ZunderCom - Чирко-Кемь


Карелия. Река Чирка-Кемь.

(29 июня – 16 июля 2007 г.)

Состав команды:
Открыть во весь экран, 181 Kb
  1. Кирыч. Адмирал, строгий, но справедливый. В душе монархист, на деле анархосиндикалист.
  2. Батон. Завхоз, добрый великан, “ты и радость моя и моя беда”, рекордсмен по вылову рыбы.
  3. Саня Молодой. Психолог группы, специалист по настаиванию на спирту разных предметов, съедобных и не очень.
  4. Катрин. Человек, прочитавший больше всех отчетов, поклонница Дрюона, всегда оптимистична и жизнерадостна.
  5. Надежда. Безупречный матрос, всегда готовый протянуть руку помощи.
  6. Виталик. Спортсмен, балласт, идеальная система по переработке горючих материалов.
  7. Саня Рожков. Впередсмотрящий “Ахтунга”, в душе раздолбай, проявляющий тем не менее иногда потрясающую принципиальность.
  8. Катюшка. Любимая женщина Батона, внимательный и ответственный матрос, не любит молочные продукты, особенно каши.
  9. Вика. Водник-дебютант, проявивший необычайную стойкость к тяготам походной жизни и волю к победе.
  10. Илюха. Отважный капитан “Ахтунга”, весельчак и заводила, мастер по починке электронного оборудования.
  11. Паша. Капитан грузовой “таймени”, главврач и летописец.
  12. Алекс. Самый опытный член команды, знает толк в рыбалке и питие, главный банщик.
Судно
Экипаж
Щука-2
Кирыч, Вика
Щука-2
Батон, Катюшка
Щука-1
Алекс
Щука-3
Катя и Саня Молодые
Таймень-2
Паша, Надя
Таймень-3 “АхтунгЪ”
Илюха, Виталик, Саня Рожков



Семь футов под оверкилем.

"Самъ же Iоаннъ имелъ одежду
изъ верблюжъяго волоса и поясъ
кожанный на чреслахъ своихъ; а пищею
его были акриды и дикiй медъ."

Евангелие от Матфея, гл. 3, зач.

29.06. Нескорый поезд №482 Москва-Мурманск ничем особенным не выделялся. Единственно выходящей за рамки обыденности была наша веселая компания числом 12 человек, на каждого из которых приходилось в среднем по 1,4 рюкзака плюс на всех 3 негабаритные тележки и не поддающееся подсчету множество пакетов и пакетиков. Все пришли вовремя, хотя глюков, что поезд отходит часом раньше, избежать не удалось. Однако, массового характера они не носили.
Когда улеглась суета с расстановкой вещей по вагону, все начали есть и перемещаться из одного купе в другое, благо мы занимали три штуки подряд. Посиделки закончились заполночь, потому что в Петрозаводск приезжаем днем и ранний подъем не планируется.

30.06. Чертовы биоритмы! Я на работу встаю в 6.30-7 утра, и несмотря на то, что легли мы поздно, проснулся я именно в это время. Около часа мозг осмысливал новую информацию, потом перешел в режим sleep. Короче, второй раз я уже проснулся вместе со всеми, около 10. Погода радовала: солнце и голубое небо, которое, однако, стало заволакивать облаками на подъезде к Петрозаводску.
До костомукшинского поезда оставалось только полтора часа, за которые Виталик должен был успеть обменять билеты (он решил продлить свой маршрут и пойти вместе с Молодыми, Саней и Лехой до Юшкозера), а все остальные – купить недостающие продукты. Нам с Саней было поручено сторожить вещи и развлекать дам. Последнее за нас успешно проделывал военный истребитель, периодически исполняющий в небе фигуры высшего пилотажа. Его грохот при преодолении звукового барьера мы вначале приняли за гром. На этом развлечение не закончилось. Мурманский поезд уже должен был отъезжать, когда выяснилось, что несколько вагонов забыли заправить водой. Одна из проводниц безуспешно пыталась докричаться до какого-то пожилого работника железной дороги с длинным молотком в руках, которым он стучал по колесам поезда. Видимо, это занятие составляло главный и единственный пункт его должностных обязанностей, и просьбы проводницы он игнорировал как выходящие за рамки его компетенции. Наконец прибежал какой-то парень и подключил текущий в нескольких местах шланг к еще сильнее текущему гидранту в днище вагона. Глядя на это безобразие, я понял, как Кирыч был прав, когда не далее как вчера говорил, что в отечественной системе водоснабжения потери только на протечках составляют до 40% общего расхода.
Наконец все дела были улажены, и мы двинулись к уже ждавшему нас поезду, втайне надеясь встретить там проводницу Олю. Однако, ни Оли ни другой милой девушки мы не обнаружили, зато обнаружили мерзкого усатого мужика, который нас постоянно подгонял, все время указывал нам на необходимость соблюдения чистоты и угрожал штрафом в случае распития спиртных напитков. Разливать по стаканам пятилитровую канистру спирта мы не стали, но на пивную бутылку приклеили этикетку от Чудо-йогурта, оградив себя таким образом от любых наездов.
Следующим вопросом, стоящим на повестке дня, был план остановки поезда около моста через Муезерку, за 2 км до одноименной станции. Во всех прочитанных нами отчетах писали, что об этом удавалось договориться с машинистом или начальником станции в Суккозере за умеренную плату, а иногда и вовсе безвозмездно. Мы не хотели терять времени и решили сделать это в Суоярви. Начальник местной станции сначала озадачила нас вопросом, на каком километре этот мост находится. Потом связалась с диспетчером движения, и ответ был, как приговор: «Сегодня диспетчер принципиальный. Сказал – если туристы, пусть и топают эти 2 км». Ну что за люди, одни инструкции в голове!
Однако, на выходе из здания парень в оранжевой жилетке порекомендовал нам обратиться непосредственно к машинисту, а тот в свою очередь предложил отложить переговоры до прибытия в Суккозеро. Потом появился погранец, для которого Кирыч заготовил не только список группы с паспортными данными, но и так называемый маршрутный лист, в котором указывался маршрут, сроки прохождения, перечень всей снаряги, вплоть до топоров и касок, а также координаты Вадика, который по листу проходил как куратор группы. Сей документ предназначался совсем принципиальным пограничникам. В Суккозеро поезд придет в 1.20 ночи, поэтому сейчас можно немного поспать.

