ZunderCom - Развед-поход в Погорелое Городище

Развед-поход на речку Дёржа.

Село Погорелое Городище (Держеславль).
12 декабря 2003 года. Праздник «Дня Конституции».

Доверившись поездам.

Москва
Волоколамск
Шаховская
Погорелое Городище
Ржев

Наш путь начался рано утром от станции Тушино. Мы купили билеты на электричку до станции Шаховская и сели в вагон. Дорога запомнилась чудовищным подогревом сидений, таким, что ещё немного, и у пассажиров бы закипела слюна во рту. Но после Волоколамска отопление отключили, и вскоре наш поезд прибыл на станцию Шаховская.
Милая, кстати, станция. Там мы узнали несколько важных вещей – что дизельного поезда из Ржева на Шаховскую вечером не будет – а это значит, что нам придётся возвращаться на автобусе. Мы поднялись на единственную на станции платформу. Дул леденящий северный ветер, пробирающий до костей. Народ потихоньку собирался.
Подъехал дизельный поезд. Он состоял всего из двух вагонов, так что можно себе представить ажиотаж на перроне перед открывшимися дверями! Нам тоже, в числе прочих местных жителей и собак, удалось войти и устроиться на сиденьях стандартного плацкартного вагона. Что ни говори, а плацкарта создаёт какую-то особую атмосферу, уют какой-то железнодорожный. Рядом говорили о поросятах, маленький мальчик считал вагоны-цистерны, так похожие на связку из 63-х сарделек…

Держеславль.

Открыть во весь экран, 135 Kb
На станции Погорелое Городище мы вышли из дизельного поезда, который тут же продолжил свой путь на Ржев. Вместе с нами на перроне оказалось несколько то ли погорельцев, то ли городищенцев. Стрелка внутреннего компаса, немного дрожа, указала нам путь в сторону реки.
Путь этот проходил по широкой улице, вдоль которой выстроились маленькие и очень нарядные домики, разукрашенные деревянным кружевом. Около каждого дома хотелось остановиться, рассмотреть его резные наличники, затейливый фронтончик над чердачным окном, угадать характер его хозяев по яркой раскраске фасада. И тут я поняла, что никакое это не Погорелое Городище… Держеславль – местечко древнее, помнящее и восстание Болотникова, и нашествие поляков, и Лжедмитрия II…

Там, где было городище –
Ныне старое кладбище.

Открыть во весь экран, 114 Kb
Перейдя по мостику через речку Дёржу, мы не увидели, к своему удивлению, никаких скалистых обрывистых берегов, но наше любопытство привлёк высокий отдельностоящий холм с усечённой вершиной. Расположение этого холма выдаёт его крепостное прошлое. Наверное, когда-то он служил укрытием местным жителям, а теперь его крутые склоны венчают не деревянные частоколы, а оградки-крестики могилок. Да, необычное кладбище, омываемое с одной стороны самой Дёржей, а с другой – её притоком.
Чуть в сторонке от холма стоит старинное, видимо, пострадавшее от многих разрушений, здание церкви, лишённое куполов и крестов, без колокольни, но с различимой апсидой алтаря. Над дверью – иконка Спасителя, и рядом – расписание служб в церкви Пр. Илии.
Мы решили подняться на холм по серпантину и, пройдя мимо голубых оградок и торчащих из-под снега искусственных цветов, спустились по склону с противоположной стороны.

По кровавому следу.
А может быть, никаких скал и нет?

