ZunderCom - Саблино - 2005

Саблино.

(21–24 октября 2005)

Смотри также:
Как-то раз, просматривая в Интернете информацию по Старицким пещерам, я решил узнать, где ещё неподалёку есть подобные места. И набрёл на страничку Мазая. Был просто ошеломлён увиденными фотографиями – ничего похожего мне ранее видеть не приходилось: пещеры с разноцветными стенами, сферическими потолками, подземным озером, песчаным полом, огромными залами. А на первой фотографии, на которую я наткнулся, был Саблинский водопад зимой! Еле сдерживая эмоции от восхищения, захотел туда обязательно попасть! Поделился с друзьями информацией о совершенно новом пещерном месте. Смущало только то, что находится это самое Саблино в 40 км от Питера, а значит, в 610 км от Москвы – далековато, дорого получится.
Прошёл год... О Саблино многие и позабыли… Но я после Старицы неожиданно о нём вспомнил, сидя в кресле зубного врача! И, как это у нас обычно бывает, как снег на голову остальным, свалился с этой идеей. Доказано неоднократно, что спонтанные решения самые лучшие и надёжные! А далее начался процесс подготовки, всё закрутилось, зашевелилось, набралось 7 человек. Взяли билеты и до Чудово, и из Питера. Предполагалось, что утром, приехав на Новгородском поезде, поедем на первой электричке в Саблино. А обратно от Саблино до Питера. Все сразу, как сговорились, начали трезвонить, что хотят по Питеру погулять, надеялись поскорее посмотреть все Саблинские достопримечательности и после обеда в воскресенье уехать в Санкт-Петербург. Меня такой настрой начал злить, так как известно, что если погнаться сразу за двумя зайцами, можно от обоих получить по морде! Но я помалкивал, делая вид, что согласен с ними. Подумал, что пусть всё решится само собой – так будет лучше. И не прогадал! За два дня до отъезда пришлось сдать один билет, так как Таня Е. срочно отправлялась в командировку в Рязань и должна вернуться поздно вечером в пятницу, когда мы уже будем ехать в поезде. Очень жаль… А она так хотела увидеть подземные озёра.
Набрали вещей по-минимуму, взяли-таки три палатки на шестерых, Кирыч категорически не хотел ночевать на улице, мне теперь уже было всё равно, Паша склонялся к уличной ночёвке, Надя и Серёга – «решим на месте», а Лена вообще первый раз в пещерах, она сначала туда и лезть не собиралась.
Когда мы с Кирычем уже ехали в метро, позвонил Паша и объявил, что не может найти паспорт. Мы ему посоветовали взять с собой военный билет и все имеющиеся документы, потому что Октябрьская железная дорога славится проверкой паспортов при посадке в поезд. Приготовились уже скандалить. Собравшись на Комсомольской кольцевой, поднялись к поезду №42, протянули билеты проводнику, а он даже паспорта не потребовал!
Через несколько минут мы окунулись в атмосферу ночной дороги. Так давно уже не ездил на поездах, каждый раз проходя мимо вокзала, завидовал тем людям, которые, держа в руках, билеты ожидают отправления. Что бы ни говорили, а для меня вокзальная атмосфера – это, прежде всего, ощущение дальней дороги, чувство свободы от тесных городских рамок, от надоевших будней, это линия старта на пути к переменам. А бомжи, о которых многие сразу вспоминают, лишь услышав слово вокзал, никак не являются непременным его атрибутом. Они всего лишь скитальцы, но скитальцы не в мире дорог, а по жизни, возможно даже потерявшиеся. За окном от нас побежала пыльная и скучная Москва, будто бы испугавшись и поняв, что она уже не в силах что либо изменить, смирилась с этим и благословила нас в дальнюю дорогу, сверкнув огнями Останкинской телебашни.
