Киржач. Открытие водного сезона 2005.
(21 – 22 мая).
Вот и настало время достать из шкафа запылившуюся зимой байдарку –
она хорошо отдохнула. Теперь пора к новым приключениям, пора открывать для себя неизведанные
озёрные дали, пора окунуться в атмосферу сверкающей на солнце ряби на реке, а может, и в
шуршание дождя… Вода звала, манила, притягивала… Выбор пал на реку Киржач. Почему? Да какая
разница! Главное – есть цель, и мы эту цель осуществили! А теперь всё по порядку.
Экипаж из трёх человек: Вадим, Кирилл, Саня, подхватив тяжёлые рюкзаки,
выдвинулся в сторону Орехово-Зуево. Маршрут начинался от платформы Илейкино Большого кольца
Окружной железной дороги. По расписанию всё было подогнано впритык: только одна электричка
приходит в Орехово-Зуево, как через пять минут отправляется другая в сторону города Киржач.
По приближении, как обычно, волнение. Пересадка на Кольцо: обходим с огромными рюкзаками
толпу народа, вывалившую из приехавшей электрички, поднимаемся на мост, а она уже едет.
Здесь ходит Эр2, та самая, с круглой мордой и деревянными скамейками в вагоне, кстати,
оказавшимся почти пустым. Открыв несколько окон, мы высунули в них головы, чтоб вдохнуть
свежий вечерний воздух. Проехали по мосту через Клязьму – несколькими километрами ниже нам
в неё завтра вливаться. А пока мимо мелькали леса, редкие деревни и платформы, мысленно
представляли себе реку, по которой нам плыть. Какая она, на что похожа? Течёт ли среди
сплошных лесов, или наоборот, петляет в крутых берегах среди полей и лугов, лишь изредка
заворачивая в лесок? По карте я обнаружил мост, никуда не ведущий, после остановки Ветчи,
– наверняка, это остатки узкоколейки. Так и есть, но карта соврала – он раньше: между о.п.
173 км и пл. Ветчи, да к тому же, осталась только высокая насыпь.
|
Время пролетело очень быстро, и вот мы уже вышли на улицу вместе с
несколькими местными. Проводив, как обычно, электричку взглядом, поплелись в сторону реки
мимо маленькой церквушки через деревеньку. По карте это около полутора километров. Вот тут
и началось! Комары!!! Пока мы на них почти не обращали внимания – их было не так много, и
отмахивались, заявляя, что после Мещёрской школы нам всё ни по чём. Если бы мы знали, что
будет дальше… Выйдя за последний дом, спустились по дорожке вниз, но вместо реки пока
получили только большой луг. Метров через триста показалась и сама речка. А вот и точка
старта – небольшой брод. Река неширокая, довольно быстрая, мелкая, есть водоросли, вода
по весне ещё мутная. Расположившись на берегу, принялись готовить ужин и собирать байду,
чтоб завтра на это не тратить времени, ведь за один день предстоит проплыть 46 км, и это
после зимней «спячки»! Закончили уже в темноте. Комаров с каждым часом становилось больше
и больше, будто они слетались со всего мира, чтобы полакомиться нашей кровью. Но нас ведь
на всех не хватит, да и не дадим мы себя в обиду…
На утро проснулись не очень рано, хотелось спать, потому что всю
ночь по Кольцевой ходили грузовые поезда с интервалом чуть ли не 10 минут и гудели,
прерывая наш сон. Пока готовился завтрак, я пошёл бродить по лугу поглазеть на весенние
цветы: одуванчики, анютины глазки, яснотку – когда ещё придётся запечатлеть их на фото.
Параллельно подбирал дрова для костра. Карта сулила нам на ближайшие пять-семь километров
сплошные виражи, а погода тем временем была прозрачно-пасмурной. Это когда Солнце скрыто
тонкой пеленой высоких облаков, но не спрятано из виду. После небольших раздумий и укладки
вещей отвыкшие руки сделали первые гребки. Сначала было тяжеловато, но вскоре привыкли.
Ориентиром был задан мост на дороге между Финеево и Никифорово, по описанию там где-то
должна быть плотина. Предположили, что это она и есть.
Река и вправду часто делала повороты среди крутых и высоких берегов,
местами даже очень высоких. Много песчаных обрывов и отмелей, на низко висящих над водой
ветках деревьев следы половодья – сухая трава, водоросли, мелкий мусор. Лес меняется: то
лиственный, то хвойный, местами смешанный. А главное – тишина, наконец-то после шумной
Москвы голова отдыхает, слушаешь журчание воды и пение птиц. Даже железная дорога затихла,
несмотря на то, что шла параллельно реке. Подплыв к мосту, обнаружили, что плотины здесь
никакой нет, сначала даже обрадовались. Мост представляет собой металлическое армейское
сооружение. «По этому мосту танки можно перегонять», – уверенно сказал Кирилл, облазав
его со всех сторон. С моста открылся замечательный вид на окрестные луга и речку. Всё
кругом было ещё таким свежим и зелёным!
|
Через пятнадцать минут пришёл конец нашей радости – разрушенная
плотина предстала во всей своей безобразности! Подплывая, сперва услышали шум впереди,
а приблизившись, увидели обрывающуюся гладь реки. «Перепадик не маленький!» Ничего не
поделаешь – обносим. Данный процесс был нами назван «киржачским волоком», потому что
после подъёма на крутой берег лодку мы спускали волоком по песку. Что касается плотины,
то ходить в неё не стоит – арматура, да и только! Ничего, с этим испытанием мы справились
быстро. По описанию ещё один обнос предстоял почти в конце пути в посёлке Городищи. А
пока ещё далеко, наслаждаемся разгулявшейся погодой.