01.07. Время 1.00. До ушей доносился звук какого-то колокольчика, звонившего весьма настойчиво. Я автоматически нажал на кнопку выключения будильника, но колокольчик не умолк. Потом я уловил слова «Суккозеро» и «приехали». Е-мое! Я резко дернулся с полки, а воображение уже рисовало картину, как мы, преодолев заслон проводника, несемся к локомотиву с двумя предназначенными для подкупа машиниста пивными банками, а он в это время уже поворачивает свои тумблеры и нажимает на кнопки… Когда адекватное восприятие действительности восстановилось, до меня дошло, что колокольчик – это Катюша, пытающаяся разбудить храпящих кабанов, потому что поезд в Суккозеро действительно, но раньше минут на 20. Когда все проснулись, наша делегация в составе адмирала, Батона, Илюхи и меня отправилась к дизелю. Машинист скользнул по нам каким-то неприятным оценивающим взглядом и кивнул, приглашая в кабину.
Открыть во весь экран, 56 Kb
Кирыч поднялся, побеседовал и вернулся с озадаченным лицом: «Этот %#@ хочет банан». Банан включал в себя 100 рэ с человека плюс пол-литра. Простейшие арифметические подсчеты в уме показывали со всей очевидностью, что найти машину в Суккозере, где этот поезд наверняка ждут, будет как минимум в 3 раза дешевле.
Между тем нам навстречу двигалась группа людей, которые на нас внимательно смотрели и в их глазах читался вопрос: «Да или нет, и если да, то за сколько»? Мы им все рассказали, потом перемыли машинисту все кости, обсуждая, что они вконец обнаглели, и в итоге договорились брать машину сообща. У них семейная группа: четверо взрослых с двумя детьми. Они хотят пройти маршрут за 8 дней, а лучше – за неделю.
А у нас уже белые ночи, не темнеет вообще. В 4 утра приехали в Муезерский. Несколько машин расхватали часть прибывших. Остались мы, наши недавние собеседники и группа из трех человек с каяком. Пошатались по поселку, Катюха поговорила с дежурящими на площади ментами, которые оказались настолько любезны, что стали звонить своим знакомым, чтобы узнать не захочет ли кто-нибудь из них нас подвезти. Однако знакомые оказались тяжелы на подъем. Потом подъехал парень на «Ниве», причем подъехал так, что Катюшка, взяв Антоху за руку, сказала: «С ним мы точно не поедем». Парень, действительно, либо почти трезв, либо фанат Шумахера, скорее всего и то, и другое. Тем не менее он сначала отвез троицу с каяком, потом нас всех в два приема. Заброска обошлась в 300 р.
Открыть во весь экран, 214 Kb
Потом были долгие сборы, в процессе которых выяснилось много интересных вещей. Сбалансировать баллоны «щуки»-однушки гораздо сложнее, чем у двушки; Алекс надувал и спускал свою «щучку» раза три. Лопастей для весел оказалось не 24 , а 22, причем стержней для них был полный комплект – 12 штук. Но внушающим наибольший оптимизм был тот факт, что общая масса груза превосходила не просто общий тоннаж судов, весь груз не помещался физически. Мы с Надюхой сначала взяли весь хлеб, потом картошку, овощи, пиво, потом бóльшую часть консервов, удочки, каталку, еще какую-то мелочь. Байдарку «АхтунгЪ» сильно не нагружали из гуманистических соображений. После всего того, что она пережила, особенно после прошлогоднего карельского похода на Волому, где половина порогов, по словам Вадика, была просто россыпью камней, к этому были все основания. Мы уже сошли на воду, немного покрутились, когда Кирыч попросил взять гитару. Я в ответ стал требовать мусорный мешок, чтобы гитару герметизировать, на что адмирал, разведя руками, сказал, что они где-то далеко. Выручили наши товарищи по цеху, почти достроившие к этому времени свой катамаран.
Наконец все тронулись. Молодые и Алекс ушли немного вперед и скрылись за поворотом. Выйдя из него, впереди идущих я не увидел, зато услышал крики в болотистых зарослях справа. А потом нашему взору открылась такая картина: Саня, сидящий на одном баллоне, явно готовый вылезти из байды, второй баллон которой был под водой, и Катюха по пояс в воде, истошно кричащая: «Я тону!» Ребята с трудом выбрались на более или менее твердый берег и выволокли байду с лопнувшим баллоном.
Открыть во весь экран, 250 Kb
С начала старта прошло не более 5 минут. Кирыч наивно спросил, «а здесь болото что-ли»? Катюха, еще не отошедшая от потрясения, посоветовала ему самому вылезли из байды и походить по берегу. Кирыч вылез, сразу провалился по пояс, а потом начал как-то медленно погружаться. «А зори здесь тихие», – сказал он, резко дернувшись из трясины и забравшись обратно в байду. Тем временем за поворотом послышались детские голоса – катамаран наконец вышел в плавание. Тут Катюха выдала: «Давайте им скажем, что здесь морошка растет, чтобы они не думали что мы совсем лохи, через 200 метров от старта пробились. Когда кат появился в поле зрения, Катюха радостно заорала: «Здесь столько морошки»! Дети с какой-то неуверенной радостью стали говорить про морошку, но родители пресекли эти разговорчики на корню, пробубнив что-то про график. И слава Богу! Ребята между тем действовали очень оперативно. Чуть больше чем через час баллон был заменен, причем он не был перекошен или перекручен, вещи уложены и мы отправились дальше. Солнце светит уже вовсю, можно сказать палит. Однако на горизонте появляется тучка, которая нас быстро догоняет. Примерно через 3 км от старта находится деревянный мост, прошли сильно пригнувшись. Кто-то предложил переждать под ним дождь, но мост и так низкий, а до дождя еще кто знает сколько времени пройдет, наверное, он не скоро начнется.
Открыть во весь экран, 127 Kb
А вот и ни фига! Дождь начался минут через 15 и, судя по быстро меняющемуся с голубого на серый цвету неба, надолго. На карте в этом месте никаких порогов не обозначено, встретились две шиверки, на каждой из которых «АхтунгЪ» умудрился пропороться. Пока заткнулись носками и ищем куда бы встать. А встать здесь, согласно описанию, будет непросто. Остерегайтесь выходить на болота в ночное время, когда силы зла властвуют безраздельно. Тем не менее на расширении реки мы заметили берег с высокими деревьями и уходящей вверх тропинкой. Стоянка оказалась на удивление просторная и чистая, с прозрачным ручейком. К этому времени дождь перестал, снова выглянуло солнце, и стоянка стала напоминать сушильное отделение крупной прачечной. Посовещавшись мы решили вставать с ночевкой, потому что сегодня нормально не спали, да и неизвестно сколько времени возня с байдаркой займет. Пока поставили лагерь, приготовили еду и т.д., было уже около 5. А потом на меня что называется «накатило». Еле дойдя до палатки, кое как забравшись в спальник, вырубился тут же. Проснулся я с ощущением, что проспал очень долго. Вылез, посмотрел на солнце – оно было примерно там же. Неужели я проспал сутки?! Потом из леса появился Кирыч. Ну, начнем с простого:

– Кир, сколько времени?
– 15 минут седьмого.
– А какое число?
– Вроде первое, а что, есть варианты?