Немного поальпинировав с рюкзаками на полках вагона, мы успокоились, рассевшись вокруг столика, на котором, как грибы стали вырастать съестные припасы. Завязались разговоры. Потом песни тихонько попели, несмотря на позднее время, так как через купешку от нас гораздо громче веселилась какая-то пьяная компания. У нас даже появился слушатель. Но скоро мы угомонились, стали разбредаться по полкам, потому что вставать рано, в 4:23 уже приедем в Чудово, а время за полночь.
Несмотря на то, что завёл будильник, спал я плохо, наверное, боялся проспать. То и дело вглядывался в далёкие и холодные огни по ту сторону вагона, окидывал взглядом пробегающие мимо станции и полустанки. Пытался понять, где останавливался наш поезд. В Бологом громкий и бодрый голос объявил, что в связи с опозданием стоянка поезда №42 сокращена. Останавливались в Вышнем Волочке, Угловке, Окуловке… Все они ночью кажутся таинственными. Вскоре зазвонил будильник, который слышен только мне. Я заварил себе быстрорастворимый суп (когда ещё придётся нормально поесть?), посмотрел расписание. Мы подъезжали к Малой Вишере, но опаздывали на 15 минут. Разбудил остальных, и мы начали готовиться к выходу. Напротив, на боковушке ехал паренёк в Великий Новгород и спросил, куда направляемся мы, а когда узнал, поинтересовался, будем ли мы в Интернете выкладывать рассказ об этом путешествии.
Чудово встретило нас совершенно чудесной погодкой – несмотря на то, что было раннее утро, на улице оказалось достаточно тепло. Вокзал (кстати, довольно красивый) был открыт, и мы вошли в зал ожидания, на сидениях которого спал народ. Расписание, висевшее на стене, совершенно не соответствовало тому, что удалось раздобыть в сети. Но это оказалось лучше, потому что, во-первых, самая ранняя электричка отправлялась на несколько минут раньше (в 5:16), а во-вторых, она останавливалась в Саблино, в отличие от моего расписания. Купили билеты и не успели оглянуться, как она подошла. Я бы назвал внутреннюю отделку данного электропоезда немного депрессивной – все сидения в нём ярко-оранжевого цвета. Но, не обращая на это внимания, люди, рассевшиеся на них, продолжили дремать уже в сидячей позе. А мы откопали в одном из рюкзаков батон колбасы и принялись его разделывать, благоухая этим ароматом на весь вагон.
Высадившись на заветной станции Саблино, пошли по тёмной платформе в здание, чтобы узнать расписание. Перейдя через пути, зашли в круглосуточный магазин, чтобы купить хлеб и недостающие продукты. Решено было идти в темноте в сторону моста через Тосну по дороге, ведущей от станции мимо маленькой церквушки, не дожидаясь автобуса. Что такое для нас 3,5 километра?!! С самого того момента, как приехали сюда, меня не покидало странное ощущение. Я никак не мог поверить в то, что нахожусь в Саблино, что совсем-совсем скоро увижу всё то, что так давно звало меня сюда… Фонари освещали нам путь, а чуть в сторону от дороги ещё господствовала ночь, не желая показывать нам окрестности и пряча дома. Постепенно появились машины – посёлок Ульяновка просыпался.
Открыть во весь экран, 172 Kb
Пройдя примерно три километра, Кирилл заметил дорогу, ведущую влево от Советского проспекта, и мы присели на лавочке автобусной остановки, чтобы дождаться рассвета, пожёвывая печенья и пытаясь доспать. Искать Саблинский водопад в темноте я не решался. Совсем скоро сквозь обрывки туч стал пробиваться свет, ночная таинственность уходила прочь, открывая нам путь к новым впечатлениям. Когда стало светло, мы пошли по дороге в сторону, но, увидев какая она грязная, стали переобуваться в резиновые сапоги. Дорога упиралась в мостик через небольшой ручей, после которого продолжался посёлок. «Это и есть Саблинка?!» – подумали мы. И начали шутить относительно того, какой на ней может быть «водопад»… Но чуть рты не пооткрывали, когда, найдя дорогу параллельно речке, вышли на большую площадку, с которой открылся вид на это маленькое чудо! Ещё заслышав шум издалека, я понял, что шумит водопадик. «Ура, мы нашли его!» Побросав рюкзаки в кучу, все сразу же разбежались, кто фотографировать, кто рисовать.
