ZunderCom - Казань и Камское устье

20-23 февраля 2010 года

Текст и фото: Анастасия Наумова

Открыть во весь экран
Идея ехать в Казань на февральские праздники родилась в голове у Геннадича стремительно. И так же стремительно была подхвачена остальными. Как бы между делом Саня обронил, что, возможно, удастся посетить третьи по протяженности (32 км) катакомбы России. И так получилось, что эти катакомбы стали основной целью нашей поездки. Мы планировали уехать на три с половиной дня, поэтому одной Казанью ограничиваться не хотелось. Программой максимум являлось посещение естественной
Юрьевской пещеры и системы С-1 в Камском Устье, а так же прогулки по Казани. Не удалось воплотить планы в реальность только из-за транспорта: расстояние между подземными объектами составляло более 20 км – не вариант для пешей прогулки. От идеи взять в прокат автомобиль мы тоже отказались. Во-первых, машины отечественного автопрома в Казани сдаются в прокат без КАСКО, а во-вторых, случись чего – пришлось бы помимо ремонта оплачивать арендодателю простой машины. Обдумав все, решили ехать на "ГАЗели" и только в С-1.
Состав участников, как всегда, определился за неделю до отъезда. Так как Ромины друзья из Твери решались до последнего, взять билеты на наш поезд они не успели. Взяли на следующий. А мы (Геннадич, Ваня, Илюха, я, Катя и Рома) отправились в Казань вечером 19-ого февраля и уже утром 20-ого февраля были там. Бросив рюкзаки в камере хранения, мы устремились в ЦУМ, плотненько позавтракали в местной кафешке (2 порции блинчиков с повидлом, чай и салат обошлись в 63 рубля :-)). До прибытия тверских ребят оставалось около трех часов. Мы направились гулять по городу, посмотрели Казанский кремль, прошли по ул. Баумана, фотографировались и снова вернулись в ЦУМ. Закупили провизии на подземную часть поездки и пошли встречать Сашу с Сережей.
Открыть во весь экран
Заказанная "Газель" приехала вовремя. Посмотрев на нас и на наши рюкзаки, водитель предупредил, что ночью обещают сильные морозы. Мы объяснили, что ночью оставаться на улице мы не собираемся. Он очень волновался, узнав, что мы едем в незнакомую пещеру, и что никто из нас там раньше не был. О погоде говоря, денек выдался не жаркий – было около –14, и дул сильный пронизывающий ветер. За 2,5 часа мы проехали 143 км по навигатору и добрались до деревушки со старинной усадьбой. Отсюда и начинался наш путь в подземный мир. Сначала мы долго спускались по оврагу к Волге, а потом нам предстояло преодолеть добрые две трети пути по льду. Вся пешая часть (около 7 км) заняла у нас 2,5 часа. Идти было трудно – ветер был столь же сильный и холодный, а лед покрывал рыхлый снег толщиной 30-40 см. Да еще и тяжеленные рюкзаки...
Берег Волги в этих местах выглядит впечатляюще - высокие, до 50 метров в высоту, обрывы, похожие на гигантский слоеный пирог. Вскоре в "пироге" стали показываться дырки – это входы в небольшую систему С-3. Спустя еще полчаса, мы уже в сумерках видели входы в С-2. Эта система побольше, протяженностью около 6 км. Но и она не наша цель. Уже стемнело, было тяжело разглядеть вход в С-1, к тому же никто из нас никогда его не видел и здесь прежде не бывал. Но мы были уверены, что он еще дальше по берегу. Колонна растянулась, многие замерзли, все устали... И вот они – три зияющие дыры – входы в С-1. Нам самый большой – самый удобный. Говорят, летом в эти рудники вход возможен только с воды, вдоль берега не пройдешь, глубоко. Да и сверху по отвесному склону не спустишься, разве что на обвязке...
