ZunderCom - Обкатка катамаранов на обмелевшей Мсте


Обкатка катамаранов на обмелевшей Мсте,

или поход в поисках порогов

17 – 18 мая 2008 года

Перед предстоящим летним походом в Северное Прибайкалье по реке Светлой необходима была проверка и обкатка новых плавсредств на уже известной и очень популярной среди туристов-водников реке Мсте. Изначально планировалось идти на Полометь на майские праздники. Но у природы в этом году были свои планы, никак не согласующиеся с нашими. Зима оказалась малоснежной, а весна наступила настолько рано, что в конце марта уже вскрылось большинство сплавных паводковых рек. И в электричках можно было видеть лыжников и водников, с непониманием оглядывающих друг друга. В связи с такими раскладами к майским паводок закончился, реки вошли в берега, и Полометь превратилась в мирно журчащий ручеёк, пробивающийся среди хаотично разбросанных в русле камней. Вот и пришлось вспомнить про Мсту, которая даже летом вполне проходима для надувных судов.
Открыть во весь экран, 92 Kb Открыть во весь экран, 83 Kb Открыть во весь экран, 140 Kb Открыть во весь экран, 225 Kb
16 мая, когда мы отправлялись в поход, в Москву почти пришло лето: всё кругом позеленело и успело отцвести, а температура воздуха днём доходила иногда до 25 градусов. Приехав на место стапеля – лес за посёлком Жадины – можно было видеть, как запаздывает весна на 500 км севернее от столицы. Листва на деревьях и кустарниках недавно распустилась и была ещё совсем молоденькой, а Черёмуха и все плодовые деревья только начинали зацветать.
Место для стапеля подвернулось очень хорошее – большая поляна в сосновом лесу в 100 метрах от пока ещё спокойной Мсты. После завтрака мы отправились на поиски материала для рам катамаранов. Требовалось много сухих и ровных слег. К сожалению, в этом лесу почти весь сушняк собран туристами во время майских праздников. Зато лес по другую сторону от шоссе оказался совершенно не посещаемым.
Открыть во весь экран, 208 Kb Открыть во весь экран, 171 Kb Открыть во весь экран, 108 Kb Открыть во весь экран, 164 Kb
Следует отметить, что очень хорошо себя проявила карманная цепная пила, как удобная и надёжная вещь. Соединение слег между собой мы производили при помощи резиновых жгутов, нарезанных из старых автомобильных камер, найденных на поляне. Такой способ хорошо зарекомендовал себя в одном из походов Коляна и Игоря в Карелию несколько лет назад. Каркас при этом остаётся прочным и одновременно упругим.
Скоро приехали ещё двое наших друзей: Володя и Игорь, добиравшиеся до Боровичей на машине. Во время сборки их байдарки щуки произошло непоправимое – лопнул полиэтиленовый баллон, причём так, что стал совершенно неремонтопригодным. Так наши друзья из водников переквалифицировались в пеших туристов, скинув нам на катамаран самые тяжёлые вещи. Таким образом, окончательный состав оказался следующим: экипаж «Патриота» – Вадим, Кирилл, Лена, Надя, Игорь; экипаж двойки – Колян, Виталик и НикАлекс; экипаж щуки-2 – Батон и Ася; бывший экипаж ещё одной щуки-2 – Володя и Игорь – топали пешком по шоссе.
До Жадин река спокойная и тихая. Дальше начинаются мелкие шиверы и перекаты, которые в паводок скрыты под водой. Для каркасных байдарок они представляли бы трудность, катамараны же шли, даже не цепляя.
Открыть во весь экран, 214 Kb Открыть во весь экран, 182 Kb Открыть во весь экран, 176 Kb Открыть во весь экран, 87 Kb
После полудня солнце набрало максимальную силу – можно было загорать. Мы не спешили, ведь план на первый день был невелик – всего-то дойти до Понеретки. На этот раз хотя бы удалось как следует рассмотреть село Опеченский Посад – бывшую Лоцманскую Слободу. Сейчас там ещё сохранились остатки каменной набережной Петровских времён, когда по Мстинским порогам проходили барки с грузом. В наши дни всё это безвозвратно разрушается. Даже в самом селе очень многие дома вызывают грусть, так как просто пустуют. Обидно видеть, как российская глубинка постепенно вымирает. Быть может, это когда-нибудь прекратится...
