этот пригорок, то оттуда откроется неплохой вид на излучину
Ловати и остров. От самого памятника местная ребятня каталась на автопокрышках с длинной
ледяной горки. А я, полюбовавшись панорамой ночного города, спустился вниз по лестнице,
прошёл по льду реки и побрёл пешком до вокзала, чтобы лучше познакомиться с Великими Луками.
Проходил и под тем шатром на площади, видел театр, рядом с которым стоит памятник Рокоссовскому.
Улицы города мне немного напомнили Рязань. Но ничего особенно запоминающегося архитектурой,
кроме, пожалуй, того театра, так и не встретил. Скорее всего, это последствия немецких бомбёжек
во время Великой Отечественной войны. Большинство старых зданий, наверное, были тогда
разрушены.
|
Путь от набережной Ловати до вокзала у меня занял сорок минут.
Мороз, сопровождавший нас всю дорогу, сменился оттепелью. Напоследок я сфотографировал ещё
одно красивое строение города – вокзал. Саня и Лёша сидели в зале ожидания и от скуки
допивали чай из термоса. До окончания путешествия оставались считанные минуты.
Когда поезд отправился, не было сил даже смотреть в окно. Я уснул в
кресле, подложив под спину куртку, и проспал до самого Ржева. Позади остались станции Кунья,
Старая Торопа, Западная Двина, Земцы, Нелидово, Оленино… Там я никогда не был. А вот своих
старых знакомых – речки Вазузу в Зубцове и Дёржу в Погорелом Городище не мог мысленно не
поприветствовать! Узнал их даже в темноте! В Москве я, наконец, увидел, какой длины бывает
этот поезд в праздники – 25 вагонов!
Вот и всё. Кольцо маршрута замкнуто. Теперь остаётся лишь подвести
краткий итог поездки. По технической части поход выявил огромное количество недостатков.
При планировании следующих подобных экспедиций обязательно нужно будет учесть все ошибки,
допущенные нами здесь. Относительно культурной программы претензий нет никаких! Когда бы
ещё смогли выбраться на экскурсию в эти замечательные старинные города? Теперь я точно
знаю, что в России полным-полно мест, которые таят в себе столько интересного, которые
стоит посетить. А в некоторые вернуться ещё ни один раз! И если мне кто-нибудь скажет,
что у нас в стране скучно и некуда поехать, нет ничего интересного и красивого, я громко
рассмеюсь в лицо этому человеку! Потому что это будет самой наглой, когда-либо слышанной
мной ложью!
При написании рассказа использована информация из путеводителей по
городам Торжок и Торопец,
а также материалы
сайта города Андреаполь.
28.11.2006 Тарелкин Вадим.
|