В разговор включился Алекс, сказал, что недавно проспал по часам 15 минут, а ощущение, как после полноценного 8-часового сна. Таким образом из бодрствующих наличествовали: Кирыч, Саня Молодой, Алекс, ну и я. Народ собирался рыбачить, зазвали и меня. Саня с Алексом отправились ловить семгу на спиннинг, а мы с Кирычем половить чего-нибудь на удочки. Сначала у нас клевало хорошо, потом хуже, а потом и вовсе перестало. В итоге поймали десяток плотвичек разных размеров и пару небольших окуней. Вернувшись мы обнаружили, что профи со спиннингами пришли ни с чем. Больше всех возмущался Саня, который, увидев наш улов, долго всем жаловался: «Да я блесны большего размера кидал». Поужинав рыбным супом, стали готовиться ко сну и морально настраиваться на завтрашний длинный переход.

02.07. Хотели встать «не позже 10», встали даже в 9. После завтрака Саня, Илюха и Виталик занялись починкой «Ахтунга». Я тоже решил осмотреть нашу ласточку и обнаружил, что проклейка по стрингерам в паре мест покорябалась, не насквозь, но необходимо было принять какие-то меры. Вот тут-то и выяснилось еще одно преимущество ПВХ над резиной, помимо меньшей массы. Идея ремонта была спонтанной и простой, как пробка: ложку раскаляли на костре и проводили ей по месту повреждения с небольшим нажимом. Все! Никаких высушиваний, обезжириваний и прочего геморроя.
Наконец все починились и упаковались. Дальше по течению идут то ли пороги, то ли перекаты, совсем несложные, с интервалом 2-3 км. На втором перекате мы сели на большой обливняк, совершенно незаметный сзади. Пришлось вылезать из байды и держать ее, пока все не прошли. Последний на сегодня порог все прошли более или менее ровно, кроме «Ахтунга». Мы уже почти вошли в поворот, который шел метров через 200, когда заметили, что ребята стоят в пороге и машут веслами. Потом они вышли из байды и стали вокруг нее ходить. Потом Саня по рации передал, что у них п&?Ђц, и на этом рация заглохла. Вернувшись назад мы обнаружили небольшой песчаный пляжик, быстро выгрузились и начали спасательную операцию. Между тем экипаж «Ахтунга» снял его с камня и начал буквально нести на руках, потому что байдарка была уже почти подводной лодкой. Потом его прикрепили на спасконец и уже волоком притащили к берегу.
Открыть во весь экран, 131 Kb
Нашим глазам предстало ужасающее зрелище. По одному борту стрингера прогнулись ступенькой почти под прямым углом, пружинные крепежи в них срезало, как ножовкой, лесенка встала дыбом. Как потом рассказали ребята, они сели на камень поперек течения, байду стало наклонять, в нее тут же залилась вода, а набегающая вода стала сгибать потяжелевшее судно о камень. Короче, ремонт предстоял капитальный. Самое смешное, что на шкуре был всего один небольшой разрез.
Открыть во весь экран, 170 Kb
Наша вынужденная стоянка на первый взгляд была местом не очень привлекательным: совсем небольшая песчаная площадка, от которой уходила тропинка к заросшей лесной поляне. Однако, если учесть, что берега на Муезерке в основном представляют собой болота с одиноко торчащими высохшими деревьями или густо поросший карликовыми деревьями лес, нам еще крупно повезло. На сегодня ремонт ограничился снятием фальшбортов и выпрямлением всех искривленных частей, что было делом несложным. На ужин мы съели жареную картошку, по бутерброду с салом, настроение улучшилось, повреждения уже не казались такими страшными. Полянка после небольшой расчистки и раскидывания вещей приобрела вполне уютный вид. Ну а потом все по очереди начали отключаться.

03.07. Время 5.00. Палатка открывается, в нее влетает, именно влетает Алекс, падает остается лежать. Палатка закрывается…
10.00. Просыпаюсь от храпа. Рядом лежит Алекс в той же позе и храпит. Я его кое-как растолкал, он даже открыл глаза, молча вылез из палатки и пошатываясь добрел до кустов. Вернувшись он спросил, кивнув на Надюху, «что эта девушка делает в нашей палатке» и вырубился. Тут до меня дошло, что все это время он провел вне спальника, а температура на улице отнюдь не тропическая. Пришлось опять его будить и заставить залезть в спальник. Как потом выяснилось, они с Саней раздавили на двоих 1л водки и 0,5л спирта. Для кого-то доза смертельная.
После завтрака пойманными вчера Батоном щуками стали составлять план ремонта. «Мнения разные, мнения сложные». Кто-то предлагает стрингера выкинуть, поставить деревяшки, кто-то – распилить одну из тележек и использовать ее железо, а кто-то совсем отчаянный – идти в поселок на поиски сварочного аппарата. Но дальше разговоров дело пока не трогается, погода не располагает вообще ни к чему – сплошная облачность и периодически моросящий дождь. Дело запахло дневкой, а пройдено всего 18 км. Хотя, если брать распределение по дням, все нормально – два ходовых дня, дневка. После завтрака состоялся затяжной консилиум, в результате которого решили что-нибудь придумать из стрингеров и усилить их сосновыми стволами. Саня Молодой зачем-то собирает в бутылку с надписью «Шишкин лес» молодые еловые побеги, что-то он недоброе затеял. Илюха ходит по лагерю с разобранной рацией в одной руке и зубной щеткой в другой, пытается реанимировать ее (рацию) после промокания. Под вечер сыграли в волейбол. Мы с Веталем в упорной борьбе обыграли Саню с Викой со счетом 3:2. После матча Кирыч решительно призвал к порядку и ремонт наконец начался, завершившись в 3 часа ночи.