Основные пороги Горной Мсты начинаются после автомобильного моста, соединяющего Опеченский Посад с Опеченским Рядком. Среди туристов-водников ходят лишь основные названия этих порогов: Малый, Большой, Лестница и Ёгла, но оказывается, все они ещё делятся на более мелкие, которые также имеют свои названия. Хотя, если честно, суть от этого меняется мало.
Малый порог при такой воде оказался просто мощным и длинным перекатом. Мы замерли в ожидании Большого порога, на котором во время майских праздников устраиваются соревнования. Для катамарана он также оказался слишком простым. Если на байдарках мы старались обходить самые «злые» места, то теперь, наоборот, пытались идти во все попадающиеся валы и бочки. Даже сунулись в знаменитую «Бооольшую бочку», от которой также осталось одно название. Впередисидящих даже не забрызгало! Но удовольствие от прохождения мы всё же получили, потому что легко могли наслаждаться красотами этого каньонного участка Мсты, а не только следить за водой. Непривычно было видеть эту реку в зелени, ведь оба предыдущих раза нам доводилось здесь бывать, когда деревья стоят без листьев.
Открыть во весь экран, 115 Kb Открыть во весь экран, 101 Kb Открыть во весь экран, 155 Kb Открыть во весь экран, 113 Kb
Сразу за порогом справа есть очень удобная плоская стоянка, на которой было решено завершить плавание первого дня. Там всё есть: столик, скамейки, даже дрова остались после майских. Однако, мы с Коляном все-таки совершили на щуке вылазку к Понеретке, чтобы посмотреть, в каком состоянии находится известная нам стоянка. Удивило другое – воды в подземной речке было совсем мало – она еле струилась по пластам известняка. А это означало, что в пещере нет привходового сорокаметрового сифона, и можно сделать попытку проникнуть внутрь. Но из-за усталости решили это отложить на утро следующего дня и вернулись в лагерь, перейдя Мсту практически вброд, потому что выгрести против такого течения было невозможно.
Остаток дня все посвятили отдыху после рабочей недели и почти бессонной ночи в поезде вкупе с ранним стапелем. Наши вечерние посиделки у костра освещал почти круглый белый фонарь луны. За ночь погода поменялась – небо заволокло облаками, и утром прошёл дождик.
В полдень выйти удалось почти в назначенное время. Здесь мы распрощались с нашими друзьями – пешими водниками и направились к Понеретке. Правда, одного из них Батон с Асей немного прокатили на щуке. Мы же причалили к освободившемуся от воды берегу за водопадом Понеретки и отправились на экскурсию. Что касается меня и Коляна, то в наши планы входило ещё и исследование самой пещеры, так как у нас двоих были гидрокостюмы, а также водозащитный фонарь и фотоаппарат с подводным боксом.
Примерно через 7 метров оба входа соединяются в одну галерею, где пока ещё довольно мелко. А дальше начинается место, где обычно находится сифон. Сейчас вместо сифона воздушный просвет сантиметров в 15 – 20 между потолком и водой, свободно преодолимый без какого-либо дополнительного снаряжения. Единственное препятствие – это низкая температура воды, ощущающаяся даже в гидрокостюме, так как всё тело находится в воде. В общей сложности мы проползли примерно 30 метров – это около половины расстояния до сухого хода. Дальше не пошли, потому что не было у нас изначально такой цели, да и время поджимало. Ведь зная азарт и тягу к исследованию, можно предположить, что окажись мы в сухом коридоре, не остановились бы на достигнутом, а пошли бы дальше, забыв про время.
Открыть во весь экран, 233 Kb Открыть во весь экран, 151 Kb Открыть во весь экран, 158 Kb Открыть во весь экран, 165 Kb
Следующим местом остановки стал порог Лестница. Обычно это один из самых мощных порогов на Мсте. В паводок бочка на нём достигает двух метров. Идти решили без остановки, с ходу... И не заметили... Бочка выродилась в небольшой пенный валик, над которым наш «Патриот» проехал, как танк над окопом. Даже как-то грустно стало... Остановились за порогом, чтобы покататься.
