ZunderCom - Первая экспедиция на болото Оршинский Мох

12 – 14 марта 2010 года

Текст и фото: Вадим Тарелкин

Открыть во весь экран
Для человека непосвящённого может показаться странным, почему же, собираясь в лыжный поход, нашу компанию так часто тянет именно на болота... Ответ прост – всё дело в том, что можно увидеть и какие впечатления получить в столь затерянных и недоступных другим мирах.
Среди нас давно уже бродили мысли добраться до затерявшихся на берегах озера Великого, окружённого непроходимыми топями болота Оршинский Мох, трёх маленьких деревень: Острова, Петровского и Заречья. Да и просто хотелось увидеть нетипичную природу для местечка, удалённого от Москвы всего на 150 км. По старой доброй традиции поход решено было совершить зимой, когда коварные трясины спят под слоем снега. Но возможность поехать выдалась лишь в марте. Помогло то, что весна в этом году запоздала, а зима была очень снежной.
Наша болотная компания состояла из пятерых человек: меня (Вадима), Кирилла, Сани, Колекса и Паши – самых что ни на есть «болотных романтиков», которых хлебом не корми, пусти на лыжах по топям замёрзшим погулять. Впереди нас ожидали около 40 километров по снежной целине с форсированием озёр и прохождением лесных буреломов. А кроме деревенек к достопримечательностям прибавились ещё и останки самолёта, лежащие в болоте со времён Великой Отечественной. Ради них Кирилл даже захватил с собой металлоискатель. Маршрут предстоял довольно сложный, и поэтому, чтобы иметь в запасе дополнительное время, мы решили стартовать в пятницу вечером.
Собравшись на непривычном нам Савёловском вокзале (непривычным, потому что очень редко доводится ездить с этого вокзала), мы отправились на электричке до конечной станции Савёлово (г. Кимры). А так как в 10 часов вечера никакие пригородные автобусы уже не ходят, ещё из поезда созвонились с водителем газели (8-906-656-20-65) и договорились о заброске до деревни Кошкино (ударение на последний слог). Дорога заняла примерно час и обошлась нам в 300 рублей с человека. Свернув с трассы, Сергей довёз нас до конца деревни, это и стало началом маршрута.
Открыть во весь экран
Оглашаемые всеми собаками деревни (а одна овчара даже пришла знакомиться), мы сложили вещи у сугроба на обочине и стали собираться, вдыхая слегка морозный воздух, проникнутый родными деревенскими запахами. С первой минуты начало отказывать некоторое снаряжение, в частности, так необходимые ночью фонари. В итоге, света у нас поубавилось.
На остаток этого дня в планах было пройти всю населёнку и остановиться на краю болота. И поначалу с дорогой нам очень повезло – по накатанной и слегка притрушённой снегом колее лыжи ехали просто великолепно. Мы дошли до Никитского, где свернули в южном направлении к деревне Чухово, до которой также добрались очень быстро. А вот в самой деревне пришлось немного поплутать. Замеченный нами в начале Чухово съезд и снегоходная колея поначалу не впечатлила, и мы решили пройти в саму деревню, где так и не нашли больше никаких поворотов и вынуждены были вернуться, потеряв около получаса на поиски. Снегоходка оказалась нужной нам дорогой на Михалёво, идущей сначала по полю, а потом уходящей в лес, на опушке которого к ней примыкает местная ЛЭП. Здесь же перпендикулярно проходит и большая магистральная линия, а чуть позже в лесу просека газопровода.
В деревне Михалёво зимой, скорее всего, никто не живёт, так как кроме снегоходной колеи никаких следов больше нет. Но дома аккуратные и ухоженные, а значит, деревня всё-таки жилая. Пройдя её насквозь, мы вновь оказались на поле, ограниченном в пятистах метрах лесом, за которым начинается болото. И вот тут наши пути со снегоходной колеёй разошлись, так как она свернула в сторону деревни Лугино. Было принято решение тропить по целине. Взяв азимут, я направился в сторону леса, прокладывая лыжню. Но, едва успев пройти метров пятьдесят, услышал позади себя, что у ребят проблемы. Дело в том, что меня-то на широких лыжах наст держал нормально, а остальные, и в особенности Кирыч, проваливались в сугроб по колено и вместо лыжни пахали борозду, двигаясь с минимально возможной скоростью. Вспоминая весь запас бранных слов и выражений, ребята с трудом смогли доползти до края леса, где было решено остановиться на ночёвку. А после некоторых обсуждений сложившейся ситуации принято решение о смене маршрута на разведывательный без достижения конечной цели.
Открыть во весь экран
В этот день оставалось оборудовать поляну и приготовить ужин, отнявший у нас ещё пару часов времени. В итоге, по палаткам мы разошлись лишь к пяти часам утра, и о раннем подъёме можно было забыть.