Вода тонкими струями падает с высоты примерно в человеческий рост с плоской известняковой плиты в почти круглый водоём. Сверху можно перейти прямо по воде – глубина не более 5 сантиметров. Чуть ниже по течению обнаружились выходы почти малинового песчаника, в котором была пещерка глубиной метра полтора. Прикоснувшись к стенам, я подумал: «Неужели они здесь все такие слабые и хрупкие, сыпятся от малейшего прикосновения?!!» Как спать-то в таких местах, утром проснёшься под слоем песка?!! Но, красота этих мест брала своё. Один цвет песчаника чего стоит! И это только начало! Впереди у нас пещеры: Лисьи норы, Трёхглазка, Жемчуга, Штаны, Санта-Мария, Пляжная, Верёвка. А в конце путешествия предстоит увидеть Тосненский водопад – гораздо больший по размеру (при такой же высоте).
Взглянув на карту-схему и нагрузив плечи рюкзаками, мы перешли Саблинку, поднялись по крутому склону мимо почти висящей в воздухе сосны и пошли по тропе вдоль обрыва на поиски Лисьих нор. На излучине речки остановились, так как требовался полноценный перекус, а до обеда ещё далеко. Пещерки не заставили себя долго искать, и мы, переодевшись в нашу «спецодежду», впятером пошли смотреть самую большую из них (79 метров), Лена идти отказалась и осталась сторожить вещи. Входы всех трёх представляют собой обвал грунта на крутом склоне, открывший полость. Залезли под козырёк. Потолок почти везде известняковая плита, называемая здесь бутовой. Лишь в одном месте сохранилась часть, уходящая чуть глубже, оставив сверху бордовый песчаник. Много следов пребывания людей. Заинтересовала нас структура пород, слагающих пещеру. Снизу песчаник от жёлтого к бордовому, далее прослойка из чего-то чёрного толщиной сантиметров семь, над которой начинается известняк. По догадкам прослойка – ни что иное, как спрессованный давлением толщи осадочных пород, ил. Но мы можем и ошибаться, геологов среди нас нет. На осмотр пещерки нам потребовалось не более 15 минут. Лена утверждала, что успела за это время вздремнуть.
Открыть во весь экран, 177 Kb
Следующим местом остановки стал обрыв на берегу Тосны, именуемый «21-м обнажением». Найти его совсем несложно: идём по тропе вдоль крутого правого берега Саблинки через Александровский лесопарк, никуда не сворачивая. Минут через 10 выходим к домам, и тропинка переходит в дорогу, идущую вниз. Как только увидели Тосну, обращаем внимание направо – здесь и находится разрез. Пока шли к нему, по пути попался турник, на котором Серёга и Паша решили попробовать подтянуться с рюкзаком на плечах, но с трудом осилили один раз! Сам обрыв я представлял немного большего размера, но всё равно интересно. Отчётливо видны все слои, чего нельзя как следует разглядеть внутри пещер при слабом освещении. От обнажения вниз к Тосне ведёт жёлто-малиновая осыпь песка, заканчивающаяся зеленоватой глиной у самой реки. Она здесь повсюду – и на этом берегу, и на том. И если наступишь, то похоже на то, что провалился в банку с масляной краской! Река по фотографиям мне тоже казалась больше, ожидал метров пятьдесят. А тут и 20 с трудом будет… Но не в ширине дело! От 21-го обнажения открывается прекрасный вид на окрестности, на деревню по ту сторону, на луга, поросшие высокой и густой травой, на которых возвышаются несколько холмов с деревцами на вершинах – это эрозионные останцы. Где-то там, неподалёку, находится площадка, на которой стоял Александр Невский перед битвой со Шведами.
