ZunderCom - Листопадная Истра


Листопадная Истра

30 сентября 2023 года

Текст и фото: Вадим Тарелкин

Открыть во весь экран
Открыть во весь экран
Неожиданно для меня и Насти, в субботние планы ворвалось закрытие водного сезона в виде однодневного сплава по реке Истра. Прогноз сулил невиданное ранее бабье лето – днём до +23 градусов. Понимая, что другой такой возможности может и не быть, грех был ею не воспользоваться. Быстро распихав поздним вечером пятницы по рюкзакам таймень и самые необходимые на один день вещи, субботним утром мы поспешили на новоиерусалимскую электричку, которая меньше чем за час домчала до платформы Истра. После быстрой закупки продуктов, по тропинке спустились под железнодорожный мост. Площадка пологая и удобная для сборки, но почему-то сырая, несмотря на стоявшую несколько недель засуху. Вероятно, недавно был сброс воды из водохранилища, и берега подтапливало. Об этом свидетельствовал и запах преющей травы повсюду.
Открыть во весь экран
Едва мы успели выгрузить вещи, начали приезжать и другие водники: самостоятельные саперы и коммерсы с двухместными надувнушками. После непродолжительных сборов удалось выйти на воду в 10:33. Теперь каждый час мы следили за пройденным расстоянием, определяя честную часовую скорость, ведь маршрут предстоял довольно протяжённый – по одному из описаний – 42 км до села Петрово-Дальнее, расположенного на Москве-реке немного ниже устья Истры. В реальности расстояние оказалось заниженным километров на 6!
Открыть во весь экран
Утренний воздух был по-летнему тёплым – около +20 градусов, а солнце припекало, намекая на необходимость использования крема от загара. Конец сентября выдавали только разноцветные листья на деревьях и в реке. Часто от порыва ветра они с шелестом срывались с ветвей и грациозно опускались на воду, где продолжали плыть по течению маленькими корабликами параллельно с нами, собираясь в целые осенние караваны, спешащие неведомо куда.
Открыть во весь экран
Через километр река принимает правый приток – Малую Истру. На стрелке есть неплохая видовая полянка. Далее до моста дороги Истра – Вельяминово довольно шумно из-за расположенной неподалёку мототрассы. На этом участке обгоняем ещё нескольких туристов. Тут надо отдать должное быстроходности байдарки таймень, которая совместно с течением местами развивала скорость под 10 км/ч, а за час удавалось проходить по 8 километров! Сапам такое только снилось, о чём неоднократно можно было слышать вслед.
Открыть во весь экран
В районе Троицкого Бора, который с реки не видно, правобережный лес окутывает реку прохладой и осенними ароматами желудей, кленовых листьев и грибов. Но скоро речка выходит из лесистых берегов, где появляются частые подъезды к реке и шашлычные площадки под кустами могучих ив, которые не торопились подчиняться зову осени и стояли, лишь немного потеряв свежесть зелени своих крон.
Открыть во весь экран
У мостов Московской Окружной железной дороги очень оживлённо. На левом берегу лагерь роупджамперов, которые обвешали первый более высокий мост кучей верёвок и готовятся к прыжкам. Даже удивительно, что никто их отсюда не выгоняет. Под мостами сужение русла и треугольник струи: по центру чисто, у берегов просматриваются металлические конструкции. Сразу за вторым мостом остров с быстриной в правой протоке, но проход чистый. Перед ЦКАД ещё несколько выходов-пляжей, подвесной мостик и островок. Шум кольцевой автодороги слышен издали, да ещё и стройка какая-то прямо на берегу, что несколько выдёргивает из ярких осенних объятий природы. Под мостами быстроток, но глубокий и чистый.
Открыть во весь экран
Дальше начинается исторически наиболее знакомая нам Истра, тянущаяся вдоль шоссе Красновидово – Аносино – Павловская Слобода. Поначалу трассу очень хорошо слышно, но затем река отклоняется от неё, вновь погружая в условную тишину. Справа луга, слева – коттеджи. У начала села Лужки, которое Истра огибает затяжной петлёй, красивый высокий сосновый берег и знакомый нам по самым первым поездкам в эти края подвесной мост: и на великах по нему катались, и на лыжах переходили, да и на байдарке под ним уже проплывали лет двадцать назад. Выходов для разминки на этом участке довольно мало, и многие оказываются заняты любителями пикника с шашлыками. Наше место для обеда подвернулось в конце села после Петропавловской церкви с красивым видом на неё, блестящую на солнце золотом куполов.