Церковь в Ильинском не видно, потому что она спрятана от глаз
водника, да и не только водника, густым сосновым лесом. Над рекой в этом месте висит
пешеходный мостик. Меня с самого утра беспокоил один вопрос: на карте где-то здесь
обозначена развилка реки на два рукава, которые вновь соединятся лишь через несколько
километров – как бы нам туда случайно не уплыть и не заблудиться! Старались идти влево,
если виделся какой-нибудь затон справа. Хотя на самом деле, ничего реально похожего на
развилку так и не встретили. Для уверенности даже спросили у местных, как называется
деревня, к которой мы выплыли. Получив ответ (Старое Сельцо), поняли,
что не промахнулись.
Далее предстоял лесной участок без деревень на берегах. Мы
приготовились играть в слалом с топляками, но таковых не оказалось. Возможно, воды
было ещё много, и она скрывала весь мусор, лежащий на дне. Что касается мусора, лежащего
не на дне, то с ним нам ещё предстоит встретиться! Часто попадались песчаные отмели,
похожие на пляжики, с каждой минутой всё усиливая желание открыть сегодня не только
плавательный сезон, но и купальный. На ощупь вода была не такой уж и холодной. На
очередном таком мысе мы решились-таки остановиться. Кирилл заметил на песке следы
волока небольшого плавсредства, интересно, что это было. Они даже «оставили» нам
совершенно новый мешок на 120 литров, чтобы вещи складывать. На берегу цвела черёмуха,
окуная в свой аромат всю поляну около реки. Солнце то пекло, то пряталось за небольшое
облако. Инициатором идеи с купанием оказался я. Саня и Кирилл поначалу отказались.
Долго я думал: только зайду немного в воду, солнце прячется, выйду – снова выплывает.
В конце-концов, мне это надоело, и я всё-таки искупался! Бодрит! Следом за мной,
сначала неохотно, а потом раззадорившись, в воду попрыгали и Кирыч с Саней. Когда
вылезаешь из холодной воды на берег полный комаров тебя поджидающих, они около минуты
не пристают – просто не видят холодное тело, но потом… Этим мы и воспользовались:
быстро окунулись, оделись, попрыгали в байдарку и отчалили, чтоб эти твари не успели
к нам прилипнуть!
|
Минут через пятнадцать из-за поворота, над крутым берегом
показалась колокольня церкви, сверху поросшая деревьями. На карте она, разумеется,
не обозначена. За следующим поворотом нас ожидал ещё один сюрприз – на песке притаилась
группа не на чём-то там, а на ПСНах (поясняю для незнающих: Плот Спасательный Надувной),
с музыкой и таким количеством бутылок на борту, что не долго и за борт… «Долго они будут
на них тащиться!» Олицетворяя быстроходный крейсер, проносимся мимо них и скрываемся за
следующим поворотом. Ещё минут через 20 наткнулись на третью за сегодня группу на берегу.
Здесь было много детей, и они уже явно собирались уезжать. Мы решили, что всё это
коммерческие сплавы. «Модная, однако, речка – Киржач!»
Был ещё один момент, который меня настораживал. Карта сулила
нам сильное сужение реки и после этого повышенную её вертлявость. Снова обманула!
Ничего похожего так и не обнаружилось. В очередной раз остановились на отдых, и жаркое
солнце опять заманило нас в воду. Но только после того, как был сооружён противотанковый
«ёж» из вёсел. На песке можно было валяться бесконечно. Настоящая весна! Как же нам
повезло с погодой, даже не верилось!
После расслабления нам была приготовлена работа в виде прорубания
хода на реке после падения в неё высокой берёзы. Пройти было негде. Вот тут-то мы и
ощутили, что такое киржачские комары! Пока я стоял на дереве и рубил верхние ветки,
они облепили нас таким количеством, что мы просто не успевали отмахиваться и становились
с каждой минутой всё злее и злее. По окончании работ наши спины можно было сравнить
разве что с упаковочным материалом из полиэтилена с пупырышками, которые некоторые
так любят щёлкать. Но и это ещё не предел…
|
Следующая достопримечательность – это мост бывшей узкоколейки.
Я ожидал увидеть что-то небольшое, наподобие уже разрушенного в Спас-Клепиках. А тут
такое капитальное бетонное сооружение высотой метров пять над водой! Отмахиваясь от
назойливейших комаров, мы выбрались наверх. Насыпь и мост теперь используются, как
автомобильная просёлочная дорога. От железнодорожного полотна ничего не осталось.