04.07. Поздний завтрак, сборка, упаковка. Саня всем предлагает попробовать свое творение: настойку на еловых побегах крепостью около 40 оборотов. Дрянь редкостная, вкус почему-то холодный и очень неприятный. Понравилось только спортсмену. Единственное, что в ней радовало – это соответствие этикетки содержимому. Виталик даже предложил начать ее выпуск под этим названием, но поскольку брэнд «Шишкин лес» уже занят, это скорее всего будет «Шышкин лес». Илюха ходит довольный, все им восхищаются, потому что рация заработала.
Отправляемся, затяжная выдалась стоянка. Теперь все попадающиеся на пути пороги и перекаты проходятся следующим образом: первой идет какая-нибудь «щука», сигнализирует остальным, куда идти, потом пять судов занимают места в зрительном зале и смотрят, как проходит «АхтунгЪ». Катюха говорит, что окружающая природа начинает напоминать ей тропический лес. Действительно, относительно спокойная вода, заросли по берегам, деревья, наклонившиеся в воду; для полного соответствия не хватает только лиан и удавов. Кажется, насчет низкой воды данные, мягко говоря, неверные. Везде видны торчащие из воды кусты, а сосны в некоторых местах стоят у самой воды.
Километров через 4-5 после старта встретили мост, который возвышался над водой от силы на полметра. А течение под ним достаточно сильное. Кирыч опрометчиво пошел без каски, первое бревно сбило с него шляпу, все остальные он пересчитал лбом. Мы с Надюхой просто легли на дно, пустив байду самосплавом по центру. Когда пошли Батон с Катей, я заметил пугающую разницу в их росте: Катюшка, видимо, легла на дно, а антохина каска гордо возвышалась над мостом. В следующий момент послышался глухой звук, Тоха резко откренился в одну сторону, а его весло полетело в другую. Экипаж «Ахтунга» долго думал как быть, кто-то из них даже захотел обносится, но эта идея была пресечена в зародыше, в итоге они просто высадили Саню.
Открыть во весь экран, 199 Kb
Пока они раздумывали, Батон решил порыбачить и повесил блесну на склонившееся к воде дерево.
Открыть во весь экран, 72 Kb
Сначала ее пыталась достать Катюшка, но чем выше она забиралась, тем более грозно дерево скрипело и раскачивалось. Потом Антоха полез сам, но не пролез и половины, а дерево уже колебалось с хорошей амплитудой. Выручил Саня Молодой, он легче Батона раза в два. Несмотря на то что дерево угрожающе раскачивалось, он сумел добраться до блесны. Через пару километров сделали перекус, вылившийся в полноценный обед, все почему-то очень хотят есть.
Идем дальше, лес начинает потихоньку редеть. В одном из отчетов писали, что не заметили, как вошли в Чирку-Кемь, поэтому смотрим внимательно. Погода постепенно улучшается, выглянуло солнце. Скоро лес кончился, сменившись широким плесом, по которому река выписывала невероятные петли. Сколько раз мы вернулись туда-обратно, не знаю. И, наконец, вот оно, устье Муезерки. Как его можно было проглядеть, не знаю, все очевидно. Плывем примерно на северо-запад, солнце светит прямо в глаз. Наша цель – озеро Момсоярви и прекрасные стоянки на его берегах, если верить описаниям.
Открыть во весь экран, 48 Kb Открыть во весь экран, 122 Kb Открыть во весь экран, 46 Kb
Описаниям можно верить! Красивейший уходящий дугой вдаль песчаный берег, поросший соснами, можжевельником и мхом самых разных цветов. Все уже хотят здесь дневку, но в конечном счете решаем ориентироваться на погоду. А пока Кирыч, получивший переходящий значок дежурного, готовит на ужин нечто феноменальное. Он это назвал ленивые голубцы, но, по-моему, это произведение кулинарного искусства, в создании которого было задействовано не меньше половины наименований имеющихся продуктов, заслуживает отдельного названия. А потом началось…
Все началось с батончиков. Появился самозванец, выдающий себя за зама завхоза, призывающий к анархии, обещая всем неограниченное количество батончиков и много другой еды. Оттесненный на второй план адмирал взывал к разуму народа, убеждая, что новоявленный пророк приведет их к пропасти, используя в своих корыстных целях. Однако осоловевшему после ужина народу было одинаково начхать и на того и на другого. А потом появились люди с ружьями и упразднили должность зама завхоза, восстановив status quo. Когда всем было уже совсем хорошо, из протоки появился катер и направился в нашу сторону, но потом свернул, видимо, решив не связываться с бандой из 12-ти человек. Илюха предложил для пущего эффекта вывесить на берегу флаг с надписью «Боксерский клуб “Солнышко”», а потом долго ходил по лесу и орал: «Мне нужны сорок человек для заготовки дров»! Потом сообщил, что нашел офигенное дерево для фонаря, только оно тяжелое очень, часть отпилить надо, да еще и в землю успело погрузиться немного. В общем, возились мы с ним долго. Зато потом Илюха радостно потирал руки и говорил, что Вадик будет кипятком писать. Фонарь, вернее заготовку для него притащили в лагерь, продев через него палку. Но зажигать его не стали, уже начал давать о себе знать сегодняшний 30-километровый переход. Время начало четвертого, пора баиньки.

05.07. Как бы поздно мы ни ложились, я все равно просыпаюсь одним из первых. Потом проснулся Батон, мы начали готовить завтрак и размышлять, что делать дальше. Погода к дневке явно не располагает: вокруг тучи, вот-вот пойдет дождь. В конечном счете решили убеждать команду выходить сегодня. Завтрак получился обалденный: рисовая каша с сухофруктами и бутерброды. А потом началась гонка. Те кто хотел дневку, как-то не очень убедительно выражали свое мнение, адмирал, завхоз и психолог быстро взяли инициативу в свои руки, составили список необходимых продуктов и отправили быстроходные суда (Батона с Катей и нас с Надюхой) в Тикшу, чтобы успеть до закрытия магазинов, которых там насчитывается вроде как 12.
Погода стала преподносить свои сюрпризы. Стоило войти в расширение реки, задул сильнейший встречный ветер. На Калмозере вообще творилось форменное безобразие. Волны шли в направлении, почти перпендикулярном нашему курсу. Батон с Катей как-то прошли, а нам пришлось развернуться влево и тупо грести около 1,5 км против волн в сторону берега. На подходе к нему мы развернулись снова и погребли в сторону, куда шли ребята. В этот момент ветер начал стихать. «Щука» тем временем добралась до полуострова, разделяющего Калмозеро и озеро Новинка. Видно, что вода откровенно высокая: перешеек затопило и можно было, даже просто протащив байды по песку, срезать большой крюк. Что мы и сделали и минут через 10 были уже в Тикше.
Открыть во весь экран, 82 Kb
Постепенно подгребли остальные экипажи, кроме Алекса, который решил поэкономить силы и остался на входе в Чирку-Кемь. Катя с Батоном спросили дорогу и ушли, потом их пошла догонять Катюха. Их не было почти час, потом появилась машина, из которой вылезли все три члена продотряда с огромным количеством еды. Поплыли обратно, и тут на «Ахтунге» вспыхнул бунт. Экипаж начал возмущаться, какого хрена мы с отличной стоянки подорвались и чья это вообще была идея всем вместе до магазина идти, вместо того чтобы гонцов послать. Под эти перебранки мы обогнали какой-то сдвоенный тетрамаран: здоровенный танкер, состоящий из скрепленных одна за другой платформах, каждая на четырех баллонах. Длина этого чуда была метров 10, а экипаж – человек 15, включая, как позже выяснилось, 1,5-годовалого ребенка. Только двигался он ну очень медленно. Километра через 3 после Калмозера реку пересекает трасса А-134. Около моста мы зачалились, снова разгорелся спор о том, как все-таки правильно – Чирка-Кемь или Чирко-Кемь. Табличка на мосту соответствовала первому варианту, подписи на картах – второму. Не придя к единодушному мнению отправляемся дальше. До стоянки остается около 3 км по реке и еще 2 км по Челгозеру. Когда подошли к озеру, на нем дул сильный встречный ветер, все как обычно. Тем не менее озеро переплыли минут за 20.
Стоянка оказалась шикарная: стол и скамейки под каркасом для тента, волейбольная площадка, сваренные из арматуры козлы для подвешивания канов. Потихоньку располагаемся, ставим палатки, на всякий случай натянули тенты. И минут через 20 оказалось, что не зря. Начался сильнейший ливень, продолжавшийся около часа. Потом Катюха стала возмущаться, что мы еще ни разу нормально на гитаре не поиграли. Поиграли, но как-то вяло, сказывался длинный ходовой день, да и времени было уже за два.