Как и полагается, все сразу же разбежались – заинтересовало местечко! Взглянув на карту и часы, пришла идея сходить отсюда к Трёхглазке без вещей двумя группами по три человека, а также, развести прямо здесь костёр на уже имеющемся кострище и приготовить обед. Сказано – сделано. Первыми пошли я, Надя и Серёга. Кирилл, Паша и Лена принялись сжигать пластиковый мусор, который здесь валялся и портил вид и аппетит.
Открыть во весь экран, 123 Kb
Открыть во весь экран, 103 Kb
Поиск Трёхглазки занял минут 5 – 7. Находится она метров 50 не доходя до моста, и хорошо видна снизу, так как к ней ведёт усыпанная песком тропа. Два её глаза очень маленькие, и почти не заметны по сравнению с основным входом – аркообразным гротом под два метра высотой в малиновом обрыве. За входом зал ещё большей высоты. Немного поразглядывав стены, мы вошли в основной её ход протяжённостью, по разным данным, 170 – 220 метров. Сначала пришлось идти на корточках, но дальше стало возможным распрямиться и двигаться почти в полный рост. В начале вправо отходят несколько тупиковых штреков, но дальше ход становится похожим на длинный, слегка извивающийся коридор с бело-жёлтыми стенами, также имеющий форму арки. Складывается впечатление, будто идёшь по кремлёвским подземельям и секретным ходам. В его конце в потолке вырублена штольня со следами от опор. Такая же есть и примерно посередине. Похоже, что эта пещера почти не осыпается, и сохранила свой первоначальный облик. Долго не задерживаясь, вернулись к нашим и принялись варить суп из рыбных консервов, пока они ходили в пещеру.
После обеда стал накрапывать мелкий дождик – потребовались плащи и полиэтилен, так как все вещи ещё были разбросаны около рюкзаков. Поняв, что он закончится не скоро, а лишь усиливается, мы быстро собрались и побрели в сторону моста, чтобы искать вход в Жемчуга, забыв про идею посетить площадку, где ступала нога Александра Невского. Перейдя мост и пробираясь по скользкому склону, мы с Пашей обнаружили небольшую арку, которая заканчивалась шкурником. Кинули туда вещи и стали дожидаться, пока остальные поднимутся. Пришли четверо ребят лет по 12 – 15 и нырнули в шкурник. Наша группа пока спряталась здесь от назойливого дождика. Я сначала сбегал дальше, чтоб поискать ещё входы, после чего вернулся за подкреплением. Из щели в это время показалась чья-то рука, а затем и морда со словами: «Мясо, много мяса!», указывая на нас. Невежливые. Даже не поздоровались… Какие они после этого системщики?!!
Наша разведгруппа, состоявшая из меня и Кирилла, поставила перед собой чёткие задачи: найти как можно больше дыр, причём, как можно выше; найти место для стоянки, а при отсутствии оного, найти удобный грот, где Лена не побоится ночевать. Уяснив задачу, мы выдвинулись чесать склон, перемешивая сапогами разводимую дожём слякоть. Вход в Жемчуга под названием «Корни» осыпался. А рядом обнаружился огромный провал размером примерно 3X5 метров и глубиной около трёх – третий вход. Сквозь него, как собачья пасть розовым песком зияла пещера. Идём дальше. Встречается ещё несколько полостей непригодных нам по вышеописанным критериям. Ещё попалась справа от тропы каменная арка. Рядом с большой
Открыть во весь экран, 123 Kb
свалкой, в основном консервных банок, вход с лежащими на полу бетонными плитами – по описаниям пещера «Штаны». Лезем, на карте обозначен зал, где можно поставиться. После входа лаз низкий, но не требует проползания. Далее – невысокие разветвлённые ходы. Поворачиваем налево и выходим… Меня охватывает изумление! Такого я ещё не видывал! После низенького хода попадаешь в зал высотой около 3,5 метров с серо-зелёным потолком над центром и огромной морковкообразной колонной, подпирающей свод! Красотища! Размер зала примерно 4X6 м. Во все стороны уходят ходы различной высоты. А главное: сухо и довольно тепло! Местечко нас заинтересовало – здесь можно будет встать, если не найдём лучшего варианта. Единственное, что неудобно, это грязь при входе и необходимость прохождения около 10 метров низких коридоров, Лена может не согласиться.