Почти… Кое-где из земли выглядывали ржавые костыли. А ещё, если присмотреться, то
заметно, что между колеями от машин трава растёт полосками, точно повторяющими шпалы.
Объясняется это очень просто: в гнилых шпалах муравьи построили себе муравейники, и
травы на них меньше, чем между. Пройдя по насыпи, я удивлялся, как старательно всё
это строилось. Ведь когда-то здесь было ровное поле. А теперь оно, как Китайской
стеной, перерезано поперёк этой насыпью, на которой уже выросли большие деревья.
Сколько же надо было грунта сюда навозить, чтобы построить такую дорогу?!! На самом
же мосту также заметно, где были шпалы – остались длинные болты, крепившие их к
бетонному перекрытию, а также тот бетон, который был залит между ними. Опоры в два
раза шире, чем перекрытие, будто бы изначально проектировались на два пути. Взяв на
память по костылю, мы продолжили свой путь к финишу. На запланированный обед в виде
жареных сосисок времени уже не оставалось. «Поедим лучше, когда приплывём».
|
Совсем скоро нас поджидал большой мусоросборник, образовавшийся
из обрушившегося подвесного моста. Троса работали теперь как антенна, улавливающая
всякую крупную гадость, которая плывёт по реке. И наловили – любой телевизор позавидует!
Обносить надо, а бережок обрывистый, метра два высотой. Самое главное, что по этим
остаткам, накидав сверху досок, люди ходят! Мост продолжает выполнять свою функцию…
Байду поднимали почти как подъёмным краном. А потом опускали также. Попутно на берегу
нашлись бумажки с распечатками военной карты масштаба 1:100000.
Стало понятно, что мы приближаемся к большим населённым пунктам
– появились бетонные укрепления на берегах, здесь дом отдыха где-то. Не доплыв до моста
Владимирской трассы, решили ещё разок искупаться, пока речка относительно чистая, к тому
же опять удачно подвернулся песчаный пляжик. Кирилл с Саней нашли на нём костровище с
металлической сеткой, чтоб кастрюлю ставить. Удобно, но каждый раз с собой сетку не
натаскаешься. Мост Владимирской трассы двойной, образовался в результате её
расширения.
|
После моста стал ощущаться подпор плотины – река постепенно
останавливалась и расширялась, подтапливая берега. За поворотом после двух ЛЭП
послышался громкий шум. Она! Не зная, что там, мы заплыли в затон слева, причалили,
и, облаянные собачонкой, мы с Кириллом пошли осматривать это препятствие. Сооружение
впечатляло. Перепад высот порядка двух - трёх метров. Заметили, что нужно было
причаливать к правому берегу почти у самой плотины – там есть тропинка, удобная для
обноса. Вернувшись, так и сделали. Пока тащили, видели, как местные ребята прыгают с
опоры в воду. За плотиной какие-то трубы над водой. Оставалось плыть около полутора
километров.
Влились в Клязьму – речку с ещё более мутной водой, а там и
мост железнодорожный показался. Потеснив рыбачку в ярко-красных штанах, мы принялись
вытаскивать вещи и разбирать лодку, еле успевая отмахиваться от комаров. Стоять без
движения было невозможно, поэтому все сборы проходили в виде брожения с пакуемыми
сумками и пакетами вокруг вещей. Прошла в сторону Москвы электричка, дав нам понять,
что последняя не за горами. Но мы и так спешили, как могли, не желая терпеть атаку
кровососущих насекомых! До станции Усад по тропинке вдоль ж/д полотна метров 600.
Магазинов поблизости нет, есть только в посёлке, но далеко, а электричка (причём,
последняя) через семь минут. Народ суетится на платформе, обмахиваясь берёзовыми
веточками.
Сели в электричку и подумали, что отвязались от них… Нет!
Перед Орехово-Зуево в вагоне неожиданно погас свет, когда мы остановились на перегоне.
Выглянув в окно, я обнаружил, что света нет во всём поезде. Вот тут они нас и нагнали
– полезли в окна, в не закрывающуюся дверь. Пришлось бежать в другой вагон, где
пассажиры уже предприняли все меры по недопусканию попадания насекомых внутрь вагона,
а всех влетевших перебили. Спокойней стало, лишь когда разогнались и уехали отсюда
подальше.
В общем, река неплохая, удобная для заброски и выброски,
очень живописная, спокойная (не в смысле течения). Недостаток – большое количество
обносов и всякого рода мусора. Ну и, конечно же, главный недостаток – это тучи
комаров, спасает от которых только большая скорость. За один день получилось
довольно напряжно как со временем, так и с силами, особенно, после зимы. Лучше
туда идти на оба выходных, тогда можно стартовать и от города Киржач. А вообще,
мне в целом понравилось, друзьям, думаю, тоже. Рекомендую.
09.12.2005. Тарелкин Вадим.
|