06 – 07.07. Дневка. Поздний подъем, волейбол, сооружение и растопка бани, комплексный обед, рыбалка, снова волейбол.
Приближается 7 день 7 месяца 7 года. Особо фанатичные утверждают, что просто необходимо дождаться 7 часов 7 минут. Сегодня также ночь на Ивана Купалу, папоротник должен зацвести, а вся природная вода – стать святой, причем не просто святой, но еще и живой. Воды у нас в избытке, а вот папоротника нет, но по этому поводу никто особо не переживает. Потому что есть свежеприготовленные березовые веники. Половина из нас точно парилась в первый раз, поэтому эмоции били через край. Крики были слышны, наверное, за несколько километров. После бани были долгие посиделки, но до 7 часов 7 минут мы все-таки не досидели, организм настойчиво требовал сна.
Я проснулся около половины первого. По палатке монотонно стучал дождь. Саня и Веталь разжигали костер, но у них ни хрена не получалось, потому что дрова забыли убрать под тент. Примерный хронометраж дальнейших событий был таков: полтора часа – разжигание костра, вернее, раздувание с помощью насоса и перевод ценного лехиного бензина, полтора часа – кипячение кана, опять-таки, с помощью насоса, еще час – приготовление каши.
Открыть во весь экран, 75 Kb
Короче говоря, к 16.00 утра завтрак был готов. Дождь то идет, то не идет. О том, чтобы куда-то выходить, даже помыслить страшно. Молодой ударился в пессимизм и говорит, что можно здесь стоять, пока погода не наладится. По его мнению 70 км легко можно пройти за 2 дня, особенно, если на поезд опаздываешь.
День незаметно перетекал в вечер, вечер – в ночь. На одном из деревьев было вывешено огромное количество деревянных табличек, на которых все посетители этой стоянки указывали какую-нибудь информацию о себе. Первая табличка была датирована 1999 годом. Мы решили не оставаться в стороне, Катя с Викой и Надюха сделали аж два экземпляра с надписью «Турклуб АхтунгЪ». Сегодня наконец хорошо поиграли на гитаре. Потом решили натянуть кусок полиэтилена около костра, чтобы ветер не задувал. Так получился театр теней, на котором все кому не лень показывали, кто во что горазд.

08.07. Ровно в 10 раздались удары о рельс. На одном дереве висела металлическая балка, Кирыч ее как-то перевесил, что она теперь издает прямо таки малиновый звон, почти на грани инфразвука. Ему и Батону респект: к 10 уже завтрак приготовили и теперь всех будят. Встали все, кроме Илюхи, который сонным голосом говорил из палатки, что они с Саней до 5 часов берегли угли. Саня курит и кивает, Алекс поднялся тяжело. Все с ними понятно… Провели инвентаризацию продуктов, прослезились. Ну, это я, конечно, преувеличиваю, однако хлеба маловато, зато сгущенки – хоть залейся. На горизонте показалась группа из двух катамаранов. Я предложил идею об обмене излишков сгущенки на хлеб. Молодой эту тему развил, сказав, что сгущенка лишней не бывает и зачем нам вообще куда-то идти, надо оставаться здесь и заняться грабежом проходящих судов. Его воображение не стояло на месте и рисовало картины прекрасного будущего, в котором захваченные вместе с продуктами рабы будут строить нам усадьбу, в которой мы будем жить зимой, питаясь награбленными за лето продуктами и редкими лыжниками.
Потихоньку пакуемся, в 3 отходят первые суда. Облачность, если подходить совсем серьезно, – 9, то есть сплошная, только дождя нет. Километра через 2 реку пересекает новый (середины 90-х годов), а потому не обозначенный ни на одной карте железнодорожный мост. Сразу за ним был какой-то перекатик. Катюха долго вертит в руках карту, после чего заявляет, что это не что иное как Нахкопорог, в лоции о нем не говорится, упоминается только «небольшой перекатик после моста». Метров через двести река разделяется, образуя два острова, средняя протока была заболочена, правая – спокойная, но длинная, а левая – короткая, с перекатом. За повотором налево находится Лоухипорог, он
Открыть во весь экран, 194 Kb
рекомендован к просмотру, но мы уже были уверены, что воды выше обычного, поэтому послали вперед «щуку», и они не промахнулись: проход левее центра почти без маневров. После порога уже виден деревянный мост, до которого около 1 км. Мы его проходили во второй левый пролет, что при высокой воде, наверное, значения не имеет. А через пару километров нас ждал Хаудопорог, один из самых мощных и красивых порогов на маршруте. Две ступени, на первой две бочки, потом слева направо по диагонали идут небольшие валы, заканчивающиеся мощной полутораметровой бочкой. Вариантов прохождения масса, все хочется попробовать. И тут Катюха предлагает гениальную идею: встать на стоянку и кататься по порогу до посинения.
Так оно и вышло. После небольшого перекуса началось: катались так и сяк, справа, слева. «Щука»-трешка, как поезд, нос уже на вал забирается, а корма только с предыдущего слезает. Лехину однушку мотает из стороны в сторону, ненагруженная она вообще ничего не весит. Саня стоит после порога с рацией, хотя надобности в ней нет, потому что криков после первой бочки предостаточно. Покатушки шли по возрастающей сложности: сначала проходили как надо, потом пытались идти в бочки, а под конец уже по самым «злачным» местам. Для меня кульминацией вечера стал проход на однушке. Видимо, я еще не успел как следует к ней притереться, на первой бочке меня стало разворачивать и вынесло на вторую задом наперед. Сидел я на ней секунды три, как слез и как дошел до конца – не помню.
Открыть во весь экран, 125 Kb Открыть во весь экран, 157 Kb Открыть во весь экран, 113 Kb Открыть во весь экран, 149 Kb
Рядом с нами стоят еще три группы, одна – какие-то непонятные подростки без руководителя, якобы подопечные Шпаро. Перегаром от них несет метров за десять, разговаривают матом. На всякий случай распихали все вещи по палаткам.