Вылезаем, а там всё тот же мерзкий моросящий дождь. Идём против течения Тосны около 200 – 300 метров, чавкая резиновыми сапогами по лужам и ручьям и собирая капли с мокрой травы. Впереди показывается высокий песчаниковый обрыв гораздо больший, чем виденные до этого. А в нём грот с капающей сверху водой – предположительно, пещера «Пляжная». При входе валяются дрова и довольно сыро, затем потолок снижется примерно до одного метра. Можно бы встать здесь, если он был чуть больше, и вода не капала. Идея ставить лагерь на улице окончательно себя исчерпала, потому что сверху находится деревня, а внизу для этого просто нет места. Да и грязно, мерзко и противно здесь было бы спать. Не хотелось на утро захрюкать, войдя в образ свиньи. Пролезаю я внутрь, Кирилл идёт за мной. Метра два на корточках и… Когда я почувствовал, что потолок стал выше, по привычке поднял голову, чтобы посмотреть, что там… И чуть не опрокинулся на спину… Взгляд едва ловил бледный отблеск фонарика где-то высоко над головой. Это было настолько удивительно, что я не смог сдержать восторженных криков! Над головой возвышался огромный купол, похожий на колокол, накрывавший большой зал. Это «Графский Грот»! Высота трудно определялась на вскидку, но, по-моему, приближалась к шести метрам! Размеры зала приблизительно 3X8 м. В конце его арка высотой в человеческий рост, ведущая в небольшую «комнату», откуда выходит довольно узкий и низкий лаз на улицу – второй вход. «Идеальное место для ночёвки. Лучше нам и не надо! А Лену уговорим… Скажем, что она будет спать в палатке, и поставим ей здесь палатку».
Идём ещё дальше вдоль Тосны и ищем вход в «Верёвку», там тоже должен быть зал 5,5 метров высотой. Находим почти прямоугольный лаз, из которого вытекает ручей. Зашли, чуть-чуть покрутились, и вышли. «Не, там лучше, идём в Жемчуга, потом туда ведём народ, других вариантов искать не будем». Дойдя до провала Жемчугов, решили в него спуститься и выйти к нашим через узкий шкурник, чтоб удивить. Спускаемся туда по корню. А наши не очень-то и удивились, точнее даже сказать, предвидели, что мы так вернёмся…
Открыть во весь экран, 67 Kb
Докладываем о результатах разведки. После чего Лена остаётся при входе, а мы вместе с теми четырьмя ребятами ускользаем в привходовой шкурник. Они нас сначала ведут к Могиле Белого, почтить его память. Рядом уже сидят люди, приветствуем их. Расписываемся в журнале, оставляем монетку, и идём в сторону малого озера – основной цели нашего сюда спуска. По пути заходим к водокапу, испиваем чистой пещерной водицы. Я замечаю, что, в отличие от Сьянской, она здесь имеет необычный привкус. Мимо мелькают то залы, то узкие ходы. Ребята говорят, что ход под названием «Метро» затоплен, и придётся его обходить. Действительно, видно, как на полу соседнего коридора блестит вода. И вот подходим мы к Гулкачу. Нам объясняют, что он длиной 18 метров! А высота всего сантиметров 30… Шкурник самый настоящий, сразу вспомнилась Сьянская Щучка. Только там пол ровный и твёрдый, а здесь вездесущий песок, затрудняющий передвижение и набивающийся, куда только может. Первые метры даются нелегко, но терпимо, примерно с середины ход немного расширяется, и ползти становится легче, а под концом снова сужение, причём ещё большее, чем при входе. Ждём Кирилла и Пашу. Если Кирыч залез и, хоть тяжело, но ползёт, то Паша сначала вообще отказался, сказав, что у него плечи не пролезают, но потом всё же решился. Долго мы их ждали. Пришлось ребятам лезть им на подмогу и отгребать песок. У Кирилла, оказывается, по пути сползли верхние штаны, так что ноги