К нашему большому удивлению и вопреки прогнозам утро выдалось на редкость солнечным и тёплым. Пока готовилась пшёнка с добавлением сублимированной тыквы, мы с Колексом совершили разведку местности на предмет просек и каких-либо следов. В той стороне, куда изначально было запланировано идти, ничего найти не удалось, зато в 100 метрах на север от нашего лагеря обнаружилась охотничья лыжня с собачьими следами, идущая вдоль осушительной канавы в сторону озера Лука. Решив, что снег на уже пройденной лыжне будет держать лучше, чем целина, мы нацелились на неё. После завтрака Кирилл несколько модернизировал своё снаряжение, сделав из пенки нарты для рюкзака, чтобы меньше проваливаться. Хоть и не сильно, но помогло, и мы выдвинулись в указанном направлении, местами всё же проваливаясь в сугроб.
Лес вокруг нас представлял собой редкий березняк с примесью ольхи и вкраплениями хвойных пород. Очень много сухостоя и гнилостоя, что свидетельствует о близости болота и сырости почвы. Снег повсеместно усыпан следами от самых мелких птичьих до крупных копытных. Ближе к озеру впереди показался просвет, лес поредел, а вместо подлеска появились заросли камыша высотой в человеческий рост. Берег озера окаймлён полосой густых камышей и сугробом по пояс из сметённого со льда снега, образующего своего рода горку. Зато на льду озера раздолье! Слой снега тонкий, и наконец-то можно ощутить лёгкость движения.
Несмотря на то, что на карте Лука кажется довольно маленьким водоёмом, на самом деле оказывается вполне приличным и привлекательным, преимущественно с сосновыми берегами. Гнилой березняк лишь в том месте, где вышли мы. А потому и было решено разведать возвышенность напротив на предмет постановки лагеря. Это оказался ровный и чистый практически строевой сосновый лес, более чем пригодный для стоянки. Туда мы и перебрались, по пути приметив, что озеро вдоль пересекает снегоходная колея. Возможно, это и есть та, с которой мы свернули прошлой ночью.
Открыть во весь экран
В этот день светлого времени у нас оставалось ещё около 4-х часов, поэтому, не долго думая, мы быстро перекусили, закопали в снег рюкзаки, взяв с собой лишь наиболее нужные и ценные вещи, и отправились налегке по снегоходке. Погода, до сего момента периодически баловавшая нас проблесками уже почти весеннего солнца, неожиданно сменилась. С запада приползла тёмная туча, в лицо подул сильный ветер, и началась метель. «Неспроста эта пурга!» – подумал я, – «это, наверное, духи Оршинского Мха защищают от чужих свои владения!» Но этой проверки мы не испугались, а как будто наоборот, лишь обрадовались таким резким контрастам погоды.
После половины озера, начиная с мыса, береговой пейзаж стал сильно напоминать родную нам Карелию: топкий берег, камыш выше головы, сосновые сушины, частоколом выстроившиеся на окраине кудрявого соснового леса. «А что, Карелия – болотный и озёрный край, вот и похожи такие места, как две капли воды друг на друга», – рассуждали мы, остановившись около прямой как линейка протоки, соединяющей озеро Лука с озером Прилуки. «Рыбное место, обычно на выходе из проток очень хорошо ловится», – произнёс Кирилл, окидывая взглядом рыбака ещё незамёрзшие лунки. Толщина льда, измеренная в них, оказалась около 40 сантиметров, что немного развеяло беспокойства по поводу непрочности льда в это время года.
Вскоре вьюга закончилась, а мы приблизились к юго-западной оконечности озера Лука. Колеи от снегохода разбежались в две стороны, и мы, выбрав левую из них, вошли в узкий прозрачный сосновый перелесок, отгораживающий озеро от болота. Там есть летняя стоянка со столом и небольшим шалашом из рубероида и полиэтилена. А колея, выйдя на простор, описала замкнутую петлю и закончилась. В команде появилось множество мнений относительно дальнейших наших действий: одни предлагали разворачиваться назад, Саня советовал вернуться до протоки, выйти по ней на озеро Прилуки и оттуда по кратчайшему расстоянию добраться до Великого, меня и Колекса тянуло просто идти вперёд по насту, который здесь был несколько крепче, да и к тому же, на нас не было рюкзаков. В конечном счёте, было решено пройти по болоту до озера Прилуки и через протоку вернуться назад.
Открыть во весь экран
Наш путь прервала внезапная потеря колечка с лыжной палки, вылившаяся в весёлый привал. Началось всё с того, что я принялся раскапывать снег до самой земли, чтобы найти кольцо – нашёл. А продолжилось поисками клюквы и рытьём тоннелей под настом. Ну, как было не побеситься, когда облака разошлись и открыли нам клонящееся к горизонту солнце. Мы уж и не надеялись его увидеть, но так хотелось лицезреть закат в этом болотном крае, который так похож на безграничный мир тундры.