Мы спустились прямо к маленькому мостику, под которым, журча, текла не скованная ещё льдом Дёржа. На другой стороне, как и следовало ожидать, располагалась Заречная улица, которая словно ощетинилась на зиму своими поленницами. Когда улица закончилась, мы снова вышли к реке. В этом месте в неё впадала речка Синяя. Шумела вода на камнях переката, и в голову приходили мысли о нелёгкой судьбе водных туристов, рискнувших сплавляться по этой мелкой, узкой, вертлявой, каменистой, но изумительно красивой реке.
Что же касается наших планов, то не секрет, что у нас целью было выяснить, действительно ли на Дёрже есть достаточно высокие и подходящие для лазанья скалы. А тем временем в душе росло беспокойство, подхлёстываемое вопиющей равнинностью рельефа во все стороны, куда ни глянь!
А тут ещё этот кровавый след на снегу.
Мы решили выяснить, что там ниже по течению. Теплилась ещё надежда: «А вдруг что-то изменится?» Мы шли по лесу на шум рижской трассы и с удивлением смотрели на кровавый след под нашими ногами. Он оборвался, только когда мы вошли на какую-то странную территорию с аккуратными домиками и гаражами, но, выходя через ворота КПП, мы увидели, что след возобновился, и теперь сопровождал нас до самой трассы.

Кровавый след обрывается,
но мы находим совсем загадочные следы.

На дороге же след снова исчез. Мы сделали несколько шагов по асфальту. Это уже попахивало романтикой автостопа. Мимо время от времени проносились фуры с надписями и без оных на тяжёлых пыльных кузовах.
Справа от трасы росли какие-то кусты и простиралось какое-то поле. Мы сошли на обочину и затеяли обед, состоящий из бутербродов и тёплого чая. А может быть, ещё и из рот-фронтовских батончиков, кто нас знает?
Подкрепившись, мы снова пошли по трассе самым неправильным образом – спиной к движению, рассуждая, что это в нас говорит привычка велосипедиста. Мимо промчался в сторону Ржева наш «родной» автобус, напоминая о том, что времени осталось совсем немного, и скоро он промчится-таки в обратном направлении.
А нам ещё предстояло…
Для начала нам предстояло дойти до моста и, в который раз, перейти через реку. Оказавшись на другой стороне, мы огляделись вокруг. Скал мы опять не увидели, но снизу что-то пыхтя карабкалось – это бородатый мужик на мотоцикле с люлькой поднимался в горку через снежные сугробы. Он, как ни удивительно, вскарабкался и укатил, а мы воспользовались его следом, чтобы спуститься к реке.
Мотослед подвёл нас к самой воде, а потом резко развернулся и повёл в обратном направлении. Это был тупик. Мы, по инерции, тоже развернулись, но тут я заметила, что вдоль воды по берегу ведут ещё какие-то следы, следы человека.
Не знаю зачем, но мы пошли по этим следам, скользя, запинаясь и набирая снег в ботинки. Мы шли вниз по течению, и, обгоняя нас, по воде неслись обломки жёлтого льда.
Оказалось, что вперёд нас вёл ещё и собачий след, а нам на встречу бежало два человеческих следа. В голову лезли догадки… Что произошло там, на берегу под мостом? Наверное, это собака приехала на мотоцикле, слезла и побежала по берегу, а пришедший ей на смену Бородатый мужик занял её место в мотоцикле. То, что было дальше с мужиком и мотоциклом, мы видели. И только загадка второго человеческого следа осталась неразгаданной.

Разведка дала первые результаты.
Точка невозврата.

