По следам уходящего лета
Поход выходного дня по реке Воря (Клязьминская)
2 – 3 сентября 2023 года
Лето махнуло мокрым хвостом и унеслось в наши воспоминания. А мы, наступая ему на пятки, осмелились ухватить
первые тёплые выходные сентября и пройти двухдневный байдарочный маршрут по реке Воря, протекающей на северо-востоке Московской
области, идею которого любезно предложил Геннадич. Первоначально думали идти от верховьев реки до Красноармейска, но, сделав
поправку на уровень воды, решили сплавляться по низовьям.
Вопреки сложившейся традиции автомобильных забросок, добираться туда и обратно решили «по-старинке», как в
студенческие годы – на электричках. Благо, маршрут к этому располагает, соединяя две конечные станции: Красноармейск и Монино.
Не самым ранним субботним утром, собравшись на Ярославском вокзале впритык к отправлению электрички, наша небольшая Команда из
5 человек отправилась вместе с дачниками убегать от надвигавшегося на Москву дождевого фронта.
Когда на западе Столицы упали первые капли мелкого дождика, на тупиковом перроне Красноармейска нас встретила
дружелюбная кошка черепахового окраса. С неба светило по-летнему тёплое солнце, испаряя хвойные ароматы из примыкающего к станции
соснового бора. До воды не более пятисот метров. Нужно пройти в начало платформы, перебраться через пути и дальше по дороге дойти
до шоссе, где свернуть направо. Оставшуюся часть продуктов планировалось закупить в магазине Чижик, расположенном немного не доходя
моста. Но ужасный ассортимент не смог полностью удовлетворить даже наши скромные запросы, поэтому пришлось от стапеля делать вылазку
за мост, где находится целый конгломерат из более привычных торговых точек.
|
В качестве описания маршрута мы опирались на
отчёт 2015 года.
В соответствии с ним, стапель поначалу планировалось устроить в двухстах метрах ниже моста на мысу, у которого по спутниковой карте
Яндекса просматривались пляжи. В реальности все пляжи глухо заросли крапивой, сплетённой эхиноцистисом (в народе «бешеными огурцами»)
в жгучие непроходимые дебри высотой по пояс. Пришлось вернуться под мост, где будто специально для нас скосили траву. Место замусоренное,
но не до отвращения, поэтому на свежескошенном газоне в преддождевой испарине примерно за час удалось собраться.
|
Неширокая речка выглядела вполне чистой, с прозрачной водой и песчаным дном, глубиной немного выше колена.
Температура воды в 15 градусов намекала на её родниковое питание. Течение оказалось весьма шустрым и несло вперёд на скорости
около 3 км/ч. Первые метры идётся очень легко. По берегам всё те же заросли крапивы, приправленные медовым ароматом доцветающего
вьюна. Только ни одного удобного места для стапеля больше не попалось. Зато начались зажимы и завалы. Речка настолько узкая, что
нависающие кусты порой полностью накрывают её своими кронами, превращая в симпатичную водную аллею. Но некоторые из них падают в
воду, перегораживая русло и собирая многочисленный плавучий хлам: от безобидных палок до разнообразного нелицеприятного городского
мусора. Такие пейзажи вкупе с покосившимися заброшенными постройками по берегам создают реке отталкивающую репутацию. А если не
зацикливаться на мусоре, подобные завальчики лишь добавляют маршруту драйва, что разнообразит монотонную греблю и позитивно сказывается
на общем настроении группы.
|
Полноценный непроходимый завал нами был встречен только один – на окраине Красноармейска, да и тот мы благополучно
пропилили и растолкали, сумев, не выходя на берег, протиснуться между оставшимися крепко сидящими брёвнами. Все последующие удавалось
преодолевать через небольшие проходы, либо подлезая под нависшие стволы.
За Красноармейском берега обступают разнообразные садовые товарищества, появляются песчаные пляжи и автотуристы с
шашлыками. На одном из поворотов повстречался даже купающийся мужик. Дальше река немного расширяется, завалов становится значительно
меньше, что благоприятно сказывается на скорости движения. Течение всё такое же проворное. На правом берегу кукурузное поле, но
пробираться к нему пришлось также через заросли крапивы. Зато было добыто дополнение к утреннему рациону питания.
|
К 16 часам вытянутая с севера на юг туча, успевшая намочить Москву, достигла и нас. Почти незаметно начался
какой-то нелепый и неожиданно тёплый дождик, от которого даже куртку надевать не хотелось. Футболка высыхала быстрей, чем он её
успевал смачивать. Даже дворовый сиамский кот не торопился уходить с пригретого старого дивана на берегу, одним прищуренным глазом
наблюдая за происходящим на воде. Зато ласточек уже не видно и не слышно, а их разрушенные гнёзда в береговых склонах сделались
похожими на песчаные дольмены.
