ZunderCom - Водный поход по Волге

с посещением Старицких пещер

19 - 21 июня 2004г.

Смотри также:
В тот год маршрут с пересадкой на дизельный поезд в Шаховской стал для некоторых из нас уже почти традицией. Ведь в тех краях мы были уже дважды – оба раза с целью разведки на берегу речки Дёржа известняковых скал, пригодных для альпинистских тренировок. Однако каждый раз, проходя мимо реки, возникало желание пойти и в водный поход. Наконец, с наступлением лета было решено организовать сплав выходного дня по верхней Волге: от Зубцова до Старицы, знаменитой своими пещерами. Опыта «общения» с подземельями у нас тогда ещё не было никакого, но всё-таки заинтересовали рассказы некоторых водников.
Желающих поддержать мою идею оказалось не слишком много – Саня, Настя и Таня. Но поздним вечером перед отъездом остались только трое. Таня по непонятной причине отказалась. Нам сначала даже показалось, что время для похода мы выбрали не самое удачное – утром в Москве поливал дождик. Но уже в Волоколамске погода наладилась, и, забегая вперёд, скажу, что за всё время похода дождя так и не было.
Пока ехали в неторопливом дизеле, слушали рассказы пьяного дядьки из Зубцова. Даже в гости на чаёк к себе звал. Поведал нам о том, что неподалёку от Зубцова в 1941 году полегли наши 236 и 238 дивизии. Теперь мне стало понятно, почему на берегу Дёржи можно найти много следов войны.
Место для старта было выбрано на речке Вазуза у железнодорожного моста. От станции до воды пешком около километра по шпалам. Кстати, спустя примерно год, за этим мостом опрокинулись несколько железнодорожных цистерн с мазутом, загадив воду в Волге. Но не будем отвлекаться от нашего путешествия. Найдя приличную площадку на берегу, мы быстренько собрали нашу Таймень и водрузили ей на нос свеженарисованный флаг «Zünder Commander». Вазуза – достаточно мелкая речка с быстрым течением. По берегам расположены постройки города Зубцова, многие из которых одноэтажные деревянные домики, прячущиеся за деревьями. Продукты из дома мы не брали, поэтому вынуждены были причалить у второго автомобильного моста, чтобы сходить в магазин (расположен слева недалеко от памятника Ленину).
А дальше Зубцов закончился, а вместе с ним и Вазуза. Мы тихо влились в ещё «молодую», но уже могучую Волгу. Слева от устья Вазузы через неё перекинут высокий подвесной пешеходный мост. Впереди у нас оказался только гладкий простор Волги-матушки, переливающийся в лучах солнца. Теперь мы плыли параллельно автомобильной дороге, по которой шли весенней ночью в поисках скал. Только сейчас путь до Михальков показался гораздо короче. Это и понятно, ведь двигаться вперёд нам помогало течение. А какая кругом была красота! Июнь – самый разгар цветения луговых трав. Воздух был наполнен их ароматами и голосами птиц! Только подумать: всего в двухстах километрах на восток, в столице, пасмурно и идёт дождь. А у нас настоящее лето!
Совсем скоро мы уже были около устья неугомонной Дёржи, заплыв туда против течения. Почему неугомонной, да, наверное, потому, что вода её находит успокоение только тогда, когда вливается в могучую Волгу. А до этого бежит и журчит на разбросанных в русле камнях, никак не желая смиряться с тем, что она зажата между отвесными каменными стенами.
Далее по берегам постоянно встречались отдыхающие на машинах. Казалось бы, и дорог здесь немного, кругом одни леса, а находят люди лазейки, чтоб подъехать поближе к воде. Помимо машин на высоких берегах изредка возникали небольшие деревеньки, прекрасно вписывающиеся в ландшафт. Вода в реке быстрая, иногда играющая на подводных камнях. Но препятствий для движения нет.
Очень мне запомнилось одно местечко. Находится оно рядом устьем притока Иружи. Волга здесь образует маленький островок: справа вода течёт быстро, но спокойно, зато слева поток устремляется меду наваленных камней, образуя стоячие волны.
Плавание первого дня закончилось почти в темноте где-то напротив деревни Боровая. А ведь немало мы смогли пройти за этот погожий денёк. Вечером устроили маленький салют в честь нашего прибытия сюда, распугав, наверное, у рыбаков всю рыбу. Утром следующего дня произошла маленькая неприятность – не успели мы отплыть от берега, как наскочили на остренький камешек. Но дырочка оказалась слишком маленькой, чтобы причаливать. Заткнув её пяткой, мы продолжали плыть дальше. Остановились лишь тогда, когда берега заметно повысились, создавая впечатление, что мы плывём среди гор. Не зря эти места называют «Верхневолжскими Жигулями»! Но наши надежды найти здесь выходы пластов известняка, похожих на скалы, снова не оправдались. Что ж, наверное, за этим нужно ехать в другое место, а здесь и без того красиво! С этими мыслями, мы попрыгали в бодрящую воду, чтобы искупаться, пока сохнет клей на заплатке.