Мы шли, то и дело перепрыгивая через притоки Дёржи, ни на что уже не надеясь, но повинуясь инстинкту следопытов. Пока были следы, мы шли. Берега менялись – то низкие, а то вдруг – высокие, обрывистые, поросшие лесом.
Открыть во весь экран, 136 Kb
Мы с удивлением останавливались около стволов ивы, оплетённых засохшим вьюном и ставших похожими то ли на пальмы, то ли на высокие корзины. В фотоаппарате
Открыть во весь экран, 134 Kb
оставались кадры – прибережённые для скал. В отчаянии мы решили сфотографировать реку такой, какая она есть – с низким берегом и полем на той стороне. В конце-концов, отсутствие результата – это тоже результат. Но следы вели вперёд, и так хотелось заглянуть, что там, дальше?
А дальше снова появились высокие склоны. И, наконец, на другом берегу мы увидели то, во что уже не верилось – выступы жёлтого песчаника!
Ужасно хотелось идти дальше и дальше, ведь эти выступы ещё трудно было назвать настоящими скалами. Но мы знали, что существует Точка Невозврата, и мы были к ней близки как никогда.
Памятуя об автобусе, который ждать не станет, мы пустились в обратный путь. Снег в ботинках уже начинал таять, но почему-то всё равно было тепло. И вдруг мы увидели следы бобров. Говоря о следах, я, конечно, имею в виду следы зубов. То, что они оставили от ствола взрослой ивы, можно назвать только так: произведение высокохудожественной грызьбы по дереву. Меня это так тронуло, что я даже захватила с собой небольшой огрызок – на память.

Мы с трассы.
Чернобурый лис.

На трассу мы вышли вовремя, но приходилось всё время оглядываться назад – не едет ли наш автобус? А он всё не ехал и не ехал. Зато проехали три свадебные машины, остановились около памятника ракетнице, из машин высыпали нарядные, счастливые молодые люди и пошли фотографироваться.
А мы поспешили в Погорелое Городище, и мимо нас в сторону Ржева один за другим проносились автобусы, а обратно – только фуры, фуры, фуры. Удивляясь, что столько автобусов едет в Ржев, мы решили, что там, наверное, будет происходить что-то очень весёлое и массовое, и, может быть, нам стоит сесть в один из этих автобусов? Но нам удалось преодолеть соблазн, и вот мы всё-таки вернулись в Погорелое или в Держеславль, и теперь плелись по пустынной улице, растерянно ища автостанцию.
Но мир не без добрых людей, и первый же попавшийся нам на глаза мужик объяснил, как найти то, что нам нужно. Вид автостанции полностью совпадал с описаниями. Там действительно стоял киоск по продаже билетов, запертый на вечный замок.
Итак, мы стояли и ждали автобуса. Ждали-ждали, да и познакомились с Чернобурым Лисом (а может быть, это собака такая красивая), который с одинаковым удовольствием съел кусочек мяса, ломтик хлеба и полтора рот-фронтовских батончика без фантика. Он даже разрешил погладить себя по носу. А потом убежал.
А автобус приехал, и мы доверились автобусу.

Обратный путь всегда короче.

Автобус едет гораздо быстрее дизельного поезда. Я бы даже сказала, в два раза быстрее. Поэтому мы раньше добрались до станции Шаховской и раньше сели в электричку.
Перрон проводил нас порывами холодного ветра и остался в прошлом. А мы смотрели, как за окнами вагона мечутся огромные хлопья снега и радовались тому, что обратный путь всегда кажется короче, ведь это путь домой.
Так закончилось наше маленькое путешествие в Держеславль!

13.12.03.
Карпинская Н.

Увидеть скалы и … уехать!
Леса, поля кругом мелькают,
А электричка вдаль нас мчит.
За горизонтом сёла таят,
И ветер за окном шумит.

Коль скоро будем мы на Дёрже,
Увидим новые места…
Но скал почти там нет, а всё же
Кругом такая красота!

Шумит вода на перекатах,
Ведёт дорожка с горки вниз.
Здесь Держеславль был когда-то.
Есть даже чернобурый лис.

Лёд по реке плывёт кусками,
Следы бобров на ивняке.
Мы, за кусты держась руками,
Спустились вниз, к самой реке.

Не подвели нас ожиданья –
Из склонов камни здесь торчат.
Но скажем Дёрже: «До свиданья!»
Ведь через час пора назад.

Там, в Погорелом городище,
Поймать автобус предстоит.
Вдоль Рижской трассы ветер свищет,
И наш не дремлет аппетит!

Но вот мы в электричке снова,
А за окном снежок идёт.
И пусть запомнится надолго,
Как мы пошли в развед-поход…