Еще в поезде мы определились, где встанем лагерем. Катя ухитрилась за день до отъезда добыть схему С-1 у одного из спелео-гуру. Этот факт не мог не радовать, так как схемами систем никто вот так, без личного знакомства, не делится. Это, конечно, правильно, но каждый раз выпрашивать карты, объясняя, что ты не сьянь, не приятно. Одного взгляда на карту было достаточно, чтобы увидеть, насколько огромна эта система. Это гипсовый рудник, закрытый только в 1963 году. Расположение штреков – ровная сетка, только вертикальные (перпендикулярные реке) штреки в большинстве тупиковые, упираются в монолит. Горизонтальные (параллельные реке) – все сквозные, идут от края до края системы, но кое-где могут быть забутованы. Есть несколько длинных вертикальных централок. Система вытянута от входа вглубь, а не вдоль берега, поэтому дальние штреки очень хорошо сохранились. Ориентироваться там просто. Мы лично считали повороты. Направление выхода легко угадывается без компаса. Первое, что поражает – масштабы системы. Света фонарика не хватает, чтобы добить до конца штрека - он упирается во тьму. Расстояние между стенами и до потолка зачастую больше, чем тоннели в метро. Чувствуешь себя маленьким-маленьким гномом. И не покидает ощущение, что сейчас по штреку поедет поезд, дрезина, машина, танк и т.п. :-).
Открыть во весь экран
Стоянку мы все-таки разбили там, где планировали – в аппендиксе (с трех сторон монолит) в дальней части рудника. Жилых гротов в окрестностях мы не встретили. Наш закоулок был тоже так себе, но там был ровный пол и гипсовые булыжники, из которых мы соорудили стол. Вода была недалеко – минутах в трех хоть бы прямо-прямо по штреку. Источник представлял собой не привычный водокап в обжитых системах, а обводненку, то бишь озеро. Водичка оказалась чистой, только в некоторых местах ее покрывала пленка из-за валяющихся железных рельсов. В принципе, по дороге на поверхности есть два родника, поэтому всегда есть возможность принести воду с собой.
После долгого перехода по снегу сил хватило только на ужин. Мы поели и завалились спать. Проспали 14 часов... После вкусного завтрака отправились гулять по лабиринту. Увидели на карте два больших зала у самого выхода – стало интересно что там. Еще захотели найти геокешинговский тайник, расположенный в самой южной части системы, прогуляться по двум самым длинным централкам. Благо для прогулок у нас имелся подходящий свет – мы с Илюхой взяли свои карбидки. Теперь можно было все разглядеть в приятном обволакивающем желтом свете.
Первым делом пошли искать тайник. Определили по карте эту самую южную часть, дошли, облазили все закоулки – контейнер не нашли. То ли его больше нет, то ли привязка у автора не точна. Катюха предложила поискать тайник у выхода, так как, не имея карты, найти эту самую южную точку сложно. Мы побывали у выхода, пофоткали в свете дня ледяные сталагмиты, полюбовались Волгой. Тайник так и не нашли. Одна из централок была нами уже пройдена, решили пройти по второй. Эта была не менее интересной. На первой нам попадались сплошь и рядом высоченные деревянные крепи – такое ощущение, что идешь через лес. Вторая централка – целый музей. Мы видели старинные артефакты: вагонетки, рельсы, запчасти от дрезины, буры, столярные инструменты, стрелки для перевода рельсов и т.п. Штреки на второй централке высокие и хорошо сохранившиеся. Дошли до конца, развернулись и пошли по третьей централке, которая должна была вывести нас к тем самым большим залам. Третья централка была тоже богата достопримечательностями. Наша карта была без обозначений, поэтому мы их отмечали вручную сами. По пути нам встречались огромные деревянные ворота, за одними из которых оказался первый жилой грот. Там был стол, скамьи, удобный пол для ночевки, было собрано много раритета: весы, лампы и прочее оборудование шахтеров. Через несколько метров обнаружился второй жилой грот, более удобный и оборудованный: стоянка была отшлифована пильной машиной (пробный запил). На стенах штреков мы видели надписи – в основном, имена и фамилии каменотесов. Это были и 40-е, и 30-е, и даже 20-е годы. В системе много летучих мышей. Я не разбираюсь в их классификации, но они немного крупнее подмосковных и старицких. А еще нашли на полу газету от 7 ноября 1948 года, она, правда, плохо сохранилась. Большие залы оказались вовсе не залами, а широкими штреками. И ничего особо интересного там не было, разве только дорога туда и обратно через высокие завалы.