Высокие берега тянутся до самой Старицы, а Волга, немного попетляв среди них, выпрямляется и становится похожей на ровный канал, прорытый в глубоком каньоне. Окружающие виды очень впечатляют! Но пора было искать знаменитые Старицкие пещеры. Где они, как выглядят? Мне вход представлялся высокой аркой в известковой скале. Но вокруг не было ничего, даже отдалённо напоминающего моё предположение. Ясность внесли рыбаки, стоявшие на левом берегу. В этом месте лес отступил и склон оголился. Хорошо, что они нам попались. Рядом с их мотоциклом начиналась сильно натоптанная тропинка наверх. «Только осторожнее, там, бывает, люди теряются», – пробормотал нам вслед один из них. «Да, неужто эти пещеры настолько велики, чтобы там потеряться…» Наверху, около могучей раздвоенной сосны в крутом склоне зияла дыра, похожая на чью-то нору. «Это и есть знаменитая Старицкая пещера?!!», – усмехнулся я. Но то было только входом. Без всякой опаски я влез внутрь, а за мной и мои друзья. Вот тут мы и поняли, как ошибались, думая, что пещера маленькая. Через несколько метров коридор стал такой высоты, что в нём свободно можно было стоять во весь рост, а ходы разбегались во все стороны. «Да, пора нам за верёвкой идти, а то мы отсюда никогда не выйдем». Сейчас, спустя более двух лет и имея достаточно большой опыт хождения по подземельям, те первые шаги кажутся такими нелепыми. «Чайники», – единственное слово, которое возникает в голове.
Итак, сбегав вниз за верёвкой, мы вновь продолжаем наше исследование этой пещеры (через несколько месяцев мы узнали, что это знаменитая Дохлобарсучья – одна из самых протяжённых пещер в Старицком районе). Следом за большим камнем, стоящим поперёк хода, начался коридор, до потолка которого уже едва можно было дотянуться рукой. Примерно через 100 метров мы упёрлись в монолитную стену, в обе стороны от которой отходили коридоры, а на полу было разбросано множество больших плит. Свернули налево, наверное, правильно сделали. Пройдя ещё около 20 метров, мы вышли в зал, где на стенах было множество надписей, а к потолку подвешена люстра-подсвечник. (Это грот Лена). Нам показалось, что здесь пещера заканчивается, и мы с гордостью, что прошли её до конца, развернулись в обратном направлении. Уходя, в одном из боковых коридоров заметили рекламный щит Blend-a-med. Интересно, как его сюда затащили, ведь он шире, чем вход?
Так прошло наше первое знакомство со тьмой, абсолютной, всеобъемлющей, засасывающей, как трясина. А для меня эта пещера стала самой привлекательной. Поэтому, если возникает возможность в неё вернуться, я с радостью туда еду.
Искупавшись ещё разок на каменистом пляжике, мы не торопясь приплыли в город. Место это очень необычно. Дома на левом берегу стоят вперемешку с зелёными холмиками, похожими на горбы верблюда. Наверное, здесь добывали камень открытым способом. За поворотом показался красивый арочный мост, а на берегах множество церковных куполов. Причалили мы на каменистой отмели рядом со Старицким монастырём. Погода уже второй день радовала нас ярким солнцем, поэтому совершенно не хотелось никуда спешить.
Но скоро пришлось отсюда уйти, иначе мы рисковали остаться в Старице на ночёвку. От реки до автостанции дошли довольно быстро, но подниматься с байдаркой за спиной было нелегко. Билетов на автобус до Твери не было, а автобусы на железнодорожную станцию уже не ходили. Ситуацию спас подъехавший автобус до Ржева, на котором мы и покинули Старицу. В Ржеве вязли билеты на Московский поезд и оставшееся до полуночи время посвятили осмотру города.
Во время написания этого рассказика у меня даже возникло желание повторить поход ещё раз, скорей бы лето! Рекомендую этот маршрут всем любителям тихой воды и живописных берегов!

17.01.2007
Тарелкин Вадим.

Кадры из видео
Открыть во весь экран, 81 Kb Открыть во весь экран, 96 Kb Открыть во весь экран, 69 Kb Открыть во весь экран, 57 Kb
Открыть во весь экран, 71 Kb Открыть во весь экран, 116 Kb Открыть во весь экран, 54 Kb Открыть во весь экран, 111 Kb