09.07. Поздний подъем, около часа. Почти все группы уже снялись, безбашенные детишки катаются на своих катамаранах. Неспешные сборы, впереди порог Кривой, около 1 км перед ним несложный перекатик, а после порога то, о чем идут разговоры с самого начала путешествия – Тахкопадун.
Открыть во весь экран, 159 Kb
Вышеупомянутый перекатик мы вначале приняли за начало Кривого и полезли осматривать. Спустя минут десять осматривали уже настоящий Кривой. Мощный и на первый взгляд несложный: сначала идти по центру, потом отойти левее в обход бочек и вырулить направо, вдоль ряжевой стенки. Не деле все оказалось не так просто. Первыми шли Кирыч с Викой, они как-то сразу высоко запрыгали по валам и, как мне показалось, влево почему-то не свернули. Затем шли Батон с Катей. Мы с Надюхой пошли за ними и, пройдя первые валы, я увидел, что их байда, весело сверкая желтеньким днищем плывет к каменной стенке, а по обеим концам байдарки не менее весело сверкают две желтенькие каски. Сразу стало понятно, в чем дело: поворачивать влево не только не нужно, но и весьма непросто, течение сильное, а расстояние между первой и второй бочкой – метров 20. Кроме того при попытке разворота байда встает боком к сильным косым валам, которые идут справа к центру. Груженая «таймень» и на спокойной воде поворачивает с усилием, а тут повернуть ее было просто невозможно, и хорошо что невозможно. Нас в бочке, конечно, поболтало, воды полбайды, зато килем вверх не поплыли.
Открыть во весь экран, 118 Kb
Открыть во весь экран, 266 Kb
Леха и Молодые прошли ровно. «АхтунгЪ» перевернулся по-моему, сразу, во всяком случае, я их увидел уже плывущими килем вверх. Кое-как его зачалили, поймали антохину байду, уже плывущую в сторону Тахко, выловили две бутылки пива. За стенкой есть тихая заводь, там и встали. Эмоций выше головы – два киля! А окружающие места – красота! Со всех сторон скальные гряды и сельги. На высоком левом берегу стоит красивый деревянный дом, по описаниям заброшенная турбаза. Насчет заброшенности я не уверен: внутри относительный порядок, стекла целы и проведено электричество. Забегая вперед скажу, что уже за Тахко на левом берегу стоит серый двухэтажный недострой и несколько вполне современных, явно обитаемых строений на благоустроенной территории.
Но пока все гуляют по скалам и сушатся. Прошлись до Тахко: четырех метров, о которых говорилось во всех отчетах, там сейчас, конечно, нет. При нашей высокой воде – максимум 1,5 м, но бурлит очень хорошо. В отчетах писали, что можно проводить байды по протоке справа, но, опять-таки забегая вперед скажу, что течение там очень сильное, камней много, удержать судно будет нереально.
Открыть во весь экран, 168 Kb
Открыть во весь экран, 161 Kb
Потом устроили себе обед. В этот момент со стороны Кривого послышались крики, а затем в заводь один за другим вошли 4 катамарана, один из них с мотором. С них слезли шумные крикливые мужики. Наверное, именно этот стереотип отпечатался в сознании иностранцев, которые наблюдают русских в своей стране как туристов. Вот самые колоритные персонажи. Худощавый мужчина в огромном спасе и лыжной шапочке, по-видимому, командир группы, раздающий указания направо и налево. «Да вообще, че мы сюда пошли, да все пороги без просмотра идутся, да то да се». Девочка лет десяти в черной бандане с черепом, тоже шумная, носилась туда-сюда, как ураган, сразу видно, не чайница. Ну и самый угарный перец: существо, именно существо, лежащее на катамаране, издающее звуки, похожие на брачные крики павиана. Нам его рекомендовали как «карельскую белочку» и «человек-труп». Выяснилось, что оно вообще первый раз на воде, немного не рассчитало своих возможностей, а на Кривом вроде как вовсе сошло с ума. По доносящимся обрывкам разговоров с удивлением узнаю, что у них в группе тоже есть Толстый и есть Калашников. В голову приходят безумные мысли о том, что здесь находится петля времени и мы встретили самих себя через 10-15 лет.
С такими размышлениями мы по очереди отчаливаем и переправляемся на другой берег. Для «тайменей» здесь стопроцентный обнос, а сделать это можно только по правому берегу. Высадились, посмотрели, как проходят порог каты. Все пошли в котел, только один слегка забуксовал, но в общем все было ровно. Непонятно, зачем идти на катамаранах на реку то ли второй, то ли третьей категории, чтобы всю дорогу жаловаться, что пороги несерьезные и никакого драйва не почувствовать. А нас ожидал обнос шестой категории сложности: местами заболоченную, где-то заваленную камнями, где-то поросшую деревьями, поднимающуюся вверх и ныряющую вниз тропинку Кирыч окрестил хайвеем. Вещи мы еще худо-бедно пронесли, а почти пустые «таймени» тащили вшестером, просачиваясь между камнями и деревьями.
Открыть во весь экран, 140 Kb
Открыть во весь экран, 148 Kb
Наконец, долгожданный момент настал. Батон встал у дерева со спасконцом, мы с Надюхой – в байде у берега, чтобы в случае чего вылавливать вещи. Но поскольку технически Тахко очень прост: вошел в слив, а дальше само вынесет, все прошло без эксцессов. Дальше начинается спокойный широкий участок длиной около 20 км – Тахколамбина (ламбина – по-карельски плес). По пути встретили ребят на рафте, один мужик – начальник спасательной станции на этом участке – предупредил нас, чтобы мы ночью по порогам не ходили, сказал, что километров через 8 есть две неплохие стоянки. Продолжаем грести, ветер то появляется, то исчезает. Часа через полтора доплыли до похожего места: издалека на левом берегу виден пологий песчаный подъем, у воды стоял катамаран, вверху виднелись палатки. М-да, ночью не стоит ходить не только потому, что порогов не видно, но еще и потому, что стоянку хрен найдешь. Сейчас народу еще не так много, а в августе, говорят, здесь соревнования за хорошие стоянки по всей реке. Мы отошли немного назад, за мыс, там обнаружилась небольшая трехуровневая стоянка. Встали, поели, спать.

Открыть во весь экран, 178 Kb
10.07. Катюха вечером предупредила, что тот, кто ее разбудит, будет больно бит. Все проснулись где-то часам к 2, позавтракали, начали паковаться. Катюшка еще вчера подавала признаки простуды, сегодня ей фигово, накормили арбидолом. Но когда все уже собрали вещи, она сказала, что идти не сможет. Дневка! Ничего больше не оставалось, кроме как делать баню. Сначала хотели перебраться на стоянку побольше, там уже есть готовая баня, но потом решили, что корейские комсомольцы не ходят простыми путями, да и перебираться через залив не хотелось, и начали делать баню с нуля. Мне затея сначала показалась заведомо провальной. На береговом склоне долго выкапывали яму, в берег забивали сваи, клали на них бревна, заваливали камнями, засыпали сверху песком. Работали часов шесть. Для дров завалили сухую сосну, она горела, как спичка. Всего за 4 часа камни раскалились докрасна, в некоторых местах даже пленка плавилась, так что сначала у нас была финская сауна. Потом поддали жару и всем было хорошо. Я лег спать около 7.

