ZunderCom - Полометь. Открытие водного сезона-2010

16 – 17 апреля 2010 года

Текст и фото: Анастасия Наумова

Открыть во весь экран
Апрель в этом году выдался на славу – теплый, солнечный! Весь снег сошел быстро, реки полноводные. Такой момент упускать не хочется, конечно, – пора открыть водный сезон. И вот 16 апреля на все выходные мы отправились на Валдай покорять речку Полометь. Иронией судьбы, это были самые холодные и дождливые дни в апреле. Силами Молодой компания собралась разношерстная, из 14 человек. Зундерком был представлен мной, Илюхой, Юлексом, дядей Игорем, Спортсменом и Танюхой с малышом (первый поход в два месяца – так-то!). Все мы поместились в старенький съемный автобус, вместе с вещами, судами и т.п. С песнями, знакомствами и просто разговорами ехали мы до лагеря. А еще отмечали день рожденья дяди Игоря! Под утро уснули, а добрались уж как светать начало. На полянке к тому времени стояло как минимум 4 лагеря с такими же туристами-водниками. В шесть утра под щебетание первых птиц мы разбили палатки и улеглись поспать. Представляю, как удивились наши соседи наутро!
Утро туманное, утро седое. Дождик моросит, постукивает по тенту палатки. Какое там сплавляться… вылезать из спальника не охота! Девчонки уже приготовили завтрак, чай горячий, ну вот и жить стало веселей. Начали собирать суда. Итого у нас было: два спортивных двухместных ката, щука-четверка и наш кат-Патриот. Маленькие каты уже собрали, в то время как Илюха со Спортсменом только нарубили необходимых бревен под каркас. Катюха забрала Виталика к себе в экипаж на кат-двушку, все суда погрузили на крышу автобуса. Наши соседи просекли это дело и к двум катам на крыше и щуке внутри прибавились два каяка, еще один катамаран и 4 человека. Все уехали на стартовую точку у деревеньки с названием Дворец, оставив меня, Илью, Юлю и д. Игоря собирать Патриота. Около трех часов дня мы, наконец, закончили сборы судна. Как раз к тому времени вернулся автобус, мы кое-как прилепили на крышу нашего великана – и айда во Дворец!
Вода, вода. Кругом вода… Под моросящим дождем мы оттолкнулись от берега. Идти надо было три часа. Никто из нашего бравого экипажа – ни Илюха, ни Юля, ни тем более я с дядей Игорем на реке Полометь не были и представления о ней не имели. Вообще река средних широт представлялась мне быстрой, но без сюрпризов. Да и в тех местах, где у нас начало и конец маршрута (лагерь) она олицетворяла собой шумную быструю речку среди низеньких берегов. «Как на Пре» – подумалось мне… «Как на Светлой» – говорили после сплава Илюха и Спортсмен. Сначала речка и вправду была похожа на Пру – вертлявая, но достаточно широкая, с постоянными поворотами, с наклонившимися к воде деревьями. На одном таком повороте под одно такое дерево нас засосало. Правый баллон уже начало затягивать под ствол, но мы вцепились в ветки, оттолкнулись и выбрались. А потом начались мелкие шиверы. Они так же сопровождались крутыми петляющими поворотами реки и преграждающими водный путь деревьями, приходилось на каждом повороте (а они там через 50-100 метров) усиленно выгребать. Берега стали круче, речка побежала среди высоких лесистых холмов. Да и шиверки стали побольше, да помощнее.

– Камней не видно? – спрашивал Илюха.

Камней пока не было, или их было не видно под мутной талой водой. И за очередным поворотом нас встретил большой песчаный обрыв наверху и пороги. По середине реки лежал большой такой булыжник, за ним правую половину реки загораживало поваленное бревно, за которым снова камни, бочка и резкий поворот налево. Слишком поздно открылся нам этот вид на препятствия, слишком долго маневрировал Патриот. В итоге мы сели все тем же правым баллоном на камень, нас развернуло поперек реки. Оно, наверное, и к лучшему. Обойди мы его – точно попали б под бревно. Место было не глубокое – чуть больше колена, поэтому мы решили вручную снять кат с камня и перетащить на левый берег. Так и сделали, передохнули, осмотрелись и двинулись в обход всех препятствий, держась левой стороны. Камни теперь попадались сплошь и рядом, весла постоянно о них стучались, и на очередном участке весло вылетело у капитана-Юльки из рук. Мы его тут же выловили, повезло. Потому что на другом участке Илюхино весло ушло в бочку и уже не выплыло. Пришлось отдавать ему свое. А речка никак не могла угомониться – повороты, шиверы, деревья… Приходилось постоянно «кланяться» под каждой веткой, пару раз Илюха катапультировался с ката, чтоб мы могли спокойно пройти под деревом. Мы с дядей Игорем время от времени передавали друг другу одно на двоих матросское весло. Уж день клонился к закату, три часа, как мы вышли на маршрут, а тот пешеходный подвесной мост – конец пути – так и не появлялся на горизонте. Причалили к берегу на более-менее спокойном участке отдохнуть, набраться сил перед последним рывком. Отчалили – и через два, ха-ха, поворота увидели мост и всю нашу братию на нем. Нас встречали смехом, криками «Ура!» и диву давались, как мы таким забавным экипажем прошли эту реку.
Открыть во весь экран
Уставшие, мокрые, голодные мы слопали готовый к нашему прибытию супчик. Илюха тут же вырубился спать, а мы еще немного попели песни у костра и сыграли один кон в мафию. В ночь был минус, весь сохнущий неопрен инеем покрылся, да к тому же ветер поднялся сильный, и без того не теплая погода испортилась. На следующий день решили не кататься второй раз, а побыстрей собраться и по светлому доехать до Москвы, ведь путь не близок.
Итого: боевое крещение порогами прошли мы с дядей Игорем и боевое крещение (первый поход) прошел маленький Илюшка! Ребенок, кстати, вел себя замечательно – крепко спал, не капризничал и дал мамочке отдохнуть и насладиться долгожданным походом! Апрель-2011 – однозначно Полометь, реванш!