|
За деревней Лепёшки слева расположены очистные сооружения и сток воды в реку. Ничем не пахнет, но купаться
хочется ещё меньше. Полностью желание отбивает непонятный и явно совсем свежий слив в реку по канаве какой-то вонючей и мутной
воды с левобережных полей. Вода в реке на несколько километров становится цвета кофе с молоком. Такое место испортили, ведь после
насосной станции по высокому и обрывистому правому берегу тянутся весьма живописные сосновые леса, облюбованные туристами. Здесь
мы даже попали на детские соревнования по технике водного туризма на пластиковых каяках. Чтобы не мешать, сами прошли в стороне от
ворот, наблюдая, как будущие водники штурмуют быстрый и мутный поток против течения. Давно мечтал поприсутствовать на подобном
мероприятии, а тут даже с воды его довелось увидеть.
|
Несмотря на мнимую дикость мест, здесь отчётливо слышен гул проходящего всего в километре Малого Бетонного
Кольца (А-107), дополняющего с недавнего времени более крупную магистраль – ЦКАД. Но речка к нему не торопится, несколько километров
извиваясь вдоль трассы. Приближение к пересечению заметно по вышкам сотовой связи, а сам мост оказался удобен в качестве укрытия от
дождя на время небольшого обеда. К тому же, под ним намного чище, чем в городской черте.
После ЦКАД Воря отделяет поле слева от леса справа. Населёнка начинается лишь через несколько километров селом
Каблуково, к которому река подходит несколько раз, делая крутые излучины. На одной из таких длинных и узких петель, похожих на язык,
строится база отдыха. Над берегами ярким маяком высится белая Спасская церковь.
После моста Фряновского шоссе нужно было любой ценой найти оборудованный родник. Требовался запас питьевой воды
на ужин и завтрак, а мы, понадеявшись на обозначенные повсюду родники, которые так и не нашли, не стали брать с собой воду в магазине.
Источник называется Чистый, расположен на правом берегу у ДНТ Сутоки почти сразу за усадьбой модельера Вячеслава Зайцева. Родничок
удобный с несколькими трубками, вода холодная и вкусная. Пройти мимо можно только с закрытыми глазами и в наушниках.
Около деревни Сукманиха в одном из расширений с островком на кустах висит деревянная стрелка, указывающая, что
нужно идти в левую протоку, где шумит приятный и глубокий перекат. За ним есть широкое улово, откуда можно фотографировать другие
экипажи.
|
Из-за пасмурной погоды завершение и без того короткого светового дня превратилось в долгие сырые сумерки. До
запланированного места ночёвки напротив СНТ Клюквенное оставалось ещё больше 5 километров, поэтому мы с Серёгой решили рвануть вперёд,
чтобы попытаться успеть до места засветло и начать ставить лагерь. Но сумерки сгущались намного быстрее, вдобавок над водой навис слой
тумана, ещё сильнее ухудшая видимость. Уже почти не разбирая, куда идти, мы проскочили остатки Мишневской плотины. К счастью, проход в
ней оказался чистым. Поэтому примерно через километр, напротив СНТ Дачный-1, когда справа возник большой песчаный пляж и обширная поляна
под ивовыми кустами, раздумывать не пришлось – выбросились на берег и начали искать дрова, пока ещё не требовался фонарик. Это оказалось
единственно верным решением, так как запланированное место по темноте мы просто не нашли бы.
|
|
Когда добрались Геннадич и Виталик с Томой, совсем стемнело, но зато светил наш разгорающийся костёр. Постепенно
поляна приобретала уютные черты и в темноте казалась уединённой, если б не дорога, проходящая по краю противоположного берега. Зато на
нашей стороне в дождик гостей не было. Поужинав, из-за непривычной усталости и раннего подъёма все почти сразу разбрелись по палаткам.
Спалось удивительно хорошо. Из-за облаков ночная температура не опустилась ниже 17 градусов, отчего было немного жарковато. Дождик на
ночь угомонился, возобновившись около семи часов утра.
Без лишней спешки, почти одновременно выбравшись из палаток в районе девяти, все обитатели лагеря выглядели
отдохнувшими и готовыми с варёной кукурузой в руках под песню Михаила Шуфутинского «3 сентября» к новым подвигам в виде второй половины
маршрута. К десяти дождик полностью вылился, а сквозь серые облака стала проглядывать заманчивая синева чистого неба. После завтрака к
мысу стали один за другим причаливать сап-бордисты. Когда же они сплавлялись, если уже финишируют? Зато у нас сегодня всё только начиналось,
и пора было отправляться в путь.
|
Первым делом хотелось увидеть то место, до которого не смогли дойти вечером. Даже сегодня при хорошем свете мы до
него добрались минут за сорок. После деревень Мишнево и Кармолино речка под прямым углом поворачивает на юг и ныряет в лесную долину.