11.07. Очень поздний подъем. Продолжаем путь по Тахколамбине. До Ледмозерских порогов остается около 10 км. Оба порога рекомендуются к просмотру и даже страховке. Но поскольку вода была высокая, пошли в основную струю. Первую порог, Верхнюю Ледму, прошли без проблем, только потом мы и «АхтунгЪ» отчерпывались. А вот на Нижней Ледме пришлось проводить спасработы. «АхтунгЪ» пошел прямо в вал, набрал воды, потерял равновесие и перевернулся. Здесь же выяснилось, что страховка с воды в нашем случае более целесообразна, нежели с берега. Вероятность попадания в случае броска с берега низка, а с воды можно еще поймать что-нибудь, если уплывет. Пришлось причаливать и разводить костер, потому что погодка пасмурная и сырая. «АхтунгЪ» отчерпывается уже канами. До порожистого участка осталось по описанию 14 км, по карте 7-8. Алекс говорит, что 14 км скорее всего намерили по жопорезу бухие водники, идущие по синусоиде, а иногда может быть даже разворачивающиеся в обратном направлении. В любом случае впереди нас ожидает порог с многообещающим названием Кильбо. Примерно за 1 км до порога из протоки вырулила резиновая лодка на моторе и стала удаляться от нас. Чуть позже мы их нагнали, они уже рыбачили, состоялся забавный диалог:

– Добрый вечер!
– Добрый!
– Скажите, а сейчас вода высокая?
– Очень! А вы сами откуда?
– Из Москвы.
– Мы тоже.
– !!! Как рыбалка?
– Так себе, мало.
– Ну, удачи!

До порога мы дошли не более чем за полтора часа, поэтому цифра 8 км кажется более близкой к реальности. Сразу о пороге нельзя было сказать ничего определенного. Валы вроде есть, камни то ли есть, то ли нет. Алекс вообще в сумерках ничего не видит, а уже около часа ночи. В этом момент я впервые обратил внимание, что у экипажа «Ахтунга» цвета касок соответствуют цветам эстонского флага. Почему-то вспомнилась история про висящих три дня над городом эстонских десантников.
В порог пошли уповая не везение, и оно не подвело. Вроде даже воды особо не нахлебали. Прошли еще около 1,5 км, увидели описанные в отчете рыбацкие домики. За поворотом слева была стоянка, по закону бутерброда занятая. Мы с Надюхой сходили на разведку, но потом вернулись, течение быстрое. Пришлось вставать рядом с желтым тентом. Потом появился местный, о чем-то с ним потрепались. На всякий случай решили выставлять часовых.

12.07. Очень ранний подъем, часов в 10. Светит солнце! Второй солнечный день! Километра через два нас ожидает порог Омос, который во многих отчетах, написанных, видимо, физиками или химиками, фигурирует под названием Осмос. Расположен он на повороте, начало и конец четко не определяются ввиду высокой воды, прошли без проблем.
А вот следующий порог Нукутт заставил вспомнить навыки спасательных работ. На выходе из порога, когда байда уже набрала воды, Сане показалось, что они вот-вот кильнутся, и он, не долго думая, катапультировался. «АхтунгЪ», получив мощный боковой импульс, тоже не стал долго раздумывать и пошел дальше кверху брюхом. На этот раз спасконец кинули с байды и отбуксировали терпящее бедствие судно в прибрежные заросли. Вообще посадка у экипажа не ахти какая: Илюха просто не помещается, сидит на шпангоуте, у Сани центр тяжести тоже выше ватерлинии. Только Веталь сидит как положено в горбатом спасе и махает половинкой весла, как Баба-Яга помелом, по выражению Катюхи.
После ликвидации последствий оверкиля двинулись дальше, к порогу Железные ворота. Название грозное, однако обязано оно выходящим в этом месте на поверхность железным рудам, которых мы к сожалению не увидели. В описании говорится, что он состоит из 5 ступеней, но мы так и не смогли их сосчитать. Вообще этот день получился, на мой взгляд, несколько смятым. Пороги идут один за одним, описание и карта часто дают противоречащую друг другу информацию, и в какой-то момент начинаешь терять нить путешествия, проходишь пороги на автомате. Порог Вигитус запомнился красивой скалой сложной формы посередине реки метрах в 50 от конца и затоплением «Ахтунга». Затапливало его и на Грядовом и на Ручье. Такими темпами мы добрались до порога Рокк, одного из самых сложных на маршруте. На самом деле ничего сложного там нет, просто он длинный около 500 м. Проход по левой стороне с выходом в центр в две бочки. Саня между этими бочками углядел плиту, и ему удалось в этом всех убедить. Решили обносить оба «тайменя». Когда начали распаковывать байды, пошел сильный дождь. Продолжался он около часа, в течение которого мы, как идиоты перетаскивали в конец порога вещи и байдарки, вместо того, чтобы переждать дождь под тентом, что мы потом и сделали, но дождь постепенно сходит на нет. Кирыч себя чувствует неважно, он еще вчера жаловался, после арбидола ему вроде полегчало, но сейчас то же самое. Видимо, сильно простудился. У меня самочувствие ничего, но чего-то я задолбался за сегодняшний день. Вдоль порога прошелся раз 20, хочется тепла, сухости и горячего чая. Проходить порог совершенно не хочется, а тащить к его началу груженую байду – тем более. Наконец отходим дальше.
Метров через триста вдоль песчаного берега идут несколько стоянок. Там кто-то из местных построил баню и делает свой маленький бизнес на туристах. Неподалеку плавает дядя на лодке, предлагающий широкий ассортимент спиртных напитков: пиво и водку. Через 1 км находится остров Старое Сосно, на обеих протоках есть безымянные несложные пороги. Километра через 2 в Чирку-Кемь впадает Иванов Ручей, в этом же месте находится группа островов Шалсари. Около них мы и встали. Стоянка с воды почти незаметна, мы бы ее наверное и не заметили, если бы не Молодой, у которого на стоянки чутье. Место замечательное: вроде бы небольшое, но все поместились, по всей стоянке лежат огромные валуны, посередине сооружен столик. Сегодня праздник желудка: Илюха жарит с салом и грибами почти всю оставшуюся картошку. Кстати, мобильная связь, исчезнувшая после Тикши и ненадолго возникшая на Ледмозерских порогах, отсутствует.