оказались связаны. А он подумал, что это Паша над ним шутит: «Самому плохо, так он ещё и надо мной решил поприкалываться». С горем пополам, но пролезли. А ведь обратно он труднее! Ведут нас дальше, скоро должно показаться озеро… И каково же было моё разочарование, когда я его увидел… В низеньком зале, между колонн поблёскивала вода. Но её было не много и плохо видно. Поэтому, я совершенно не впечатлился. Есть в системе ещё одно озеро, но наши проводники не знают, как к нему пройти. Хоть у нас есть с собой карта, и я могу попытаться провести, мы двинулись в сторону выхода, потому что у Нади разболелась голова, да и Лена там заждалась, наверное. Обратное прохождение Гулкача также тянуло на «эстонское», а труднее он потому, что располагается слегка под наклоном, и ползти теперь нужно вверх. На пути к выходу встречаем нескольких пещерников, и вскоре оказываемся на улице, где нас ждёт Лена. Место оживилось – столько народу понабежало: одни выбрасываются, другие – наоборот.
Открыть во весь экран, 70 Kb
Подхватив полузасыпанные песком рюкзаки, мы двинулись в сторону намеченной нами стоянки. Лена и Надя капризничали, никак не желая соглашаться вставать в пещере, даже не предполагая, в какую красоту мы их ведём. Графский Грот всё расставил по своим местам. Народ успокоился, принявшись разбирать вещи и устанавливать палатки. Да, палатки! Эта идея пришлась как нельзя кстати, потому что мы не желали марать песком спальники, да всё остальное, и вшестером её поддержали. К тому же, теплее будет. Ребята пришли с нами, посмотреть, что это за грот, а мы их угостили бутербродами в благодарность за экскурсию по Жемчугам. По периметру зала расставили свечки – такая красота получилась, зал приобрёл атмосферу таинственности и некоторый уют. Вход завесили тентом от палатки. Вскоре наши проводники удалились, сказав, что им домой полтора часа идти. А мы. Да что мы, конечно же, принялись петь песни под гитару, параллельно готовя на газовой горелке вкусненький ужин. Единственная маленькая проблема – это вода, черпать которую из речки после рассказов местных не хочется, а водокап (или водопад) над входом наполняет каны крайне медленно. Только наутро оказалось, что если для этого использовать второй вход, то там дело идёт быстрее.
Насчёт ночёвки скажу только одно: «Я дома так не сплю!» Утром в моей палатке было аж 14 градусов! А разбудило нас в первый раз кукареканье Кировского телефона в качестве будильника. После этого ещё немного сна, и какие-то голоса у входа: «О, здесь уже кто-то окопался». Это преподаватель из географического со своей дипломницей пришли фотографироваться в Графском Гроте, а тут мы, да ещё и сонные! Но мы им не помешали. Даже удалось выведать, что до водопада на Тосне не полтора часа ходьбы, как говорили ребята, а минут двадцать без рюкзаков, 30 – с вещами.
Открыть во весь экран, 174 Kb
Неспеша, все вылезли из палаток, сказав, что им тоже хорошо спалось. Время приближалось к 11 часам. В планах было: показать людям грот с колонной в Штанах, собрать вещи и двигать к Тосненскому водопаду, после чего ехать смотреть Питер,… если успеем. Пришли двое из вчерашних проводников, и рассказали, что их не пустили в автобус, и они ночевали в Жемчугах, замёрзнув ночью. Позавтракав, мы впятером – я, Паша, Лена и два Лёхи – отправились в Штаны. Там было людно. Но долго задерживаться не стали, потому что пора было уходить. По возвращении Кирыч нас разочаровал, сказав, что чая не будет, так как газ закончился. Выходит, его хватает, чтобы вскипятить 5 канов примерно по 3 литра (54г газа на 3 л воды) – неплохо!