На высоких берегах начинается хвойный лес с примесью дуба, а также берёз, которые постепенно начинают золотить свои длинные лёгкие
пряди ветвей. Не зная, где высаживаться, в сумерках место стоянки точно не найти! Ориентиром может служить локальный разлив реки под
названием Омут Шум, сразу за которым на левом берегу после раскидистых берёз есть небольшой прогал и крутой глинистый спуск. Расположен
он, не доходя примерно сто метров до впадения слева небольшого ручейка.
|
Первый раз мы это место проскочили и высадились по бобровой тропе в заросли крапивы к свежеподгрызанной осине.
Пришлось вернуться, и уж тогда, выбравшись на крутой берег, стало ясно, что это тот самый выход. С байдарками туда подниматься в ночи
под дождём было бы весёлым развлечением! Наверху грунтовая дорога, от неё тропинка через луг к ельнику, на окраине которого удобные
места с костровищами. На лугу самодеятельное футбольное поле с берёзовыми палками вместо ворот. Вглубь леса ныряет тропинка. Там темно
и сыро, течёт ручеёк, подлеска почти нет, много всевозможных грибов: один белый, остальные – несъедобные. Место на этом маршруте
действительно самое живописное и уединённое, которое заслуживает, чтобы там остаться на ночёвку. Стоя на высоком берегу под тенью мощной
берёзы, впервые на реке чувствуешь себя в окружении природы. Очень жалею, что не получилось у нас в начале первого дня собраться с силами
и вовремя догрести до запланированного места.
|
Дальше речка понемногу возвращается к населёнке, но всё же лесов по берегам остаётся намного больше, чем на первой
половине маршрута. К этому моменту распогодилось, окончательно расчистив небо от остатков вчерашнего дождевого фронта. Под тёплым солнцем
третье сентября казалось ещё вполне летним деньком. На высоком левом берегу между Мизиново и ДНТ Авиатор из леса сочатся тонкие струйки
родничков. Можно пополнить запасы, только нам они уже не столь актуальны, как вчера – маршрут подходил к завершению, и вода для готовки
не требовалась.
У подвесного моста, соединяющего Мизиново и Громково, пришлось преодолевать неожиданный завал, образовавшийся в узкой
протоке разделённой островом реки. Но и тут удалось обойтись без обноса, растолкав несколько брёвен и ювелирно втиснувшись между правым
берегом и лежащей в воде корягой, потратив на прохождение вместе с осмотром не более двадцати минут.
Перед Щёлковским шоссе, мост которого не заставляет себя ждать вскоре после правобережной дамбы с целой артелью
рыбаков в Медном-Власово, Воря вновь ненадолго погружается в лесной массив. Берега местами обрывистые, а частые песчаные пляжики манят
остановиться на разминку и перекус.
Вторым маяком на всём маршруте слева высится ослепительно-белая колокольня Николо-Бирлюковской пустыни в селе Бирлюки,
сначала встречая своим стройным силуэтом, а затем долго провожая вниз по течению. При этом, по правому берегу всё ещё тянется плотный лес,
в котором теоретически, можно найти стоянку. Правда, учитывая расстояние до финиша, это лишь теоретическая возможность.
После крупных ЛЭП, пересекающих реку, населёнка вокруг начинает сгущаться. Сначала обступают коттеджные посёлки с
дачами усадебного вида, а когда из-за поворота показываются многоэтажки, Воря неспешно вливается в ещё более мутную Клязьму. По ней нужно
пройти около 3 километров до автомобильного моста. Сделав петлю вокруг окраинных построек с разбитой советской техникой, мы упёрлись в
высокий бетонный мост, с трёх сторон заросший кустами. Финиш. Разбираем лодки и вещи на скошенной траве, но просушить уже не успеваем,
потому что солнце скрылось за деревьями и стремительно клонится к горизонту.
|
Отсюда до станции Монино около 2,5 километров, поэтому, выбравшись из-под моста и перейдя через шоссе на автобусную
остановку, садимся в пустую маршрутку, добравшись до станции на «личном» транспорте. Дальше электричка через сумерки на Ярославский вокзал
к привычной жизни. А Воря теперь не просто название речки в Московской области, а пройденный маршрут, который вполне заслуживает посещения
и очень удобен для таких непродолжительных сплавов.
20.09.2023
|