С недавнего времени здесь существует кемпинг «У порога Бели» (так по-другому называется Лестница). Дело в том, что организация «Горная Мста» взяла в аренду земельный участок вдоль порога площадью 3000 м2 и устраивает коммерческие сплавы по реке, а также предлагает отдых в кемпинге за небольшие деньги (по сравнению с другими). Нам за полтинник разрешили воспользоваться заготовленными дровами и расположиться на обед в оборудованном месте под навесом. Даже музыка была!
Открыть во весь экран, 180 Kb Открыть во весь экран, 148 Kb Открыть во весь экран, 116 Kb Открыть во весь экран, 143 Kb
Пока же готовился обед, все успели немного покататься по порогу на катамаране-двойке вшестером и вдвоём на щуке. Как-то совсем по-детски выглядел этот некогда грозный порог даже для байдарки. В связи с этим, после обеда возникла идея пройти его самосплавом со страховкой на щуке. На это отважились только Колян и я, опять же, из-за наличия гидрокостюмов. Когда в быстротоке перед порогом мы зашли по пояс, стало невозможным держаться на ногах – оставалось только плыть. Глубина на срыве струи с плиты около 50 см, так что пришлось изогнуться в обратную сторону, чтобы не зацепить пятой точкой за камни. Съехали, как с ледяной горки и остановились в пенной бочке. Течения в ней не было, поэтому стало возможным выпрямиться в полный рост и свободно перемещаться поперёк струи. А вот обратно залезть оказалось не так-то просто, но всё равно, цепляясь руками за камни, удалось вылезти на плиту и съехать с неё ещё раз, когда мимо проплывали наши страхующие. Выйти на берег также не составило труда – опять же помогла зона встречных течений в бочке. Более того, когда мы увидели, что Батон с Кириллом собираются сплавляться ещё раз, снова зашли в самую середину порога и скатились по водяной горке! Хоть так удалось получить удовольствие от общения с водой! И несмотря на её температуру всего в 11 градусов, в гидрокостюме было жарко!
Открыть во весь экран, 179 Kb
Но хорошего понемножку. Надо было отправляться в путь до Боровичей. На тайменях это заняло бы около полутора часов, но на катах время увеличилось до двух с лишним. Да ещё и погодные условия вскоре после отплытия резко ухудшились – подул сильный ветер, на некоторых плёсах становившийся встречным, и начался сильный ливень с грозой. Сразу вспомнились строки песни Юрия Шевчука: «Грянул майский гром, и веселье бурною пьянящею волной покатило – эй вставай-ка и попрыгай вслед за мной...»
Пару раз мы садились на мель, ещё чаще просто чертили пузом по камням, но от этого не осталось ни единого следа. Добравшись, наконец, до городского пляжа в Боровичах, мы поняли, что исчерпали весь запас времени. А это вновь попахивало опозданием на поезд... Вот так и ставятся рекорды. Через 7 минут катамаран был полностью разобран и сдут, а ещё через 15 почти все вещи были в рюкзаках. Но ещё больший рекорд поставили наши щукари – Батон и тётя Ася. Хоть они и причалили немного раньше (у подвесного моста), но успели ещё до нас дойти, помочь разобрать второй кат и помочь отнести вещи на вокзал. На поезд успели за 15 минут до отправления. И слава Богу, не хватало ещё, чтобы «проклятие Боровичей» повторилось ещё раз...
Теперь остаётся подвести итоги поездки. Считаю, что испытание катамаранов прошло успешно, пусть и не в таких суровых условиях, как предполагалось. Главное, мы почувствовали их надёжность. А ещё стало абсолютно очевидно, что «Патриот» на самом деле не четвёрка, а шестёрка, двойка же может использоваться, как полноценная четвёрка.
Обязательно хотелось бы вернуться с исследованием в Понеретку, но это уже тема для спелеопохода. А здесь спасибо всем: завхозу, поварам, гребцам, рулевым – всем участникам этого сплава!

20.05.2008
Вадим Тарелкин

Hosted by uCoz