Открыть во весь экран
Нагулявшись вдоволь, мы отправились "домой". На вечер после ужина была запланирована культурная программа – просмотр фильма "Спуск" на портативном DVD-плеере. Только вот " Спуск" у нас не пошел, видео было без звука. Но Ваня записал на диск на всякий пожарный еще два фильма – "Яма" и "Пещера", оба типа ужастики. Заряда плеера хватило на два фильма, смотреть их под землей было интересно. Но все-таки спуск смотреть было б страшней. Решили, что перезапишем его к Бякам. Катюха интереса к фильмам вообще не проявила, она последнее время только одно кино смотрит – Аватар. А Рома попытался нас напугать, в самый напряженный момент фильма надев противогаз и напрыгнув на Геннадича. Было смешно. :-) Ночью спали крепко, без криков и визгов. Кому-то снилась волокнистая оптика, кому-то инфицированный подземными паразитами Геннадич, а Катьке – аватар.
Вставать пришлось рано, так как с водителем договорились на 13-00. Идти обратно придется вновь по Волге, а потом еще и в гору. Позавтракали, собрались, вышли. Ветер был столь же сильный и колючий, но попутный – в спину. И мороз стоял такой же. Зато снежный покров промерз и образовалась корка, по которой мы шли по реке, не проваливаясь в снег. В гору поднимались медленно и долго, так что на обратную дорогу у нас тоже ушло 2,5 часа. Ровно к часу мы были на месте, а "Газели" не было. Позвонили водителю, он сказал, что попал в аварию и отправил к нам другую машину, которая будет через час. Видать, решил на самом деле, что мы из незнакомой пещеры все равно не выберемся, и не поехал. :-) Тем временем, мы уже замерзли, попытались согреть чай на горелке, бегали и гоняли местных попрошайничающих собак и козу. Козе было на нас наплевать, она не торопясь жевала рюкзак Геннадича. Через час машины все-таки не было, снова позвонили газелисту, чтоб узнать номер второго. Позвонили второму, оказалось, что тот проехал только полпути. И тут везенье: двое мужиков, возвращаясь в деревню на ВАЗе, застряли в снегу. Мы их вытолкали и напросились в дом погреться. Попили чай, послушали байки про здешних чудо-знахарок, про пьянство, верность собак и суровые зимы. Тем временем подъехал наш трансфер, и мы отправились в Казань.
Колекс был девятым участником поездки. Купив билет за пару дней до отъезда, он присоединился к нам в Казани меньше, чем на сутки. И пока мы мерзли в Камском устье, он прогулялся по историческому центру города и даже на концерт классической музыки попал. Часть народа уезжала в Москву в эту ночь, а я, Илюха, Геннадич и Ваня – на следующий день. Мы сняли двухкомнатную квартиру на четверых. Каково же было удивление хозяина, когда в нее завалилось 8 человек с огромными рюкзаками! Кое-как его успокоили, объяснив, что половина скоро уедет на поезд, попрощались до завтра. Потом была массовая помывка. К нам подъехал Колекс и казанская подруга Геннадича Эльвира. Чистые, нарядные мы вышли на улицу и разделились по интересам. Основная масса пошла кататься на казанском метро, а потом в клуб "Джокер" с живой музыкой. Мы с Катей и Илюхой захотели цивилизации – поймали такси и поехали искать ресторан. "Чтоб официанты еду приносили, а не самообслуживание", – важничал Илюха. Только из пещер – а все туда же! :-) Наелись, как лошади (Еще б – столько калорий потрачено).
Открыть во весь экран
К ночи все потихоньку стали подтягиваться в квартиру; Катя, Колекс и тверские ребята уехали на поезд. Наутро, в день защитника Отечества, Ваня и Геннадич убежали дальше гулять по городу, заботливо оставив нам приготовленный завтрак. В три часа дня мы вернули квартиру (в приличном виде!) хозяину и поехали на вокзал.
Стоит ли говорить, что поездка оказалась насыщенной? Стоит ли обещать себе, что мы еще не раз сюда вернемся? Зачем, ведь мы уже в обратном поезде начали планировать новую поездку в Казань. Нас ждут естественные пещеры, другие рудники, остров Свияжск, казанский аквапарк (самый большой в России) и много-много интересного, на что у нас только хватит фантазии и времени!