Открыть во весь экран, 57 Kb
13.07. До финиша нам остается километров 15. Метров через 500 от стоянки находится порог Елисей, затопленный до состояния переката. Еще через километр начинается длинный, больше 500 метров, порог Олений, который также сложности практически не представлял. В каком-то отчете писали, что грохот порога Горшок слышен за 3 км. Не знаю, может быть его шум какой-нибудь особенный и у кого был абсолютный слух, но пороги Елисей, Олений, Лоухи и Горшок следуют друг за другом с интервалом примерно километр. Катюха предположила, что в отчет вкралась досадная опечатка и речь идет о трех метрах, так же как в этом же по-моему отчете говорилось о 150 км спокойной воды перед Вигитусом и Грядовым. В любом случае порог Лоухи никаких сложностей не представлял, а вот Горшок мы решили просмотреть. В те времена, когда по реке сплавляли лес, на нем были сооружены две каменные стенки по обеим сторонам реки. С правой удобно просматривать порог. Все там оказалось достаточно просто. Проход по основной струе сначала правее центра, потом по центру через валы. «АхтунгЪ», конечно, опять набрал воды, но это за ЧП уже не считалось. Меньше чем через 500м находится порог Ялгонь, который на первый взгляд Кирычу чем-то не понравился, но мы легко прошли его по левой стороне. Пороги на этом заканчиваются. До Борового остается около 10 км, и чем ближе мы к нему подплываем, тем более редким становится лес, особенно на левом берегу. Только у нас поселок при лесозаготовке могли назвать Боровой.
Начинаем смотреть стоянки на правом берегу, коих здесь предостаточно, но все чем-то не нравятся. В итоге доплыли до моста и встали сразу за ним. Расслабон если не полный, то во всяком случае основательный. Долго не могли разжечь костер, все сырое, даже бумага не горит. Выручили местные ребята, тусившие неподалеку, показали дерево, которое они называли смолянка. Это оказалась сосна, как-то так засохшая, что в ней осталось огромное количество смолы. Загорается даже от спички. На всякий случай опять решили ночью дежурить, мало ли кто из поселка наведается.

14.07. Утро было солнечным и теплым, не в пример остальным дням. Кирычу совсем хреново, он уже два дня почти не ест. По возвращении его будет ждать основательный курс лечения, потому что даже арбидол не помогает. Молодые, Саня, Алекс и Веталь внесли коррективы в дальнейший график движения: до Юшкозера они не пойдут, потому что там не интересно. Хотят вернуться назад и пройти еще раз участок от Ледмозерских порогов, вроде как там недалеко проходит дорога. Потом отправились на поиски машины, наказав оставшимся в лагере побыстрее собирать вещи. Созвучие названий Борового и Боровичей, в которых мы прошлой весной опоздали на поезд, перепутав время, не дает покоя, поэтому время отправления перепроверено не один раз.
Молодой говорил, что видел вчера на берегу Фольксваген-фургон, как раз то что нам нужно. Каково было наше удивление, когда в одном из дворов мы замечаем этот драндулет. За рулем сидит мужик, вертит в руках магнитолу. Когда мы ему начинаем излагать нашу просьбу, он как-то невпопад кивает. Дороги до Ледмозера он не знает, о существовании такого города тоже не догадывается. Видимо, после пятницы любую информацию он воспринимает с трудом. Потом появляется его жена, которая быстро вникла в суть дела, стала ему объяснять где это находится, он, естественно, ничего не помнит. Видя, что сегодня от мужа она ничего не добьется, она сказала, что сама нас довезет, мировая тетка. Мы пока отправились в магазин и на почту, надеясь связаться с домашними после недельного перерыва. Местная почта приятно удивила. В Москве стараешься по возможности обходить стороной сие заведение, поскольку ее работники напрочь лишены представлений о культуре вообще и культуре общения с людьми в частности. Здесь ситуация совершенно другая: никаких чаепитий и разговоров на повышенных тонах. На стенке даже висел небольшой плакат, на котором был написан девиз почты при обслуживании разных людей, вроде: «Нетерпеливых – терпеливо, застенчивых – заботливо, грубых – тактично» и т.д. Но дозвониться нам никуда не удалось, потому что началась гроза и связь повисла.
Дождь кончился так же внезапно, как и начался. Тетя на Фольксвагене довезла нас до лагеря, где мы обнаружили не разобранный «АхтунгЪ», раскиданные вещи и т.д. Хорошо хоть с «Ахтунга» сняли шкуру и похоронили ее с воинскими почестями, это был ее последний поход. В ураганном темпе собрались, попрощались с теми, кто идет дальше и через полчаса ехали по направлению к вокзалу. Еще через час машинка подъехала еще раз и оттуда вылезли наши путешественники. Оказалось, что дорогу до Ледмозера размыло и они поедут с нами на поезде. Тетка тем временем взяла инициативу в свои руки и группы подвозит одну за одной. Среди них оказались и наши знакомые на катамаранах с карельской белочкой. Белочку зовут Беня, он теперь самостоятельно передвигается и вполне вменяем.
Подходит поезд: один плацкартный вагон и шесть лесовозных платформ. Около путей стоит человек 70, билеты, по-моему, только у нас. Проводница к такой картине наверное уже привыкла; открыв дверь, она скомандовала: «У кого нет билетов – вещи на платформу». До Ледмозера поезд ехал нагруженный, как метро в час пик. Молодой уже познакомился с инструктором одной из групп, он дал ему телефон парня с машиной, который их добросит до реки. А нам предстоит ждать еще 2,5 часа – именно столько здесь стоит поезд, вернее одинокий вагон, от которого отцепили платформы. Светит солнце, как нам уезжать, так погода налаживается.

15.07. Петрозаводск. Город солнца. Город с какой-то положительной энергетикой и очарованием. Мы еще раньше решили, если будет возможность, съездить в Кижи, потому что времени в запасе около 9 часов. На вокзале выяснилось, что билет туда и обратно стоит 1000 р. Но посовещавшись мы решили, что это того стоит, неизвестно, когда еще такая возможность будет. Вика и Катюшка ехать не захотели, но их тоже понять можно, устали они. Все-таки для новичков поход был более чем насыщенный.
Кижи – это ожившая сказка. Жемчужина острова – это Преображенский собор. Другие постройки были перевезены в ХХ веке из разных частей Карелии, преимущественно из Медвежьегорского района. В детстве я много слышал об острове на севере, где дома и храмы построены без единого гвоздя, это казалось чем-то самим собой разумеющимся. Но увидев воочию, думаешь, это же невозможно. А еще поразили старые лодки размером с три «таймени», тяжелые как танк. Однако в былые времена любая девушка свободно управлялась с подобной посудиной. Да, были люди в наше время…
Открыть во весь экран, 90 Kb Открыть во весь экран, 153 Kb Открыть во весь экран, 109 Kb
В Петрозаводске быстро заскочили в магазинчик за непременными атрибутами похода в Карелию: бальзамом и настойками.
В этом походе Карелия показала нам, какой она бывает в дождливую погоду. Я думаю, испытание мы в целом выдержали, в конечном счете все очень довольны. А если учесть, что команда у нас была большая, все с разными привычками, то мы вообще молодцы.
Не первый раз уже замечаю, что разговоры на тему «куда поедем в следующий раз» начинаются уже по пути туда и возобновляются с новой силой по дороге обратно. Это значит – дорога продолжается. До новых встреч!


Паша Калашников

Hosted by uCoz