Неподалёку от берега озера Прилуки мы наткнулись на вторую колею, а со стороны озера Великого послышался рёв «Бурана». Очень тянуло повернуть и пойти к озеру, до которого было всего около 3 км, но солидарность с большинством участников этому воспрепятствовала, и мы, кинув взгляд в сторону уходящей вдаль неглубокой колеи, ушли на лёд озера Прилуки.
Озерко небольшое, но «уютное», если можно это слово применить к водоёму. Красивое и тихое место, особенно оранжевым зимним вечером с множеством косых теней и бликов на снегу. Как и задумали, мы вышли на протоку. Но идти пришлось по берегу, потому что лёд оказался очень непрочным и представлял собой многослойный пирог из ледяных коржей и водяных прослоек между ними. Вдоль берегов тянулись глубокие трещины, образовавшиеся при понижении уровня воды. А протока эта, скорее всего, искусственная – слишком уж она прямая и неглубокая. Ещё поразили на берегах озёр и проток бобровые хатки высотой почти с человека, издалека похожие на гигантские муравейники или кучи дров.
В лагерь мы вернулись, когда начинало темнеть. Довольные прогулкой и ничуть не расстроенные тем, что не смогли достичь озера Великого, мы уселись у костра и погрузились в беседы. Только Колексу немного нездоровилось, и ему пришлось отлёживаться в палатке.
Открыть во весь экран
Спать было прохладно, видимо, после первой ночёвки спальники отсырели и стали хуже греть, а температура воздуха к утру опустилась до –14. Зато какая утром была красота вокруг! Солнце играло во всех узорах из инея, осевшего практически на каждую веточку в лесу. А когда идёшь по нетронутому простору озера, то кажется, будто под ногами бесчисленная россыпь мелких сверкающих алмазов!
На завтрак мы так и не смогли доесть пшёнку, которая путешествовала с нами с первой стоянки. С выходом не стали особо затягивать, и в 11:20 выдвинулись в обратный путь. В этот раз решили идти по снегоходке, заодно и разведать более простой путь до этого озера, потому что мы обязательно сюда ещё вернёмся и пройдём намеченным маршрутом!
Трасса уходит прямо в исток речушки Борозда и через 200 метров сворачивает на просеку в сторону деревни Лугино. На просеке множество следов пребывания человека: от охотничьих схронов, сделанных их цистерны, в качестве печной трубы у которых служит шнек от комбайна, до лежащей на боку и привязанной к дереву лодки-казанки. Снег на просеке укатан практически как асфальт. Выйдя из леса, колеи от снегоходов опять разошлись в разные стороны: одна свернула к Михалёво – это и есть та, по которой мы не пошли, а вторая взбиралась на пригорок и шла через поле к лесу. Тут Саня убедил всех пойти именно по ней, так как по лесной дороге мы сразу выйдем к Никитскому, сократив таким образом себе путь почти на 3 километра. И мы не ошиблись – дорога действительно есть, и по ней часто ездят. Причём проходит она по очень красивому хвойному лесу, где идти одно удовольствие! На ней нам встретилась странная деревянная беседка, похожая на автобусную остановку. Хотя вряд ли по этой грунтовке мог когда-нибудь ходить автобус. Вышли мы на задворках деревни Никитское, точно в соответствии с картой. А дальше уже знакомым по ночному переходу путём до трассы Кимры–Горицы в деревне Кошкино.
Открыть во весь экран
Здесь нам очень повезло, и автобус не заставил себя долго ждать. В Кимрах от остановки пригородных автобусов до железнодорожного вокзала нужно ехать городским транспортом, так как они находятся на разных берегах Волги. Оказавшись на станции Савёлово, мы уже хотели, было, ждать электричку до Москвы. Но знающие люди посоветовали воспользоваться комфортным автобусом, который уже ждал отправления около станции... И вот тут нас очень удивил тот факт, что билет на электричку обошёлся бы дороже, чем на этот автобус вместе с багажом! Как говорил Черномырдин: «Никогда такого не было, и вот опять!»
Пожелав удачи ОАО «РЖД», мы разместились в мягких креслах экспресса и помчались по свободному от пробок шоссе в Столицу, мысленно подводя итоги состоявшегося похода. Пусть и не удалось пройти намеченным маршрутом и достигнуть цели, но зато мы просто хорошо отдохнули, посетив уголок уникальной природы и набравшись опыта для нового путешествия в эти края.

Отчёт написан 23.03.2010

Схема маршрута
Деревня Никитское Будка в лесу, похожая на автобусную остановку Сосновые ворота Схрон Сосновый лес Протока между озёрами Озеро Прилуки Болото Оршинский Мох Водоотводная канава Вид на деревню Михалёво