Форсирование Тосны
Все были в резиновых сапогах, это определило способ преодоления водной преграды – Тосны, потому что к водопаду лучше идти по левому берегу. Глубина на камнях едва достигала 15 сантиметров. Поднявшись в посёлок, узнали от местных бабушек, что вдоль берега не пройти, нужно идти по проспекту Володарского до котельной, там свернуть. На самом деле ориентироваться ещё проще: идём по нему до тех пор, пока дорога не начнёт поворачивать направо, и не появятся дома. Там на первом повороте уходим налево, пока не упрёмся в глубокий каньон Тосны, с которого отлично видны окрестности и сам водопад, немного выше по течению.
Открыть во весь экран, 136 Kb
Пока шли по дороге, нас стали догонять по истине свинцовые тучи, спрятав радовавшее с самого утра солнце. Каньон реки здесь очень красив. «Вот она, Россия!» – сказала Лена, и была абсолютно права! Вокруг такая красота, только успевай удивляться! С этой точки виден величественный Тосненский водопад. Не терпелось подойти поближе, разглядеть, наконец, это чудо. К сожалению, последнее в этом путешествии. Подходя ближе, стало заметно, что местечко это очень популярное. И вот он, водопад! Ниагара, да что там Ниагара, та далеко! А этот совсем-совсем близко, родной, Российский – любуйся, да и только! Во всю ширину реки полумесяцем лежит огромная плита. С неё, словно пряди русых волос, спускаются кудрявые струи воды, с шумом и грохотом разбиваются, превращаясь в
Открыть во весь экран, 154 Kb
белую пену. Над водопадом ещё несколько мелких каскадиков сантиметров по 30-50, поэтому получается, будто вода перед прыжком спускается по лесенке. Немного ниже – остатки старой плотины, сложенной прямо из осколков этих плит. Когда-то плотина стояла на самом водопаде, но постепенно он уехал выше. По воде над сливом легко можно пройти – там очень мелко, так как вода растекается по плите тонким слоем сантиметров пять.
Да, смотреть на воду можно вечно! Но время всё куда-то торопится – надо уходить, остаётся около трёх часов до отправления поезда на Москву. А по Питеру уже не погуляем, но, по-моему, никто об этом не жалеет! Впечатлений хватило на всех! Начал накрапывать дождик, напоминая, что пора, пора домой. До станции Саблино дошли менее чем за час, слушая, как капли барабанят по капюшону. Саблино прощалось с нами. Возможно, это были прощальные слёзки…
В электричку пришлось втираться, потому что был вечер воскресенья, и народ возвращался домой. Несмотря на почти непроходимую толпу, появилась контролёрша, в отличие от московских электричек. Сначала её многие пытались игнорировать, не желая платить. Но тут из соседнего вагона пришёл её помощник – здоровенный амбал, расталкивающий толпу со словами: «Здесь всё нормально?» Когда услышал, что один из пассажиров отказывается платить, так на него рявкнул, что тот почти присел: «Что, 300 рублей на пиво не жалко, а 50 на билет пожалел?!! Ходи тогда пешком, если не устраивает!» У нас, к счастью, билеты были…
На Московском вокзале ждать оставалось около часа. За это время купили еды и побродили по вокзальной площади. При посадке в поезд паспорта снова не потребовались, так что Паше повезло, не пришлось скандалить. В 20:40 поезд повёз нас домой. Главное, не проспать 4:30 утра, так как он проходящий и следует в Ижевск (№131). А пока есть время, пели песни, вспоминали Саблино, убегавшее теперь от нас всё дальше и дальше…