Открыть во весь экран
По правому берегу здесь тянется забор загородного клуба Лужки, соединённого пешеходным мостом и канатной дорогой с горнолыжным комплексом слева. После канатки справа не за забором несколько стильных беседок с мангалами и новые группы на сап-бордах. При всём пафосе окружения, река продолжает оставаться довольно чистой и визуально не загаженной. За следующей излучиной слева начинаются луга, подпёртые стенкой дальнего леса. Справа на этом участке выделяются строения корпоративного университета Сбербанка, окружённого очень приятной живой изгородью и удивительно органично вписанного в ландшафт. Вслед за Сбером, деревянный променад санатория Истра под высоким берегом, а через километр слева бетонный пляж санатория Снегири.
Открыть во весь экран
Впереди несколько километров передышки от пафосных мест: просто речка, да ивняк по берегам. Коттеджные посёлки стоят немного в стороне. А после затяжного левого поворота, разделённого арочным мостом между школой Вундерпарк и посёлком Снегири РАН, река подходит к весьма живописному сосновому лесу на левобережном песчаном косогоре. Места облюбованы отдыхающими и мотоциклистами, гоняющими по многочисленным песчаным дорогам, которыми расчерчен склон. Любопытно, что лесной массив вглубь от реки тянется аж до самого Дедовска.
Открыть во весь экран
По Правому берегу начинают показываться строения Павловской Слободы. Строящийся ЖК Сказка от реки похож на городок курорта Красная Поляна. Ещё примечательно, что с этого места начинаются дома на деревьях, причём, некоторые выглядят действительно сказочно. Впереди показываются купола церквей. И тут главное не зевать! Напротив старого места съёмок противоречивого телешоу «Дом-2» довольно крупный перекат в сужении русла, а по меркам реки вполне порожек, который можно гордо именовать порогом Дом-2. Струя чистая, валы под 20 см.
Открыть во весь экран
Впереди 3 моста: два пешеходных и один автомобильный. Прямо перед вторым островок, закрывающий обзор переката. Прошли правой протокой с маневром к центру. Струя по нашей воде чистая. А вот железнодорожного моста уже и в помине нет, остались только бетонные опоры. Здесь река течёт среди высоких деревьев, вдоль левого берега сквозь кусты проглядывают мажорные дачи. Закрытые территории всё чаще обступают Истру с обеих сторон, уходя заборами прямо в воду. Перед Новорижским шоссе берега немного дичают, но шум трассы, несмотря на звукозащитные экраны, разливается по всей округе. Мосты разноуровневые и высокие. До реконструкции роупджамперы прыгали и отсюда, когда мост был всего один.
Дальше следует относительно прямой участок реки с высоким левым берегом. Справа тянутся стройплощадки таунхаусов. Удобных выходов нет. Лишь перед Дмитровским есть маленький участок затишья, где на повороте слева есть укромная площадка. Правый берег почти до самого моста высокий и либо зарос лесом, либо застроен коттеджами.
Открыть во весь экран
Отмахав к 17 часам 43 километра, мы решили дальше не ходить, ибо река уже не столь интересна, как в верховьях, весьма замусорена и загрязнена. Да и светлого времени оставалось всего около часа – солнце висело близ горизонта, почти не подсвечивая реку. Полянка для антистапеля нашлась справа перед мостом, где недавно провели расчистку от кустов. Таких оперативных сборов я в своей истории не помню. Чтобы успеть на автобус, удалось разобрать таймень и сложить все вещи по рюкзакам всего минут за двадцать! На остановку пришлось подняться около километра вдоль шоссе, и вовремя уехать на 452-м автобусе в Москву.
Открыть во весь экран
Наверное, теперь это точно было закрытие водного сезона 2023 года: спонтанное, душевное и удивительно тёплое! На следующий день октябрь вступил в свои права, охладив воздух и принеся дожди. Истра же за двадцать лет изменилась в основном размахом ведущейся по берегам застройки. В верховьях ещё довольно дикая и чистая, но в низовьях уже чересчур городская. Из-за многочисленных строек маршрут имеет смысл заканчивать в Павловской Слободе, откуда можно уехать автобусом в Нахабино к электричке МЦД-2.

01.10.2023

Hosted by uCoz